Основные принципы и способы обеспечения безопасности труда мед.работников.

1. Ориентирующие принципы представляют собой основополагающие идеи, служащие методологической и информационной базой.

2. Технические принципы направлены на непосредственное предотвращение действия опасных факторов и основаны на использовании физических законов.

3. Организационные принципы реализуют положения научной организации труда.

4. Управленческие принципы определяют взаимосвязь и отношения между отдельными стадиями и этапами обеспечения безопасности.

. Трудоправовые способы закреплены в трудовом законодательстве, а также в иных нормативных актах, регулирующих трудовые отношения.

Подразделяются на общие и специальные.

Общие применяются ко всем работникам независимо от отрасли, в которой они трудятся.

Специальные способы компенсации устанавливаются только для определенных групп работников. Применительно к медицинским работникам это:

- сокращенная продолжительность рабочего дня;

- предоставление дополнительного отпуска;

- проведение обязательных медосмотров;

- установление надбавок к заработной плате за специфические условия труда.

2. Социально-правовые способы:

а) обязательное социальное страхование;

б) обязательное государственное страхование;

в) социальное обеспечение за счет ассигнований из федерального бюджета, которое устанавливает право работников системы здравоохранения, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, на получение государственных единовременных пособий в случае заражения данным вирусом при исполнении своих служебных обязанностей;

г) государственная социальная помощь.

. Гражданско-правовые способы защиты от профессионального риска

4. Превентивные (предупредительные). Это - проведение предварительных и периодических медицинских осмотров, обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, предоставление лечебно-профилактического питания, организация обучения и проверки знаний по охране труда и т.д.

5. Компенсационные способы защиты медицинских работников направлены на возмещение утраченного заработка или иного трудового дохода. Компенсация утраченного заработка происходит в виде денежных выплат (пенсии, пособия) или натуральных услуг (санаторно-курортное лечение

Требования безопасности при эксплуатации УЗИ аппаратов, физиотерапевтических приборов.

Основные требования безопасности при эксплуатации ультразвуковых медицинских аппаратов определены ГОСТом 12.1.001.89 «Система стандартов безопасности труда. Ультразвук. Общие требования безопасности», утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 29 декабря 1989г. №4213, СанПин 2.2.4/2.1.8.582-96 «Гигиенические требования при работах с источниками воздушного и контактного ультразвука промышленного, медицинского и бытового назначения».
На персонал, работающий с ультразвуковым диагностическим прибором, возможно воздействие опасных и вредных производственных факторов:
- повышенный уровень ультразвука;
- повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может пройти через тело человека;
- неудобная рабочая поза в положении сидя.
Допустимые уровни ультразвука в зонах контакта рук врача-оператора с рабочими органами прибора не должны превышать 110 Дб.
В помещении для диагностических исследований должны поддерживаться следующие параметры микроклимата:
- температура воздуха +22º С;
- относительная влажность 40-60%.
Запрещается размещение кабинетов ультразвуковой диагностики в подвалах и цокольных помещениях.
Помещение должно иметь естественное и искусственное помещение, раковину с холодной и горячей водой, общеобменную приточно-вытяжную систему вентиляции.
Рабочее место оператора должно быть организовано так, чтобы максимально ограничить возможное влияние ультразвука при контактной передаче и снизить влияние неблагоприятных сопутствующих факторов производственной среды.



 

Рабочие места операторов должны быть по возможности фиксированы, огорожены ширмами для создания световой и звуковой тени.
При систематической работе с контактным ультразвуком в течение более 50% рабочего времени через каждые полтора часа необходимо устраивать 15-минутные перерывы, в которые можно заниматься работой, несвязанной с ультразвуком.
Непосредственный контакт рук персонала со средой, в которой возбуждены ультразвуковые колебания, необходимо исключить при помощи следующих мер: при проведении ультразвуковых процедур персонал обязан работать в перчатках из хлопчатобумажной ткани, при проведении подводных ультразвуковых процедур следует поверх хлопчатобумажных перчаток надеть резиновые.
Запрещается при включенном аппарате касаться рабочей части ультразвукового излучателя.
При проведении исследований пациенты не должны прикасаться к прибору.
Для профилактики профзаболеваний в перерыве между процедурами врачам, занятым на аппаратах ультразвуковой диагностики, рекомендуется устраивать в течение рабочей смены два 10-минутных перерыва для проведения комплекса гимнастических упражнений, физиотерапевтических процедур и т.д.
При изменении функций прибора, его поломке прибор необходимо отключить и пригласить специалиста обслуживающей организации.
Не допускается соприкосновение незащищенных рук со сканирующей поверхностью работающего ультразвукового датчика.
При работе с ультразвуковым прибором запрещается: - модифицировать прибор, внося в него какие-либо изменения;
- регулировать (изменять) настройку ручек контроля или переключатели, за исключением тех. Что оговорены инструкцией по эксплуатации;
- подключать к прибору электрические или механические устройства, не оговоренные инструкцией по эксплуатации без приглашения специалиста фирмы-поставщика;
- заменять датчики при включенном в сеть приборе, перегибать и растягивать кабели датчиков;
- пользоваться минеральным маслом или лосьоном вместо специального ультразвукового геля;
- оставлять гель на датчиках после проведения исследования предыдущего пациента. Необходимо дезинфицировать датчик после каждого пациента во избежание передачи инфекции.
Запрещается пользоваться прибором:
- при температуре окружающего воздуха ниже -10º С или выше +40º С;
- при атмосферном давлении ниже 7- кПа;
- при воздействии на прибор токсического газа, пара, водяных и масляных брызг, пыли, вибрации, при перепадах напряжения сети во время работы;
- при воздействии прямых солнечных лучей.
При аварии персонал обязан:
- при аварии в системе электроснабжения отключить главный сетевой рубильник в помещении и вызвать дежурного электромонтера;
- при поражении человека электрическим током и иных травмах оказать первую медицинскую помощь и по показаниям госпитализировать пострадавшего;
- при поломке коммуникационных систем, препятствующих выполнению медицинских процедур, прекратить работу до ликвидации аварии и сообщить руководителю подразделения.

Требования безопасности при работе в структурных подразделениях мед.организаций.Охрана труда при эксплуатации отделений лучевой и диагностики и

Терапии

Наши рекомендации