ПРИЗНАКИ КЛАССИФИКАЦИИ ПРИРОДНЫХ ПОЖАРОВ? Для лесного хозяйства разработана следующая классификация пожаров

· Верховые (слабые, средние, сильные)

· Низовые (слабые, средние, сильные)

· Подземные и подстилочные (слабые, средние, сильные)

Лесные пожары могут быть беглыми (при высокой скорости ветра) и устойчивыми.

Верховой пожар.При верховом пожаре горят кроны деревьев. Верховые пожары, так же как и низовые, подразделяется на беглые и устойчивые. При беглом верховом пожаре огонь быстро распространяется по кронам деревьев в направлении ветра, а при устойчивом (повальном) – огонь распространяется по всему древостою: от подстилки до крон. Горят отдельные деревья и куртины. Возникновение и развитие верховых пожаров происходит от перехода огня низовых пожаров на кроны хвойных древостоев с низкоопущенными ветвями, в многоярусных с обильным подростом насаждениях, молодняках, а также в горных лесах. Скорость верховых пожаров: устойчивого – 300…1500 м/ч (5…25 м/мин), беглого – 4500 м/ч и более (75 м/мин и более).
Верховым пожарам наиболее подвержены хвойные молодняки, заросли кедрового стланика и дуба кустарниковой формы (весной при наличии сухих прошлогодних листьев), в горных лесах – все хвойные насаждения в верхней части крутых склонов (более 25о) и на перевалах. Возникновению верховых пожаров в значительной степени способствуют засухи и сильные ветры.

Низовой пожар.При низовом пожаре горит лесной опад, состоящий из мелких ветвей, коры, хвои, листьев; лесная подстилка, сухая трава; живой напочвенный покров из трав, мхов, мелкий подрост и кора в нижней части древесных стволов.
По скорости распространения огня и характеру горения низовые пожары характеризуются как беглые и устойчивые.

Травяные пожары (сельхозпалы).Отдельно стоит рассматривать травяные пожары (сельскохозяйственные палы) - сжигание сухой травы на сельскохозяйственных угодьях, лугах и пастбищах, в долинах рек. Обычно травяные пожары возникают в весенний период. При травяных палах горит прошлогодняя сухая трава и стерня, оставленная в поле. Скорость распространения пожара зависит от скорости ветра.
При сильном пожаре огонь двигается быстро и бегло. Часто в увлажнённых местах часть травы остаётся нетронутой огнём, а отдельные куртины - непрогоревшими. При слабом ветре - скорость распространения значительно меньше. При этом выгорает вся сухая трава. Высота пламени от нескольких сантиметров на стерне до 1 - 1,5 м на залежи. До 3- 5 м при горении тростника.
Травяные пожары – основная причина возникновения значительно более разрушительных пожаров в лесах и на торфяниках.

Почвенный пожар.Почвенный пожар развивается в результате “заглубления” огня низового пожара в подстилку и торфяной слой почвы.
Почвенные пожары подразделяются на подстилочно-гумусный, при котором горение распространяется на всю толщину лесной подстилки и гумусного слоя, и подземный или торфяной при котором горение распространяется по торфянистому горизонту почвы или торфяной залежи под слоем лесной почвы. При таком пожаре сгорают корни, деревья вываливаются и падают, как правило вершинами к центру пожара. Пожарище в большинстве случаев имеет круглую или овальную форму. Скорость распространения огня незначительна – от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров в сутки.

3. КЛАССИФИКАЦИЯ КАТАСТРОФ ПО ХАРАКТЕРУ ИСТОЧНИКА.В России применяется базовая классификация ЧС, построенная по типам и видам чрезвычайных событий, инициирующих чрезвычайные ситуации:

· Чрезвычайные ситуации техногенного характера

· Чрезвычайные ситуации природного характера

· Чрезвычайные ситуации экологического характера

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ

АНТРОПОГЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ
Транспортные аварии Аварии на промышленных объектах Водохозяйственные аварии Аварии на системах жизнеобеспечения Аварии на взрыво- и пожароопасных объектах ЧС, связанные с изменением состояния гидросфер Геологические опасные явления Гидрометеорологические и гелиофизические опасные явления Природные пожары Особо опасные эпидемии ЧС, связанные с изменением состояния и свойств атмосферы ЧС, связанные с изменением состояния животного и растительного мира

4. В КАКИХ ГОРОДАХ СОЗДАНЫ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ РСЧС?Всего в составе МЧС России имеется 9 региональных центров (РЦ) по делам ГОЧС в городах Москва (Центральный РЦ) , Санкт-Петербург (Северо-Западный РЦ) , Ростов-на-Дону (Северо-Кавказский РЦ) , Самара (Приволжский РЦ) , Екатеринбург (Уральский РЦ) , Новосибирск (Западно-Сибирский РЦ) , Красноярск (Восточно-Сибирский РЦ) , Чита (Забайкальский РЦ) и Хабаровск (Дальневосточный РЦ) .
В состав поисково-спасательной службы (ПСС) МЧС России сегодня входят 6 региональных поисково-спасательных отрядов (ПСО) , 24 филиала (11 поиска и спасания на водных объектах) , ПСО по Калининградской области, Байкальский ПСО, отряд «Центроспас» (филиал в Туапсе) , ФГУ «Госакваспас» (филиалы в Балтийске, Геленджике и Корсакове) .

Штатная численность поисково-спасательных формирований МЧС России составляет 3758 человек, из которых 1565 - аттестованные спасатели (50%).

Штатная численность аварийно-спасательных формирований, содержащихся за счет субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и иных источников финансирования, составляет 9311 человек, из которых 5106 - аттестованные спасатели (55%).

5. МЕДИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАТАСТРОФ НА ТРАНСПОРТЕ: КЛАССИФИКАЦИЯ, ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ В ОЧАГЕ И СОСТОЯНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ИХ ВОЗДЕЙСТВИИ НА ЧЕЛОВЕКА.Транспортные аварии и катастрофы являются причиной наибольшего числа потерь населения в мирное время. По данным ООН они уносят в год более 200 тыс. жизней и около 1 млн. раненых. Чаще всего транспортные аварии возни­кают при перевозке опасных грузов. Так, по данным МЧС, более 12 тыс. наимено­ваний продукции промышленности и сельского хозяйства перевозятся по же­лезным и автомобильным дорогам, воз­душными путями.

Транспортные аварии и катастрофы подразделяются на автомобильные, воз­душные, железнодорожные и водные. На долю железнодорожного транспорта при­ходится около 50% грузовых перевозок, автомобильного - 39%, внутреннего вод­ного - 8%, морского - 3%. Перевозятся грузы в ящиках, бочках, баллонах, короб­ках, кулях, мешках, контейнерах (кирпич, цемент, минеральные удобрения, карто­фель), цистернах и бункерах.

На долю «человеческого» фактора в структуре причин автотранспортных аварий приходится свыше 70% аварий. При этом у пораженных помимо травм часто наблюдаются ожоги и отравления. Автомобильные аварии, катастрофы встречаются чаще и являются причиной наибольшего числа санитарных (раненые) и безвозмездных (погибшие) потерь.

6. Каковы основные функции РСЧС?Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

— разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

— обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

— организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей;

— прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

— создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— ликвидация чрезвычайных ситуаций;

— осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

— реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

— международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

7. Первичная медицинская карточка. Порядок заполнения ПМК. Первичная медицинская карточка — это документ, оформляемый по результатам медицинской сортировки на первом этапе медицинской эвакуации. Целью оформления данной карточки является обеспечение преемственности медицинской информации между различными этапами медицинской эвакуации.

Она заводится только на пострадавших, нуждающихся в дальнейшей эвакуации, на прочих лиц она не заводится. Заполненная медицинская карточка приобретает юридическую значимость, поскольку подтверждает факт поражения пострадавшего и даёт ему право быть эвакуированным в тыл.

В первичной медицинской карточке различают лицевую и оборотную сторону, также в ней можно выделить основную часть и корешок.

По бокам основной части есть цветные сигнальные полосы, которые нужно отрывать, или оставлять, если есть показания. Например, сверху есть красная полоса с надписью «неотложная помощь», которая оставляется в случае, если пострадавший нуждается в оказании неотложной хирургической помощи (соответственно после того, как её окажут, полосу отрывают), слева — чёрная полоса «Изоляция», её оставляют при наличии у пострадавшего инфекционных заболеваний и/или психических расстройств, так как они нуждаются в изоляции, снизу — синяя полоса «Радиационное поражение» — что её оставляют при радиационном поражении пострадавшего, а сигнализирует она о том, что нужно принять комплекс мер по лечению лучевой болезни, справа — жёлтая полоса «санитарная обработка» — указывает на необходимость проведения санитарной обработки раненого, больного или поражённого.

Первичная медицинская карточка заполняется врачом на первом этапе медицинской эвакуации или непосредственно в очаге поражения, заполняется и основная часть, и корешок: фиксируются паспортные данные пострадавшего, отмечается вид поражающего оружия, локализация поражения, диагноз, объём оказанных медицинских услуг, эвакуационные характеристики, завершается оформление первичной медицинской карточки личной подписью врача.

После оформления от ПМК отрезается корешок, который остаётся на первом этапе медицинской эвакуации для оформления отчетной документации, а основная часть подлежит дальнейшей эвакуации вместе с пострадавшим. Также отрезают цветные сигнальные полосы, оставляя только те, по которым есть показания.

8. КЛАССИФИКАЦИЯ КАТАСТРОФ ПО КОЛИЧЕСТВУ ЛЮДЕЙ, ПОСТРАДАВШИХ В НЕЙ И ПО РАЗМЕРАМ НАНЕСЕННОГО УЩЕРБА.По источникам возникновения чрезвычайные ситуации делятся на природные, техногенные и биолого-социальные.В свою очередь природные, техногенные и биолого-социальные чрезвычайные ситуации классифицируются по опасным природным явлениям, опасным техногенным событиям и опасным биологическим проявлениям. Эти классификации важны для практических целей и служат основой при определении общего содержания и объема мер по противодействию различным опасным явлениям и событиям, планировании деятельности в этой области и т. д.

Класс (уровень) ЧС Пострадало, чел. Нарушены условия жизни, чел. Материальный ущерб, тыс. МРОТ руб. Граница действия поражающих факторов в пределах
Объективные (локальные) Менее 10 Менее 100 Менее 1 1 объекта
Местные 10-50 100-300 1-5 Района, города, населенного пункта
Территориальные Более 50 300-500 5-500 Субъекта РФ
Региональные 50-500 500-5000 500-5 000 Двух субъектов РФ
Федеральные Более 500 Более 1000 Более 5 000 Более двух субъектов РФ
Трансграничные - - - За пределами РФ

Наши рекомендации