Расстановка: Идентификация с одним из членов семьи противоположного пола

Б.Х. (Даниэлю): Сейчас займемся твоим случаем. Во время перерыва ты уже сообщил мне некоторые подробности о твоей проблеме. Для са­мой расстановки мне надо знать только самые основные факты, характе­ризующие семью. Больше ничего. Твои родители состоят в браке?

Даниэль: Да.

Б.Х.: Сколько у них детей?

Даниэль: Три сына.

Б.Х.: Был ли кто-то из твоих родителей до брака друг с другом женат или имел любовную связь с кем-то?

Даниэль: Нет.

Б.Х.: Происходило ли раньше что-то особенное в родительских семь­ях твоих родителей?

Даниэль: Мать моего отца умерла от рака.

Б.Х.: Сколько ей тогда было лет?

Даниэль: Шестьдесят или шестьдесят пять лет

Б.Х.: Тогда это не очень важно с точки зрения семейно-системной ситуации. Умер ли кто-то в твоей семье при родах?

Даниэль: Я думаю, что один ребенок родился мертвым.

Б.Х.: Чей ребенок?

Даниэль: Моей матери, но я не уверен.

Б.Х.: Значит, возможно, что этот ребенок был твоим братом или сес­трой?

Даниэль: Да, правильно.

Б.Х.: Этот ребенок был девочкой или мальчиком?

Даниэль: Я не знаю.

Б.Х.: А кем этот ребенок представляется тебе, когда ты о нем думаешь — девочкой или мальчиком?

Даниэль: Я бы сказал, что девочкой.

Б.Х.: Я тоже так думаю. Ты старший сын?

Даниэль: Нет, самый младший, третий.

Б.Х.: А мертворожденный ребенок был старше или младше тебя?

Даниэль: Старше.

Б.Х.: Значит, ты предполагаешь, что эта мертворожденная сестра ро­дилась прямо до тебя?

Даниэль: Я думаю, что да.

Б.Х.: Хорошо, давай расставим эту систему. Самые важные данные для этого у нас есть. Мертворожденного ребенка мы потом прибавим к констелляции

Расстановка: Идентификация с одним из членов семьи противоположного пола - student2.ru

Расстановка: Идентификация с одним из членов семьи противоположного пола - student2.ru

 
 

Расстановка: Идентификация с одним из членов семьи противоположного пола - student2.ru

Расстановка: Идентификация с одним из членов семьи противоположного пола - student2.ru

Рис. 28.1:

О - отец; М - мать; 1 — первый ребенок, сын; 2 — второй ребенок, сын; 4 —

четвертый ребенок (Даниэль).

Б.Х.: Как чувствует себя отец?

Отец: Я только что спросил себя: что такого случилось в нашей се­мье, из-за чего старший сын ушел. Моя жена стоит между мной и нашим вторым сыном, так что я не могу его видеть, но мне хотелось бы, чтобы у нас с ним был контакт.

Б.Х.: Как чувствует себя мать?

Мать: Я немного растеряна. Я не вижу ни своего мужа, ни первого, ни второго ребенка. Только младший сын находится в моем поле зрения.

Б.Х.: Как чувствует себя старший сын?

Первый ребенок: Позади себя ощущаю что-то сильное и ужасное. Кро­ме своих родителей я ничего не воспринимаю, но даже их я вижу только краем глаза.

Б.Х.: Как чувствует себя второй сын?

Второй ребенок: Мне очень хочется следовать за старшим братом.

Б.Х. (участнику, играющему роль Даниэля): Как чувствует себя самый младший сын?

Четвертый ребенок: Это место слишком близко к матери. Я бы пред­почел стоять вместе со своими братьями.

Б.Х. (Даниэлю): Теперь поставь свою мертворожденную сестру в кон­стелляцию. Сделай это спонтанно, следуя своим чувствам!

Б.Х.: Что изменилось у самого младшего сына?

Четвертый ребенок: Я очень боюсь. Она слишком близко ко мне, и в этом для меня есть опасность.

Расстановка: Идентификация с одним из членов семьи противоположного пола - student2.ru

Расстановка: Идентификация с одним из членов семьи противоположного пола - student2.ru

Рис. 28.2:

+ 3 — третий ребенок, дочь.

Б.Х.: Как чувствует себя сестра?

Третий ребенок: У меня такое впечатление, будто я здесь совсем чужая... Б.Х.: Как сейчас чувствуют себя родители? Мать: Мне нравится, что наша дочь здесь.

Отец: Чувствую, что к системе добавилось что-то новое, но основ­ная ситуация не изменилась.

Б.Х. (Даниэлю): Ты позволишь мне сказать несколько слов о твоей ситуации?

(Даниэль согласно кивает.)

Б.Х. (группе): Во время перерыва Даниэль мне сказал, что чувствует себя так, будто разделен на две части, и не может точно определить свою половую идентичность, т. е. не знает, кто он — мужчина или женщина. Такое наблюдается в семьях, где сын замещает дочь, не получившую сво­его места в семейной группе. Такова ситуация и у Даниэля. Проблема разрешится, когда умершая дочь получит свое место близко к родителям.

(Участнице, играющей роль мертворожденной девочки): Садись на пол прямо перед родителями и обопрись на них!

(Б.Х. ставит мать слева от отца и предлагает родителям положить руки на голову ребенка. Потом расставляет братьев по возрасту напротив ро­дителей.)

Расстановка: Идентификация с одним из членов семьи противоположного пола - student2.ru

Рис. 28.3

Б.Х.: Как все сейчас чувствуют себя?

Отец: Я чувствую себя гордым отцом!

Мать: Эта констелляция мне подходит.

Б.Х.: Как сейчас чувствует себя младший сын?

Четвертый ребенок: Больше не чувствую никакой внутренней напря­женности. Сейчас констелляция соответствует правильной динамике сил.

(Родители улыбаются друг другу.)

Б.Х. (группе): Благодаря такой констелляции младший сын освобож­дается от необходимости идентифицироваться с сестрой. После того как мертворожденный ребенок получил место, на которое он имел право в семейной системе, брат как будто стал самим собой и больше не должен играть роль другого лица, в данном случае сестры.

(Сестре): Как чувствует себя девочка там, на полу?

Третий ребенок: Мое настоящее место — здесь.

Б.Х.: Точно!

(Даниэлю): Ты хочешь встать на свое место в констелляции?

(Даниэль занимает свое место в картине.)

Б.Х.: Как чувствуют себя остальные братья?

Первый ребенок: Прекрасно.

(Братья улыбаются друг другу.)

Б.Х.: Хорошо. Нашли решение для Даниэля.

Наши рекомендации