Как помочь членам семьи, совершившим сексуальное совращение ребенка

Бригитта: Как должен действовать терапевт, если к нему обращает­ся человек, совершивший сексуальное совращение ребенка?

Б.Х.: Я лично говорил бы с таким клиентом с глазу на глаз и поста­рался обеспечить, чтобы ничто не мешало этой беседе. Я бы начал тера­пию с вопроса о том, знает ли он способ, при помощи которого жертва могла бы освободиться от него и от того, что случилось между ними, — способ, который помог бы снять негативный эффект испытанного страдания и его последствий. После такого вопроса клиенту больше не нуж­но защищаться и он готов к сотрудничеству с терапевтом. Работа должна начаться с того, что клиент сожалеет о случившемся и страдает. Такое страдание представляет собой прежде всего внутренний процесс. Иногда рекомендуется, чтобы пациент сказал непосредственно ребенку-жертве, что сожалеет о содеянном. Это всегда оказывает облегчающее воздействие на ребенка и помогает ему больше, чем уголовное наказание человека, совершившего сексуальное совращение.

Мужчина, совершивший сексуальное совращение ребенка, не дол­жен ни объяснять ему свое поведение, ни оправдывать, ни приукраши­вать или проклинать его. Кроме того, он не должен признаваться в своей вине ребенку-жертве, что дало бы ему возможность просить прощения или дать своей жертве понять, что ждет или требует от нее того, что при­несло бы ему облегчение. Это было бы излишним давлением на ребенка и только усилило бы связь между ними. То же самое относится и к мате­ри-укрывательнице .

Но как бы то ни было, и виновные родители остаются родителями в том смысле, что сохраняют свое системное превосходство перед детьми. Следовательно, нельзя устраивать открытых дискуссий между такими родителями и ребенком, а также в присутствии третьего лица, например, терапевта. Это унижает не только родителей в глазах ребенка, но и само­го ребенка, несмотря на кажущуюся позитивность такого метода. Пере­живание унижения родителей ребенок испытывает как их потерю.

В случае уголовного процесса я советую лицам, совершившим сексу­альное совращение ребенка, принять наказание, не стараясь прибегнуть к помощи юридических уверток или психологических экспертиз. Толь­ко согласие с наказанием позволит такому лицу вернуть свое человечес­кое достоинство.

Часто мужчины, совершившие сексуальное совращение ребенка, кро­ме юридического наказания, подвергаются и публичной травле. Бывают случаи, когда подозревают невиновных, которые не имеют возможности защититься, так как уже само подозрение действует как искра, попавшая и сено. Для таких людей я расскажу одну небольшую историю.

Сдержанность

Известный психолог, прочитавший терапевтической конференции доклад о женском аспекте реальности, был просто атакован не­сколькими молодыми женщинами. Они придерживались мнения, что несправедливость по отношению к женщинам распространена и по сей день, поэтому с его стороны просто дерзость осмелиться об­суждать подобную тему в присутствии женщин. Психолог, сделавший доклад, имея самые лучшие намерения, почув­ствовал, что сейчас к нему относятся несправедливо и просто за­гоняют в угол, а он не может привести никаких противоположных доказательств в ответ.

После дискуссии он задумался о том, что сделал неправильно. Сна­чала он обсудил все со своими коллегами, а потом решил спросить совета у одного мудрого человека.

Человек сказал ему: «Эти молодые женщины поступили правильно. Как ты сам заметил, им нетрудно добиться своего в противосто­янии с мужчинами, и можно предположить, что сами они не пережи­вали несправедливости со стороны мужчин. Однако они впитали всю несправедливость, доставшуюся на долю других женщин так, словно испытали ее сами. Подобно омеле*, получающей силу от другого растения, они получают свою энергию от того, что испы­тали другие женщины. Поэтому они не имеют большого веса в гла­зах мужчин и могут получить любовь только от людей своего пола. Тем не менее подобным способом они помогают тем женщинам, которые придут после них, и пожнут плоды, посеянные ими». «Все это меня не интересует, — ответил психолог. — Я только хочу знать, что мне делать, если подобная ситуация снова возник­нет».

«Поступай так, как поступил бы тот, кого гроза застала в откры­том поле. Он постарался бы найти укрытие и подождать, пока она не закончится. Тогда он сможет снова выйти наружу и радоваться хорошей погоде и свежему воздуху».

Когда психолог снова встретился со своими коллегами, они спроси­ли его, что посоветовал этот человек.

«Ах, — ответил тот, — я точно не помню, но мне кажется, он считает, что во время грозы мне нужно почаще выходить на све­жий воздух».

*0мела — паразитическое растение, которое питается, укрепляясь корнями в коре деревьев. — Примеч. переводчика.

Негодование

Б.Х.: Терапевт, который, вместо того чтобы передать клиента, со­вершившего сексуальное совращение ребенка, в руки правосудия, ста­рается указать и ему, и его жертве путь, ведущий в безопасное будущее, для того чтобы исправить негативные энергии страдания и вины, иног­да становится мишенью для негодования и возмущения. Ведь негодую­щие считают себя поборниками некоего нравственного закона, будь то заповеди Моисея, Христа, законы Неба, «естественные моральные за­коны», законы, господствующие внутри какой либо группы или то, что приказывает им «дух времени». Независимо от того, как называется этот закон, он всегда дает негодующим власть над его нарушителями и их жертвами, всегда оправдывая то зло, которое такие «поборники закона» причиняют им. Спрашивается, как должен поступать терапевт, стол­кнувшись с подобным негодованием, чтобы не навредить ни таким кли­ентам, ни их жертвам, а также самому себе и справедливому системно­му порядку в семьях?

Изменница

Однажды один человек спустился с Елеонской горы в Иерусалиме и направился к храму. У входа он увидел ученых-праведников, кото­рые тащили упирающуюся молодую женщину. Они окружили его, вы­толкнули ее на середину, поставили перед ним и сказали: «Мы зас­тали ее на месте преступления, когда она изменяла своему мужу. Согласно законам Моисея мы должны забросать ее камнями. Что ты скажешь по этому поводу?»

Но на самом деле их не интересовала ни эта женщина, ни ее изме­на. Они только приготовили западню для этого мужчины, который был известен как очень кроткий человек. Они негодовали и считали своей задачей уничтожить эту женщину и этого человека во имя закона, если он не разделит их негодования. И все это несмотря на то, что он не имел никакого отношения ни к этой женщине, ни к ее поступку.

Здесь речь идет о двух типах нарушителей закона. К одному из них принадлежала эта женщина: она изменила мужу, и ученые-правед­ники назвали ее грешницей. К другому типу принадлежали сами пра­ведники: по своему образу мыслей они были убийцами, называющи­ми себя праведниками.

Оба типа подчиняются одному и тому же строгому закону, с той только разницей, что он называет действия грешницы несправед­ливостью, а действия ученых-праведников — справедливостью, хотя они намного хуже.

Но мужчина не позволил им заманить себя в ловушку и сохранил внутреннюю независимость и от изменницы, и от убийц, их зако­на, роли судьи и искушения собственного Эго. Он согнулся и начал чертить что-то пальцем на песке. Он словно поклонился перед ними всеми. Негодующие не поняли, почему он это делает, и со злым умыслом продолжали спрашивать его, как им поступить с женщи­ной. Тогда он поднялся и ответил им: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень!» Потом он снова наклонился и про­должил рисовать на песке.

Вдруг все сразу изменилось. Ведь сердце знает больше, чем позво­лено или приказано ему законом. Негодующие ушли один за другим, во главе со старейшинами.

Мужчина понял, что они устыдились, но остался сидеть, склонив­шись и чертя пальцем на песке. Только после того, как все они ушли, он снова поднялся и обратился к женщине: «Где же они? Никто из них тебя не осудил?» «Нет, господин», — ответила она. Тогда че­ловек сказал женщине: «И я тебя не осуждаю!»

На этом история заканчивается, но в традиционном тексте можно найти еще одну фразу: «Больше не греши!». Согласно результатам совре­менного изучения Библии, эта фраза является более поздним добавле­нием, сделанным, вероятно, тем, кто не мог выдержать значительности и силы этой истории.

Надо обратить внимание, что ни сама история, ни негодующие не упоминают настоящую жертву — мужа этой женщины. Если бы они дей­ствительно забросали ее камнями, тогда ее муж стал бы жертвой вдвой­не. Но когда никто из праведников не стоит между ними, перед мужем и женой открывается возможность найти способ уравновешивания, поми­риться в любви друг с другом и начать свои отношения сначала. Иначе они не смогли бы этого сделать, и не только виновник, но и сама жертва ситуации оказались бы в катастрофическом положении.

То же самое происходит и с детьми-жертвами сексуального совраще­ния, когда они попадают не в руки терапевта, искренне заинтересован­ного в исцелении ребенка, но в руки «негодующих», занятых исключи­тельно исполнением закона. Дело в том, что все меры, которыми они хо­тят воспользоваться из негодования, и те, которые они применяют, вре­дят лечению такой жертвы.

С точки зрения семейно-системной логики, ребенок-жертва сохра­няет верность тому, кто совершил его сексуальное совращение, и связь с ним. Следовательно, если, например, отец будет морально осужден и физически уничтожен за инцест, то и ребенок умирает с нравственной и физической точки зрения или одному из его детей позже придется искупать вину. Таковы последствия безоговорочного подчинения закону и публичного негодования.

Что же должен делать терапевт, искренне заинтересованный в лече­нии всех, кто сыграл роль в сексуальном совращении ребенка? Ему не следует драматизировать события, а необходимо искать простой путь, с помощью которого и совершивший сексуальное совращение и его жерт­ва могли бы начать жить заново, освободившись от чувств злости и вины. Кроме того, терапевт не должен сосредоточивать внимание на исполне­нии так называемого высшего закона, а только на людях, независимо от того, жертвы они или преступники. Сам же себя он не должен считать выше их. Ему известно: закон кажется нам твердым и непоколебимым, но в мире все преходяще, и по завершении одного начинается что-то но­вое. Его помощь смиренна и содержит в себе любовь ко всем: и к совер­шившему сексуальное совращение, и к его жертве, и к тайным зачинщи­кам происшедшего, и ко всем, кто намеревается мстить во имя высшего закона, в рядах которых он сам когда-то был.

Наши рекомендации