Специальности 34.02.01 Сестринское дело
ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Квалификация - медицинская сестра/медицинский брат
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Учебная дисциплина- ОДБ 01 Русский язык
«УТВЕРЖДЕНО»
Зам. директора по учебной работе
________________________________ Е.Н. Тарасенко
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
По русскому языку
для студентов 1 курса
Специальности 34.02.01 Сестринское дело
(I часть)
Рассмотрено на заседании
цикловой комиссии
математического и
общего естественнонаучного
профиля
Протокол № ___________
от « »2017 года
Председатель ЦК _____________С.Н.Першина
Преподаватель________________Е.А.Новикова
Рабочую тетрадь по русскому языку рекомендуется использовать для систематизации, обобщения, углубления и проверки знаний по основным разделам курса русского языка студентов 1 курса специальности «Сестринское дело»
Рецензенты:
1. Мельникова Л.В. – заведующая отделом русского языка и литературы Донецкого РИДПО.
2. Ольшанская Л.А. – председатель ЦМК, преподаватель русского языка и литературы колледжа торговли и пищевых технологий.
Уважаемый студент!
Рабочая тетрадь предназначена для изучения и систематизации пройденного материала, тем самым она способствует прочному усвоению дисциплины «Русский язык». Она составлена таким образом, чтобы сделать Вашу работу по освоению данной области знаний оптимально удобной и максимально понятной. Пособие облегчит Вам работу как на учебных занятиях, так и при выполнении самостоятельных работ и при подготовке к экзаменам.
В тетради содержание предмета «Русский язык» разделено по темам, которые, в свою очередь, разбиты на блоки.
Структура каждой темы такова:
БЛОК I. ТЕОРИЯ – теоретический материал к теме, опорные конспекты (ОК), схемы, таблицы, алгоритмы правил.
БЛОК II.ПРАКТИКУМ – письменные и устные задания для отработки практических навыков по изученной теме. Большинство упражнений в предлагаемом учебно-методическом издании включают задания как среднего уровня трудности, так и повышенного, последний из которых в упражнении отмечен особым значком.
БЛОК III. РАБОТА С ТЕКСТОМ – задания по комплексному анализу текста: определение темы, идеи, стилевой принадлежности текста, вопросы к тексту, переработка текста и др.
БЛОК IV. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ – упражнения, способствующие обогащению Вашего словарного запаса, построению монологических высказываний.
БЛОК V. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ - задания для проверки полученных знаний.
После каждого раздела Вы сможете найти вопросы для самоконтроля и задания для самостоятельной работы.
В Рабочую тетрадь включены разнообразные задания по основным разделам курса: вопросы для проверки качества усвоения нового материала, новые термины, таблицы, опорные схемы, орфографические задания, лингвистические задачи, тесты, работа с текстом, задания по развитию речи. В Рабочей тетради представлены задания для парной и групповой работы, дифференцированные задания. Будущие медики должны быть грамотными, хорошо владеть как письменной, так и устной литературной речью, понимать специфику родного языка, уметь анализировать тексты, составлять собственные, используя различные стили.
Для выполнения задания Вам необходимо изучить предложенную литературу, и внимательно прочитать задание, обратив внимание на условные обозначения. Не спешите начинать записывать ответ в Рабочей тетради, сначала его хорошо продумайте, сформулируйте мысленно. При выполнении заданий обращайтесь к ОК (опорному конспекту) по теме и к словарям, справочникам, дополнительной литературе. Рабочая тетрадь является удобным пособием для студентов при подготовке к экзаменам, так как концентрирует основной теоретический материал по дисциплине и содержит конкретные тренировочные задания, аналогичные по форме экзаменационным. В пособии дан перечень вопросов после изучения каждой темы, задания самостоятельной работы и вопросы к экзамену по дисциплине.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Основная литература
1.А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. 10-11 классы (базовый уровень). – М.: Просвещение, 2016.– 345с.
2. Воителева Т.М. Русский язык. Дидактические материалы. 4-е издание. - М., Издательский центр «Академия». 2010. – 175с.
3. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. – Челябинск, 1994
Словари
1. Букчина, Б.З. Орфографический словарь русского языка . Б.З. Букчина, И.К. Сазонов, Л.К. Чельцова Орфографический словарь русского языка. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2010. – 1296с.
2. Валгина, Н.С. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2009.– 480с.
3. Зализняк, А.А. Грамматический словарь русского языка – М.: АСТ-Пресс Книга, 2009.– 880с.
4. Касаткина, Л.Л. Краткий справочник по современному русскому языку. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2010.– 234 с.
5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка.– М, 2009.– 700с.
6. Резниченко, И.Л. Словарь ударений русского языка. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2009.–1182с.
7. Панов, М. В. Энциклопедический словарь юного лингвиста. М.: Наука, 2006.– 544с.
8. Тихонов, А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М. Виктория Плюс, 2010.– 576с.
9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.: Пер. с нем. — 2-е изд., стереотип. — М.:Прогресс, 1986. — Т. 1. — 573 с.
Дополнительная литература
1. Крысин, Л.П. Язык в современном обществе: Книга для учащихся. М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.– 208с.
2. Петрановская Л., Энциклопедия для детей. [Т.10] Языкознание. Русский язык. / ред.коллегия: М. Аксёнова, Л. Петрановская и др. М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007.–704с.
3. Постникова, И.И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся / И.И. Постникова, И.М. Подгаецкая Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся – М.: Просвещение, 2007.– 416с.
4. Успенский, Л.В. Слово о словах. – М.: АСТ; Зебра Е, 2008.– 464 с.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………………………………………………2
2. Список литературы для студентов…………………………………………………………..3
3. Условные обозначения………………………………………………………………………..4
4. Основная часть: …………………………………………………………………………...6 - 82
1) Тема 1.Язык как средство общения и форма существования
национальной культуры. Разделы науки о языке……………………………………………..6
2) Тема 2.Язык и речь. Виды речевой деятельности…………………………………..10
3) Тема 3. Текст. Структура текста……………………………………………………………..13
4) Тема 4. Функциональные стили речи. Научный стиль…………………………………….16
5) Тема 5. Официально-деловой, публицистический, разговорный
стили речи………………………………………………………………………………………21
6) Тема 6.Художественный стиль речи. Контрольная работа №1……………………………………………………………………………………………….25
7) Вопросы для самоконтроля. Задания для самостоятельной работы по теме
«Язык и речь. Функциональные стили речи»…………………………………………….32
8) Тема 7. Слово в лексической системе языка………………………………………………....38
9) Тема 8.Лексические нормы русского языка…………………………………………………42
10) Тема 9.Русская лексика с точки зрения происхождения и сферы употребления……………………………………………………………………………………46
11) Тема 10.Фразеологизмы. Сфера употребления и правописание фразеологизмов. Контрольная работа № 2……………………………………………………………………….48
12) Вопросы для самоконтроля. Задания для самостоятельной работы…………………..52
13) Тема 11.Фонетика. Орфоэпические нормы русского языка. Правописание безударной гласной в корне слова. Непроизносимая согласная………………………………………….55
14) Тема 12.Гласные после шипящих и Ц, мягкий знак после шипящих……………………...62
15) Тема 13.Правописание приставок. Ы, - И после приставок. Контрольная работа
№ 3………………………………………………………………………………………………65
16) Вопросы для самоконтроля. Задания для самостоятельной работы…………………..68
17) Тема 14. Понятие морфемы. Способы словообразования…………………………………..71
18) Тема 15.Правописание сложных слов……………………………………………………….76
19) Тема 16.Обобщение. Подготовка к экзамену……………………………………………….80.
5. Список использованной литературы………………………………………………………83
БЛОК I. ТЕОРИЯ
ОК №1 РАЗДЕЛЫ НАУКИ О ЯЗЫКЕ
Название раздела | Что изучает | Изучаемые понятия |
1. ФОНЕТИКА | Раздел науки о языке, который изучает звуковой состав языка | Звуки, чередование звуков, сильная и слабая позиция звуков, ударение, интонация, слог, слогораздел. |
2. ОРФОЭПИЯ | Раздел науки о языке, который изучает слово с точки зрении его правильного произношения | Нормы произношения слов |
3.ОРФОГРАФИЯ | Раздел науки о языке, который изучает слово с точки зрения его правильного написания | Орфограмма, орфографическое правило, орфограммы в морфемах, слитное, раздельное, дефисное написание, употребление прописной и строчной буквы. |
4. ГРАФИКА | Раздел науки о языке, который изучает начертания букв алфавита и их соотношение со звуками речи. | Буква, алфавит, знаки письма. |
5. ЛЕКСИКА | Раздел науки о языке, который изучает слово с точки зрения его лексического значения, происхождения, употребления | Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов, омонимы, синонимы, антонимы, исконно-русские и заимствованные слова, устаревшие слова и неологизмы, диалектизмы, профессионализмы. |
6. ФРАЗЕОЛОГИЯ | Раздел науки о языке, который изучает устойчивые сочетания слов, имеющие переносное значение, их происхождение и употребление | Устойчивые сочетания слов – фразеологизмы. |
7. СЛОВООБРАЗО-ВАНИЕ | Раздел науки о языке, который изучает слово с точки зрения способа его образования и состава | Состав слова, морфема, основа слова, корень, суффикс, приставка, окончание, словообразовательные и формообразовательные морфемы, однокоренные слова, способы образования слов. |
8.МОРФОЛОГИЯ | Раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи | Части речи (самостоятельные и служебные), морфологические признаки частей речи. |
9. СИНТАКСИС | Раздел науки о языке, который изучает слово в составе словосочетания, предложения, текста | Словосочетание, подлежащее и сказуемое, второстепенные члены,; простое предложение, однородные члены предложения, обобщающие слова, обособленные члены предложения, обращение, вводные слова; сложные предложения (сложносочиненные, сложноподчинённые, бессоюзные); виды придаточных частей сложного предложения. |
10. ПУНКТУАЦИЯ | Раздел науки о языке, который изучает правильность постановки знаков препинания | Знаки препинания, их функции (завершающие, выделяющие, отделяющие). |
11.СТИЛИСТИКА | Раздел науки о языке, который изучает функциональные стили речи, их языковые особенности. | Стили речи: разговорный и книжные (художественный, научный, публицистический, официально-деловой), языковые особенности стилей, жанры стилей. |
12. КУЛЬТУРА РЕЧИ | Раздел науки о языке, который изучает нормы литературного языка в его устной и письменной формах. | Нормы литературного языка: орфоэпическая, орфографическая, морфологическая, словообразовательная, синтаксическая. |
БЛОК II ПРАКТИКУМ
1. Терминологический диктант (повторение изученного в 5-9 классах).
БЛОК III. РАБОТА С ТЕКСТОМ
О ЯЗЫКЕ И ОБЩЕСТВЕ
ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Квалификация - медицинская сестра/медицинский брат
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Учебная дисциплина- ОДБ 01 Русский язык
«УТВЕРЖДЕНО»
Зам. директора по учебной работе
________________________________ Е.Н. Тарасенко
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
По русскому языку
для студентов 1 курса
специальности 34.02.01 Сестринское дело
(I часть)
Рассмотрено на заседании
цикловой комиссии
математического и
общего естественнонаучного
профиля
Протокол № ___________
от « »2017 года
Председатель ЦК _____________С.Н.Першина
Преподаватель________________Е.А.Новикова
Рабочую тетрадь по русскому языку рекомендуется использовать для систематизации, обобщения, углубления и проверки знаний по основным разделам курса русского языка студентов 1 курса специальности «Сестринское дело»
Рецензенты:
1. Мельникова Л.В. – заведующая отделом русского языка и литературы Донецкого РИДПО.
2. Ольшанская Л.А. – председатель ЦМК, преподаватель русского языка и литературы колледжа торговли и пищевых технологий.
Уважаемый студент!
Рабочая тетрадь предназначена для изучения и систематизации пройденного материала, тем самым она способствует прочному усвоению дисциплины «Русский язык». Она составлена таким образом, чтобы сделать Вашу работу по освоению данной области знаний оптимально удобной и максимально понятной. Пособие облегчит Вам работу как на учебных занятиях, так и при выполнении самостоятельных работ и при подготовке к экзаменам.
В тетради содержание предмета «Русский язык» разделено по темам, которые, в свою очередь, разбиты на блоки.
Структура каждой темы такова:
БЛОК I. ТЕОРИЯ – теоретический материал к теме, опорные конспекты (ОК), схемы, таблицы, алгоритмы правил.
БЛОК II.ПРАКТИКУМ – письменные и устные задания для отработки практических навыков по изученной теме. Большинство упражнений в предлагаемом учебно-методическом издании включают задания как среднего уровня трудности, так и повышенного, последний из которых в упражнении отмечен особым значком.
БЛОК III. РАБОТА С ТЕКСТОМ – задания по комплексному анализу текста: определение темы, идеи, стилевой принадлежности текста, вопросы к тексту, переработка текста и др.
БЛОК IV. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ – упражнения, способствующие обогащению Вашего словарного запаса, построению монологических высказываний.
БЛОК V. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ - задания для проверки полученных знаний.
После каждого раздела Вы сможете найти вопросы для самоконтроля и задания для самостоятельной работы.
В Рабочую тетрадь включены разнообразные задания по основным разделам курса: вопросы для проверки качества усвоения нового материала, новые термины, таблицы, опорные схемы, орфографические задания, лингвистические задачи, тесты, работа с текстом, задания по развитию речи. В Рабочей тетради представлены задания для парной и групповой работы, дифференцированные задания. Будущие медики должны быть грамотными, хорошо владеть как письменной, так и устной литературной речью, понимать специфику родного языка, уметь анализировать тексты, составлять собственные, используя различные стили.
Для выполнения задания Вам необходимо изучить предложенную литературу, и внимательно прочитать задание, обратив внимание на условные обозначения. Не спешите начинать записывать ответ в Рабочей тетради, сначала его хорошо продумайте, сформулируйте мысленно. При выполнении заданий обращайтесь к ОК (опорному конспекту) по теме и к словарям, справочникам, дополнительной литературе. Рабочая тетрадь является удобным пособием для студентов при подготовке к экзаменам, так как концентрирует основной теоретический материал по дисциплине и содержит конкретные тренировочные задания, аналогичные по форме экзаменационным. В пособии дан перечень вопросов после изучения каждой темы, задания самостоятельной работы и вопросы к экзамену по дисциплине.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Основная литература
1.А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. 10-11 классы (базовый уровень). – М.: Просвещение, 2016.– 345с.
2. Воителева Т.М. Русский язык. Дидактические материалы. 4-е издание. - М., Издательский центр «Академия». 2010. – 175с.
3. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации. – Челябинск, 1994
Словари
1. Букчина, Б.З. Орфографический словарь русского языка . Б.З. Букчина, И.К. Сазонов, Л.К. Чельцова Орфографический словарь русского языка. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2010. – 1296с.
2. Валгина, Н.С. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2009.– 480с.
3. Зализняк, А.А. Грамматический словарь русского языка – М.: АСТ-Пресс Книга, 2009.– 880с.
4. Касаткина, Л.Л. Краткий справочник по современному русскому языку. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2010.– 234 с.
5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка.– М, 2009.– 700с.
6. Резниченко, И.Л. Словарь ударений русского языка. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2009.–1182с.
7. Панов, М. В. Энциклопедический словарь юного лингвиста. М.: Наука, 2006.– 544с.
8. Тихонов, А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М. Виктория Плюс, 2010.– 576с.
9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.: Пер. с нем. — 2-е изд., стереотип. — М.:Прогресс, 1986. — Т. 1. — 573 с.
Дополнительная литература
1. Крысин, Л.П. Язык в современном обществе: Книга для учащихся. М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.– 208с.
2. Петрановская Л., Энциклопедия для детей. [Т.10] Языкознание. Русский язык. / ред.коллегия: М. Аксёнова, Л. Петрановская и др. М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007.–704с.
3. Постникова, И.И. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся / И.И. Постникова, И.М. Подгаецкая Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся – М.: Просвещение, 2007.– 416с.
4. Успенский, Л.В. Слово о словах. – М.: АСТ; Зебра Е, 2008.– 464 с.