Этапы работы при моторной алалии
1. Активизация речевого подражания, в том числе собственно подражания (движениям кистей рук, ног, головы)
2. Практическое выделение из потока речи слов и предложений
3. Формирование слогового восприятия и воспроизведения речи. Вызывание звукоподражаний (утрированное произношение гласных педагогом, отстукивание ритма)
4. Работа над слоговыми рифмовками со звуками раннего онтогенеза (отстукивание ритма)
5. Развитие направленности внимания на фонологический состав слов на материале слов-квазиомонимов:
o слова, различающиеся только гласным звуком (кит-кот)
o слова, различающиеся согласным звуком (кони-пони)
6. Понимание основных грамматических форм слов (которые выражают очевидные, наглядно воспринимаемые и легко обобщаемые значения):
o единственное и множественное число существительных,
o основные и производные формы существительных со значением невзрослости,
o уменьшительно-ласкательное значение,
o значение вместилища,
o видовые формы глаголов,
o числовые формы глаголов,
o родовые и числовые окончания.
7. Формирование практического навыка вычленения числовых окончаний существительных и глаголов
8. Формирование навыка практического вычленения падежных окончаний:
o Винительный прямого объекта отрабатывается в процессе ответов на вопросы: Кого? (Что?)
o Винительный пространственных отношений формируется в процессе ответов на вопрос: Куда?
o Родительный падеж для обозначения лица, которому что-либо принадлежит, отрабатывается в процессе ответов на вопрос: У кого?
o Родительный падеж в значении материала, из которого сделан предмет: Из чего?
o Для обозначения пространственных отношений: Откуда?
o Дательный падеж косвенного объекта формируется в процессе ответов на вопросы: Кому? Чему?
o Пространственных отношений: К чему? К кому?
o Предложный падеж пространственных отношений формируется в процессе ответов на вопросы: Где? На чем? В чем?
o Мысли и чувства: О ком? О чем?
o Творительный падеж в значении орудия действия отрабатывается в процессе усвоения вопросов: Кем? Чем?
o Для обозначения временных отношений: Когда?
o Творительный совместности действия: С кем? С чем?
o Пространственных отношений: Под чем? Над чем?
При прохождении каждой падежной формы существительное предъявляется сначала в форме именительного падежа, а затем косвенного. На всех этапах работы сначала прорабатываются одни однотипные окончания (например, мужского рода — слона, волка, льва, тигра, а затем женского рода — лису, белку, утку и т..). Каждая падежная форма отрабатывается в течение 1—3 месяцев, однако ее включают в целях повторения и закрепления и в последующие занятия. На протяжении всей работы детям следует читать специально подобранные тексты, где одно и то же слово употребляется в разных падежах.
9. Формирование навыка практического вычленения родовых окончаний существительных, глаголов и прилагательных
10. Отработка наиболее простых словообразовательных моделей:
o образование существительных с помощью суффиксов, имеющих значение уменьшительности, ласкательности, невзрослости;
o глаголов совершенного и несовершенного вида
o глаголов с наиболее распространенными приставками
На этом этапе ведётся активная работа по накоплению наблюдений ребенка над звуковым оформлением усвоенных по значению суффиксов и приставок в речи и их практическому выделению на материале стихов, текстов, игровых заданий.
11. Конструирование простого предложения:
o составление предложения из 2-х слов типа: Лягушка квакает
o составление предложений из 3-х слов типа: Папа ловит рыбу
o составление предложений из 4-слов типа: Папа ловит рыбу удочкой
12. Формирование практических понятий о слове и предложении и практическое вычленение этих элементов языка из потока речи
13. Дальнейшая работа по развитию словаря и грамматического строя речи на основе вычленения фонем и морфем
Этот этап включает в себя:
o формирование навыка осознанного вычленения фонем и артикулем и на этой основе — расширение активного словаря и закрепление морфологических обобщений (компенсация апраксических расстройств)
o дифференциация звуков в произношении
o Формирование навыка слогового анализа слова и закрепление на этой основе морфологических грамматических стереотипов, развитие активного словаря
o закрепление представлений о фонематической, слоговой и морфологической структуре слов и грамматических стереотипах в процессе чтения