Глава 5. литотерапия в коррекционной и лечебной педагогике

Термин «литотерапия» происходит от греческих слов lithos — «камень» и therapeia — «лечение». Стремление человека к познанию заставляет обращаться к мудрости предков, не случайно современная медицина весьма успешно использует нетрадиционные методы лечения, не последнее место среди которых занимает литотерапия.

Еще в доисторические времена люди наделяли камни чудодейственной силой, свято веря, что они охраняют от злых духов, приносят счастье и здоровье. Особым почитанием магической силы камней отличалась древнеегипетская медицина. Об этом говорит содержание самого большого из известных медицинских папирусов, в котором подробно описано лечебное действие различных минералов.

Исследованиями минералов долгое время занимался Аристотель. Его ученик Теофраст написал труд, посвященный магическим минералам. Ранее существовала наука, посвященная основным правилам лечения посредством драгоценных камней, — гемматерапия (происходит от слова «гемма» (драгоценный камень), которое в свою очередь восходит к латинскому gemma — «почка на дереве»).

Стоит использовать опыт поколений, разумно дополняя его научными исследованиями на хорошем современном уровне. Славяне с древних времен почитали камни как кладезь крепкого здоровья и общего благополучия. В древнеславянских рукописях содержатся исключительно интересные сведения о целебных свойствах минералов.

Образовавшись в земной коре за миллиарды лет, минералы являются активными агентами, которые обладают свойствами, еще не до конца изученными официальной наукой, хотя они хорошо знакомы народной медицине.

Медики США на протяжении долгого времени ведут поиск причин и особенностей действия минералов на человеческий организм. Десяток центров в США и два центра в Германии, исследовавшие кристаллы, уже готовят специализированные кадры для осуществления работ по литотерапии.

Более 500 американских и примерно 50 немецких врачей используют в терапевтической практике драгоценные и полудрагоценные камни.

Целительную силу камней может испытать на себе каждый. Ряд ученых подтверждают догадки о том, что существующая вокруг нас неживая природа в действительности живет, развивается, меняется по своим законам и нет четкой грани между минералами и всей остальной окружающей нас природой.

Прежде чем приступать к лечению, следует внимательно ознакомиться с информацией о противопоказаниях и ограничениях при лечении минералами и камнями. Только при соблюдении этих условий лечения будет достигнут результат и не нанесен вред здоровью. Всегда следует помнить, что неверно избранная методика лечения усугубляет болезнь, теряется драгоценное время, которое можно было бы потратить на применение более действенного метода.

Противопоказания. Как и в любом методе лечения, в литотерапии есть свои противопоказания. Связаны они, прежде всего, с несовместимостью влияния, оказываемого теми или иными камнями на то или иное заболевание. Поэтому на разных людей одни и те же камни могут действовать совершенно по-разному. Исследователи показали, что камни, такие как морион, карбункул, хризолит, угнетающе действует на работу ЦНС, успокаивая человека, снимая повышенную возбудимость и раздражительность. Но эти камни противопоказаны людям с меланхолическим складом характера, а также людям в состоянии апатии. При нарушении обмена веществ, многих соматических заболеваниях также следует с осторожностью относиться к выбору камней. Принцип лечения человека, а не его болезни, здесь остается актуальным. Также важное значение при литотерапии имеет цвет камней. При выборе камня здесь необходимо ориентироваться на свою интуицию и собственное расположение к тому или иному цвету. Например, непрозрачные камни, имеющие темную окраску (гагат, агат), противопоказаны людям эмоционально непостоянным, с неустойчивой психикой, легко возбудимым натурам. Людям с холерическим складом характера необходимо избегать контакта с изделиями из опала, изумруда, рубина.

Уже существует методология и имеется отечественная диагностическая аппаратура, позволяющая проводить строго индивидуальный подбор минералов и металлов для стабилизации функционального состояния человеческого организма, а также определение противопоказаний к ним. Выбирать индивидуально следует не только ювелирные украшения, но и стоматологический материал для пломбирования зубов, оправы для очков, так как они теоретически могут быть предрасполагающим фактором для развития патологии, подавляя или, напротив, стимулируя некоторые функции в организме. Грамотно и индивидуально выбранные вещи и материалы должны отвечать профилактическим и терапевтическим требованиям.

Необходимо учитывать, что минералы обладают свойством фосфоресцировать, теплопроводностью, магнитными свойствами, проводят электричество, т. е. вполне могут быть средствами физиотерапевтического воздействия. Электромагнитные биопотенциалы, которые излучают различные кристаллы, являются мощным терапевтическим фактором, который способствует оздоровлению организма. Доказательством данного тезиса служит утверждение немецкого геобиолога доктора Э. Хартмана, в соответствии с которым вокруг каждого человека присутствует биодинамическое поле, изменяющееся при перемещении человека в пространстве. Оно находится в серьезной зависимости от геологических изменений, происходящих в окружающей нас среде, что обязательно следует учитывать в лечебной и коррекционной педагогике.

Скрупулезный анализ многочисленных литературных данных, а также многовекового опыта разных народов дает нам реальную возможность создать классификацию минералов с непременным учетом их воздействия на организм человека. В основе уровня сформированности речевой функции лежат дефектно функционирующие системы головного мозга. Нормализация процессов возбуждения и торможения является одной из точек приложения литотерапии. Предотвратить расстройства нервной системы, снять депрессию и просто улучшить настроение можно с помощью ношения определенных камней.

Особенно такой метод подходит людям со слабой нервной системой.

Камни обладают особыми, неповторимыми свойствами, расшифровка которых может принести огромную пользу в диагностике и лечении многих заболеваний.

Авантюрин — золотисто-коричневый непрозрачный камень. Предотвращает расстройства нервной системы (уравновешивает эмоции, сохраняет радостное настроение, бодрость духа, ясность разума), избавляет от депрессии и апатии. Этот камень можно постоянно носить, так как он недостаточно сильно воздействует на организм. Он действует мягко, постоянно и с небольшой силой. Для улучшения самочувствия и предотвращения депрессивного состояния его необходимо носить на руке в виде кольца или перстня. Если это браслет, то на ночь его нужно снимать.

Аквамарин — камень цвета морской волны. Способствует снятию стрессового состояния, страхов, фобий. Чтобы вы не были подвержены стрессам, его нужно носить на шее или голове.

Стрессы, возникающие в процессе эмоциональной перегрузки, устраняются кулоном, а физическое переутомление — заколками, диадемами.

Александрит — оливково-зеленый или зелено-голубой камень. Уравновешивает процессы возбуждения и торможения нервной системы, делает человека более сдержанным, способствует созданию радостного настроения, проявлению открытости.

Его можно носить в виде кольца. Но делать это надо аккуратно, снимая его на ночь. Александрит — это очень сильный камень.

Лучше начинать лечение с нескольких часов, постепенно увеличивая время до 12–13 ч, т. е. весь день.

Амазонит — ярко-зеленый камень. Снимает головные боли, успокаивает нервную систему, снимает чувство тревоги, неуверенности в своих силах, способствует избавлению от фобий. Он укрепляет весь организм в целом. При фобиях его носят в виде браслета, серег, диадемы. От различных головных болей — в кулоне.

Амблигонит — бесцветный прозрачно-розовый камень. Нарушения нервной системы, возникающие в процессе перегрузок, подвержены действию этого камня. Лечебный эффект достигается созерцанием этого камня в лучах солнца. Сеанс длится не более 30 мин, 2–3 раза в неделю.

Аметист — фиолетовый прозрачный камень. Способствует снижению чувства тревоги, прогоняет плохие сны. Для лечения необходимо поместить под подушку на 2–3 ч перед сном.

Бирюза — небесно-голубой непрозрачный камень. Оправленный серебром, он спасает от бессонницы и кошмаров, способствует уравновешиванию эмоций. Носить его необходимо в виде подвески или «разговаривать» с ним перед сном.

Берилл. Чаще встречаются коричневые оттенки. Очень сильный камень. Снимает головные боли, улучшает, увеличивает активность правого полушария головного мозга, способствует подъему энергетики. Воздействие камня происходит при его рассматривании в течение 1 ч 2–3 раза в неделю. Его можно класть под подушку, но только во время дневного сна. Чтобы укрепить память, камень необходимо носить на голове или в ушах. На ночь в любом случае снимать.

Жемчуг бывает разных оттенков, от белого до черного. Если долго смотреть на жемчуг, это оказывает благотворное воздействие на чрезмерно возбужденную психику человека, приносит полный покой и умиротворение. Если человек болеет, то жемчуг меняет цвет.

Изумруд — зеленый камень. Это камень мудрости, хладнокровия и терпимости. Способствует излечению от бессонницы и ипохондрии. Проводят сеансы созерцания этого камня непосредственно перед сном. Можно носить кулон или подвеску.

Кошачий глаз — серо-зеленый камень. Способствует укреплению характера, эмоционально уравновешивает, повышает волю владельца, способствует концентрации внимания, уменьшает склонность к упрямству, повышает энергию.

Кварц — нежно-голубой камень. При бессоннице его кладут под подушку.

Лабрадор — серый камень. Рекомендуется при неврозах, снимает эмоциональный стресс, успокаивает при нервном возбуждении. Этот камень сильный, и постоянно его носить не рекомендуется. Лечение проводится в виде сеансов созерцания камня, которые длятся 20–25 мин ежедневно. Для лиц женского пола его нужно оправлять в золото, для мужского — в серебро.

Лазурит — голубой камень. Этот камень применяется в психиатрии. Его необходимо носить постоянно в течение года.

Лунный камень имеет мутные оттенки различных цветов. Изменяет манеру поведения: резкость, прямолинейность уступают место мягкости и гибкости. Применяется при лунатизме. Его надо надевать на шею в те дни, когда болезнь проявляется особенно сильно. Только в этом случае он принесет пользу.

Опал — разноцветный камень. При расстройстве нервной системы его носят на шее. При меланхолии смотрят на камень по 30 мин, не больше.

Родонит — малиновый, красно-розовый камень. Укрепляет иммунную систему, улучшает память, снимает состояние стресса, хорош при различных видах неврозов. Помогает собрать духовные силы при возникновении тяжелых жизненных ситуаций (особенно его розовая разновидность без примеси черных тонов).

Сапфир — синий, лазоревый камень. Оправленный серебром, помогает при страхе, гневе, при параличах и парезах в результате инсультов, заболеваниях нервной системы, особенно неврозах, помогает избавиться от бессонницы.

Сердолик — оранжево-красный камень. Просветляет мысли, помогает работе мозга. Его носят на шее: женщины — оправленный в круг, мужчины — в квадрат. Он дарит ораторскую силу, процветание.

Топаз имеет много оттенков: от голубого, зеленого до желтого. Камни светлых оттенков больше успокаивают, их необходимо оправлять серебром. Темные рекомендуются при апатии, но оправленные в золото.

В гемматерапии уже очень давно существует такое направление, как лечебно-цветовая гамма кристаллов, где каждому цвету соответствует определенный камень и вид заболевания. Еще Б. М. Бехтеревым доказано, что каждый цвет, входящий в спектр, создает специфические световые эффекты, которые улавливаются, трансформируются различными средами глаза и передаются в головной мозг и другие органы. Эти световые эффекты создаются благодаря различной длине световых волн, излучаемых минералами, и способны вызывать те или иные ощущения. Ни один не может не оказывать на нас своего влияния. В результате целого ряда опытов было установлено, что каждый из цветов способен влиять на заболевание путем изменения скорости нервных процессов. Так, цвета, входящие в теплую цветовую гамму, обладают тонизирующим действием; близкие к зеленым — замедляющим, желтые — нейтральным, а фиолетовые — угнетающим. Изучив это влияние на человека, ученые пришли к выводу, что полученные знания можно использовать в медицине. Больше всего для этих целей подходят природные минералы, обладающие необычным цветом и оттенком. Они неровны, прозрачны, окрашены неравномерно, что расслабляет и дает необходимый эффект. Обычно созерцание камня способно оказать сильное влияние на организм, придает стройное течение мыслям. Всего в цветолечении камнями применяется 7 цветов: красный, зеленый, желтый, синий, голубой, фиолетовый и — реже всего — оранжевый. Все остальные цвета являются их составными, белый и черный — нейтральными и не несут информации. Само созерцание и контакт с цветной поверхностью камня необходимо проводить в полной тишине или в сопровождении спокойной музыки. Действие различных драгоценных и полудрагоценных камней рассматривается в системе, созданной Э. И. Ганикман: каждый камень рассматривают согласно лечебно-цветовой гамме кристаллов, оказывающих лечебное воздействие при различных заболеваниях.

Красные камни укрепляют память. Постоянное соприкосновение зрения с минералами этого цвета заставляет постоянно находиться в возбужденном состоянии различные структуры головного мозга, оказывающие тонизирующее влияние на все внутренние органы. Но передозировка волновой вибрации способна привести человека к стрессу. Желтые камни (янтарь, сердолик, сардоникс, яшма, цитрин, берилл) возбуждают и оживляют. При нервном истощении успокаивают и восстанавливают утраченные силы, рекомендуется использовать при повышенной возбудимости нервных процессов. Зеленые камни (изумруд, малахит, нефрит, бирюза, хризолит) оказывают наибольшее влияние именно на нервную систему. Они производят расслабляющее действие, повышают работоспособность, улучшают зрение, так как дают глазам необходимый отдых. Эти камни следует помещать всюду там, куда чаще направлен наш взгляд. Голубые камни (аквамарин, лазурит, халцедон, циркон) снижают негативные реакции на окружающую среду. Они могут снять излишнюю нервную возбудимость. Однако в отношении голубых минералов существует ограничение: при чрезмерном увлечении возможно прогрессирующее развитие чувства страха.

Целительная сила природы, минералов, многовековой опыт наших предков должны широко использоваться для сохранения и укрепления здоровья.

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

А

абазия 45

автономная речь 193

агонизм 272

аграмматизм 227

аграфия 19, 39, 46, 72, 139, 178, 395

активный словарь 109, 112, 120, 122, 212

акцентный контур слова 203

алалия 17–19, 38, 139, 157, 175, 178, 395-396

алексия 39, 44, 48, 51, 73, 139, 178

альвеола 140

амимичность 156

амплипульстерапия 319, 355– 356

анартрия 30, 156, 291, 295,

аппарат звукоусиления 251

апраксия 19, 43, 47, 285, 288–289,

апраксия кинестического типа 288,

артикуляционная моторика 147, 228, 693,

артикуляция 11, 26, 37, 150, 156, 159–160, 279, 283, 294, 347, 381, 387, 396, 401–402, 413-414

ассимиляция 134,

ассоциативные нервные волокна 67

астазия 45

астереогнозия 47

атаксия 48

аутотопоагнозия 47

афазия 17–19, 39, 43, 46, 49, 64, 72, 139, 157–158, 175, 178, 395-396

афония 30, 40, 139, 149, 296

афферентация 75, 341

Б

баротравма 35

баттаризм 38, 176

билингвизм 131–132

боковой открытый прикус 152

боковой ротацизм 374

брадилалия 25, 150, 175–176, 396

брадифразия 150, 396

бульбарная дизартрия 155, 278, 311

В

вертикальная извилина 59

верхняя лобная извилина 59

вестибулярный анализатор 90

внешняя речь 136, 198

внутренняя речь 137, 150

водолечение 357

выраженная дизартрия 291

выразительность речи 140, 344

Г

гаммацизм 152, 375

гипербола 199

гипергенерализация 227

гиперкинез 21, 155, 350, 354, 431

гиперкинетическая форма дизартрии 348

гиперметрия 271

гиперрефлексия 87, 94, 277

гнозия речи 43

гностические центры 75

гнусавость 38, 310, 381—382

голосовой отдел 140

гомеопатия 328

грамматическая форма речи 197, 242

грамматические единицы 28, 200, 219

грамматические конструкции 421

Д

дарсонвализация 319

дегидрационная терапия 351

дефект восприятия 177

дефект речевого воспроизведения 197

дефекты смягчения 153, 423

дефекты фонемообразования 179

диадинамотерапия 321

диалогическая речь 136, 198-199

дизартрия 20, 22, 30, 40, 139, 154–156, 175, 177–178, 266, 276–279, 284, 286, 288–289, 291, 299–300, 304, 310–311, 329, 345, 367, 395–396, 431– 433

дикция 230

дискания 139

дискоординационные расстройства 271

диспесия 172

диспраксия кинестического типа 288

диссоциация 282

дисфагия 172

дифференциация звуков 230, 238, 348, 371, 381–382, 406

дорсальные звуки 292

доска Сегена 250

дословесный период 103-104

З

заикание 23, 25–26, 39, 102, 139, 150–151, 175, 177, 289, 395–396, 435-436

защитный рефлекс 186

звукоподражание звукопроизношение 126, 128–129, 166, 230–231, 238, 251, 260, 289, 299, 302, 312, 338, 383, 414

И

иглотерапия 328

извилина Гешля 61

импрессивная речь 17, 19, 25–26, 53, 198

инверсия 199

индуктотермия 325, 327

интерференцтерапия 322

интонация 127, 155, 230, 299

инфразвук 36

итерация 199

К

какуминальные согласные 292

каппацизм 152, 375

каудальный отдел 79

квадрантная гемианопсия 48

кинестическая апраксия 285

кинестическая постцентральная дизартрия 288

клетки Беца 44, 59, 69

клинико-педагогическая классификация 175–176

клонические судороги 25

клонус 185

комиссуральные нервные волокна 67

коммуникативная функция

речи 190, 193

комочки Биша 183

компрессия 202

копирование речи 159

корковая дизартрия 155–156, 288–289, 311

корректофон Деражне 251

корректурная проба Бурбона 250

косноязычие 38, 152

косоглазие 181–182, 185

криотерапия 356

кубики Коса 251, 254,

Л

лабиринтит 34–35

лагофтальм 101

ладонно-ротовой рефлекс Бабкина 185

лануго 182, 187

лекарственный электрофорез 318, 355

лексика 204

лексикон 213

логическое ударение 199, 206, 343, 383

логоневроз 150,

логопедия 27

логопункт логофобия 26

лямбдацизм 152

М

магнитотерапия 323

макроглоссия 17, 91,

мелодика речи 199, 286

метаморфопсия 51

методика Лурих 255

методика Пьерона-Рузера 250

милиа 181

мозжечковая дизартрия 156, 286

монологическая речь 136, 195, 198

моторная алалия 19,

моторная афазия 18, 39, 43, 46, 49

музыкальная глухота 73,

мутизм 102, 175

Н

нарушение письменной речи 137, 142, 178,

нарушение устной речи 142, 149-150

нарушения внешнего высказывания 176

нарушения внутреннего высказывания 176

нарушения голосообразования 176, 297, 311

нарушения звукопроизношения 109, 176, 266, 271, 274, 276, 286, 291–293, 298, 303, 311, 423

нарушения интонации 176

нарушения темпа и плавности речи 176

недифференцированное произношение 145, 148, 179, 267

недоразвитие речи 102, 141–142, 157, 178–179, 405-406

О

обтуратор 159

оральные автоматизмы 85

осиплость 169

открытый прикус 152

П

паллидум 73

параартрия 24

паралич лицевого нерва 181

параротацизм 374

парафазия 49

парафразия 176, 396

пассивный словарь 109, 113, 212

передняя центральная извилина 59, 63

письменная речь 48, 137, 198, 249, 420

подкорковая дизартрия 155

подкорковые узлы 54, 65, 73

поза флексии 181

познавательная функция речи 193

полипрагмазия 453

полисенсорный метод 380

полтерн 176

постцентральная извилина 60,

предцентральная извилина 69

прогения 152, 165

прогнотия 165

просодика 199, 302

просодические нарушения 266, 298

псевдобульбарная дизартрия 22, 156, 279, 291, 310

псевдобульбарный синдром 91, 277, 296

психолингвистический аспект 177

Р

регулирующая функция речи 194

резонанс 33, 154, 177, 414

реплика 136, 198

ретикулоспинальные пути 79-80

ретикулярная формация 29, 76, 78–80, 83

рефлекс автоматической ходьбы 186

рефлекс Бабинского 86, 100, 186

рефлекс Галанта 86, 91

рефлекс Куссмауля 100, 185

рефлекс Ландау 91, 93

рефлекс Магнуса Клейна 91

рефлекс Моро 184

рефлекс опоры 91, 186

рефлекс Робинсона 86, 91, 186

речевой акт 136

речевой гнозис 58

речевой праксис 58

речедвигательный анализатор 72

речедвигательный аппарат 29

речеобразование 43

речеслуховой анализатор

речь 9-11, 13, 15–20, 22–26, 28–30, 35, 37–39, 43, 46, 48–49, 51–54, 64, 72–73, 101, 103, 108–109, 112–113, 120, 123–124, 126–128, 132–133, 136–137, 140, 142–147, 149–151, 154–158, 171, 176–179, 191–199, 201, 208, 212, 219, 240–241, 249, 259–260, 271, 273, 279, 283, 286–287, 291–294, 310–312, 330–331, 344, 346–349, 367, 369, 373, 376, 383–384, 386, 393, 396, 401, 403–405, 414, 416, 420, 431, 471

ринолалия 102, 153–154, 175, 177, 395–398, 401

ринофония 154

ротацизм 152, 374

С

саливация 21, 156, 268, 283,298

связная речь 197–199, 201,208, 241-242

сегментарный мотонейрон 75

семантика 201

сенсорная алалия 38

сенсорная афазия 43, 49, 64,72

сигматизм 152, 373, 377

синтаксис 110, 201, 227

словарный запас 14, 46, 98,102, 109, 119, 121, 133, 142–144, 179, 210–213, 217, 240, 242, 247, 254, 312, 383, 405

словесная апраксия 43

словообразование 146, 227, 260

слоговая элизия 120

спинальные автоматизмы 85

стертая дизартрия 291, 300

стриатум 73, 350

стриопаллидарная система 73, 310

сурдомутизм 102, 175

Т

таблица Шульте 250

тахилалия 24–25, 38–39,149–150, 175–176, 396

У

ультравысокочастотная терапия 324

ультразвук 36, 325

ультразвуковая терапия 325

Ф

фальцет 139

физиологическая эхолалия фланелеграф 251, 255

флюктуоризация 327

фонация 396

фонетика 19

фонетико-фонематическое развитие 142

франклинизация 356

Х

хитизм 152, 375,

хоботковый рефлекс 100, 185,

хромотерапия 327, 474, 476

Ц

центр Брока 10, 63, 72, 418, 420

центр Вернике 10, 62, 417

центр речевого праксиса 60

Ч

чечевицеобразное ядро 66

Ш

шкала Апгар 180

Э

экспрессивная речь 19, 26,53, 198, 212, 312

экстрапирамидная система 284, 310,

электросон 318

электростимуляция 319, 321

эмбриональная поза 181

эмоциональное общение 190

эмоционально-практическая форма общения 195

эфферентная корковая дизартрия 289

Оглавление

· ЧАСТЬ I . ПОНЯТИЕ О НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ

· ГЛАВА 1. НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧИ

· ГЛАВА 2. ИМПРЕССИВНАЯ И ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

· НАРУШЕНИЕ РЕЧИ ПРИ ПАТОЛОГИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА

· МОЗЖЕЧКОВАЯ ДИЗАРТРИЯ

· ГЛАВА 3. ПАТОЛОГИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

· ЧЕРЕПНЫЕ НЕРВЫ, ПРИНИМАЮЩИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В РЕЧЕОБРАЗОВАНИИ

· ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПРИВОДЯЩИЕ К НАРУШЕНИЮ СЛУХА

· АЛАЛИЯ

· ПОРАЖЕНИЕ ПЕРЕДНЕЙ И ЗАДНЕЙ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ИЗВИЛИН

· ПОРАЖЕНИЕ ЛОБНОЙ ДОЛИ

· ПОРАЖЕНИЕ ОБЛАСТИ БРОКА

· ПОРАЖЕНИЕ ТЕМЕННОЙ ДОЛИ

· ПОРАЖЕНИЕ ВИСОЧНОЙ ДОЛИ

· ПОРАЖЕНИЯ ЗАТЫЛОЧНОЙ ДОЛИ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА

· ПОНЯТИЕ ОБ ИМПРЕССИВНОЙ И ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

· ГЛАВА 4. ДОЛИ МОЗГА

· ГЛАВА 5. ПОДКОРКОВЫЕ УЗЛЫ (ЯДРА)

· ГЛАВА 6. РЕТИКУЛЯРНАЯ ФОРМАЦИЯ

· ГЛАВА 7. ТЕСТ НА РАСПОЗНАВАНИЕ ПАЛЬЦЕВ

· ГЛАВА 8. ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА

· НЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС

· ЛАБОРАТОРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

· ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ РЕЧИ

· ДОСЛОВЕСНЫЙ ПЕРИОД

· ПЕРВЫЕ СЛОВА

· ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ОСВОЕНИЯ ЯЗЫКА

· ОДНОСЛОВНЫЕ И ДВУХСЛОВНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ РЕБЕНКА

· ПРОИЗНОШЕНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

· ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДВУЯЗЫЧНЫХ СЕМЬЯХ

· ГЛАВА 10. НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

· НАРУШЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ: АЛАЛИЯ И АФАЗИЯ

· ЧАСТЬ II . КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА РЕЧИ

· ГЛАВА 1. ПРИНЦИПЫ КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ

· ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

· УСТАНОВЛЕНИЕ ПРИЧИН И ХАРАКТЕРА ЗАИКАНИЯ

· ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

· ОСМОТР НОВОРОЖДЕННОГО

· СООТНОШЕНИЕ ЗРЕЛОСТИ И НЕЗРЕЛОСТИ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА

· ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

· ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

· ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

· ОБСЛЕДОВАНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК РЕЧИ

· МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

· ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ

· ОЦЕНКА ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

· ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ

· ИЗУЧЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

· ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

· ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОСОЗНАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ РЕЧИ

· КОМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД РЕЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ

· МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

· ГЛАВА 4. РЕЧЕВАЯ ДИАГНОСТИКА

· ОБЩИЙ АНАМНЕЗ

· РЕЧЕВОЙ АНАМНЕЗ

· ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛОГОПЕДА

· КОМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД РЕЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ

· ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

· ГЛАВА 5. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ДИЗАРТРИЙ

· БУЛЬВАРНАЯ ДИЗАРТРИЯ

· ПСЕВДОБУЛЬБАРНАЯ ДИЗАРТРИЯ

· ПОДКОРКОВАЯ ДИЗАРТРИЯ

· МОЗЖЕЧКОВАЯ ДИЗАРТРИЯ

· КОРКОВАЯ ДИЗАРТРИЯ

· КЛАССИФИКАЦИЯ ДИЗАРТРИЙ ПО СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ

· ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ (ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДИАГНОСТИКИ ДИЗАРТРИЙ)

· ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ДИЗАРТРИИ С ДРУГИМИ РАССТРОЙСТВАМИ РЕЧИ

· ЧАСТЬ III . КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

· ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ

· СПАСТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДИЗАРТРИИ

· ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДИЗАРТРИИ

· ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ С УЧЕТОМ КОМПЕНСАТОРНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕБЕНКА

· ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ РИНОЛАЛИИ

· ЭТИОЛОГИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ (ПО Н. Е. ХВАТЦОВУ)

· МЕТОДИКА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

· ГЛАВА 4. АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

· ГЛАВА 5. ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

· ОСНОВЫ АКУПУНКТУРЫ

· ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ ПРИ ДИЗАРТРИИ

· ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ ПРИ ПИСЧЕМ СПАЗМЕ

· ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ ПРИ ЗАИКАНИИ

· ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ ПРИ ЗАБЫВЧИВОСТИ, РАССЕЯННОСТИ, НЕВОЗМОЖНОСТИ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ

· ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ ПРИ РОБОСТИ, ЗАСТЕНЧИВОСТИ, БОЯЗЛИВОСТИ

· ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ ПРИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ, НЕПОСЛУШАНИИ, НЕМОТИВИРОВАННОМ УПРЯМСТВЕ

· ЧАСТЬ IV . НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

· ГЛАВА 1. ФИТОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

· РЕЦЕПТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФИТОТЕРАПЕВТАМИ

· ГЛАВА 2. АРОМАТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

· АРОМАКУРИЛЬНИЦА

· ГЛАВА 3. МУЗЫКОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

· УПРАЖНЕНИЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИЕ ЧУВСТВО РИТМА

· ГЛАВА 4. ХРОМОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

· ГЛАВА 5. ЛИТОТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ И ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

· АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

Наши рекомендации