С трудными учащимися и неблагополучными семьями

1. Выявление неблагополучных семей

Материалы ответственные Сроки
1. Акты обследования семей Классные руководители, Члены родительского комитета, социальный педагог Август Сентябрь Октябрь
2. Информация, полученная от соседей, родственников, ДОУ, поликлиник, КОСов на неблагополучные семьи Классные руководители Социальный педагог Администрация Постоянно
3. Информация на вновь принятых детей, их семьи из ДОУ, школ, КОСов Классные руководители Социальный педагог Администрация Постоянно
4. Психологические особенности трудного ребенка, асоциальной семьи Психолог школы Специалисты ЦДК постоянно

2. Представление на семьи, трудного учащегося

Материалы Ответственный Сроки
1. Карта обследования Классные руководители Социальный педагог Сентябрь-октябрь или по необходимости
2. Заключение МО классных руководителей, совета профилактики администрация Сентябрь-октябрь или по факту представления

3. Деятельность совета профилактики

Материалы Ответственный Сроки
1. Протокол совета профилактики о постановке на ВШУ Председатель совета профилактики Сентябрь или по факту представления
2. Индивидуальная карта трудного учащегося, семьи Классные руководители психолог Социальный педагог В течение года

Приложение 3

АЛГОРИТМ

Работы социального педагога с неблагополучной семьей

1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);

2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи (Приложение 1)

3-й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;

4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;

5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации;

6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;

7-й этап: составление карты семьи;

8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения. Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т. д.),

9-й этап: составление программы работы с неблагополучной семьей;

10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи;

11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

Социальный педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию членов семьи.

Социальному педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение о возврате ребёнка в семью.

Социально-педагогическая работа с различными типами семей

Семьи, в которых находятся опекаемые дети:

– выявление в микрорайоне детей-сирот, оставшихся без попечения родителей;

– участие в обследовании условий жизни и воспитания детей;

– контроль за здоровьем и оздоровлением детей;

– поддержка семьи опекунов;

– работа с учителями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям;

– защита интересов опекаемых; законодательное просвещение.

Многодетные семьи:

– оказание необходимой помощи в получении пособий;

– психолого-педагогическое консультирование;

– профилактика асоциально-аморального поведения,

– организационно-практическое содействие родителям в выполнении их воспитательных функций (ГПД, благотворительная помощь и др.);

– законодательное просвещение.

Алгоритм изучения семьи

Приступая к работе с семьёй, социальный педагог должен предварительно изучить её по следующим параметрам:

– состав семьи, её структура (полная, неполная, с одним ребенком, многодетная, родители разведены и т. д.);

– жилищно-бытовые условия, материальная обеспеченность;

– воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный).

Характер взаимоотношений в семье:

– между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и др.);

– между другими членами семьи и ребёнком (слепое обожание, заботливость, равноправие, отчужденность, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность),

– позиция ребенка в семье (педагогически оправданная; «кумир семьи», объект постоянных ссор взрослых, каждый из которых стремится привлечь его на свою сторону; предоставлен самому себе, никто им не интересуется; запуган авторитарным отношением, не уверен в себе, избегает общения с родителями; находится на положении «Золушки»).

Положение ребёнка в семье:

– Я нужен и любим и люблю вас тоже;

– Я нужен и любим, вы существуете ради меня;

– Я нужен, но не любим и я от всей души хочу приблизиться к вам;

– Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое.

Первые две позиции оптимальны для развития ребёнка. Они обеспечиваются демократическим отношением к нему, признанием его права на свои вкусы, мысли, чувства.

Отношение ребёнка к родителям:

– дорожит семейными отношениями;

– родители авторитетны;

– относится пренебрежительно;

– остро переживает драму;

– тяготеет к одному из членов семьи.

Рекомендуется выделить те проблемы семьи, которые оказывают негативное воздействие на ребёнка, могут приводить его в состояние скрытых и явных конфликтов (отклонения в поведении членов семьи: алкоголизм, наркомания и т. д., низкий достаток, слабый воспитательный потенциал и т. д.).

Приложение 4

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Общие положения.

1.1 Правила поведения обучающихся разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы.

1.2 Дисциплина в классе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогов и других работников школы. Применения методов психологического и физического насилия по отношению к окружающим не допускаются.

2. Права и обязанности обучающихся.

2.1 Обучающиеся обязаны выполнять Устав школы, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу, уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы и выполнять правила внутреннего распорядка:

– соблюдать расписание (уроков, факультативов, спецкурсов), не опаздывать и не пропускать занятия без уважительной причины;

– соблюдать чистоту в школе и в школьном дворе;

– беречь школьное здание, оборудование, имущество;

– экономно расходовать электроэнергию и воду;

– бережно относиться к результатам труда других людей и оказывать посильную помощь в уборке школьных помещений во время дежурства по классу, по школе;

– соблюдать порядок и чистоту в столовой, раздевалке, туалете;

– принимать посильное участие в подготовке школы к новому учебному году (учащиеся 5–10 классов) в добровольном порядке;

– уделять должное внимание своему здоровью и здоровью окружающих;

– принимать участие в коллективных творческих делах класса и школы;

– соблюдать законы жизнедеятельности классного коллектива и школьного самоуправления;

– придерживаться делового стиля одежды.

2.2. Обучающимся запрещается:

– приносить, передавать и использовать оружие, спиртные напитки, табачные изделия, наркотические и токсические вещества;

– использовать любые вещества, ведущие к взрывам и возгораниям;

– применять физическую силу для выяснения отношений или вымогательства;

– совершать любые действия, влекущие за собой опасность для окружающих, для собственной жизни и здоровья;

– употреблять грубые выражения по отношению к учащимся и ко всем работникам школы.

Приложение 5

Социальный паспорт ______ класса

Классный руководитель___________________________________________

Общее число детей ________

Из них: мальчиков ______; девочек ________.

Количество полных благополучных семей _______

Количество неполных благополучных семей _______

Число детей из семей, требующих повышенного внимания со стороны педагогов школы (указать Ф.И. ребенка) ________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Число детей, состоящих:

– на контроле классных руководителей (указать Ф.И. ребенка) _______ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

– на внутришкольном учете ________

– из них на учете в ОДН _______

Число детей из малообеспеченных семей, получающих

– льготное горячее питание в школе _______

– учебники из фондов библиотеки школы ________

Число детей из многодетных семей _______

Число детей, воспитывающихся:

матерью (отцом) - одиночкой __________

родителями-инвалидами ____________

Число детей, находящихся под опекой ________

Число детей-инвалидов _________

Число детей, родители которых являются пенсионерами (указать Ф.И. ребенка) ________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Число детей, родители которых являются военнослужащими _______

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Число детей, родители которых (или один их них) работают вахтовым методом _________

__________________________________________________________________________________________________________________________________

Число детей, родители которых служили в «горячих» точках, являлись ликвидаторами аварии на АЭС (указать Ф.И. ребенка) _______ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Число детей из семей «беженцев» или вынужденных переселенцев (указать Ф.И. ребенка) __________

________________________________________________________________________________________________________________

Наши рекомендации