С трудными учащимися и неблагополучными семьями
1. Выявление неблагополучных семей
№ | Материалы | ответственные | Сроки |
1. | Акты обследования семей | Классные руководители, Члены родительского комитета, социальный педагог | Август Сентябрь Октябрь |
2. | Информация, полученная от соседей, родственников, ДОУ, поликлиник, КОСов на неблагополучные семьи | Классные руководители Социальный педагог Администрация | Постоянно |
3. | Информация на вновь принятых детей, их семьи из ДОУ, школ, КОСов | Классные руководители Социальный педагог Администрация | Постоянно |
4. | Психологические особенности трудного ребенка, асоциальной семьи | Психолог школы Специалисты ЦДК | постоянно |
2. Представление на семьи, трудного учащегося
№ | Материалы | Ответственный | Сроки |
1. | Карта обследования | Классные руководители Социальный педагог | Сентябрь-октябрь или по необходимости |
2. | Заключение МО классных руководителей, совета профилактики | администрация | Сентябрь-октябрь или по факту представления |
3. Деятельность совета профилактики
№ | Материалы | Ответственный | Сроки |
1. | Протокол совета профилактики о постановке на ВШУ | Председатель совета профилактики | Сентябрь или по факту представления |
2. | Индивидуальная карта трудного учащегося, семьи | Классные руководители психолог Социальный педагог | В течение года |
Приложение 3
АЛГОРИТМ
Работы социального педагога с неблагополучной семьей
1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);
2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи (Приложение 1)
3-й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;
4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;
5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации;
6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;
7-й этап: составление карты семьи;
8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения. Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т. д.),
9-й этап: составление программы работы с неблагополучной семьей;
10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи;
11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
Социальный педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию членов семьи.
Социальному педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение о возврате ребёнка в семью.
Социально-педагогическая работа с различными типами семей
Семьи, в которых находятся опекаемые дети:
– выявление в микрорайоне детей-сирот, оставшихся без попечения родителей;
– участие в обследовании условий жизни и воспитания детей;
– контроль за здоровьем и оздоровлением детей;
– поддержка семьи опекунов;
– работа с учителями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям;
– защита интересов опекаемых; законодательное просвещение.
Многодетные семьи:
– оказание необходимой помощи в получении пособий;
– психолого-педагогическое консультирование;
– профилактика асоциально-аморального поведения,
– организационно-практическое содействие родителям в выполнении их воспитательных функций (ГПД, благотворительная помощь и др.);
– законодательное просвещение.
Алгоритм изучения семьи
Приступая к работе с семьёй, социальный педагог должен предварительно изучить её по следующим параметрам:
– состав семьи, её структура (полная, неполная, с одним ребенком, многодетная, родители разведены и т. д.);
– жилищно-бытовые условия, материальная обеспеченность;
– воспитательный потенциал семьи (сильный, неустойчивый, слабый, негативный).
Характер взаимоотношений в семье:
– между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и др.);
– между другими членами семьи и ребёнком (слепое обожание, заботливость, равноправие, отчужденность, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность),
– позиция ребенка в семье (педагогически оправданная; «кумир семьи», объект постоянных ссор взрослых, каждый из которых стремится привлечь его на свою сторону; предоставлен самому себе, никто им не интересуется; запуган авторитарным отношением, не уверен в себе, избегает общения с родителями; находится на положении «Золушки»).
Положение ребёнка в семье:
– Я нужен и любим и люблю вас тоже;
– Я нужен и любим, вы существуете ради меня;
– Я нужен, но не любим и я от всей души хочу приблизиться к вам;
– Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое.
Первые две позиции оптимальны для развития ребёнка. Они обеспечиваются демократическим отношением к нему, признанием его права на свои вкусы, мысли, чувства.
Отношение ребёнка к родителям:
– дорожит семейными отношениями;
– родители авторитетны;
– относится пренебрежительно;
– остро переживает драму;
– тяготеет к одному из членов семьи.
Рекомендуется выделить те проблемы семьи, которые оказывают негативное воздействие на ребёнка, могут приводить его в состояние скрытых и явных конфликтов (отклонения в поведении членов семьи: алкоголизм, наркомания и т. д., низкий достаток, слабый воспитательный потенциал и т. д.).
Приложение 4
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Общие положения.
1.1 Правила поведения обучающихся разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы.
1.2 Дисциплина в классе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогов и других работников школы. Применения методов психологического и физического насилия по отношению к окружающим не допускаются.
2. Права и обязанности обучающихся.
2.1 Обучающиеся обязаны выполнять Устав школы, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу, уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы и выполнять правила внутреннего распорядка:
– соблюдать расписание (уроков, факультативов, спецкурсов), не опаздывать и не пропускать занятия без уважительной причины;
– соблюдать чистоту в школе и в школьном дворе;
– беречь школьное здание, оборудование, имущество;
– экономно расходовать электроэнергию и воду;
– бережно относиться к результатам труда других людей и оказывать посильную помощь в уборке школьных помещений во время дежурства по классу, по школе;
– соблюдать порядок и чистоту в столовой, раздевалке, туалете;
– принимать посильное участие в подготовке школы к новому учебному году (учащиеся 5–10 классов) в добровольном порядке;
– уделять должное внимание своему здоровью и здоровью окружающих;
– принимать участие в коллективных творческих делах класса и школы;
– соблюдать законы жизнедеятельности классного коллектива и школьного самоуправления;
– придерживаться делового стиля одежды.
2.2. Обучающимся запрещается:
– приносить, передавать и использовать оружие, спиртные напитки, табачные изделия, наркотические и токсические вещества;
– использовать любые вещества, ведущие к взрывам и возгораниям;
– применять физическую силу для выяснения отношений или вымогательства;
– совершать любые действия, влекущие за собой опасность для окружающих, для собственной жизни и здоровья;
– употреблять грубые выражения по отношению к учащимся и ко всем работникам школы.
Приложение 5
Социальный паспорт ______ класса
Классный руководитель___________________________________________
Общее число детей ________
Из них: мальчиков ______; девочек ________.
Количество полных благополучных семей _______
Количество неполных благополучных семей _______
Число детей из семей, требующих повышенного внимания со стороны педагогов школы (указать Ф.И. ребенка) ________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Число детей, состоящих:
– на контроле классных руководителей (указать Ф.И. ребенка) _______ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
– на внутришкольном учете ________
– из них на учете в ОДН _______
Число детей из малообеспеченных семей, получающих
– льготное горячее питание в школе _______
– учебники из фондов библиотеки школы ________
Число детей из многодетных семей _______
Число детей, воспитывающихся:
матерью (отцом) - одиночкой __________
родителями-инвалидами ____________
Число детей, находящихся под опекой ________
Число детей-инвалидов _________
Число детей, родители которых являются пенсионерами (указать Ф.И. ребенка) ________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Число детей, родители которых являются военнослужащими _______
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Число детей, родители которых (или один их них) работают вахтовым методом _________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Число детей, родители которых служили в «горячих» точках, являлись ликвидаторами аварии на АЭС (указать Ф.И. ребенка) _______ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Число детей из семей «беженцев» или вынужденных переселенцев (указать Ф.И. ребенка) __________
________________________________________________________________________________________________________________