Реформаторство в сестринском деле

Очень часто идея, процесс или предмет слишком велики или аб­страктны, чтобы обращаться непосредственно к ним. Тогда реальная вещь заменяется моделью. Например, существуют модели домов, машин или самолетов. Модель сестринского дела отражает его общие черты, позволяя анализировать и указывать направление дальнейшей практики медицин­ской сестры.

Исторически сложилось несколько базисных моделей сестринского дела.

До XIX века сестры отличались пассивностью. Не имея возможности учиться, они слепо выполняли указания врача и горячо молились за исце­ление больного. Сестринское дело не было социально организовано, не имело специального образования и общественного статуса. Сама форма сестры милосердия - темное длинное платье и покрывало (вуаль) обозна­чали скромность и смирение, послушание и готовность помочь ("сестра, вытирающая пот"). Со стороны сестер не было попыток активно повлиять на ход болезни, теоретически осмыслить свою ^деятельность, принять на себя ответственность за результаты сестринской работы. С течением вре­мени вспомогательный, "технический" характер сестринского труда при­вел к отсутствию четкой дифференциации, то есть четкого разделения, ме­дицины и сестринского дела, слиянию этих понятий и формированию так называемой врачебной модели сестринского дела. В этой модели в центре сестринской работы находится, главным образом, врач, а не пациент. Цели и способы ухода определяются также докторами и чаще сводятся к выпол­нению врачебных назначений. Такой подход, абсолютная замкнутость на врача и его указания сужает поле творческой деятельности сестры и обед­няет ее помощь пациенту.

Переворот во взглядах на сестринское дело произошел в конце XIX -начале XX веков во многом благодаря идеям английской сестры милосер­дия Флоренс Найтингейл. Флоренс Найтингейл является автором новой живой модели сестринского дела, создателем стройной системы ухода, по­зволившей сестринскому делу оформиться в качестве самостоятельной профессии. Сестринское дело и медицина разделились, и Флоренс нагляд­но показала, что сестринское дело обладает достаточным потенциалом для того, чтобы стать вровень с медициной.

Флоренс Найтингейл выделяла уже две сферы ухода: уход за больны­ми и уход за здоровыми.

Уход за здоровыми определялся ею как "поддержание у здорового че­ловека состояния, при котором нет болезней", то есть впервые был сделан акцент на профилактику заболеваний и общественное здоровье.

Согласно модели Флоренс Найтингейл, ухаживая за больным, меди­цинская сестра должна:

1) пытаться активно влиять на течение болезни, "искусно манипули­руя для этой цели двумя рычагами - внешней средой и ценностями пациента". Осмыслить, насколько это важно, помогает такой факт - смертность в ходе Крымской кампании среди раненых и больных прифронтовых госпиталей после появления на передовой Флоренс Найтингейл и ее сестер милосердия, обеспечивавших тишину, чис­тоту, свежий воздух, правильное питание, частые перевязки, сни­зилась с 50% до 2%! В своих знаменитых "Записках об уходе" Флоренс дала первое известное нам определение сестринского де­ла: "Сестринское дело есть действие по использованию окружаю­щей пациента среды в целях содействия его выздоровлению".

2) помочь человеку не просто выжить, но жить как можно более пол­ноценной жизнью, приносящей удовлетворение.

Медицинская сестра должна сделать все от нее зависящее, чтобы по­мочь пациенту как можно быстрее обрести независимость. При этом ей приходится решать целый комплекс проблем, стоящих перед пациентом - не только физических, но и социальных, духовных, психологических. Не­мецкий философ Мартин Хайдеггер говорил: "Тело человека - не столько материя, сколько форма души". По определению Европейского региональ­ного Бюро ВОЗ, "миссия, то есть главная задача сестринского дела заклю­чается в помощи отдельным лицам, семьям и группам населения опреде­лить и реализовать их физический, психический и социальный потенциал с учетом часто неблагоприятных для человека условий жизни и работы". Медицинская сестра может виртуозно владеть манипуляционной техни­кой, но если она не умеет помочь пациенту адаптироваться к тому жесто­кому стрессу, которым всегда является болезнь, если она не умеет помочь пациенту психологически, не видит в нем живого страдающего человека - она не достигает целей ухода. Нет двух миров - мира духа и мира тела, есть один - единственный мир, в котором происходят бесконечно сложные явления... Отчаяние и органические нарушения взаимно порождают и пи­тают друг друга. Наверное, Вы помните больную девушку в рассказе О.Генри "Последний лист"? Несмотря на идеальный уход любящих ее лю­дей, она угасала на глазах, неотрывно глядя в окно на опадающий плющ, уверовав, что умрет вместе с последним облетевшим листочком. Но лист, вопреки всем законам природы, хотя и слегка пожелтел, но крепко дер­жался на ветке, даруя девушке надежду, а вместе с ней и силу для выздо­ровления. Лишь когда кризис миновал, выяснилось, что это "чудо приро­ды" было создано художником, сумевшим помочь врачу осуществить "немедицинский фактор". Сестринское дело должно стать для наших па­циентов таким "немедицинским фактором".

По удачному определению Вирджинии Хендерсон, "уникальной зада­чей медицинской сестры является оказание помощи человеку в осущест­влении тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровле­нию или спокойной смерти, какие он предпринял бы сам, обладая для это­го необходимыми силами, знаниями и волей".

Следующая цитата иллюстрирует это положение: "медсестра - это но­ги безногого, глаза слепого, опора ребенку, источник знаний и уверен­ности для молодой матери, уста тех, кто слишком слаб или погружен в се­бя, чтобы говорить..."

Медсестра концентрирует свои усилия на том, что пациент должен был бы делать сам для себя, если бы был в состоянии или знал, как это де­лать; помогает пациенту справляться с ограничениями, вызванными бо­лезнью или травмой.

Таким образом, если медицина ориентирована на заболевание, диаг­ностику и коррекцию конкретного патологического процесса, то сестрин­ское дело концентрируется скорее на человеке, чем на его недуге, на вы­хаживании, на обеспечении комфорта, облегчении страданий. Врач отнимает ногу, а как человеку жить без ноги, как физически, психологически, социально приспособиться к этому новому мучительному состоянию - за­дача, решаемая медицинской сестрой.

Конечная цель работы врача и медсестры одна и та же:

- оптимальное здоровье и благополучие их пациента, но на пути к этой единой цели роли врача и медсестры должны быть строго дифференцированы.

Задача врача - диагностика и лечение заболевания.

Еще Авиценна писал: "Здоровье сохранить - задача медицины, болез­ней суть понять и устранить причины".

Задача медсестры - организация и исполнение ухода за пациентами, если под уходом понимать не хаотическое нагромождение отдельных эле­ментов ухода, а тщательно продуманную и научно-обоснованную систему мероприятий, обеспечивающих максимальную адаптацию пациента и чле­нов его семьи к жизни в условиях болезни, в условиях стесненной, ограни­ченной свободы. Другими словами, медицинская сестра должна обеспе­чить максимально возможный для пациента в его состоянии физический и психоэмоциональный комфорт, качество жизни в болезни.

Сестринское дело представляет собой собственную, уникальную структуру отличных от врача знаний и умений. Профессиональный уход в обязательном порядке должен отвечать следующим требованиям:

- научность

- системность

- индивидуальность

Таким образом, овладение манипуляционной техникой медицинской сестры - не самоцель, а только средство, позволяющее организовать ква­лифицированный уход. Вместо того, чтобы концентрироваться на овладе­нии перечнем определенных практических действий медсестры, системная теория Флоренс Найтингейл постоянно подчеркивает основные принципы организации ухода, собирая его из отдельных элементов манипуляцион­ной техники, как из необходимых деталей. Выполнение назначений врача является одним из разделов работы медсестры, но не основным и един­ственным содержанием ее деятельности.

КОНЦЕПЦИЯ "НОВОЙ" МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ

Если в БМЭ 1979 г. определение "медицинская сестра" звучало как "специалист со средним медицинским образованием, работающий под ру­ководством врача", то в современной модели сестринского дела медицинская сестра - личность, разделяющая философию сестринского дела, про­фессионально и творчески осуществляющая сестринскую практику.

Окончательно определились четыре уровня деятельности медицин­ской сестры:

1) укрепление здоровья;

2) профилактика болезней и травм;

3) восстановление утраченных функций;

4) облегчение страданий.

Медицинская сестра выступает в следующих ролях:

- организатор ухода за пациентом;

- исполнитель ухода за пациентом;

- защитник интересов пациента;

- педагог-консультант пациента и его семьи по вопросам ухода;

- исследователь;

- лидер;

- активный член медицинской бригады.

Неслучайно Томас Льюис сравнивал медсестру с цементом, скреп­ляющим воедино сложную больничную систему.

Наши рекомендации