Реформаторство в сестринском деле
Очень часто идея, процесс или предмет слишком велики или абстрактны, чтобы обращаться непосредственно к ним. Тогда реальная вещь заменяется моделью. Например, существуют модели домов, машин или самолетов. Модель сестринского дела отражает его общие черты, позволяя анализировать и указывать направление дальнейшей практики медицинской сестры.
Исторически сложилось несколько базисных моделей сестринского дела.
До XIX века сестры отличались пассивностью. Не имея возможности учиться, они слепо выполняли указания врача и горячо молились за исцеление больного. Сестринское дело не было социально организовано, не имело специального образования и общественного статуса. Сама форма сестры милосердия - темное длинное платье и покрывало (вуаль) обозначали скромность и смирение, послушание и готовность помочь ("сестра, вытирающая пот"). Со стороны сестер не было попыток активно повлиять на ход болезни, теоретически осмыслить свою ^деятельность, принять на себя ответственность за результаты сестринской работы. С течением времени вспомогательный, "технический" характер сестринского труда привел к отсутствию четкой дифференциации, то есть четкого разделения, медицины и сестринского дела, слиянию этих понятий и формированию так называемой врачебной модели сестринского дела. В этой модели в центре сестринской работы находится, главным образом, врач, а не пациент. Цели и способы ухода определяются также докторами и чаще сводятся к выполнению врачебных назначений. Такой подход, абсолютная замкнутость на врача и его указания сужает поле творческой деятельности сестры и обедняет ее помощь пациенту.
Переворот во взглядах на сестринское дело произошел в конце XIX -начале XX веков во многом благодаря идеям английской сестры милосердия Флоренс Найтингейл. Флоренс Найтингейл является автором новой живой модели сестринского дела, создателем стройной системы ухода, позволившей сестринскому делу оформиться в качестве самостоятельной профессии. Сестринское дело и медицина разделились, и Флоренс наглядно показала, что сестринское дело обладает достаточным потенциалом для того, чтобы стать вровень с медициной.
Флоренс Найтингейл выделяла уже две сферы ухода: уход за больными и уход за здоровыми.
Уход за здоровыми определялся ею как "поддержание у здорового человека состояния, при котором нет болезней", то есть впервые был сделан акцент на профилактику заболеваний и общественное здоровье.
Согласно модели Флоренс Найтингейл, ухаживая за больным, медицинская сестра должна:
1) пытаться активно влиять на течение болезни, "искусно манипулируя для этой цели двумя рычагами - внешней средой и ценностями пациента". Осмыслить, насколько это важно, помогает такой факт - смертность в ходе Крымской кампании среди раненых и больных прифронтовых госпиталей после появления на передовой Флоренс Найтингейл и ее сестер милосердия, обеспечивавших тишину, чистоту, свежий воздух, правильное питание, частые перевязки, снизилась с 50% до 2%! В своих знаменитых "Записках об уходе" Флоренс дала первое известное нам определение сестринского дела: "Сестринское дело есть действие по использованию окружающей пациента среды в целях содействия его выздоровлению".
2) помочь человеку не просто выжить, но жить как можно более полноценной жизнью, приносящей удовлетворение.
Медицинская сестра должна сделать все от нее зависящее, чтобы помочь пациенту как можно быстрее обрести независимость. При этом ей приходится решать целый комплекс проблем, стоящих перед пациентом - не только физических, но и социальных, духовных, психологических. Немецкий философ Мартин Хайдеггер говорил: "Тело человека - не столько материя, сколько форма души". По определению Европейского регионального Бюро ВОЗ, "миссия, то есть главная задача сестринского дела заключается в помощи отдельным лицам, семьям и группам населения определить и реализовать их физический, психический и социальный потенциал с учетом часто неблагоприятных для человека условий жизни и работы". Медицинская сестра может виртуозно владеть манипуляционной техникой, но если она не умеет помочь пациенту адаптироваться к тому жестокому стрессу, которым всегда является болезнь, если она не умеет помочь пациенту психологически, не видит в нем живого страдающего человека - она не достигает целей ухода. Нет двух миров - мира духа и мира тела, есть один - единственный мир, в котором происходят бесконечно сложные явления... Отчаяние и органические нарушения взаимно порождают и питают друг друга. Наверное, Вы помните больную девушку в рассказе О.Генри "Последний лист"? Несмотря на идеальный уход любящих ее людей, она угасала на глазах, неотрывно глядя в окно на опадающий плющ, уверовав, что умрет вместе с последним облетевшим листочком. Но лист, вопреки всем законам природы, хотя и слегка пожелтел, но крепко держался на ветке, даруя девушке надежду, а вместе с ней и силу для выздоровления. Лишь когда кризис миновал, выяснилось, что это "чудо природы" было создано художником, сумевшим помочь врачу осуществить "немедицинский фактор". Сестринское дело должно стать для наших пациентов таким "немедицинским фактором".
По удачному определению Вирджинии Хендерсон, "уникальной задачей медицинской сестры является оказание помощи человеку в осуществлении тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, какие он предпринял бы сам, обладая для этого необходимыми силами, знаниями и волей".
Следующая цитата иллюстрирует это положение: "медсестра - это ноги безногого, глаза слепого, опора ребенку, источник знаний и уверенности для молодой матери, уста тех, кто слишком слаб или погружен в себя, чтобы говорить..."
Медсестра концентрирует свои усилия на том, что пациент должен был бы делать сам для себя, если бы был в состоянии или знал, как это делать; помогает пациенту справляться с ограничениями, вызванными болезнью или травмой.
Таким образом, если медицина ориентирована на заболевание, диагностику и коррекцию конкретного патологического процесса, то сестринское дело концентрируется скорее на человеке, чем на его недуге, на выхаживании, на обеспечении комфорта, облегчении страданий. Врач отнимает ногу, а как человеку жить без ноги, как физически, психологически, социально приспособиться к этому новому мучительному состоянию - задача, решаемая медицинской сестрой.
Конечная цель работы врача и медсестры одна и та же:
- оптимальное здоровье и благополучие их пациента, но на пути к этой единой цели роли врача и медсестры должны быть строго дифференцированы.
Задача врача - диагностика и лечение заболевания.
Еще Авиценна писал: "Здоровье сохранить - задача медицины, болезней суть понять и устранить причины".
Задача медсестры - организация и исполнение ухода за пациентами, если под уходом понимать не хаотическое нагромождение отдельных элементов ухода, а тщательно продуманную и научно-обоснованную систему мероприятий, обеспечивающих максимальную адаптацию пациента и членов его семьи к жизни в условиях болезни, в условиях стесненной, ограниченной свободы. Другими словами, медицинская сестра должна обеспечить максимально возможный для пациента в его состоянии физический и психоэмоциональный комфорт, качество жизни в болезни.
Сестринское дело представляет собой собственную, уникальную структуру отличных от врача знаний и умений. Профессиональный уход в обязательном порядке должен отвечать следующим требованиям:
- научность
- системность
- индивидуальность
Таким образом, овладение манипуляционной техникой медицинской сестры - не самоцель, а только средство, позволяющее организовать квалифицированный уход. Вместо того, чтобы концентрироваться на овладении перечнем определенных практических действий медсестры, системная теория Флоренс Найтингейл постоянно подчеркивает основные принципы организации ухода, собирая его из отдельных элементов манипуляционной техники, как из необходимых деталей. Выполнение назначений врача является одним из разделов работы медсестры, но не основным и единственным содержанием ее деятельности.
КОНЦЕПЦИЯ "НОВОЙ" МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ
Если в БМЭ 1979 г. определение "медицинская сестра" звучало как "специалист со средним медицинским образованием, работающий под руководством врача", то в современной модели сестринского дела медицинская сестра - личность, разделяющая философию сестринского дела, профессионально и творчески осуществляющая сестринскую практику.
Окончательно определились четыре уровня деятельности медицинской сестры:
1) укрепление здоровья;
2) профилактика болезней и травм;
3) восстановление утраченных функций;
4) облегчение страданий.
Медицинская сестра выступает в следующих ролях:
- организатор ухода за пациентом;
- исполнитель ухода за пациентом;
- защитник интересов пациента;
- педагог-консультант пациента и его семьи по вопросам ухода;
- исследователь;
- лидер;
- активный член медицинской бригады.
Неслучайно Томас Льюис сравнивал медсестру с цементом, скрепляющим воедино сложную больничную систему.