Основы медицинской статистики. Методика организации статистического исследования

Статистика изучает количественные закономерности непрерывно изменяющейся, развивающейся общественной жизни. Медицинская статистика является отраслью общей статистической науки и изучает состояние здоровья населения и его зависимость от различных факторов.

Основы медицинской статистики. Методика организации статистического исследования - student2.ru

Санитарная статистика — это метод наблюдения за стоматологическим здоровьем населения как социального коллектива, общественного организма и одновременно метод наблюдения и оценки деятельности органов и учреждений здравоохранения. Любая отраслевая, в том числе и санитарная, статистика состоит из двух частей: методической и материальной. Методическая часть - совокупность приемов исследования. Материальная часть — это совокупность основных цифровых сведений. В санитарной статистике сюда входят фактические данные о здоровье населения, о здравоохранении и анализ этих данных.

Всякая правильно организованная статистическая работа строится по однотипной схеме, равнозначной в своих основных этапах и стадиях. Санитарно-статистическое исследование складывается из четырех последовательных этапов, распадающихся, в свою очередь, на ряд отдельных статистических операций.

Основы медицинской статистики. Методика организации статистического исследования - student2.ru

Общая цель:

Освоить методику статистического исследования последовательно по этапам.

Конкретные цели:

Знать Уметь
1. основные определения и понятия медицинской статистики; 2. основные методы, применяемые при анализе статистических данных методику статистического исследования; 3. основные этапы статистического исследования. 1. правильно применять в научно-практической работе статистический метод при оценке состояния здоровья населения и организации медицинской помощи; 2. провести научно-практическое исследование по изучению состояния здоровья населению, организации мед. помощи, анализу деятельности ЛПУ; использовать полученные знания при обучении на профильных кафедрах.

Контрольные вопросы и задания для определения исходного уровня знаний:

1. Дайте определение статистики.

2. Назовите основные разделы санитарной медицинской статистики.

3. Перечислите основные этапы статистического исследования.

4. Охарактеризуйте 1-ый этап статистического исследования.

5. Охарактеризуйте 2-ой этап статистического исследования.

6. Охарактеризуйте 3-ий этап статистического исследования.

7. Охарактеризуйте 4-ый этап статистического исследования.

8. Основы теории вероятности, генеральная и выборочная совокупность

9. Теория больших чисел

10. Критерий Стьюдента его значение для оценки достоверности результатов исследования в медицине и биологии

План практического занятия:

1. Контроль исходного уровня знаний.

2. Выполнение учебных задач: составление плана статистического исследования.

3. Контроль практических навыков.

4. Выходной контроль уровня знаний.

Выполнение учебных задач по теме

«Методика организации статистического исследования»:

Вариант №1

Ситуация: в городе Дальнегорске Приморского края широко распространен кариес зубов среди детей дошкольного возраста, на этом фоне наблюдается рост числа детей школьного возраста с декомпенсированным кариесом, а уровень КПУ у 12-летних школьников превысил показатель 5,5. Администрация муниципального образования г. Дальнегорск просит разобраться в ситуации и предложить программу действий..

Задание. Проведите ситуационный анализ. Определите цель и задачи статистического исследования, пути формирования статистической совокупности по охвату, времени и способу наблюдения, определите единицу наблюдения и учетные признаки, составьте макеты статистических таблиц, представьте ожидаемые результаты исследования.

Вариант №2

Ситуация: в городе Холмске Сахалинской области за последние годы резко увеличилось число лиц, страдающих парадонтитом. На этом фоне увеличился уровень невынашивания беременности, мертворождаемость и преждевременное рождение детей. Администрация муниципального образования г. Холмск просит разобраться в ситуации.

Задание. Проведите ситуационный анализ. Определите цель и задачи статистического исследования, пути формирования статистической совокупности по охвату, времени и способу наблюдения, определите единицу наблюдения и учетные признаки, составьте макеты статистических таблиц, представьте ожидаемые результаты исследования.

Вариант №3

Ситуация: в Амурской области на протяжении последних десяти лет имеет место некоторое увеличение случаев рождения детей с расщелинами верхней губы, мягкого и твердого нёба. Департамент Амурской области озабочен сложившейся ситуацией и просит помощи у стоматологов.

Задание. Проведите ситуационный анализ. Определите цель и задачи статистического исследования, пути формирования статистической совокупности по охвату, времени и способу наблюдения, определите единицу наблюдения и учетные признаки, составьте макеты статистических таблиц, представьте ожидаемые результаты исследования.

Вариант №4

Ситуация: в Магаданской области у жителей поселков в местах дислокации горнообогатительных комбинатов и приисков на протяжении ряда лет имеет место прогрессирующее увеличение случаев флюороза зубов. Администрация Магаданской области просит разобраться в ситуации и предложить программу действий..

Задание. Проведите ситуационный анализ. Определите цель и задачи статистического исследования, пути формирования статистической совокупности по охвату, времени и способу наблюдения, определите единицу наблюдения и учетные признаки, составьте макеты статистических таблиц, представьте ожидаемые результаты исследования.

Вариант №5

Ситуация: в Сахалинской области у жителей поселков, расположенных в месте дислокации нефтедобывающих предприятий и платформ (Охинский район) на протяжении ряда лет имеет место прогрессирующее увеличение случаев онкологических поражений слизистой полости рта. Администрация Сахалинской области просит разобраться в ситуации и сформировать план решения проблемы.

Задание. Проведите ситуационный анализ. Определите цель и задачи статистического исследования, пути формирования статистической совокупности по охвату, времени и способу наблюдения, определите единицу наблюдения и учетные признаки, составьте макеты статистических таблиц, представьте ожидаемые результаты исследования.

Вариант №6

Ситуация: в Еврейской автономной области у жителей поселков, расположенных в месте дислокации шпалопропиточтоного завода (ст. Аур) на протяжении ряда лет имеет место прогрессирующее увеличение случаев онкологических поражение зубочелюстной системы. Администрация ЕАО просит разобраться в ситуации и предложить программу действий..

Задание. Проведите ситуационный анализ. Определите цель и задачи статистического исследования, пути формирования статистической совокупности по охвату, времени и способу наблюдения, определите единицу наблюдения и учетные признаки, составьте макеты статистических таблиц, представьте ожидаемые результаты исследования.

Вариант №7

Ситуация: в Хабаровском крае у жителей поселков, расположенных в северных районах (Ульчский, Николаевский, им. П.Осипенко, Тугуро-Чумиканский, Аяно-Майский и Охотский р-ны) на протяжении ряда лет имеет место прогрессирующий рост распространения кариеса (до 100%) во всех возрастных группах населения. Уровень КПУ у детей 12-летнего возраста достиг 5,34 ±0,92. Правительство Хабаровского края просит разобраться в ситуации и предложить программу действий.

Задание. Проведите ситуационный анализ. Определите цель и задачи статистического исследования, пути формирования статистической совокупности по охвату, времени и способу наблюдения, определите единицу наблюдения и учетные признаки, составьте макеты статистических таблиц, представьте ожидаемые результаты исследования.

Вариант №8

Ситуация: в Магаданской области у жителей поселков, расположенных в северных и восточных районах (Сусуманский, Ольский и др.) на протяжении ряда лет имеет место прогрессирующий рост распространения кариеса (до 100%) во всех возрастных группах населения. Уровень КПУ у детей 12-летнего возраста достиг 7,03 ±0,54. Правительство области просит разобраться в ситуации и предложить программу действий.

Задание. Проведите ситуационный анализ. Определите цель и задачи статистического исследования, пути формирования статистической совокупности по охвату, времени и способу наблюдения, определите единицу наблюдения и учетные признаки, составьте макеты статистических таблиц, представьте ожидаемые результаты исследования.

Ориентировочная основа действий:

1. Необходимо определить цель и задачи проводимого исследования.

2. Разработать план статистического исследования, т.е. определить объект и единицу наблюдения; время и место проводимого исследования; силы (кадры), с помощью которых будет осуществляться исследование; инструментарий.

3. Разработать программу статистического исследования:

а) программу наблюдения, для чего из имеющихся в вашем распоряжении статистических документов выбрать 3-4 признака, характеризующих объект наблюдения;

б) программу разработки - по выбранным признакам составить комбинационную таблицу в строгом соответствии с правилами оформления статистических таблиц;

в) определить вид и метод наблюдения;

г) формы организации статистического исследования;

д) виды контроля;

е) подготовить схему программы статистического исследования.

Литература:

1. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения под редакцией академика РАМН Ю.П. Лисицына.- Казань, 1998.

2. Миняев В.А., Вишняков Н.И., Юрьев В.К. Социальная медицина и организация здравоохранения. Т.1, – Санкт-Петербург, 1998.

3. Методические указания к выполнению курсовых работ для студентов IY - V курса стоматологического факультета. Утверждено научно-методическим советом стоматологического факультета ДВГМУ. Составители: В.Г. Дьяченко, И.Ф. Служаев ─ Хабаровск. Изд. Центр ГОУ ВПО ДВГМУ Росздрава. 2007.

4. Основы медицинской статистики. / Учебное пособие для студентов и выпускников стоматологического факультета для специальности 040400 – «Стоматология»:. В.Г. Дьяченко, В.Б. Пригорнев. ─ Хабаровск. Изд. Центр ГОУ ВПО ДВГМУ Росздрава. 2007. 174 с.

5. Петри А., Сэбин К. Наглядная статистика в медицине. Пер. с англ. М: Гэо­тар-мед. 2003.

6. Белицкая Е. Я. Учебное пособие по медицинской статистике. «Медицина». Ленинградское отделение. 1972, с. 173.

Тема № 3 (А)

Наши рекомендации