Обязанности руководителя Школы

1) обеспечение регулярной деятельности Школы

2) контроль уровня знаний, приобретенных пациентами в Школе

3) оценка организации и качества обучения в Школе

4) координация деятельности со специалистами других подразделений

5) ежегодное представление отчёта о работе Школы в соответствии с

перечнем учётно-отчётной документации (приказ департамента здравоохранения)

· журнал регистрации пациентов, обучающихся в Школе

. (для каждого вида Школы -- учёт пациентов в отдельном журнале)

=в журнале заполняется таблица на каждый цикл занятий

=отметка о присутствии пациента на занятии сопровождается полной подписью фамилии медработника, проводящего занятие

Перед началом первого занятия пациенту предлагается заполнить анкету для получения информации (ФИО пациента, возраст, контактный телефон, даты занятий (1,2, 3 и т.д.; отметка о присутствии)

· медицинская карта амбулаторного больного (в ней должны быть записи

о начале обучения, даты и темы каждого занятия, заверенные медработником,

который проводил занятие)

Кто прошёл обучение в Школе -- на лицевой стороне медкарты ставится отметка «Школа -- ……», дата завершения занятий в Школе «___» ____20….г.

· методика проведения занятий в Школе

====================================================================

Основные вопросы организации Школ Здоровья отражены в организационно-методических письмах Минздрава России, в частности:

= для пациентов с артериальной гипертонией (от 2 августа 2002 года)

=для больных ишемической болезнь сердца (от 22 июля 2003 года).

К этим письмам разработаны и приложены методические материалы по структурированному обучению пациентов, информационные материалы для пациентов, программа обучения врачей по организации Школ здоровья.

С сентября 2002 года начата подготовка врачей в ГНИЦ профилактической медицины Минздрава России в рамках деятельности Координационного Центра профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска Минздрава России. Все врачи обеспечиваются методическими материалами и слайдами для проведения занятий, дневниками для обучения пациентов. По окончании обучения врачи получают документ государственного образца о прохождении тематического усовершенствования.

===================================================================

При формировании обучающих технологий важно понимать, зачем и чему нужно обучать пациентов, так как информированное согласие и участие пациента и в лечебном и в профилактическом процессе является основой успешного контроля за здоровьем и болезнями.

Позиция пациента. Население и больные люди получают информацию о здоровье из различных источников (медицинские работники, друзья, родственники, коллеги, СМИ, наглядная реклама, медицинская и популярная литература, и др.).

Однако наиболее авторитетным источником информации о здоровье для большинства людей являются именно медицинские работники. Вот почему важно, чтобы врач или медицинская сестра, дающие совет пациенту, были:

=не только хорошо информированы сами о содержании совета,

=но и владели формой подачи информации,

=четко зная цель, которую они должны достичь в результате обучения.

Необходимо также понимать, что пациенты – это взрослые люди со своими сформировавшимися жизненными принципами и привычками, которые стали образом их жизни и любое вмешательство в этот образ жизни вызывает естественную реакцию неприятия (по крайней мере, на первых порах).

Поэтому =неправильно данный совет, =авторитарная рекомендация или =недостаточно обоснованная необходимость перемен чаще всего пациентом не будет воспринята или не будет выполнена.

Именно по этой причине пациенты при анонимном опросе о причинах невыполнения ими рекомендаций врача (в частности, рекомендаций по отказу от вредных привычек или по изменению этих привычек) отвечают, что советы врача неубедительны.

Цель консультирования (совета врача) – дать соответствующие знания, обучить необходимым навыкам и умениям, сформировать мотивацию к изменениям нездоровых привычек, поддержать стремление пациента к оздоровлению и выполнению рекомендаций и назначений врача.

В каждом конкретном случае необходимо определить индивидуальные психоло-гические, поведенческие особенности пациента, его готовность выполнить совет врача.

====================================================================

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

МЕДСЕСТРЫ-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ БОЛЬНЫХ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ

1. Общие положения

1.1. На должность медсестры-преподавателя назначается специалист с высшим образованием по специальности "Сестринское дело",

со средним медицинским образованием по специальности:

"Лечебное дело"

"Сестринское дело"

имеющий желание и способности к преподавательской работе, прошедший обучение по работе в Школе здоровья для больных артериальной гипертензией

1.2. Назначается и отстраняется главным врачом ЛПУ по согласованию с руководителем школы.

1.3. Непосредственно подчиняется руководителю школы.

1.4. В своей деятельности руководствуется настоящей инструкцией, Положением о школе здоровья для больных артериальной гипертензией (приложение №… к приказу), приказом МЗ РФ от 24.01.2003 N 4 "О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с артериальной гипертензией в Российской Федерации", а также другими методическими документами по роду своей деятельности.

2. Медсестра-преподаватель обязана:

2.1. Организовать работу школы здоровья для больных артериальной АГ,

обращая внимание на ведение документации:

=представлять в установленные сроки отчеты о работе школы;

=систематически работать над совершенствованием своего труда и повышением

личной квалификации. Раз в 5 лет проходить повышение квалификации;

=следить за соблюдением должного санитарно-эпидемиологического режима

=соблюдать правила трудовой дисциплины.

2.2. Проводить занятия в школе по установленной программе так, чтобы каждый пациент-слушатель школы посещал занятие не реже 1 раза в месяц.

2.3. Заполнять учетные формы:

=журнал посещаемости;

=обработка данных тестирования по качеству усвоенного материала.

2.4. Во время обучения контролировать прохождение пациентами скринин-

говых обследований:

=консультация офтальмолога;

=ЭКГ;

=исследование крови на содержание глюкозы.

2.5. Обучить пациентов:

=методам самоконтроля (измерение АД, массы тела, вычисление индекса массы тела)

=основам диетологии и принципам составления суточного рациона питания;

=правилам поведения и самопомощи при гипертоническом кризе;

=ведению дневника самоконтроля;

=другим знаниям, навыкам в соответствии с темпланом занятий.

2.6. Проводить индивидуальные консультации для пациентов.

2.7. Осуществлять контроль за ведением дневников самоконтроля.

2.8. Обеспечивать пациентов справочной литературой.

3. Медсестра-преподаватель имеет право:

3.1. Самостоятельно составлять расписание занятий в школе здоровья для больных артериальной гипертензией в соответствии с тем. планом.

3.2. Получать информацию для выполнения своих функциональных

обязанностей.

3.3. Вносить предложения по улучшению оказываемой медицинской

помощи пациентам.

3.4. Участвовать в конференциях, семинарах, лекциях.

3.5. Принимать активное участие в общественной жизни коллектива.

4. Медсестра-преподаватель школы здоровья несет ответственность:

=за качественную постановку работы кабинета;

=за качественное ведение документации;

=за соблюдение трудовой дисциплины и правил техники безопасности.

====================================================================

Пример

Школа профилактики

«Йоддефицитные заболевания»

=Цикл образовательной подготовки состоит из четырех занятий, продолжительностью

1 час каждое.

=Работа школы строится на групповой и индивидуальной основе:

-в течение 4-х дней подряд

-или по 2 раза в неделю в течение 2-х недель

-или в течение одного семинарского дня.

Йоддефицитные заболевания

Йоддефицитные заболевания относятся к числу наиболее распространенных неинфекционных заболеваний человека. По данным ВОЗ около 2 миллиардов жителей Земли живут в условиях йодного дефицита, приводящего к развитию таких заболеваний, как:

= эндемический зоб,

=гипотериоз,

=умственная и физическая отсталость.

В России более или менее выраженный дефицит йода наблюдается практически на всей территории. Наиболее широко дефицит йода и эндемический зоб распространены в предгорных и горных местностях, в числе которых Северный Кавказ.

План занятий

1) Проблема ЙДЗ. Распространение в России, регионе, области.

Щитовидная железа и ее гормоны. Роль йода в организме.

Нормы ежедневного потребления.

Анкетирование с целью определения уровня знаний проблемы

2) Знакомство с йоддефицитными заболеваниями. Характеристика

йодсодержащих продуктов, лекарственных и народных методов лечения

ЙДЗ (синий йод, средства фитотерапии)

3) Профилактика ЙДЗ с помощью йодированной соли. Характеристика соли

и ее качества. Показ видеофильма о ЙДЗ.

4) Обсуждение наиболее часто задаваемых вопросов по проблеме ЙДЗ.

5) Заключительное анкетирование. Раздача буклетов по профилактике ЙДЗ.

===========================================================================================================================================================

Занятие

Наши рекомендации