Обязанности руководителя Школы
1) обеспечение регулярной деятельности Школы
2) контроль уровня знаний, приобретенных пациентами в Школе
3) оценка организации и качества обучения в Школе
4) координация деятельности со специалистами других подразделений
5) ежегодное представление отчёта о работе Школы в соответствии с
перечнем учётно-отчётной документации (приказ департамента здравоохранения)
· журнал регистрации пациентов, обучающихся в Школе
. (для каждого вида Школы -- учёт пациентов в отдельном журнале)
=в журнале заполняется таблица на каждый цикл занятий
=отметка о присутствии пациента на занятии сопровождается полной подписью фамилии медработника, проводящего занятие
Перед началом первого занятия пациенту предлагается заполнить анкету для получения информации (ФИО пациента, возраст, контактный телефон, даты занятий (1,2, 3 и т.д.; отметка о присутствии)
· медицинская карта амбулаторного больного (в ней должны быть записи
о начале обучения, даты и темы каждого занятия, заверенные медработником,
который проводил занятие)
Кто прошёл обучение в Школе -- на лицевой стороне медкарты ставится отметка «Школа -- ……», дата завершения занятий в Школе «___» ____20….г.
· методика проведения занятий в Школе
====================================================================
Основные вопросы организации Школ Здоровья отражены в организационно-методических письмах Минздрава России, в частности:
= для пациентов с артериальной гипертонией (от 2 августа 2002 года)
=для больных ишемической болезнь сердца (от 22 июля 2003 года).
К этим письмам разработаны и приложены методические материалы по структурированному обучению пациентов, информационные материалы для пациентов, программа обучения врачей по организации Школ здоровья.
С сентября 2002 года начата подготовка врачей в ГНИЦ профилактической медицины Минздрава России в рамках деятельности Координационного Центра профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска Минздрава России. Все врачи обеспечиваются методическими материалами и слайдами для проведения занятий, дневниками для обучения пациентов. По окончании обучения врачи получают документ государственного образца о прохождении тематического усовершенствования.
===================================================================
При формировании обучающих технологий важно понимать, зачем и чему нужно обучать пациентов, так как информированное согласие и участие пациента и в лечебном и в профилактическом процессе является основой успешного контроля за здоровьем и болезнями.
Позиция пациента. Население и больные люди получают информацию о здоровье из различных источников (медицинские работники, друзья, родственники, коллеги, СМИ, наглядная реклама, медицинская и популярная литература, и др.).
Однако наиболее авторитетным источником информации о здоровье для большинства людей являются именно медицинские работники. Вот почему важно, чтобы врач или медицинская сестра, дающие совет пациенту, были:
=не только хорошо информированы сами о содержании совета,
=но и владели формой подачи информации,
=четко зная цель, которую они должны достичь в результате обучения.
Необходимо также понимать, что пациенты – это взрослые люди со своими сформировавшимися жизненными принципами и привычками, которые стали образом их жизни и любое вмешательство в этот образ жизни вызывает естественную реакцию неприятия (по крайней мере, на первых порах).
Поэтому =неправильно данный совет, =авторитарная рекомендация или =недостаточно обоснованная необходимость перемен чаще всего пациентом не будет воспринята или не будет выполнена.
Именно по этой причине пациенты при анонимном опросе о причинах невыполнения ими рекомендаций врача (в частности, рекомендаций по отказу от вредных привычек или по изменению этих привычек) отвечают, что советы врача неубедительны.
Цель консультирования (совета врача) – дать соответствующие знания, обучить необходимым навыкам и умениям, сформировать мотивацию к изменениям нездоровых привычек, поддержать стремление пациента к оздоровлению и выполнению рекомендаций и назначений врача.
В каждом конкретном случае необходимо определить индивидуальные психоло-гические, поведенческие особенности пациента, его готовность выполнить совет врача.
====================================================================
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
МЕДСЕСТРЫ-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ БОЛЬНЫХ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ
1. Общие положения
1.1. На должность медсестры-преподавателя назначается специалист с высшим образованием по специальности "Сестринское дело",
со средним медицинским образованием по специальности:
"Лечебное дело"
"Сестринское дело"
имеющий желание и способности к преподавательской работе, прошедший обучение по работе в Школе здоровья для больных артериальной гипертензией
1.2. Назначается и отстраняется главным врачом ЛПУ по согласованию с руководителем школы.
1.3. Непосредственно подчиняется руководителю школы.
1.4. В своей деятельности руководствуется настоящей инструкцией, Положением о школе здоровья для больных артериальной гипертензией (приложение №… к приказу), приказом МЗ РФ от 24.01.2003 N 4 "О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с артериальной гипертензией в Российской Федерации", а также другими методическими документами по роду своей деятельности.
2. Медсестра-преподаватель обязана:
2.1. Организовать работу школы здоровья для больных артериальной АГ,
обращая внимание на ведение документации:
=представлять в установленные сроки отчеты о работе школы;
=систематически работать над совершенствованием своего труда и повышением
личной квалификации. Раз в 5 лет проходить повышение квалификации;
=следить за соблюдением должного санитарно-эпидемиологического режима
=соблюдать правила трудовой дисциплины.
2.2. Проводить занятия в школе по установленной программе так, чтобы каждый пациент-слушатель школы посещал занятие не реже 1 раза в месяц.
2.3. Заполнять учетные формы:
=журнал посещаемости;
=обработка данных тестирования по качеству усвоенного материала.
2.4. Во время обучения контролировать прохождение пациентами скринин-
говых обследований:
=консультация офтальмолога;
=ЭКГ;
=исследование крови на содержание глюкозы.
2.5. Обучить пациентов:
=методам самоконтроля (измерение АД, массы тела, вычисление индекса массы тела)
=основам диетологии и принципам составления суточного рациона питания;
=правилам поведения и самопомощи при гипертоническом кризе;
=ведению дневника самоконтроля;
=другим знаниям, навыкам в соответствии с темпланом занятий.
2.6. Проводить индивидуальные консультации для пациентов.
2.7. Осуществлять контроль за ведением дневников самоконтроля.
2.8. Обеспечивать пациентов справочной литературой.
3. Медсестра-преподаватель имеет право:
3.1. Самостоятельно составлять расписание занятий в школе здоровья для больных артериальной гипертензией в соответствии с тем. планом.
3.2. Получать информацию для выполнения своих функциональных
обязанностей.
3.3. Вносить предложения по улучшению оказываемой медицинской
помощи пациентам.
3.4. Участвовать в конференциях, семинарах, лекциях.
3.5. Принимать активное участие в общественной жизни коллектива.
4. Медсестра-преподаватель школы здоровья несет ответственность:
=за качественную постановку работы кабинета;
=за качественное ведение документации;
=за соблюдение трудовой дисциплины и правил техники безопасности.
====================================================================
Пример
Школа профилактики
«Йоддефицитные заболевания»
=Цикл образовательной подготовки состоит из четырех занятий, продолжительностью
1 час каждое.
=Работа школы строится на групповой и индивидуальной основе:
-в течение 4-х дней подряд
-или по 2 раза в неделю в течение 2-х недель
-или в течение одного семинарского дня.
Йоддефицитные заболевания
Йоддефицитные заболевания относятся к числу наиболее распространенных неинфекционных заболеваний человека. По данным ВОЗ около 2 миллиардов жителей Земли живут в условиях йодного дефицита, приводящего к развитию таких заболеваний, как:
= эндемический зоб,
=гипотериоз,
=умственная и физическая отсталость.
В России более или менее выраженный дефицит йода наблюдается практически на всей территории. Наиболее широко дефицит йода и эндемический зоб распространены в предгорных и горных местностях, в числе которых Северный Кавказ.
План занятий
1) Проблема ЙДЗ. Распространение в России, регионе, области.
Щитовидная железа и ее гормоны. Роль йода в организме.
Нормы ежедневного потребления.
Анкетирование с целью определения уровня знаний проблемы
2) Знакомство с йоддефицитными заболеваниями. Характеристика
йодсодержащих продуктов, лекарственных и народных методов лечения
ЙДЗ (синий йод, средства фитотерапии)
3) Профилактика ЙДЗ с помощью йодированной соли. Характеристика соли
и ее качества. Показ видеофильма о ЙДЗ.
4) Обсуждение наиболее часто задаваемых вопросов по проблеме ЙДЗ.
5) Заключительное анкетирование. Раздача буклетов по профилактике ЙДЗ.
===========================================================================================================================================================
Занятие