Тема: «Медицинская психология»

Вопросы семинара:

1. Предмет медицинской психологии, ее задачи и методы.

2. Направления медицинской психологии.

3. Социопсихосоматика здоровья.

4. Факторы, влияющие на здоровье.

5. Классификация психосоматических расстройств.

6. Личность пациента. Внутренняя картина болезни.

7. Психологические особенности реакции на заболевание.

8. Психологический язык личности пациента.

9. Законы работы с психологическим языком личности.

10. Психологические особенности общения с пациентами.

11. Личность медицинского работника.Типы медицинских работников.

12. Стресс в профессиональной деятельности медработника. Синдром эмоционального выгорания.

13. Эмпатийное общение. Основы медицинской этики и деонтологии.

14. Психология кризисных состояний.

15. Уровни организации личности: невротический, пограничный, психотический. Особенности взаимодействия с пациентами.

16. Суицидальное поведение.

17. Девиантное поведение: аутоагрессия, делинквентное поведение, аддикции.

18. Кризисные состоянии, депрессия, горе.

19. Психология утраты и смерти.

20. Психология оказания медицинской помощи.

21. Экстренная психологическая помощь при чрезвычайныхситуациях.

Форма проведения:

1.Защита УИРС по выбранной теме.

2.Выполнение тестовых заданий.

3.Решение ситуационных задач.

Основные источники:

1. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учебник для студ.сред.мед.учеб.заведений/ Н.Н.Петрова.- 2-е изд.,стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2007.

2. Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс»,2002.

Дополнительные источники:

1. Абрамова Г.С.. Юдиц Ю.А. Психология в медицине: учебное пособие.-М.:ЛПА «кафедра М», 1998.

2. Авксентьева М.В. Семья и болезнь.-М.:Медицинский вестник, 1994.

3. Амосов Н.М. Преодоление старости.-М.:Будь здоров!,1996.

4. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина/пер.с нем.- М.:ГЭОТАР Медицина, 1999.

5. Васильева О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: учебное пособие.-М.: Изд.центр «Академия», 2001.

6.Гроф С., Хелифакс Дж. Человек перед лицом смерти/пер.с англ.-М.,1996.

7. Кемпиньский А. Познание больного/пер. с польск.- Минск:Выш.шк., 1998.

8.Конечный Р.. Боулал М. Психология в медицине.-Прага:Авиценум,1983.

9. Матвеев В.Ф. Основы медицинской психологии, этики идеонтологии.-М.:Медицина, 1984.

10. Саймонт К., Саймонт С. Возвращение к здоровью.-СПб.,Питер Пресс,1995.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ СЕМИНАРОВ

Оценка "5" (отлично) ставится за:

91 % и более правильно выполненных заданий от всего предложенного объема

Оценка "4" (хорошо) ставится за:

81% - 90 % правильно выполненных заданий от всего предложенного объема

Оценка "3" (удовлетворительно) ставится за:

71% - 80 % правильно выполненных заданий от всего предложенного объема

Оценка "2" (неудовлетворительно) ставится за:

Менее 70% правильно выполненных заданий от всего предложенного объема

12.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

РАБОТЫ В КОМАНДЕ

В процессе данного вида самостоятельной деятельности у обучающихся развиваются коммуникативные навыки, организаторские способности, личностные качества, такие как организованность, ответственность, самоконтроль, сила воли, целеустремленность, отзывчивость, эмпатия, толерантность, что способствует формированию общих и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС СПО:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОКЗ. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

OK 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

OK 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

Умение работать в команде — одно из наиболее ценимых работодателями качеств, однако, сначала студенту нужно определиться, кто он: командный игрок или одиночка. Вовремя сориентировавшись, Вы сможете оценить степень тех сил, которые Вам потребуются, для формирования данного навыка. Нередко приходится наблюдать, как продуктивность специалиста, привыкшего работать самостоятельно, снижается в команде. Не каждый может смириться и с тем, что его заработная плата зависит не только от его собственных достижений, но и от результатов работы всей команды. Одиночке нелегко «вписаться» в команду, несмотря на то что работа в ней имеет множество плюсов, главный из которых - поддержка коллег, позволяющая легче переживать стрессы.

Что же означает умение работать в команде? В данном случае это группа единомышленников, которые сотрудничают друг с другом в процессе достижения общих целей. Их совместная деятельность позволяет достичь высоких результатов гораздо быстрее, чем если бы они работали поодиночке.
В коллективе существует четкое распределение обязанностей: одни генерируют идеи перспективного развития, другие занимаются разработкой планов, третьи отвечают за контакты с партнерами или клиентами, четвертые воодушевляют всех остальных. Вместе они составляют единую команду, где каждый делает то, что у него получается лучше всего.
Человек, способный работать в команде, должен обладать такими навыками:
1. Быстро «вживаться» в новый коллектив.
2. Работать на своем профессиональном участке в общем ритме.
3. Управлять эмоциями, не проявлять личных симпатий и антипатий.
4. Принимать чужую точку зрения и признавать собственные ошибки.
5. Делегировать полномочия.
6. Уметь как руководить, так и подчиняться в зависимости от целей, поставленных перед командой.
7. Смирять личные амбиции и оказывать помощь своим коллегам.

8. Уважительно относиться ко всем членам коллектива.

Одной из составляющих этого умения является толерантность.Особенно важно данное качество, если действовать приходится в нестандартных ситуациях. В этом случае толерантность позволяет сглаживать неизбежные конфликты в коллективе. Впрочем, в некоторых сферах дух соперничества может приводить к более высоким результатам, чем командная работа.

Если вы - одиночка и привыкли рассчитывать только на свои силы,торазвить в себе умение работать в коллективе можно, ведь это качество не является врожденным:

1. Проанализируйте свои действия и поведение одногруппников (коллег), попытайтесь выяснить, чего вам не хватает для успешного взаимодействия с ними.

2. Если справиться с проблемой самостоятельно не получается, посетите специальные тренинги и семинары.

3. Не игнорируйте совместные мероприятия, которые руководители группы или администрация проводят специально для формирования чувства солидарности и развития командного духа.

В хорошо отлаженном коллективе все обязанности четко распределены между членами команды:

1) одни генерируют идеи дальнейшего развития,

2) другие разрабатывают планы экспансии на еще неохваченные территории,

3) третьи налаживают контакты с потенциальными партнерами или клиентами,

4) четвертые воодушевляют трудящихся на «подвиги».

Таким образом, дополняя друг друга, люди создают единую сбалансированную команду, в которой каждый занимается тем, что умеет делать лучше всего, а недостатки навыков компенсируются коллегиальными усилиями.

Для того, чтобы команда работала эффективно, необходимо, чтобы:

– команда легко собирается;
– члены команды имеют единое видение общекомандной цели;
– каждый член команды имеет личную заинтересованность в результате;
– информация внутри команды передается без затруднений;
– единство правил внутри команды и единство ценностей;
– единый лидер, признанный командой;
– у каждого челна команды своя зона ответственности.

Итак, как работать в команде? Какие основные принципы работы таких командных подразделений? Вы должны уметь следующее:

· быстро адаптироваться в новой команде и выполнять свою работу, не выбиваясь из общего ритма;

· налаживать конструктивную беседу с каждым членом команды и с любым посторонним человеком;

· убеждать коллег в правильности принятого вами решения, подтверждая свои мысли вескими аргументами;

· нужно научиться признавать свои ошибки и учитывать точку зрения коллег;

· делегировать полномочия;

· вы должны уметь как руководить, так и подчиняться (в зависимости от того, какая перед вами поставлена задача);

· научитесь сдерживать свои порывы и амбиции по отношению к коллегам;

· не оставляйте своих сотрудников в беде, а всегда оказывайте профессиональную помощь;

· не руководствуйтесь личными симпатиями и антипатиями, так как это не должно влиять на процесс принятия решений.

Тема: «Медицинская психология» - student2.ru

Наши рекомендации