Медицина и фармация Древней Индии
Историю Древней Индии можно условно разделить на три периода: период хараппской цивилизации (III – начало II тысячелетия до н.э.), ведийский период (конец II – середина I тысячелетия до н.э.), классический период (вторая половина I тысячелетия – IV в. н.э.).
Характерной чертой хараппской культуры является высокий уровень санитарного благоустройства городов. В этом отношении Индия значительно превосходила современные ей цивилизации Египта и Месопотамии. В одном из городов – Мохенджо-Даро – археологами обнаружены колодцы, бани, бассейн, система канализации. В последующие периоду истории Индии уровень санитарного строительства значительно снизился.
Веды (санскр. veda - знание) – это священные книги, представляющие собой собрание гимнов, мифологических сюжетов, заклинаний, заговоров, а также богослужебных формул и объяснений к разным особенностям ритуала. Веды («Ригведа», «Яджурведа», «Самаведа», «Атхарваведа») дают первые представления о происхождении мира, человека, о религии, философии, медицине. В ведийских текстах сохранились свидетельства о знаниях в области анатомии, эмбриологии и гигиены. В «Ригведе» (веда гимнов и мифологических сюжетов) упомянуты три недуга: проказа, чахотка и кровотечение; описано 1001 лекарственное вещество. Некоторые разделы «Ригведы» содержат тексты об обрядах магического врачевания.
Считалось, что медицина создана богом Брахмой, от которого перешла к другим божествам – Агни (богу огня и возрождающейся жизни), близнецам Ашвинам (богам-врачевателям и хранителям здоровья) и др. К Ашвинам обращались, желая получить исцеление от болезней, богатство, долгую счастливую жизнь, победу в сражении, детей, избавления от злых сил. Им были известны чудотворные качества целебных и укрепляющих растений и вод и предписывалось приготовление священного напитка бессмертия.
Наряду с добрыми божествами были злые духи и демоны, которые, как полагали, приносили несчастье, болезнь и разорение. В «Атхарваведе» (веде заклинаний и заговоров) болезни расценивались как наказания богов, а излечение недугов объяснялось действием жертвоприношений, молитв и заклинаний. Многочисленные гимны Атхарваведы были специально посвящены устранению разных болезней: проказы, лихорадок, желтухи, заболеваний сердца, психики, болезни как таковой и т.д.
В ведических текстах описан практический опыт древних индийцев в использовании лекарственных растений, действие которых в то время понималось как целебная сила, противодействующая злым духам. Так, в «Ригведе» приведено 67 видов лекарственных растений, в «Яджурведе» - 81, а в «Атхарваведе» - 296.
В VI в. до н.э. древняя Индия вступила в период расцвета духовного и интеллектуального развития. Его характеризуют крупные достижения в различных областях знаний и создание выдающихся памятников древнеиндийской письменности: «Предписания Ману», математические, астрономические, медицинские трактаты, а также возникновение и распространение буддизма. В классический период в Индии сложилась высокоразвитая система медицинских знаний. Высоко ценилось искусство врачевания «Аюрведа» (санскр. ayurveda - «наука о долголетии»). Основные направления традиционной древнеиндийской медицины отражены в двух выдающихся памятниках аюрведической письменности: «Чарака-самхита» и «Сушрута-самхита».
«Чарака-самхита» считается самым древним и самым значительным из дошедших до нас аюрведических канонов. Ее авторство приписывается лейб-медику Чараке. Трактат написан на санскрите и изложен стихами, поскольку важным свойством подобных текстов была возможность заучивания материала учениками наизусть. Наиболее древние части написаны и прозой, и стихами. Всего в «Чарака-Самхите» более 8400 стихов. Время их написания трудно определить: оно варьируется от II –IV веков до н. э. до II столетия н. э.
«Чарака-Самхита», состоящая из 8 разделов, посвящена лечению внутренних болезней: лечение ран, лечение болезней области головы, лечение болезней всего организма, лечение психических заболеваний, лечение детских болезней.
«Чарака-Самхита» затрагивает различные аспекты медицины древней Индии – от философии, традиций, легенд, практических предписаний и врачебной этики до мельчайших подробностей, регламентирующих повседневную жизнь, приготовление пищи и питья, диагностику и лечение болезней. Болезни классифицировались различными способами, делились на сильные или умеренные, излечимые, излечимые с трудом и неизлечимые, случайные, вызванные злыми духами или дурными поступками прошлых существований. Лекарственные средства, описанные Чаракой – их свыше 600 – главным образом, состояли из растений, хотя использовались также животное сырье и минералы. Лекарства классифицировались по 50 группам по способу их действия, включали противоядия, эликсиры против старческого одряхления, средства, повышающие половую активность. Их применяли в различных формах (порошки, пасты, отвари, пилюли, конфитюры, ферментизированная вода и ингаляции).
«Сушрута-самхита» (IV в. н.э.) представляет собой опыт систематизации весьма древнего предания Аюрведы, возможно, альтернативного тому, на которое опиралась «Чарака-самхита». «Сушрута-самхита» восполняет отсутствие специальных разделов по хирургии (Сушрута считался в медицинской традиции знаменитым хирургом). Первая книга «Сушрута-самхиты» посвящена введению в медицинскую науку, вторая – патологии, третья – анатомии и эмбриологии, четвертая – терапии, пятая – токсикологии, шестая – глазным болезням и тем материям, которые не были освещены в предыдущих книгах. Автор канона приводит классификацию причин возникновения болезней: 1) наследственность и травмы организма матери во время беременности; 2) внешние природные факторы – климат, травмы, отравления, укусы животных и т.д.; 3) внешние сверхприродные факторы – воздействие богов и демонов.
Медицинским преподаванием занимались особые наставники из высшего сословия. Один наставник мог одновременно обучать не более 3-4 учеников. Обучение начиналось с 12 лет и заканчивалось в 17-18 лет. Само преподавание разделялось на теоретическое, которое проводилось под открытым небом, и практическое, состоявшее в курсах у постели больных и упражнениях в хирургических операциях. Кроме того, предпринимались экскурсии для собирания лекарственных растений.
От врача требовалось основательное знакомство со всеми отраслями медицины. За неправильное лечение врачи приговаривались к уплате штрафа (штраф в наибольшем размере уплачивался за неправильное лечение царских чиновников).
Лечение проводилось в храмах, на дому у больных, или под открытым небом. При исследовании больного врач пользовался расспросом, тщательным исследованием при помощи органов чувств. Об исследовании пульса не упоминается.
Этиология сводилась к ненормальному действию пяти космических стихий (земли, воды, огня, воздуха, эфира), которые становятся причинами болезней через различное действие их на времена года, климат, через нарушение пропорциональных отношений этих стихий в нище. Главными причинами возникновения болезней считались слишком обильная пища и питье, вредные местности, ветры, неопрятность одежды и жилища, а также недостаток или излишек движений, дневной сон, напряженные занятия, чрезмерный жар и холод.
Болезнь трактовалась как изменение или порчи органических жидкостей организма (желчи, воздуха, слизи). Поэтому система лечения основывалась на уменьшении или увеличении этих жидкостей. Роль врача сводилась к восстановлению существовавшего до болезни равновесия с помощью лекарств, физических методов воздействия (массаж, физические упражнения) и хирургических операций. По Сушруте, равновесие между жидкостями организма достигается, во-первых, диетой, во-вторых лекарственными веществами (рвотными, слабительными), очищающими тело изнутри и способствующими удалению из тела испорченных соков, а также потогонными средствами и ваннами, очищающими наружные покровы. Врач должен стараться содействовать усилиям природы. Так, рвотные средства рекомендовалось употреблять раз в 2 недели, слабительные – раз в месяц, а кровопускания – 2 раза в год.
Врач при выборе метода лечения должен был учитывать возраст больного, пол, темперамент, конституцию, характер. Применение лекарств считалось самой важной и ответственной частью врачевания, ибо, по утверждению Сушруты, в руках невежды лекарство – яд, в руках же людей сведущих оно уподобляется «напитку бессмертия».
Древние индусы были весьма искусными в приготовлении лекарств. Лекарства назначались в виде порошков, пилюль, отваров, мазей, паст, настоев, экстрактов, кашек, жженых средств, снаружи в виде втираний, жидких пластырей, обливаний, окуриваний, вдыханий.
Выше всего почиталась вода, особенно Ганга.
Из средств животного происхождения употреблялись:
· кожа, ногти, волосы для окуривания помещений при лихорадке;
· кровь при потере крови;
· мясо в смеси с маслянистыми растительными веществами – при истощении, нервных болезнях;
· кости в виде золы в смеси с другими лекарствами – при нервных и детских болезнях, а также для окуривания;
· масла и жиры применялись как наружное в виде втираний, внутрь – коровье масло при чахотке;
· мозг – как наружное для втираний и внутрь – при истощении;
· желчь считалась возбуждающим средством и использовалась при лихорадке, а также как наружное при глазных болезнях;
· молоко как главное питательное средство в соединении с различными отварами при детских и нервных болезнях, а в соединении с маслом – как наружное средство. Применялось коровье, козье, верблюжье, овечье молоко и буйволицы.
· моча как легкое слабительное при глистах и отравлениях, водянке, желтухе, диспепсии;
· помет, особенно коровий – как наружное при воспалении и изменении цвета кожи и также внутрь в смеси с другими лекарствами;
· мед, яйца, шпанские мушки, пиявки.
Сушеная желчь рыб, козлов, буйволов, диких кабанов считалась возбуждающим средством.
Индусы обладали замечательными познаниями в области химии и одними из первых стали употреблять минеральные вещества в качестве лекарственных средств. Широко использовались селитра, едкий натр, черная соль (морская), бура, нашатырь, сера. Драгоценные камни (алмаз, жемчуг, кораллы) употреблялись как укрепляющие, их давали в смеси с лимонным соком.
Большим почетом пользовались лица, умевшие употреблять ртуть. «Врач, знакомый с целебными свойствами ножа и огня, - демон, знающий силу молитвы -пророк, знакомый же со свойствами ртути - бог!» Так гласила одна из древнейших поговорок. Ртуть являлась панацеей, ею лечили сифилис, парами убивали насекомых. Она была известна в виде красной, желтой, белой солей. В одном из ведических сказаний приведен рецепт ртутной мази, изготовляемой из металлической ртути, серы и животного жира. Это есть типичная серная ртутная мазь.
Золото считалось самым сильным укрепляющим средством, оно разбивалось в тоненькие листочки, накаливалось, затем его 6-7 раз гасили в масле или молоке. Таким же образом готовили: серебро, медь (ею лечили глазные болезни) и железо (оно восстанавливало кровопотерю) для лечебного применения. Свинец, олово, цинк, сурьму, мышьяк в виде желтого и белого вещества или мышьяковистой кислоты употреблялись при лечении кожных болезней, входили в состав мазей.
Лекарства растительного происхождения составляли самый большой класс. Древнеиндийская фармакопея насчитывала их до 700 названий. Значительная их часть до настоящего времени используется в научной медицине Индии. Растительные лекарства собирали и готовили сами врачи в специальные дни и часы, с произнесением установленных молитв. Лекарства, приготовленные не врачами, считались недействительными. Точно также они теряли силу от прикосновения больной женщины. При сборе растений обращали внимание на место произрастания. По мнению индусов, целебные свойства растений происходят от солнечных лучей, от грозы и дождя. Для отыскания хороших растений надо было странствовать по горам и лесам, учиться у пастухов и охотников.
В III в. до н.э. в Индии был издан закон о разведении лекарственных растений.
Сушрута делил все лекарства на два больших класса. К первому относились возбуждающие и укрепляющие средства, сюда же он причислял также слабительные и рвотные. Ко второму – лекарства, служащие для уменьшения возбуждающего действия испорченных соков и восстановления их нормальных отношений. Сушрута различал 39 лекарств для лечения болезней воздуха, 23 лекарства против болезней слизи и 20 против болезней желчи.
В зависимости от действия лекарства подразделялись на следующие группы:
· потогонные (горячая вода, припарки, различные отвары);
· рвотные;
· слабительные. К двум последним группам относились рвотный орех (чилибуха), кротоновое масло из семян кротонового кустарника, кунжут, сенна, ревень;
· чихательные. Дым от сжигания волос, смол; пасты из черного перца и душистых деревьев втягивали в нос через трубку;
· мочегонные в виде отваров или порошков;
· слюногонные. Эти средства никогда не употреблялись раньше 5-летнего возраста, главную роль играли черный перец, кислые плоды, сухой имбирь;
· вяжущие – употреблялись при поносах, язвах, кровотечениях;
· укрепляющие – служили для освежения памяти и сохранения долголетия. Самым сильным средством считался напиток Soma.
Дурман, аконит, опий, олеандр использовали в качестве наркотических средств. Гвоздика применялась при слабости зрения, заболеваниях желудка, печени, сердца за счет ее раздражающих свойств. Имбирь (из-за большого количества балластных веществ он сейчас не применяется) употреблялся как газоотводное и возбуждающее аппетит; для жевания его назначали при зубных болях, цинге. За ним долго сохранялась репутация противопростудного средства. Аир применялся как средство, стимулирующее аппетит, при расстройствах кишечника. Лимоны назначались при малокровии, кровоточивости десен, при сердечных болезнях. Галлы, «скатные орешки», применялись при расстройствах желудочно-кишечного тракта.
От практического врача древнеиндийская медицина требовала основательного знания ядов (как растительных, так и животных). В отравлении выделяли 7 периодов, заканчивающихся смертью. Противоядием при этом служили сначала холодная вода, затем употребление рвотных растений в виде отваров с медом, маслом, потом слабительных и чихательных средств.
Сушрута различал 80 видов ядовитых змей. Против змеиных укусов он разработал универсальный антидот из Assa foetida Citrus decumanus в смеси с солями, перцем, имбирем. В медицине Древней Индии употреблялись яды и как лекарственные средства. Ядовитые лекарственные растения (дурман, аконит, опий) кипятили с молоком или водным настоем коровьего помета. Минеральные яды, такие как сулема, сернокислая медь давались в малых количествах в растворе при различных болезнях. Вообще запрещалось назначать яды больным моложе 10 лет и старше 80 лет. Яды давались внутрь в таком порядке: первый день в приеме величиной с горчичное зерно, прибавляя ежедневно такое же количество в течение 7 дней и затем убавляя столько же в течение следующих 7 дней.
Для лечения детских болезней употреблялся специальный род пасты из сахара, меда, молока и масла. Более сильные лекарства требовали большой осторожности, смотря по консультации и природе ребенка.
Познания индусов о строении тела человека были самыми полными в древнем мире. Метод исследования основывался на мацерации тела умершего в проточной воде. Они различали: 500 мускулов, 900 связок, 300 костей, 107 суставов и т.д. Некоторые зоны – ладонь, подошвы, паховые – выделялись как особо важные.
Лучшие лекарственные растения доставлялись с Гималаев. Слава о целебных индийских растениях распространялась далеко. Их вывозили в Средиземноморье, Среднюю Азию, Южную Сибирь, Китай (алоэ, мускус, сандал, кинамон и др.).
Родовспоможение считалось самостоятельной областью врачевания. Описаны отклонения от нормального течения беременности, уродства плода, кесарево сечение.
Хирургия в древней Индии по своему мастерству и результативности была самой высокой в древнем мире. Тщательно соблюдали чистоту во время операций. Отлично владели инструментами, которые изготовляли из стали. Наточенные так, что ими можно было легко разрезать волос, они хранились в специальных деревянных коробках.
Врачи производили ампутации конечностей, лапаротомии, камнесечения, грыжесечения, пластические операции. В области пластики индийская хирургия опережала европейскую вплоть до ХУШ века. Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошел в историю под названием «индийского метода». В древней Индии существовало правило в добропорядочных семьях прокалывать уши. Проколотое ухо затыкали корпией. Через три дня пробку из корпии увеличивали, достигая все большей дырки. Затем вешали в ухо деревянные круги или свинцовые гирьки для вытягивания мочек. Считалось, что чем они длиннее, тем красивей. Оперировали катаракту.
Описаны 76 глазных болезней и способы их лечения.
В Индии издавна развивались гигиенические традиции. Профилактика являлась одним из важнейших направлений врачевания. В тексте V века н.э. содержится описание вариоляции – оспопрививания (в Европе оспопрививание – вакцинация – была открыта Дженнером в 1796 г.).