Медицина и фармация в Месопотамии
Древнейшие государства Месопотамии Шумер, Вавилония, Ассирия – это территория нынешних Сирии и Ирака. Здесь на рубеже IV–III тыс. до н.э. сформировались первые города-государства. Термин Месопотамия (в пер. с греч. междуречье или двуречье) введен греческим историком Геродотом, который посетил эти страны бассейна рек Тигра и Евфрата.
Эти земли в древности населяли два народа – шумеры и аккады. Расцвет шумерско-аккадской культуры приходится на III тыс. до н.э. Шумеры знали гончарное мастерство, обжигали черепицу и кирпич, строили храмы и городские стены, колесницы и корабли, изготавливали изделия из бронзы и меди, сочиняли музыку и стихи. Они заложили первые основы арифметики, геометрии и астрономии, научились исчислять время и создали первую в истории человечества письменность – клинопись.
Об истории врачевания в древней Месопотамии свидетельствуют подлинные тексты того времени, выполненные клинописью на глиняных табличках, камне, металле, археологические находки и свидетельства античных историков.
Древнейший из дошедших до нас текст медицинского содержания составлен в Месопотамии в конце III тыс. до н.э. Он обнаружен при раскопках г. Ниппура (недалеко от современного Багдада). Текст состоит из 15 прописей лекарственных средств на глиняной табличке. Он считается древнейшей фармакопеей в истории человечества.
Что показало изучение прописей этой таблички? Врачеватели Шумера использовали в своей практике лекарственные средства растительного происхождения: горчицу, пихту, сосну, тимьян, плоды сливового дерева, груши, фиги, иву и др. Применяли коноплю в качестве лекарства от депрессии. В состав лекарств включались: нефть, природная смола, поваренная соль (т.е. минералы), а также продукты животного происхождения: молоко, внутренние органы водяных змей, панцирь черепахи, шерсть и т.п. Врачеватель, автор таблички из Ниппура, исходил из практического опыта. Текст ее предельно лаконичен:
Рецепт 12. Просеять тщательно растолченный панцирь черепахи, смешать с побегами растения нага, солью и горчицей. Омыть больное место крепким пивом и горячей водой и растереть полученным составом. После чего натереть растительным маслом и обложить растертыми в порошок иглами пихты.
В данной клинописной табличке нет заклинаний и заговоров, упоминаний о богах или демонах, которые встречаются в медицинских текстах Месопотамии более позднего времени. К сожалению, автор не указал, в каких случаях принимать данный лекарственный состав. Многие сведения в тот период передавались устно.
Одна из табличек сохранила оттиск печати шумерского врача, его инструменты и сосуды для лекарств. Здесь же обозначено имя первого врачевателя, дошедшее до нас – некий Лулу, живший в Шумере ок. 2700 г. до н.э. Печати в Шумере имел каждый свободный человек, они служили вместо подписи.
Традиции Шумера стали основой для медицинских знаний в Вавилонии и Ассирии. Вавилонцы, чье государство достигло расцвета при царе Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) считали, что земная жизнь является отражением небесной и воспринимали здоровье человека в единстве с окружающим миром, т.е. Вселенной. Ассирия наивысшего расцвета достигла при царе Ашурбанипале (VII в. до н.э.). Он собрал самое большое в те времена хранилище клинописных текстов (так наз. библиотека Ашурбанипала). Некоторую часть составляли тексты с описанием болезней и методов их лечения.
Представления о причинах болезней в государствах Месопотамии можно подразделить на три категории:
1. нарушение принятых в общине правовых, моральных и прочих предписаний;
2. явления природы и образ жизни людей (употребление плохой пищи, купание в грязной воде);
3. действия сверхъестественных сил (демон бури насылает головную боль, старуха Ламашту (аналог нашей Бабы-Яги) бросается на детей.
К середине II тыс. до н.э. в древней Месопотамии сформировались два основных направления врачевания:
асуту – искусство врачевателей;
ашипуту – искусство заклинателей.
Врачеванием занимались эмпирики – асу. Представители другого направления – ашипу – лечили с помощью магических заклинаний (заклинатели). Обе традиции сохранялись очень долго, позднее, в связи с укреплением религиозных культов, слились в одну – более близкую к ашипуту.
Врачевание асу направлялось на облегчение конкретных проявлений болезни. Цели лечения вполне реальны: остановить лихорадку и жар, отвести отеки. Асу были знатоками флоры и фауны. Они использовали лечебные травы, коренья, семена (около 50 видов), овощи (лук, чеснок), листья и плоды деревьев, минералы, продукты животного происхождения (рыбий жир, скорлупа мидий, кожа ягненка), экскременты птиц и зверей. Врачеватели сами собирали лекарственное сырье и составляли лекарства. В состав готового лекарства иногда входило до 20 компонентов, его применяли в виде мазей, пилюль, порошков, свечей, тампонов.
В отличие от асу в практике целителей ашипу главным было заклинание. В хранилище Ашурбанипала обнаружено собрание заклинаний и описаний магических обрядов из 40 табличек под общим названием «Когда в дом больного заклинатель войдет». Его врачевание было сродни сегодняшней психотерапии, но с применением лекарственных средств. Вокруг больного очерчивались магические круги и магические числа. Больному предсказывались критические дни болезни и день выздоровления. Все это сопровождалось обращением к богам и добрым духам.
Строение тела человека в Месопотамии не изучали. О вскрытии тел умерших в текстах не упоминается. Рассечение жертвенных животных давало лишь самые общие представления о крупных внутренних органах. Родовспоможением занимались женщины. Согласно юридическим текстам, после смерти роженицы разрешалось рассечь живот, чтобы достать младенца. Ни в одном медицинском тексте Месопотамии нет упоминания об оперативном лечении, нет свидетельств об удалении зубов, прижизненной операции кесарева сечения или трепанации черепа, распространенных в тот период в других регионах Востока и Средиземноморья.
В своде законов царя Хаммурапи есть параграфы, касающиеся правовых аспектов деятельности врачей. В случае успешного лечения врачи получали весьма высокое вознаграждение (сумму, на которую можно было целый год кормить семью из нескольких человек). В случае неблагоприятного лечения врач подвергался наказанию (отсечению руки или штрафу). За лечение разных по социальному статусу больных врачу платили разное вознаграждение: большее – за свободных людей, меньшее – за рабов.
В Месопотамии существовали строгие гигиенические правила:
- не пить воды из грязной посуды
- не простирать к богам немытые руки
- ограничивать себя в определенного рода пище.
Особо строгие требования предъявлялись к жрецам: быть тщательно вымытым и выбритым с головы до пят. Жрецы носили белые льняные одежды.
Сточные системы в городах Месопотамии долгое время не сооружались. Все нечистоты выбрасывались на улицу (как это было позднее в городах Западной Европы и Востока). Лишь в VII в. до н.э. в столице Ассирии г. Ниневии стал строиться канал для подачи воды и стока нечистот. Это был грандиозный водопровод длиной 48 км. Однако природные и искусственные водоемы были настолько заражены, что существовал обычай не пить сырой воды из каналов и рек. Пили вареное пиво и другие напитки (и дети и взрослые).
В Месопотамии были известны массовые заразные болезни, в частности чума.
В середине I тыс. до н.э. медицина древней Месопотамии ценилась ниже древнеегипетской. К V в. до н.э. государства Вавилонии и Ассирии были завоеваны персами и перестали существовать. Но их многовековая медицина оказывала большое влияние на развитие научных знаний на всем Ближнем Востоке, где вместе с клинописью широко распространялись и месопотамские медицинские тексты.