Лекарственное врачевание в мифах и легендах древности.
Китайская легенда помещала драгоценные лекарственные растения на Горе целебных трав. Склоны ее круты обрывисты. А вершина кажется совсем неприступной. И все-таки одному человеку удалось ло нее добраться. Его звали Дай-фу (кит. – «Приносящий счастье»). Ученик старого лекаря, на вершине этой горы он встретил фею – прекрасную девушку в зеленой одежде. Она подарила ему волшебную корзинку: любую целебную траву можно было в ней найти. Вот как говорит о лекарственных травах один из священных гимнов Древней Индии «Хвала лечебным травам»: «Травы, что поднялись из земли в древние времена, что на три века старше богов, об их темноцветных 107 силах хочу я говорить…Тот, у кого в руках запасы трав, подобен царю, окруженному множеством подданных. Лекарь – вот имя этого мудреца, он поражает демонов и гонит прочь болезнь»…
Сохранилось множество легенд и свидетельств о том, как люди догадывались о лекарственных свойствах растений, наблюдая за животными. Это было основным направлением эмпирической медицины в древности. «Змеи, которые ослабели в зимней спячке, - сообщает арабский трактат, - весной ищут фенхель…». Народное название лекарственной левзеи – «оленья трава» напоминает о том, что олени едят корень этой травы при болезни и истощении. Чтобы добраться до него, они подкапывают землю копытами. Наблюдения за животными помогло определить и ядовитые растения. В «Атласе тибетской медицины» возле изображения борца ядовитого нарисовано отравленное животное. Такие растения относили к «сильным лекарствам», поскольку свои целебные свойства они проявляли в малых дозах.
Источник: Марчукова С. М. Медицина в зеркале истории. – Санкт-Петербург: Изд-во «Европейский дом», 2003. – 272 с.
Первоисточники по теме
Чжуд-ши (фрагменты)
Трактат "Чжуд-ши", до сих пор считающийся главным источником знаний по тибетской медицине, состоит из четырех стихотворных томов. Полное название - «Сердце амриты - восьмичленная тантра тайных устных наставлений». Трактат был записан мудрецом-риши Маносиджи лазуритовыми чернилами на золотых пластинах со слов Будды во время его четырехлетнего пребывания в роще лекарственных растений.
В "Тантре основ" дается как бы краткое оглавление: в нем перечислено все то, что составляет содержание трех других томов трактата. Символическое изображение – «Древо медицины» - поясняет структуру трактата. "Древо медицины, - говорится в "Чжуд-ши", - это сжатая, похожая на экстракт, суть "Чжуд-ши", которая является предметам изучения для немногих мудрецов и совершенно недоступна для глупых". Древо стоит на трех корнях, эти корни - строение тела, распознавание болезней, лечение. От корней отходят девять стволов, которые символизируют девять разделов тибетской медицины. Первый ствол - это учение о норме, второй - учение об отклонениях от нормы - расстройствах и болезнях. Еще три ствола посвящены диагностическим приемам… Оставшиеся четыре ствола - это разделы, посвященные лечебным средствам - питанию, образу жизни, лекарствам и процедурам. От стволов, как и положено, отходят "ветви" и "листья" - более мелкие разделы трактата. Например, на стволе пульсовой диагностики три ветви, на каждой из них по три листа, каждый лист - какой-то прием пульсовой диагностики, подготовки к ней, методов обследования и т. д. Всего от девяти стволов отходит 47 ветвей и растет 224 листика. "На древе этом распускаются два цветка - долголетие и здоровье, созревают на нем три плода - преуспеяние в дхарме, богатство и счастье", - так кратко формулирует "Чжуд - ши" результат успешного овладения методами тибетской медицины.
Вопросы:
- Какова общая причина всех болезней, по представлениями тибетской медицины?
- Назовите три частные причины возникновения болезней.
- Правомерно ли отнести тибетскую медицину к народной медицине? Почему?
- Можно ли называть тибетскую медицину, прежде всего медициной «предупредительной», профилактической? Аргументируйте свою точку зрения.
5. Что говорит трактат об этике тибетского врача?
«Общая причина всех болезней одна - это невежество, возникающее от незнания собственного «Я». Например, птица взлетает в небо, но от тени своей не может оторваться. Все твари, пока находятся во власти невежества, от болезней не избавятся. Частные причины, возникающие от невежества: страсть, гнев и глупость - вот три яда, а плоды их: ветер, слизь и желчь - три начала болезнетворных»
«Отказывайся от плохих дел, как бы ни подстрекали, совершай хорошие, как бы ни препятствовали. Сначала обдумай - это в будущем обеспечит успех. Не все услышанное принимай за истину… Все, что услышишь, произнеси про себя и сделай краткий вывод. Женщин не слушай, свои слова подавай им веско. От любящих и верных не таись, разговаривай открыто. Будь нетороплив, но тверд, мирно и быстро вступай в общение. Врагам спуску не давай, но усмиряй их благородными способами. Храни дружбу, привязанности, не забывай о благодеянии. Уважай учителя, отца, дядю, вообще всех стариков. Живи умом и сердцем в согласии с земляками, родственниками, друзьями. Землю обрабатывай аккуратно, сроки соблюдай строго. Неправоту и поражение признавай, а если сам победишь - будь сдержанным. Если мудр - не зазнавайся, а если богат - знай меру. Низких не попирай, высоким не завидуй. Дружбы и вражды с негодяями избегай. На чужое не зарься. Остерегайся ошибок и грехов»…
«Наука врачевания в своей сути учит, как уравновешивать первоэлементы человеческого тела. Уравновешивать первоэлементы! Вся суть подхода к питанию, образу жизни, лекарствам состоит в том, чтобы, узнав состав первоэлементов тела данного человека, помочь ему уравновесить их. Уравновешенность первоэлементов - вот источник здоровья, долгой жизни, благоденствия. Человеческие страсти и незнание, климатические нагрузки и неправильное питание - тысячи причин нарушают естественное равновесие первоэлементов. Искусство жизни и врачевания состоит в умении определить эти нарушения и сбалансировать их».
"Вообще лекари делятся на хороших и плохих. Тот, кто имеет хорошее происхождение, умен, чтит обеты, мудр в содержании источников, знает устные наставления, имеет опыт, живет по дхарме, бесстрастен, бескорыстен, укрощен, мягок в обращении, сострадателен, не делает ошибок, о чужих делах заботится как о своих, во всех делах лечения просветлен, - это хороший лекарь. Он единственный спаситель всех, кто болеет, он сын, продолжающий род риши - держателей наук, его называют перерожденцем Исцелителя - царя лекарей.
Лекарь, у которого нет родословной, похож на лису, занявшую царский престол, он не достоин, чтобы люди подняли его на свои головы.
Лекарь, не знающий содержания источников, похож на слепого, которому показывают предметы, он не сможет различить род болезни, методы ее лечения.
Лекарь, который не знает методов диагностики, похож на блуждающего в пустыне, где нет никого, кто знает лишь болезни.
Лекарь, не умеющий обследовать пульс и мочу, похож на сокольничего, не умеющего выпускать птицу, он не разберет языка жара и холода.
Лекарь, не умеющий искусно говорить, в целом похож на немого, он выставит себя на посмешище и ославится.
Лекарь, не знающий методов лечения, похож на стреляющего в мишень в темноте. Его средства не попадут в болезнь.
Лекарь, не знающий диеты и режима, похож на уступающего свою власть врагу. Он усилит болезни, а силы тела подавит”.
Вопросы для контрольной работы по теме:История СГМА. Возникновение медицинских и фармацевтических знаний в древности. Медицина и фармация цивилизации античной Греции, древнего Рима. Медицинские и фармацевтические знания Индии, Китая и Тибета.
1. Охарактеризуйте состояние здравоохранения на Смоленщине в дореволюционный период.
2. Перечислите причины открытия медицинского факультета в составе Смоленского
государственного университета (СГУ).
3. Назовите и охарактеризуйте периоды становления СГМА.
4. Охарактеризуйте трудности становления медицинского факультета Смоленского
университета в 20-е годы.
5. Первые руководители СГУ и его медицинского факультета.
6. Назовите руководителей первых кафедр медицинского факультета университета и их заслуги.
7. Перечислите традиции СГМА. Каково их значение?
8. Преобразование медфака университета в СГМИ. Первый директор СГМИ. Открытие новых факультетов.
9. Первый нарком здравоохранения Г. Н. Каминский и его роль в развитии СГМИ.
10. СГМИ в годы войны. Примеры патриотизма и самоотверженности. Возобновление занятий. Первый послевоенный выпуск.
11. Дайте характеристику четвёртого периода развития СГМА (Руководители, открытие новых факультетов, защита первой диссертации в стенах института).
12. Охарактеризуйте пятый период развития СГМА (Руководители, новые факультеты,
международное признание).
13. Назовите основные направления научных исследований в СГМА на современном этапе.
14. Дайте определение медицины. Когда зарождается медицина?
15. Дайте определение фармации. Когда зарождается фармация?
16. Назовите и охарактеризуйте факторы, определившие развитие первобытного человеческого общества.
17. Что такое антропосоциогенез?
18. Что такое рефлексия? Каково ее значение в возникновении и становлении медицины и фармации?
19. Какие коллективные представлениягенетически связанные между собой, оказали определяющее влияние на становление и последующее развитие человеческой культуры, в том числе и медицины?
20. Что такое табу? Укажите особенности института табу.
21. Каково значение института табу для развития культуры и медицины?
22. Дайте определение понятия «тотемизм»
23. Каково значение тотемизма для развития и становления человеческого общества, медицины?
24. Дайте определение понятия «магия», назовите её виды.
25. Какова роль магии в развитии медицины и фармации? В чем проявилось рациональное начало магической практики.
26. Назовите причины заболеваний с точки зрения магической медицины?
27. Какие методы использовала магическая медицина в лечении?
28. Какие виды медицины Вы знаете?
29. Дайте определение народной медицины, назовите ее виды, охарактеризуйте ее современное значение.
30. Дайте понятие альтернативной медицины, перечислите ее виды, приведите примеры.
31. Приведите классификации цивилизаций. Назовите основные черты культуры и медицины Древних цивилизаций.
32. Охарактеризуйте истоки культа мертвых в Древнем Египте. Назовите и охарактеризуйте основные черты культа мертвых.
33. Что было необходимо с точки зрения древних египтян для посмертного существования. Как культ мертвых повлиял на развитие медицины Древнего Египта?
34. Охарактеризуйте отношение древних египтян к сохранению здоровью. Гигиена и косметология древних египтян.
35. Какие Вам известны медицинские папирусы в Древнем Египте. Каково их содержание. Приведите примеры.
36. Охарактеризуйте представления древних египтян о строении человеческого тела. Что такое "мету", и каково значение их в организме с точки зрения древних египтян?
37. Что такое бальзамирование и как оно повлияло на развитие научных знаний в древнем Египте.
38. Лекарствоведение в Древнем Египте.
39. Мифология и её связь с врачеванием в Месопотамии. Приведите примеры. Какие два основных направления врачевания существовало в Месопотамии.
40. Лекарствоведение в Месопотамии
41. Охарактеризуйте приёмы врачевания асу.
42. Охарактеризуйте приёмы врачевания ашипу.
43. Культ тела в Древней Греции и его значение.
44. Мифология и врачевание в Древней Греции. Приведите примеры.
45. Медицинская символика древнегреческого происхождения.
46. Какие виды медицины были распространены в Древней Греции?
47. Охарактеризуйте храмовую медицину в Древней Греции.
48. Становление врачебных школ в Древней Греции. Дайте характеристику основным медицинским школам.
49. Что такое «Клинический метод» Гиппократа? Каково его значение.
50. Перечислите основные заслуги Гиппократа.
51. Что такое «Гиппократов сборник», каково его значение в истории медицины? Фармакотерапия Гиппократа.
52. Каково содержание работ «Гиппократова сборник»: «Эпидемии», «Прогностика», «О воздухах, водах и местностях»?
53. Учение о телесных соках в Древней Греции. Учение Гиппократа о 4-х типах темперамента.
54. Врачебная этика в Древней Греции. Работы по врачебной этике в «Гиппократовом сборнике».
55. Характерные особенности культуры и медицины Александрии и Древнего Рима.
56. Герофил как один из первых анатомов, сторонник анатомо-физиологического направления в медицине. Эразистрат и его заслуги.
57. Охарактеризуйте санитарную культуру Древнего Рима.
58. Труды Корнелия Цельса и их роль в развитии медицины и фармации.
59. Гален и значение его исследований для медицины и фармации.Что такое галенизм
60. Назовите характерные черты традиционных восточных систем врачевания.
61. Назовите основные религиозные учения в Древнем Китае. Как они повлияли на развитие медицины.
62. Охарактеризуйте теорию пяти элементов в Древней Индии и в Древнем Китае. Её роль в традиционных медицинских системах.
63. Энергия «ци» как фундаментальная категория китайской натурфилософии. Понятия «инь» и «ян». Их роль в развитии медицины Китая.
64. Что такое чжень-цзю терапия, и каково её современное значение.
65. Принципы лекарственной терапии в Древнем Китае.
66. Охарактеризуйте основные аюрведические принципы сохранения и укрепления здоровья.
67. Аюрведические принципы здорового питания и лекарственной терапии.
68. Йога и её место в традиционной системе врачевания Древней Индии.
69. Поясните что такое «Чжут-Ши»? Петр Александрович Бадмаев и его роль в истории.