Тема 2. Чувствительность и ее нарушения. МОЗЖЕЧОК

Введение (актуальность темы)

Рецепция является одной из важнейших функций организма. Сенсорные расстройства сопровождают большинство заболеваний нервной системы и являются важным критерием топической диагностики. Знание симптоматики, развивающейся при поражении структур, отвечающих за чувствительность, необходимо для правильной постановки диагноза и дальнейшей терапевтической тактики.

Выполнение произвольных и автоматизированных движений невозможно без нормального функционирования мозжечка, который отвечает за равновесие, поддержание мышечного тонуса и координацию. Поражение мозжечка вызывает разнообразные нарушения, знание которых необходимо в подготовке студентов. Дифференциальная диагностика различных видов атаксии является необходимым знанием для специалиста любого профиля.

2. Цель:

· обучение студентов основам топической диагностики поражений нервной системы, сопровождающихся нарушениями чувствительности и патологией мозжечка, методике исследования чувствительности, мозжечковых нарушений, а также дифференцировке различных форм атаксий.

3. Задачи:

Студент должен знать:

·анатомо-физиологические принципы организации чувствительной сферы человека;

·симптомы натяжения для определения степени выраженности болевого синдрома;

·принципы топической диагностики поражений различных отделов проводящих путей глубокой и поверхностной чувствительности;

·строение мозжечка, его восходящие и нисходящие связи;

·синдромы поражения полушарий и червя мозжечка;

·виды атаксий.

Студент должен уметь:

· исследовать различные виды поверхностной чувствительности (болевую, температурную, тактильную);

· исследовать глубокомышечное чувство, вибрационную чувствительности;

· определять симптомы натяжения (Ласега, Нери, Вассермана, Мацкевича);

· исследовать мышечный тонус;

· исследовать симптомы поражения полушарий и червя мозжечка.

Студент должен владеть:

· методикой опроса и исследования поверхностной чувствительности и глубокомышечного чувства;

· методикой специального опроса и обследования пациентов с поражением мозжечка.

4. Основные учебные вопросы (план)

· Определение чувствительности.

· Схема строения чувствительного анализатора.

· Классификация (поверхностные, глубокие, сложные виды чувствительности).

· Проводники системы поверхностной чувствительности.

· Проводники системы глубокой чувствительности.

· Виды и типы чувствительных расстройств.

· Синдромы расстройств чувствительности при поражении периферических нервов, сплетений, спинномозговых корешков, сегментов спинного мозга, ствола мозга, полушарий.

· Симптомы натяжения при заболеваниях, травмах и других повреждениях нервных стволов.

· Строение мозжечка.

· Функциональное значение связей мозжечка с другими структурами нервной системы.

· Симптомы поражения мозжечка, признаки атаксии.

· Варианты атаксии: мозжечковая, статическая, динамическая, статико-локомоторная, сенситивная, вестибулярная, корковая, истерическая.

· Симптомы поражения червя мозжечка.

5. Вспомогательные материалы по теме:

· муляж головного мозга, макеты черепа и позвоночника, муляжи топических срезов головного и спинного мозга;

· наборы учебных рентгенограмм, ангиограмм, миелограмм, компьютерных томограмм по основным разделам частной неврологии;

· таблицы и схемы строения нервной системы;

· приспособления и наборы для исследования неврологического статуса (кисточка, иголочка, наборы гирек, пробирки с теплой и холодной водой);

· методические рекомендации для преподавателей по общей и частной неврологии;

· учебные задачи для студентов по курсу общей неврологии;

· тексты лекций по общей неврологии;

· компьютерная программа для проведения тестового контроля студентов по топической диагностике заболеваний нервной системы;

· учебно-методическое пособие к практическому занятию для студентов;

· компьютерные и магнитно-резонансные томограммы пациентов с сенсорными и координаторными нарушениями при заболеваниях и травмах головного и спинного мозга.

Наши рекомендации