Правовая основа безопасности

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее время в обществе все более укрепляется сознание остроты проблемы безопасности жизнедеятельности и ее правового обеспечения. Не так быстро, как требует ситуация, но все же постепенно в России формируется законодательная база по обеспечению безопасности жизнедеятельности человека во всех средах его обитания, а именно в быту, на производстве, в условиях окружающей природной среды и при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Чтобы обеспечить безопасность человека в различных сферах его деятельности, государством должна быть создана система защиты от рисков природного, техногенного, социального и политического характера. Безопасность может быть достигнута проведением единой государственной политики в области защиты населения, системой мер экономического, политического, экологического и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности и государства.

Правовую основу законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности составляет Конституция - основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

В марте 1992 г. в России был принят Закон «О безопасности», закрепивший правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определивший систему безопасности и ее функции, установивший порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности.

Закон дает определение безопасности и ее объектов. Согласно закону, «безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних или внешних угроз».

Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» 2002 г. в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.

Задачи природоохранительного законодательства:

- охрана природной среды (а через нее и здоровья человека);

- предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности;

- оздоровление окружающей природной среды и улучшение ее качества.

Механизм реализации Закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при начислении налогов в случае внедрения экологически чистых технологий. Это прямые экологические стимулы по охране окружающей природной среды.

Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Решение этих задач отражено в Федеральном законе «Об экологической экспертизе» 1995 года № 174-ФЗ. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производятся только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений.

Промышленная безопасностьопасных производственных объектов базируется на фундаментальном документе - на Законе «О промышленной безопасности». Федеральный закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов № 116-ФЗ действует с 1997 г. Он отражает основы обеспечения безопасной эксплуатации и предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий аварий. Изменения в области обеспечения промышленной безопасности внесены Федеральным законом № 22-ФЗ от 4 марта 2013 г., где установлено деление опасных производственных объектов в зависимости от уровня потенциальной опасности на четыре класса (чрезвычайно высокой, высокой, средней и низкой).

Правовую основу охраны здоровьяи обеспечения безопасности населения в России составляют следующие законодательные акты.

• Конституция РФ, которая в ст. 42 провозглашает право граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение ущерба, причиненного здоровью.

• Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ в ред. от 25.06.2012 г. «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».

• Гражданский кодекс, предусматривающий рассмотрение исковых споров о возмещении вреда, нанесенного здоровью, в судах.

• Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991), регулирующий санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды - производственной, бытовой, природной. В Законе закрепляется право граждан на возмещение в полном объеме «ущерба от вреда здоровью, причиненного в результате нарушения санитарных норм и правил, повлекших за собой заболевания, отравления». • Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994), определяющий общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера. Основные цели Закона - предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.

Вред жизни и здоровью человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды выражается в полной или частичной потере жизнеобеспечивающих функций организма. Последствия такого вреда проявляются в утрате здоровья или жизни, в отрицательных изменениях в генетической программе человека.

При возмещении вреда здоровью граждан компенсации подлежат следующие расходы:

- затраты на лечение и восстановление здоровья;

- расходы на возмещение материальных потерь в связи с утратой трудоспособности;

- вынужденный переезд на новое место жительства;

- преждевременный уход на пенсию;

- упущенные возможности профессиональной или иной деятельности и моральный вред, который по гражданскому законодательству подлежит возмещению.

Основы законодательства РФ об охране трудаобеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сфер хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Основы законодательства устанавливают гарантии осуществления права на охрану труда и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Законодательство РФ об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ, основ законодательства РФ об охране труда и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов.

Ответственность за нарушение нормативно-правовых актов по безопасности жизнедеятельности.Средством стимулирования работ по безопасности служит экономическая ответственность, которая состоит в предъявлении экономических санкций, в том числе в виде платы за риск (плата за загрязнение окружающей среды, дифференциация ставок налога на имущество в зависимости от степени износа и новизны применяемых видов техники и оборудования), а также лишение квот (норм, нормативов, требований, наложение штрафов вплоть до остановки производства). Одна из важнейших разновидностей указанных санкций - штрафные санкции, налагаемые за нарушение требований нормативных документов. Штрафные санкции реализуют необходимую обратную связь для эффективного функционирования системы управления риском. Одна из таких санкций - плата за загрязнение среды, осуществляемая в соответствии с принципом «загрязняющий платит», который широко используется в мировой экономике практически всеми странами.

Перспективный и эффективный инструмент обеспечения промышленной безопасности - страхование техногенных рисков.

По действию механизмы страхования близки к механизмам платы за риск, поскольку страховой взнос зависит от уровня риска. Страхование стимулирует снижение риска, так как предприятиям выгодно вложение средств в мероприятия по снижению риска.

При страховании техногенных рисков для граждан объектами страхования могут быть их жизнь, здоровье, трудоспособность, сохранность имущества (личное и имущественное страхование). Для юридических лиц возможно имущественное страхование, предусматривающее возмещение ущерба, нанесенного в результате ЧС, и страхование, предусматривающее возмещение страхователем (виновником происшествия) причиненного им ущерба гражданам, другим юридическим лицам, природной среде (страхование ответственности).

Обязательно страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. В соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», эксплуатирующая объект организация обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу граждан и окружающей природной среде в случае аварии на этом объекте.

Вместе с тем возможности страхования не беспредельны. Страхование - не источник легких денег для финансирования каких-либо нужд и не благотворительный фонд, а сложная система экономических отношений. Опыт зарубежных стран наглядно показывает, что страховая отрасль не только чутко реагирует на изменения экономической конъюнктуры, правовых норм и др., но и сама оказывает значительное влияние на хозяйственные процессы.

Меры юридической ответственности, рассматриваемые как гарантии обеспечения выполнения законодательства, регулирует дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность.

Законодательство РФ устанавливает не только ответственность государственных органов, предприятий, организаций, учреждений за обеспечение безопасности жизнедеятельности населения, но определяет права и ответственность каждого гражданина, что отражено в Законе «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

В кодексе признано, что человек в цивилизованном мире является высшей социальной ценностью. В соответствии с этим концептуальным положением, последовательно проведен принцип приоритета общечеловеческих ценностей, провозглашена ориентация на максимальное обеспечение безопасности личности, чести, достоинства, прав и свобод граждан, их неприкосновенность.

К числу должностных лиц, несущих ответственность за нарушение законодательства по защите населения и обеспечение его жизнедеятельности, относятся собственники, руководители и заместители руководителей предприятий, учреждений и организаций, руководители структурных подразделений и другие лица, отвечающие за соблюдение нарушенных норм и правил.

Дисциплинарная ответственностьуказанных лиц наступает на основании норм трудового законодательства. К таким лицам применяют меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение с работы.

Административная ответственностьнаступает за нарушения, предусмотренные административным законодательством, в частности Кодексом РФ «Об административных правонарушениях», а также иными нормативными актами, устанавливающими административную ответственность. Она заключается в применении к виновным лицам наказания в виде предупреждения или штрафа.

Уголовная ответственностьвиновных должностных лиц может наступить, если нарушения повлекли за собой или могли повлечь тяжелые последствия, например гибель людей, массовые заболевания, несчастные случаи. Такие вопросы регулируются нормами уголовного законодательства.

Взаимная ответственностькаждого гражданина, общества и государства при выполнении требований законодательства по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения создает условия для формирования и развития безопасного общества, устойчивого развития современной цивилизации.

Вопросы для самоконтроля

■ Безопасность жизнедеятельности: определение и основные задачи.

■ Основные принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

■ Среда обитания: определение и основные понятия.

■ Характеристика основных видов безопасности жизнедеятельности.

■ Характеристика экологической безопасности.

■ Характеристика промышленной безопасности.

■ Охрана труда: определение, основные направления государственной политики.

■ Правовая основа безопасности жизнедеятельности: основные понятия.

■ Ответственность за нарушение нормативно-правовых актов по безопасности жизнедеятельности.

■ Конституция РФ. Право граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение ущерба, причиненного здоровью.

Наши рекомендации