Список сокращений и условных обозначений

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

Ψ - лекарственное средство в России аннулировано

- торговое название лекарственного средства

АИ - аптечка индивидуальная

АЭС - атомная электростанция

ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения

ГО - гражданская оборона

ИПП - индивидуальный противохимический пакет

МЧС - Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

ООН - Организация Объединенных Наций

ППИ - пакет перевязочный индивидуальный

СВВ - сумка врача войсковая

СПП - сумка первой помощи

СФВ - сумка фельдшера войсковая

ФОВ - фосфорорганические отравляющие вещества

ЧС - чрезвычайная ситуация

ТЕМА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

ВВЕДЕНИЕ

В XXI в. мир не стал безопаснее. Сохраняются традиционные угрозы и опасности, возникают новые. Наблюдается усиление социальных противоречий, возрастает уязвимость городских инфраструктур к ударам стихии, энергетическим катастрофам, актам терроризма. Распространяются новые инфекционные заболевания.

С увеличением количества технических средств, используемых в повседневной жизни, возрастает вероятность возникновения опасных ситуаций из-за нарушения правил эксплуатации и различных неисправностей в их работе, что повышает риск для жизни и здоровья человека.

Именно поэтому очень важно, чтобы проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности стала приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества и цивилизации. Этого можно достичь, развивая новое мировоззрение,

систему идеалов и ценностей, нормы и традиции безопасного поведения, т.е. формируя целую культуру безопасности жизнедеятельности.

Безопасность - необходимое условие дальнейшего развития цивилизации.

В настоящее время очевидным становится факт, что решение проблем снижения рисков различных кризисных явлений не должно ограничиваться нормативными, правовыми, организационно-техническими и инженерными мероприятиями. Эффективное управление безопасностью человека, общества, государства необходимо осуществлять через социальную сферу, через согласованное поведение людей и четко регламентированные социальные нормы поведения (законы, правила, традиции, наука, политика).

Ведущую роль здесь играют такие факторы, как воспитание культуры безопасного поведения человека и формирование здорового образа жизни.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Структура безопасности жизнедеятельности населения включает различные виды безопасного взаимодействия человека и внешней среды. Рассмотрим некоторые виды безопасности, оказывающие значительное влияние на жизнедеятельность человека.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Проблема экологической безопасности - часть проблемы безопасности существования нашей цивилизации. В современных условиях обеспечение экологической безопасности становится такой же приоритетной проблемой государства, как обеспечение военной и экономической безопасности.

Экологическая политика государства - политика, направленная на экономические, социальные и культурные изменения общества, одинаково необходимые для его выживания и для сохранения природы. Для этих целей должна быть создана соответствующая нормативная база. Основополагающим законом в области обеспечения экологической безопасности является Федеральный закон «Об охране окружающей среды» 2002 г.

Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам, независимо от форм собственности и подчиненности, и гражданам Российской Федерации (РФ). Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях - проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов. Закон гарантирует право граждан на здоровую и благоприятную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений в охране окружающей среды требовать предоставления экологической информации и назначения экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.

Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного и общественного контроля. Мониторинг организуют с целью наблюдения за происходящими в окружающей природной среде физическими,

химическими и биологическими процессами, уровнем загрязнения атмосферы, воздуха, почв и водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, а также для обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей среде и прогнозе их последствий.

Организационную основу службы экологического контроля составляет Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Роскомгидромет) и ее подразделения на местах. В проведении государственного экологического мониторинга участвуют следующие структуры: Госсанэпиднадзор России (в части мониторинга неблагоприятных воздействий факторов окружающей среды на здоровье человека), Минсельхоз России (в части мониторинга загрязнения почв, растительной продукции, вод и снега тяжелыми металлами, пестицидами, нитратами в агропромышленном комплексе), а также Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по геологии, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.

Основная нагрузка ложится на государственную систему мониторинга Роскомгидромета. В ее состав входит сеть пунктов режимных наблюдений за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, поверхности вод, морской среды, лесной растительности, за химическим составом осадков, снежного покрова, уровнем радиации.

Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право налагать запрет на размещение проекта, совместно с органами власти принимать меры административно-правового пресечения вредной деятельности, привлекать виновников к ответственности за экологические правонарушения.

Проблема охраны окружающей среды имеет глобальный характер. В Декларации Стокгольмской конференции Организации Объединенных Наций (ООН) по проблемам окружающей человека среды (1972) сформулированы 26 принципов, положенных в основу международного экологического сотрудничества. Декларация провозгласила право человека на жизнь в благоприятной окружающей среде. Природные ресурсы Земли должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений.

Россия стала членом многосторонних конвенций, таких, как конвенция о защите Черного моря от загрязнений (1992), об охране морской среды Балтийского моря (1992), конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий и Киотское соглашение (1997) об ограничении выбросов парниковых веществ. Все эти меры направлены на улучшение экологической обстановки.

ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Наряду с внутренними национальными факторами на обеспечение промышленной безопасности влияют факторы внешнего порядка. Аварии и загрязнения окружающей среды, происходящие в одной стране, оказывают неблагоприятное воздействие на состояние природной среды, здоровье людей и материальные объекты в других странах. В связи с этим государства договорились о совместных действиях по предупреждению аварий, минимизации и ликвидации их последствий.

При разработке собственных правовых мер в области промышленной безопасности Россия обязана трансформировать конвенции, принятые ею международные обязательства и нормы. Это обусловлено перспективами вхождения нашей страны в европейское и глобальное правовое пространство по вопросам промышленной и экологической безопасности.

Государственная политика в области промышленной безопасности направлена на создание правовых, экономических, организационных и социально-психологических условий формирования систем управления риском на опасных производственных объектах.

Интенсивный процесс законодательного регулирования промышленной безопасности начался в конце XX в. При этом вначале законодательные акты концентрировали внимание на источниках риска внутри предприятия. Для развитых стран общее законодательное регулирование правоотношений в данной сфере включало вопросы безопасности производства в целом, обязательства по разработке и осуществлению мер противодействия ЧС, разрешения на строительство предприятий, охрану здоровья персонала и местного населения, экологическую экспертизу.

В области промышленной безопасности создан единый орган, на который возлагаются разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности. Федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, в настоящее время является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору России, образованная в ходе реформы государственного управления 2004 г. путем слияния функций Гостехнадзора, атомного надзора и экологического контроля (инспекции). Новая служба включает центральный аппарат и территориальные органы, в составе которых непосредственный надзор на предприятиях, производствах и объектах осуществляют специальные отделы.

Нормативное регулирование в области промышленной безопасности осуществляется путем установления обязательных для выполнения требований (норм, правил, технических регламентов). В основе этого механизма лежат рассмотренные выше федеральные законы и другие нормативные правовые и нормативно-методические документы. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в рамках своих задач и полномочий организует разработку и утверждение требований промышленной безопасности:

• согласовывает нормативные правовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования:

- промышленной безопасности;

- безопасности при перевозке опасных грузов;

- рационального использования и охраны недр;

- безопасности в области изготовления, монтажа, эксплуатации, ремонта и диагностики технических устройств и оборудования на опасных производственных объектах;

• обеспечивает функционирование государственной автоматизированной информационной управляющей системы регулирования промышленной безопасности.

Требования промышленной безопасности - определенные условия, при которых должны обеспечиваться промышленная безопасность, соответствующие запреты, ограничения и другие обязательные нормы, а следовательно, защита населения и территорий от ЧС, охрана окружающей среды, экологическая безопасность, пожарная безопасность, охрана труда, выполнение требований государственных стандартов.

Охрана труда- система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Основные направления государственной политики в области охраны труда:

- признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятий;

- установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;

- государственное управление деятельностью в области охраны труда, включая государственный надзор и контроль соблюдения законов и иных нормативных актов об охране труда;

- общественный контроль соблюдения законных прав и интересов работников в области охраны труда, осуществляемый через профессиональные союзы и иные представительные органы;

- защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;

- проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологий, средств коллективной и индивидуальной защиты;

- применение экономических санкций в целях соблюдения предприятиями и работниками нормативных требований по охране труда.

Каждый работник имеет право на охрану труда, в том числе:

- на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов;

- возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей;

- обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя.

Государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной властей гарантирует право на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе по трудовому договору (контракту) с работодателем. Условия трудового договора (контракта) должны соответствовать требованиям законодательных и нормативных актов по охране труда.

Ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии возлагается на работодателя. В обязанности работодателя входит обеспечение безопасности оборудования, технологических процессов, применяемого сырья и материалов, выполнение требований законодательства и нормативных актов, в частности организация медицинских осмотров при поступлении на работу и периодических осмотров в процессе работы.

Оценку фактического состояния условий труда производят по данным аттестации рабочих мест или специальных инструментальных замеров уровней факторов производственной среды, отражаемым в карте условий труда на рабочем месте.

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее время в обществе все более укрепляется сознание остроты проблемы безопасности жизнедеятельности и ее правового обеспечения. Не так быстро, как требует ситуация, но все же постепенно в России формируется законодательная база по обеспечению безопасности жизнедеятельности человека во всех средах его обитания, а именно в быту, на производстве, в условиях окружающей природной среды и при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Чтобы обеспечить безопасность человека в различных сферах его деятельности, государством должна быть создана система защиты от рисков природного, техногенного, социального и политического характера. Безопасность может быть достигнута проведением единой государственной политики в области защиты населения, системой мер экономического, политического, экологического и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности и государства.

Правовую основу законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности составляет Конституция - основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

В марте 1992 г. в России был принят Закон «О безопасности», закрепивший правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определивший систему безопасности и ее функции, установивший порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности.

Закон дает определение безопасности и ее объектов. Согласно закону, «безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних или внешних угроз».

Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» 2002 г. в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.

Задачи природоохранительного законодательства:

- охрана природной среды (а через нее и здоровья человека);

- предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности;

- оздоровление окружающей природной среды и улучшение ее качества.

Механизм реализации Закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при начислении налогов в случае внедрения экологически чистых технологий. Это прямые экологические стимулы по охране окружающей природной среды.

Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Решение этих задач отражено в Федеральном законе «Об экологической экспертизе» 1995 года № 174-ФЗ. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производятся только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений.

Промышленная безопасностьопасных производственных объектов базируется на фундаментальном документе - на Законе «О промышленной безопасности». Федеральный закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов № 116-ФЗ действует с 1997 г. Он отражает основы обеспечения безопасной эксплуатации и предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий аварий. Изменения в области обеспечения промышленной безопасности внесены Федеральным законом № 22-ФЗ от 4 марта 2013 г., где установлено деление опасных производственных объектов в зависимости от уровня потенциальной опасности на четыре класса (чрезвычайно высокой, высокой, средней и низкой).

Правовую основу охраны здоровьяи обеспечения безопасности населения в России составляют следующие законодательные акты.

• Конституция РФ, которая в ст. 42 провозглашает право граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение ущерба, причиненного здоровью.

• Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ в ред. от 25.06.2012 г. «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».

• Гражданский кодекс, предусматривающий рассмотрение исковых споров о возмещении вреда, нанесенного здоровью, в судах.

• Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991), регулирующий санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды - производственной, бытовой, природной. В Законе закрепляется право граждан на возмещение в полном объеме «ущерба от вреда здоровью, причиненного в результате нарушения санитарных норм и правил, повлекших за собой заболевания, отравления». • Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994), определяющий общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера. Основные цели Закона - предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.

Вред жизни и здоровью человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды выражается в полной или частичной потере жизнеобеспечивающих функций организма. Последствия такого вреда проявляются в утрате здоровья или жизни, в отрицательных изменениях в генетической программе человека.

При возмещении вреда здоровью граждан компенсации подлежат следующие расходы:

- затраты на лечение и восстановление здоровья;

- расходы на возмещение материальных потерь в связи с утратой трудоспособности;

- вынужденный переезд на новое место жительства;

- преждевременный уход на пенсию;

- упущенные возможности профессиональной или иной деятельности и моральный вред, который по гражданскому законодательству подлежит возмещению.

Основы законодательства РФ об охране трудаобеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сфер хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Основы законодательства устанавливают гарантии осуществления права на охрану труда и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Законодательство РФ об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ, основ законодательства РФ об охране труда и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов.

Ответственность за нарушение нормативно-правовых актов по безопасности жизнедеятельности.Средством стимулирования работ по безопасности служит экономическая ответственность, которая состоит в предъявлении экономических санкций, в том числе в виде платы за риск (плата за загрязнение окружающей среды, дифференциация ставок налога на имущество в зависимости от степени износа и новизны применяемых видов техники и оборудования), а также лишение квот (норм, нормативов, требований, наложение штрафов вплоть до остановки производства). Одна из важнейших разновидностей указанных санкций - штрафные санкции, налагаемые за нарушение требований нормативных документов. Штрафные санкции реализуют необходимую обратную связь для эффективного функционирования системы управления риском. Одна из таких санкций - плата за загрязнение среды, осуществляемая в соответствии с принципом «загрязняющий платит», который широко используется в мировой экономике практически всеми странами.

Перспективный и эффективный инструмент обеспечения промышленной безопасности - страхование техногенных рисков.

По действию механизмы страхования близки к механизмам платы за риск, поскольку страховой взнос зависит от уровня риска. Страхование стимулирует снижение риска, так как предприятиям выгодно вложение средств в мероприятия по снижению риска.

При страховании техногенных рисков для граждан объектами страхования могут быть их жизнь, здоровье, трудоспособность, сохранность имущества (личное и имущественное страхование). Для юридических лиц возможно имущественное страхование, предусматривающее возмещение ущерба, нанесенного в результате ЧС, и страхование, предусматривающее возмещение страхователем (виновником происшествия) причиненного им ущерба гражданам, другим юридическим лицам, природной среде (страхование ответственности).

Обязательно страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. В соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», эксплуатирующая объект организация обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу граждан и окружающей природной среде в случае аварии на этом объекте.

Вместе с тем возможности страхования не беспредельны. Страхование - не источник легких денег для финансирования каких-либо нужд и не благотворительный фонд, а сложная система экономических отношений. Опыт зарубежных стран наглядно показывает, что страховая отрасль не только чутко реагирует на изменения экономической конъюнктуры, правовых норм и др., но и сама оказывает значительное влияние на хозяйственные процессы.

Меры юридической ответственности, рассматриваемые как гарантии обеспечения выполнения законодательства, регулирует дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность.

Законодательство РФ устанавливает не только ответственность государственных органов, предприятий, организаций, учреждений за обеспечение безопасности жизнедеятельности населения, но определяет права и ответственность каждого гражданина, что отражено в Законе «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

В кодексе признано, что человек в цивилизованном мире является высшей социальной ценностью. В соответствии с этим концептуальным положением, последовательно проведен принцип приоритета общечеловеческих ценностей, провозглашена ориентация на максимальное обеспечение безопасности личности, чести, достоинства, прав и свобод граждан, их неприкосновенность.

К числу должностных лиц, несущих ответственность за нарушение законодательства по защите населения и обеспечение его жизнедеятельности, относятся собственники, руководители и заместители руководителей предприятий, учреждений и организаций, руководители структурных подразделений и другие лица, отвечающие за соблюдение нарушенных норм и правил.

Дисциплинарная ответственностьуказанных лиц наступает на основании норм трудового законодательства. К таким лицам применяют меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение с работы.

Административная ответственностьнаступает за нарушения, предусмотренные административным законодательством, в частности Кодексом РФ «Об административных правонарушениях», а также иными нормативными актами, устанавливающими административную ответственность. Она заключается в применении к виновным лицам наказания в виде предупреждения или штрафа.

Уголовная ответственностьвиновных должностных лиц может наступить, если нарушения повлекли за собой или могли повлечь тяжелые последствия, например гибель людей, массовые заболевания, несчастные случаи. Такие вопросы регулируются нормами уголовного законодательства.

Взаимная ответственностькаждого гражданина, общества и государства при выполнении требований законодательства по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения создает условия для формирования и развития безопасного общества, устойчивого развития современной цивилизации.

Вопросы для самоконтроля

■ Безопасность жизнедеятельности: определение и основные задачи.

■ Основные принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

■ Среда обитания: определение и основные понятия.

■ Характеристика основных видов безопасности жизнедеятельности.

■ Характеристика экологической безопасности.

■ Характеристика промышленной безопасности.

■ Охрана труда: определение, основные направления государственной политики.

■ Правовая основа безопасности жизнедеятельности: основные понятия.

■ Ответственность за нарушение нормативно-правовых актов по безопасности жизнедеятельности.

■ Конституция РФ. Право граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение ущерба, причиненного здоровью.

ВВЕДЕНИЕ

Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и иного характера - объективная реальность современного мира. Они постоянно сопровождают человека, угрожают его жизни, приносят боль, страдания, травмы, гибель людей, повреждают и уничтожают материальные ценности, наносят огромный, зачастую непоправимый ущерб окружающей среде, обществу, цивилизации. По прогнозам ученых, количество ЧС в ближайшие годы будет расти.

В мире установилась устойчивая тенденция ежегодного роста числа пострадавших на 8-9% и материальных потерь на 10% в результате ЧС. Общемировой ущерб от стихийных бедствий ежегодно может составлять около 150 млрд долларов.

Возрастание масштабов техногенной деятельности современного общества, усложнение технологических процессов с использованием значительного количества взрыво-, пожаро-, радиационно- и химически опасных веществ, увеличение частоты и мощности проявления разрушительных сил природы, а также происшествий локального характера крайне обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, сохранением экономического потенциала и окружающей среды в условиях возникновения ЧС.

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ

Землетрясения - природные сейсмические явления, сопровождаемые подземными толчками и колебаниями земной поверхности, вызванные естественными процессами, происходящими в земной коре.

Статистика катастроф природного характера последних лет показывает, что доля землетрясений в них составляет около 8-10%. Территория России, подверженная землетрясениям с интенсивностью более 7 баллов, составляет 20%, а около 6% территории страны занимают особенно опасные 8-9-балльные зоны (Камчатка, Сахалин, Северный Кавказ, Прибайкалье и Якутия). Более 20 миллионов россиян проживают в зонах возможных разрушительных землетрясений.

Землетрясения возникают в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре и более глубоких слоях земли или в результате вулканических и обвальных явлений, передаваемых на большие расстояния в виде упругих волн.

Сейсмическая опасность при землетрясениях определяется как интенсивными колебаниями грунта, так и вторичными факторами.

Непосредственную опасность для человека при землетрясениях представляют частичное или полное разрушение зданий, обрушение перекрытий и стен, разбитые стекла окон и витрин, опрокидывание и

падение плохо закрепленной мебели, а также вторичные факторы - пожары от разрушенных печей, газовых коммуникаций и кабельных линий, разлив сильнодействующих ядовитых веществ и др.

Во второй половине XX в. на территории бывшего Советского Союза произошло несколько крупных землетрясений: в 1948 г. в Ашхабаде (погибло 110 тыс. человек), в 1966 г. в Ташкенте (город был разрушен, было много раненых и погибших), в 1988 г. в Армении (погибло более 25 тыс. человек, ранено 55 тыс. человек; это было крупнейшее землетрясение в истории Кавказа). Нефтегорское землетрясение на севере Сахалинской области 27 мая 1995 г. унесло жизни 1841 человека, при этом был полностью разрушен г. Нефтегорск. По своим масштабам, разрушениям и жертвам землетрясение было одним из крупнейших в XX в.

Для землетрясений характерна высокая частота травм: черепно-мозговых, травм конечностей, грудной клетки и костей таза, длительных сдавлений тела, ушибов мягких тканей с обширными кровоизлияниями, а также ран, загрязненных землей, и ожогов. До 90% людей, переживших землетрясения, имеют психические расстройства различной степени выраженности. Землетрясения часто сопровождаются вспышками инфекционных заболеваний.

ЦУНАМИ

Особую опасность для всего, что расположено на морских и океанских побережьях, представляют наводнения, вызываемые подводными землетрясениями, в результате которых возникают гигантские волны - цунами.

В открытом море волны цунами, как правило, пологи и неощутимы для судов. Однако чем ближе к берегу, тем выше крутизна волн. Высота волн цунами у побережий определяется подводным и береговым рельефом. У полого берега их высота обычно не превышает 5-6 м, на участках побережья с узкими бухтами она может достигать 15-20 м и более. Волны до 40 м образуются у крутых берегов с клинообразными бухтами и у далеко выдающихся в море мысов.

Обладая высокой скоростью, волны цунами обрушиваются на берег с огромной силой, вызывая разрушения строений, судов, размывание грунта, катастрофические наводнения; при этом они сопровождаются мощными воздушными волнами. Следствием цунами могут быть пожары, экологические, химические заражения, радиоактивные загрязнения на обширных территориях и другие последствия. Катастрофическое цунами всегда сопровождается гибелью большого количества людей и животных и огромным материальным ущербом.

НАВОДНЕНИЯ

Среди других стихийных бедствий чаще всего наблюдаются наводнения. Наводнение - временное затопление значительной части суши водой в результате действия сил природы.

Наводнения отличаются от других видов стихийных бедствий тем, что в некоторой степени поддаются прогнозированию. Это дает возможность во многих случаях заранее определить время, характер и масштабы наводнения.

Основными причинами наводнения служат ливни и затяжные дожди, бурное таяние снега, ветровые нагоны на побережьях, природные явления в устьях рек, ледовые заторы на реках, прорывы дамб и плотин, обвалы, оползни, другие природные явления.

Угроза наводнений на территории России существует более чем в 40 городах и нескольких тысячах других населенных пунктов.

Поражающее действие наводнения заключается в затоплении водой промышленных и сельскохозяйственных объектов, полей с выращенным урожаем, разрушении зданий и сооружений, повреждении и порче оборудования предприятий, разрушении гидротехнических сооружений и коммуникаций.

При крупных и катастрофических наводнениях потоки воды вырывают с корнями деревья, сносят каменные ограды, небольшие здания, переворачивают транспортные средства и приводят к гибели людей и животных. Наводнения опасны еще и тем, что здания и сооружения теряют свою прочность. Деревянные строения начинают гнить, в кирпичных разрушается кладка, металлические конструкции и арматура ржавеют.

УРАГАНЫ, БУРИ, СМЕРЧИ

Ураганы, бури, смерчи относят к ветровым метеорологическим явлениям. Причина их возникновения - циклоническая деятельность в атмосфере Земли. Ураган- тот же циклон, но с очень высокой скоростью воздушного потока.

Ураганы - одна из самых мощных сил стихии. По своему пагубному воздействию ураганы не уступают таким страшным стихийным бедствиям, как землетрясения.

В нашей стране ураганы чаще всего возникают в Приморском и Хабаровском краях, на Сахалине, Камчатке, Чукотке, Курильских островах. Они могут возникнуть в любое время года, но чаще всего проявляют себя в августе и сентябре. Продолжительность существования урагана определяется энергией и скоростным напором ветра, вызывающим метательное действие, особенно опасное для человека.

Человек может быть подвержен отрыву от земли или удару летящими предметами. В итоге люди гибнут, получают травмы различной тяжести, контузии. Ураган повреждает прочные и сносит легкие строения, обрывает провода линий связи и электропередач, опустошает поля, ломает и вырывает с корнями деревья.

Буря- очень сильный (со скоростью от 60 до 100 км/ч) и продолжительный ветер, вызывающий большие разрушения. Для бурь характерны меньшие, чем при ураганах, ущерб и разрушения, однако они представляют серьезную опасность. Различают пыльные, снежные, шквальные бури. Каждая по-своему усугубляет последствия стихии.

Смерчи (торнадо)- атмосферные вихри, возникающие в грозовом облаке и часто распространяющиеся по поверхности земли (воды). Смерч имеет форму столба с вертикальной, иногда изогнутой осью вращения, диаметром от нескольких десятков до нескольких сотен метров, с воронкообразным расширением вверху и внизу. Воздух в смерче вращается и одновременно поднимается по спирали, стягивая с земли пыль, воду и различные предметы. За период своего существования - от нескольких минут до нескольких часов - смерчи проходят значительные расстояния (от сотен метров до нескольких километров).

СЕЛИ И ЛАВИНЫ

Селевые потоки, снежные ла

Наши рекомендации