Определение групп инвалидности
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
К основным видам стойких расстройств функций организма человека относятся:
- нарушения психических функций (сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи);
- нарушения языковых и речевых функций (устной речи - ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия);
- письменной (дисграфия, дислексия); вербальной и невербальной речи;
- нарушения сенсорных функций (зрения; слуха; обоняния; осязания; тактильной, болевой, температурной, вибрационной и других видов чувствительности);
- нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (движения головы, туловища, конечностей, в том числе костей, суставов, мышц; статики, координации движений);
- нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции);
- нарушения, обусловленные физическим внешним уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству; аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов; нарушение размеров тела).
Классификация основных видов стойких расстройств функций организма человека и степени их выраженности:
При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяют четыре степени их выраженности, оцениваемых в процентах в диапазоне от 10 до 100:
1-я степень – стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов;
II-я степень – стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов;
III-я степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами,в диапазоне от 70 до 80 процентов;
IV-я степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.
При наличии нескольких стойких нарушений функций организма человека, отдельно оценивается с использованием количественной системы и устанавливается степень выраженности каждого из таких нарушений в процентах (приложение 2).
Классификация основных категорий жизнедеятельности
человека и степени выраженности ограничений этих категорий.
1. Способность к самообслуживанию - способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе использовать навыки личной гигиены:
- 1 степень - способность к самообслуживанию при более длительном затрачивании времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
- 2 степень - способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
- 3 степень - неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и уходе, полная зависимость от других лиц.
2. Способность к самостоятельному передвижению -способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:
- 1 степень - способность к самостоятельному передвижению при более длительном затрачивании времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
- 2 степень - способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
- 3 степень - неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;
3. Способность к ориентации -способность к адекватному восприятию личности и окружающей обстановки, оценке ситуации, к определению времени и места нахождения:
- 1 степень - способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;
- 2 степень - способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
- 3 степень - неспособность к ориентации (дезориентация) и нужда
4. Способность к общению -способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи информации:
- 1 степень - способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации, использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи, при изолированном поражении органа слуха - способность к общению с использованием невербальных способов общения и услуг по сурдопереводу;
- 2 степень - способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
- 3 степень - неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;
5. Способность контролировать свое поведение - способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:
- 1 степень - периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;
- 2 степень - постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;
- 3 степень - неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;
6. Способность к обучению -способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни:
- 1 степень – способность к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных и иных организациях с созданием специальных условий (при необходимости) для получения образования, в том числе обучение с применением (при необходимости) специальных вспомогательных технических средств, определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
- 2 степень - способность к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных и иных организациях с созданием специальных условий для получения образования только по адаптированным образовательным программам и адаптированным (основным) образовательным программам при необходимости обучение на дому и/или с использованием дистанционных технологий с применением (при необходимости) специальных вспомогательных технических средств, определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
- 3 степень - способность к обучению только элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым), в том числе правилам выполнения только элементарных целенаправленных действий в привычной бытовой сфере или ограниченные возможности способности к такому обучению в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма, определяемые с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
7. Способность к трудовой деятельности - способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы:
- 1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии (должности, специальности) при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;
- 2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств;
- 3 степень - способность к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможность (противопоказанность) ее осуществления в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма.
Термин ограничения жизнедеятельностиотносится ко всем нарушениям, ограничениям активности и ограничениям возможности участия, а также факторам окружающей среды, которые взаимодействуют со всеми этими категориями. Большую помощь в обозначении нарушений функционирования и определении критериев эффективности лечения и реабилитации может оказать использование разработанной ВОЗ «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья» (МКФ).
МКФ принадлежит к “семье” международных классификаций, которые применимы к различным аспектам здоровья. “Семья” международных классификаций ВОЗ обеспечивает общие правила кодированияширокого круга информации, связанной со здоровьем(например, диагноз, функционирование и ограничение жизнедеятельности, основание для обращения за медицинской помощью), и использует стандартизованный общий язык, позволяющий общаться по проблемам, связанным со здоровьем и здравоохранением, во всем мире в различных дисциплинах и отраслях науки. Специфические цели МКФ могут быть определены следующими положениями:
· обеспечить научную основу для понимания и изучения показателей здоровьяи показателей, связанных со здоровьем, результатов вмешательстви определяющих их факторов;
· сформировать общий язык для описания показателей здоровья и показателей, связанных со здоровьем, с целью улучшения взаимопонимания между различными пользователями: работниками здравоохранения, исследователями, администраторами и обществом, включая людей с ограничениями жизнедеятельности;
· сделать сравнимой информацию в разных странах, сферах здравоохранения, службах и во времени;
· обеспечить систематизированную схему кодированиядля информационных систем здоровья.
Информация в МКФ систематизирована в двух частях:
· 1-я часть - функционирование и ограничения жизнедеятельности;
· 2-я часть - контекстовые факторы.
Каждая часть включает две составляющие.
I. Составляющие 1-й части (функционирования и ограничений жизнедеятельности):
· Организм.Функции и структуры организма(B-body).
· Активность (A-Activity) и участие (P-Participation). Охватывает полный круг доменов, обозначающих аспекты функционирования с индивидуальной и социальной позиций.
II. Составляющие 2-й части (контекстовых факторов):
· Перечень окружающих факторов. Окружающие факторывлияют на все составляющие функционирования и ограничений жизнедеятельности и систематизированы по принципу: от непосредственно окружающих индивида до общего окружения.
· Личностные факторы. Не классифицированы в МКФ из-за больших социальных и культурных вариаций.
МКФ использует буквенно-цифровую систему, в которой буквы - b, s, d, e, используются для обозначения функций (b) и структур (s) организма, активности и участия (d) и факторов окружающей среды (e). За этими буквами следует числовой код, который начинается с номера раздела (одна цифра), за которым следуют обозначения второго уровня(две последующие цифры), третьего и четвертого уровня (по одной цифре каждый).
Все три составляющиеклассифицируемые в МКФ (функции и структурыорганизма, активность и участие и факторы окружающей среды) измеряются с помощью единой шкалы. В зависимости от составляющей, наличие проблемыможет означать нарушение, ограничениеили ограничение возможности, препятствие. К соответствующему домену классификации должны подбираться подходящие определяющие слова, указанные ниже в скобках (знак xxx стоит вместо кода домена второго уровня):
· xxx.0 НЕТ проблем (никаких, отсутствуют, ничтожные) 0–4%,
xxx.1 ЛЕГКИЕ проблемы(незначительные, слабые) 5–24%,
· xxx.2 УМЕРЕННЫЕ проблемы(средние, значимые) 25–49%,
· xxx.3 ТЯЖЕЛЫЕ проблемы(высокие, интенсивные) 50–95%,
· xxx.4 АБСОЛЮТНЫЕ проблемы(полные) 96–100%,
· xxx.8 не определено,
· xxx.9 не применимо.
Важно отметить, что в МКФ индивиды не являются единицами классификации, т.е. МКФ не классифицирует людей, а только с помощью набора доменов здоровья и доменов, связанных со здоровьем, описывает ситуацию индивида. Более того, описание всегда дается в контексте окружающих и личностных факторов. Использование МКФ позволит определить рамки показателей, связанных со здоровьем, и описать их унифицированным стандартным языком.
Критерием для определения 1 группы инвалидности является: нарушение здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной или нескольких следующих категорий жизнедеятельности и вызывающих необходимость социальной защиты :
а) способности к самообслуживанию 3-й степени;
б) способности к передвижению 3-й степени ;
в) способности к ориентации 3-й степени;
г) способности к общению 3-й степени;
д) способности контролировать свое поведение 3-й степени;
е) способности к обучению 3-й степени;
ж) способности к трудовой деятельности 3-й степени.
В индивидуальной программе реабилитации (ИПР) инвалида 1 группы даются рекомендации только по медицинской и социальной реабилитации.
Критерием для определения 11 группы инвалидности является:нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной или нескольких из следующих категорий жизнедеятельности и вызывающих необходимость социальной защиты:
а) способности к самообслуживанию 2-й степени;
б) способности к передвижению2-й степени;
в) способности к ориентации ; 2-й степени
г) способности к общению 2-й степени;
д) способности контролировать свое поведение 2-й степени;
е) способности к обучению 2-й степени;
ж) способности к трудовой деятельности 2-й степени.
В ИПР инвалида 11 группы могут содержаться рекомендации не только по медицинской и социальной реабилитации, но и профессиональной. Функция трудоспособности инвалида должна быть описана подробно с анализом профессиональных возможностей больного и его трудоограничений.
Критерием для определения 111 группы инвалидности является: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной или нескольких из следующих категорий жизнедеятельности и вызывающих необходимость социальной защиты:
а) способности к самообслуживанию 1-й степени;
б) способности к передвижению 1-й степени;
в) способности к ориентации 1-й степени;
г) способности к общению 1-й степени;
д) способности контролировать свое поведение1-й степени;
е) способности к трудовой деятельности 1-й степени;
ж) способности к обучению1-й степени.
Категория «ребенок-инвалид» определяется при наличии у ребенка ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности ограничений (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), определяющих необходимость социальной защиты ребенка. Особенностью инвалидности детского возраста является развитие ее на фоне растущего организма, когда происходит активный процесс формирования морфофункциональных структурных компонентов, его психических и личностных качеств.