Исследование неречевых психических функций

1.Слуховое внимание:

а) дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника?»)________________________________________________

б) определение направления источника звука (звучащей игрушки) ______________________
_______________________________________________________________________________

2.Восприятие и воспроизведение ритма (- дл.звук, . кор.звук):

от 4 до 5 лет (из 4-х элементов): --.., -..-, ..--, …-, -… _____________________________

от 5 до 7 лет (из 5-ти элементов): --..-, -..--, --…, …-- _____________________________

3.Зрительное восприятие:

а) подбор картинок к данному цветовому фону:

от 4 до 5 лет: белый, чёрный, красный, жёлтый, зелёный, синий ________________________

_______________________________________________________________________________

от 5 до 7 лет: кроме основных цветов: розовый, голубой, сиреневый, оранжевый, коричневый ____________________________________________________________________

б) показ основных цветов ________________________________________________________

4.Зрительно-пространственный гнозис и праксис:

а) 4-7 лет – показать правую и левую руку, правую и левую ногу _______________________

5-7 лет – показать правый и левый глаз, правое и левое ухо __________________________

6-7 лет – правой рукой показать левый глаз, левой рукой правое ухо __________________

б) показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади _____

_____________________________________________________________________________

в) складывание разрезных картинок из 2-4 частей (от 4-5 лет), из 5-8 частей (от 5 до 7 лет) _______________________________________________________________________________

г) складывание фигур из палочек __________________________________________________

5.Состояние общей моторики:

- сила движений _______________________________________________________________

- точность движений ___________________________________________________________

- темп движений ______________________________________________________________

- координация движений _______________________________________________________

- переключение от одного движения к другому ____________________________________

6.Состояние ручной моторики:

- точность движений ___________________________________________________________

- темп движений ______________________________________________________________

- синхронность движений правой и левой руки ____________________________________

- переключение от одного движения к другому ____________________________________

З а д а н и я. От 4 до 5 лет: «здороваются пальчики правой и левой руки», «здороваются пальчики только правой, только левой руки», мозаика, шнуровка, застёгивание пуговиц, раскрашивание, вырезывание.

От 5 до 7 лет дополнительно: - «игра на рояле» (пальцы 1 - 5, 2 - 4, 5 - 1, 4 - 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1);

- кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой);

- чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот.

Состояние звукопроизношения

Звуки Характер произношения звуков
Изолированно В словах Во фразах
[б]-[п]-[м]      
[в]-[ф]      
[д ]–[г]-[н]      
[г]-[к]-[н]      
[й]      
[с]      
[с¢]      
[з]      
[з¢]      
[ц]      
[ш]      
[ж]      
[щ]      
[ц]      
[л¢]      
[л]      
[р¢]      
[р]      

Отметить характер нарушения согласных звуков: отсутствие (-), замена на другие звуки, искажение (например: м/з – межзубное, ув. – увулярное и т.д.)

Анатомическое состояние артикуляционного аппарата

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов);

в) челюсти;

г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный прикус);

д) твёрдое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);

е) мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);

ж) язык (массивный, географический, маленький, с укороченной подъязычной связкой).

Речевая моторика

1.Состояние мимической мускулатуры:

З а д а н и я:

- поднять брови вверх («удивиться») _____________________________________________

- нахмурить брови («рассердиться») _____________________________________________

- прищурить глаза ____________________________________________________________

- надуть щёки («толстячок») ____________________________________________________

- втянуть щёки («худышка») ____________________________________________________

(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)

2.Состояние артикуляционной моторики

З а д а н и я:

Губы

«Улыбка» – «Трубочка» под счёт: до трёх (до 5 лет); до пяти ( с 5 лет)

а) наличие или отсутствие движений _______________________________________________

б) тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряжённый) ______________________________

в) темп движений (нормальный, быстрый, медленный) _______________________________

г) переключение от одного движения к другому _____________________________________

д) объём движений (полный, неполный) ____________________________________________

е) точность выполнения _________________________________________________________

ж) длительность (способность удерживать губы в заданном положении) ________________

______________________________________________________________________________

з) замены движения _____________________________________________________________

и) добавочные и мелкие движения (синкинезия)_____________________________________

Язык

Широкий – узкий (под счёт: 3 раза – до 5 лет), (5 раз – с 5 лет) ___________________

______________________________________________________________________________

Кончик языка поднять __________________________________________________________

опустить _________________________________________________________

«Маятник» ____________________________________________________________________

«Качели» (широкий язык на верхнюю губу – на нижнюю губу) ________________________

______________________________________________________________________________

«Цоканье»_____________________________________________________________________

а) наличие или отсутствие движений ______________________________________________

б) тонус ______________________________________________________________________

в) темп _______________________________________________________________________

г) переключение от одного движения к другому ____________________________________

д) объём движения _____________________________________________________________

е) точность выполнения _________________________________________________________

ж) замены движения ____________________________________________________________

з) длительность удержания заданного положения ____________________________________

и) добавочные и лишние движения (синкинезия) _____________________________________

к) наличие тремора, саливации, отклонений кончика языка ____________________________

_______________________________________________________________________________

Мягкое нёбо

З а д а н и е: произнести звук [а] при широко открытом рте.

(Отметить те же параметры движений) _____________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Состояние дыхательной и голосовой функций

1.Тип, объём, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха ________________________________________________________________________

2.Характеристика голоса:

а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий) _______________________________

б) наличие или отсутствие носового оттенка ________________________________________

в) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности) __________________________

_______________________________________________________________________________

Наши рекомендации