Социально-психологические проблемы
Социализация — усвоение и воспроизведение человеком социального опыта, необходимого для функционирования в качестве полноправного члена общества. В социализацию входят разнообразные социально-феноменологические процессы, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей и становится личностью.
Социализация — это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, способность не только пассивно воспринимать, но и преобразовывать его. С самого первого момента вхождения ребенка в социальный мир его социализация должна ориентироваться на то, что он не становится преобразователем, а является им исходно, и необходимы лишь условия для развития этой преобразующей функции.
А.В. Петровский в процессе социализации выделяет три стадии развития личности как субъекта и объекта общественных отношений: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.
На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений, на которого направлены усилия родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка. На этой стадии происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых форм деятельности. Ребенок, собственно, обучается быть личностью. Стадия адаптации в процессе социализа ции очень важна, поскольку сензитивные периоды детства необратимы.
На стадии индивидуализации происходит некоторое обособление индивида, вызванное потребностью персонали-зации. Здесь личность — субъект общественных отношений. Если на первой стадии наиболее важным было усвоение, то на второй — воспроизводство. Речь идет о процессе реализации своего «Я», самопроявлении как индивидуальности. Стадия индивидуализации способствует проявлению индивидуальных особенностей, которыми один человек отличается от другого.
Интеграция — третья стадия развития человека в процессе его социализации. Она предполагает достижение определенного баланса между человеком и обществом. На этой стадии складываются так называемые социально-типические свойства личности, которые свидетельствуют о принадлежности данного человека к определенной социальной группе.
Таким образом, социальный мир должен представить ребенку некоторый спектр достаточно точно оформленных ценностно-нормативных моделей и образцов социального поведения для того, чтобы можно было выбрать наиболее подходящие. Родители же могут помочь ребенку, с одной стороны, выступая трансляторами этих моделей (ведь именно от них он впервые слышит «можно» и «нельзя»), а с другой, — стараясь обеспечить наиболее полное удовлетворение тех потребностей, которые непосредственно определяют характер детской социализации: потребностей в активных контактах, в любви и безопасности.
В сложном, многоаспектном процессе социального развития ребенка можно выделить как минимум две грани. Во-первых, процесс социального развития предполагает постепенную ориентировку ребенка в существующей в данный момент в обществе системе социальных ролей. Эта ориентировка становится возможной прежде всего благодаря расширению социальных связей ребенка, а также в силу становления персональной системы личностных смыслов, за которыми стоит соответственно ориентировка в системе предметных деятельностей, задаваемой обществом. Во-вторых, формируются определенные структуры индивидуального самосознания, связанные с процессом социального самоопределения и становления социальной идентичности личности, предпосылкой которых является активное включение ребенка в различные социальные общности.