Нарушения восприятия, внимания и памяти

Восприятие

Нарушения фонематического восприятия отмечаются у всех детей с патологией речи. При дизартрии и ринолалии расстройство функции речедвигательного анализатора вли­яет на слуховое восприятие фонем. Формирование самого фонематического слуха находится в прямой связи с раз­витием всех сторон речи, что, в свою очередь, обусловле­но общим развитием ребенка.

Зрительное восприятие у детей с речевой патологией отстает от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Затруднения имеются при узнавании предметов в условиях наложения, зашумления.

Наблюдаются бедность зрительных образов, инертность и непрочность зрительных следов, а также отсутствие адек­ватной связи слова с предметом.

При выполнении задания на сравнивание с эталоном дети данной категории чаще пользуются элементарными формами ориентировки в отличие от детей с нормальной речью, которые преимущественно используют зрительное соотнесение.

В результате изучения оптико-пространственного гнозиса, а также в ходе наблюдений за деятельностью детей с ЗРР, дизартриями и нарушениями речи по типу алалии в процессе рисования, конструирования и обучения грамо­те было выявлено, что все эти навыки и умения у детей младшего школьного возраста, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, находятся на значи­тельно более низком уровне. Динамика развития простран­ственного восприятия наиболее благоприятна у детей с ЗРР, а наименее — при алалии. Степень нарушений опти­ко-пространственного гнозиса также зависит от недоста­точности других процессов восприятия, особенно про­странственных представлений.

А. П. Воронова в своих работах отмечает, что дети с ОНР в большинстве случаев имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса: они с трудом дифференцируют нор­мальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, обнаруживают трудности в на­зывании и сравнении букв, сходных графически, и даже в назывании букв печатного шрифта, данных в беспорядке. В связи с этим многие дети оказываются не готовыми к овладению письмом.

Значительная роль пространственных нарушений усмат­ривается в выраженности и стойкости расстройств пись­менной речи (дислексии и дисграфии) нарушениях счета. В экспрессивной речи дети с тяжелой речевой патологией часто не находят языковых средств для выражения про­странственных отношений или используют неверные языковые средства. Это связано с нарушением у них процес­сов перекодирования сохранной семантической програм­мы в языковую форму.

Наиболее выраженные нарушения орального стереогноза отмечаются у детей с наиболее грубыми расстройства­ми экспрессивной речи (особенно при алалии и дизарт­рии при выраженности нарушений фонетической сторо­ны речи). Такие же нарушения наблюдаются у детей с грубым нарушением лицевого гнозиса.

Внимание

Внимание детей с речевым недоразвитием характери­зуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низ­ким уровнем показателей произвольного внимания, труд­ностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредоточивают внимание на анализе условий, поиске различных способов и средств в решении задач.

Замечено, что детям с патологией речи гораздо труд­нее сосредоточить внимание на выполнении задания при словесной инструкции, чем при зрительной. Темп деятель­ности у детей с ОНР не стабилен и имеет тенденцию к снижению в процессе работы. Распределение внимания между речью и практическим действием для них оказыва­ется трудной, практически невыполнимой задачей.

У данных детей ошибки внимания присутствуют на про­тяжении всей работы и не всегда самостоятельно замеча­ются и устраняются ими. Характер ошибок и их распреде­ление во времени качественно отличаются от нормы.

Все виды контроля за деятельностью часто являются несформированными или значительно нарушенными, при­чем наиболее страдает упреждающий, связанный с ана­лизом условий задания, и текущий (в процессе выполне­ния задания) виды контроля. Последующий контроль (кон­троль по результату), его отдельные элементы проявляются в основном при дополнительной помощи педагога.

Особенности произвольного внимания у детей с недораз­витием речи ярко проявляются в характере отвлечений (в основном, это действия, не связанные с выполнением задания).

Память

Объем зрительной памяти у детей с ОНР практически не отличается от нормы. Исключение касается возможно­сти продуктивного запоминания серии геометрических фигур детьми с дизартрией. Это связано с выраженными нарушениями восприятия формы, слабостью простран­ственных представлений у них.

Уровень слуховой памяти понижается с понижением уровня речевого развития. У детей с тяжелыми нарушени­ями речи обнаруживается ряд особенностей: они медлен­нее ориентируются в условиях задачи, и их результаты, по сравнению с нормой, ниже.

Нарушения структуры деятельности, неточное и фраг­ментарное восприятие инструкции связаны не только со снижением слуховой памяти, но и с особенностями вни­мания. Однако при имеющихся трудностях у детей данной категории остаются относительно сохранными возможно­сти смыслового, логического запоминания.

Наши рекомендации