Исследование слухового восприятия. Аудиометрические методы

В возрастной группе детей от 3 до 5 лет для исследова­ния слуховой функции у детей 3—5 лет широко применя­ется игровая тональная и речевая аудиометрия. Эффектив­ным методом подкрепления реакции на звук служит игра с активным двигательным участием ребенка.

Заинтересованность ребенка в игре заставляет его ак­тивно участвовать в процессе исследования, отодвигает реакцию утомления. Наиболее простые из методик заклю­чаются в выполнении им определенных игровых заданий с использованием двигательных реакций в ответ на звуковое раздражение (звук ксилофона, звучащей игрушки и т.д.).

При помощи зрительно-кинестетического рефлекса у ребенка вырабатывается ответная двигательная реакция, заключающаяся в том, что на каждый удар по ксилофону он снимает одно кольцо игрушечной пирамиды. После не­которой тренировки у ребенка вырабатывается двигатель­ная реакция при помощи зрения, а через 2—4 недели ре­гулярных занятий он уже снимает кольцо пирамиды в от­вет лишь на звуковой раздражитель.

А.В. Егоров (1966) предложил методику, заключающу­юся в том, что в ответ на подачу звука той или иной высо­ты ребенок должен отыскать картинку, изображение на которой, по его мнению, ассоциируется с высотой пода­ваемого тона. Например, на звучание низкого тона ребе­нок должен выбрать картинку с изображением животно­го, издающего низкий звук — слона, среднего — автомо­биль, высокого — птичку и т.д.

Понятно, что применение данной методики в значи­тельной мере зависит от уровня умственного развития об­следуемого. Ее преимуществами являются простота испол­нения, возможность произвести оценку слуховой функ­ции ребенка на разных частотах.

Обследуемый усаживается напротив ящика, в котором имеется окошечко. Аудиометром подается тон. Одновременно с его восприятием ребенок должен нажать на сиг­нальную кнопку. При этом в ящике загорится свет и в окошечке появится картинка. Если ребенок нажимает на кнопку в отсутствие звукового сигнала аудиометра, то свет не загорается.

После нескольких сочетаний звукового сигнала с освещением все время меняющихся картинок постепенно сни­жают интенсивность тона до тех пор, пока у ребенка не исчезнет двигательная реакция, что и будет определять по­рог его слуха на данной частоте. Своевременное выявле­ние патологии слуховой функции, связанной с восприя­тием речи, имеет большое практическое значение при дальнейших реабилитационных мероприятиях.

В целом методы медицинской диагностики слуха и слу­хового восприятия достоверно отражают степень сохран­ности слухового анализатора при имеющемся органиче­ском поражении органа слуха. Однако применение их изо­лированно, вне всего комплекса психологических методик, не позволяет достоверно судить о степени и ха­рактере нарушений. Все предложенные выше методики являются методами исследования сурдологии и инфор­мативны лишь в комплексном исследовании слуховой функции.

Психолого-педагогические методы

Эмпирические методы диагностики слухового воспри­ятия наиболее часто применяются у детей с сохранным слуховым анализатором. С их помощью выявляются более тонкие нарушения слухового восприятия, как фонетико-фонематического, так и обусловленного поражением слухоречевых зон коры головного мозга.

Общая цель диагностики — определение уровня фоне­матического восприятия с выделением нечеткости разли­чения фонем, неподготовленности к элементарным фор­мам звукового анализа и синтеза, затруднений при анали­зе звукового состава речи. Дифференциальная диагностика важна при разграничении дефектов слухового восприятия с дизартрическими нарушениями и умственной отстало­стью. В некоторых случаях диагностика представляется весь­ма затруднительной и требует комплексного подхода с ис­пользованием медицинских и психолого-педагогических методов исследования, что позволяет дифференцировать логопедическую патологию с тугоухостью и глухотой.

Эти методики удобнее рассматривать на примере конк­ретных состояний недостаточности слухового восприятия, в рамках логопедической науки. Наглядным примером ди­агностики с точки зрения педагогической классификации нарушений является ФФНР.

Наши рекомендации