Понятия, цели, задачи логопсихологии

Логопсихология— это отрасль специальной психоло­гии, которая изучает психику людей, имеющих первичный речевой дефект, и принципы психокоррекционной работы с ними с учетом смежных наук (общей и специ­альной психологии, педагогики, медицины, нейропсихо-лингвистики, патопсихологии и др.). При нарушениях речи отмечаются разнообразные особенности психических про­цессов, состояний и свойств личности, которые необхо­димо учитывать в коррекционно-воспитательной работе. Являясь одной из составных частей специальной психо­логии, логопсихология интегрирует современные достиже­ния логопедии и психологии отклоняющегося речевого раз­вития (В.И. Лубовский, О.Н. Усанова, Л.В. Кузнецова).

Переход логопсихологии на коммуникативную концеп­цию позволит проводить более углубленное исследова­ние паралингвистических средств речевой деятельности (интонация, темп, модуляция, фонация и др.), невер­бального компонента общения (мимика, жесты, позы, прямые сенсорные и физические контакты), а также подробное рассмотрение различных форм процесса комму­никации (контакты, общение, обмен информацией, вза­имодействие между людьми). Этот анализ вместо лингви­стического уровня распространяется на психологический и социально-психологический уровни взаимодействия между людьми, что более оправдано, когда дело касает­ся человека вообще и тем более в рамках современной гуманизации научных знаний.

Можно выделить несколько принципов системно-ком­муникативной концепции.

1. Парадигма полисистемной коммуникации.

2. Динамичность психологических доминант коммуникативной метасистемы.

3. Полифункциональная теория коммуникативного вза­имодействия.

4. Комплексность, системность психологического ис­следования процесса коммуникации.

5. Закономерности многоуровневой иерархической структуры метасистемы.

6. Динамическая системная организация коммуникативных функций.

7. Полисиндромная диагностика коммуникативных дезадаптации.

Системный подход к коммуникации (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов), в том числе с позиции логопсихологии (О.В. Трошин), основан: на теории функционирования коммуникативных систем (и форм коммуникативной дезадаптации); теории многоуровневого анализа коммуникативной деятельности (и ее нарушений); системно-генетической теории развития коммуникативных способностей (и онтогенеза ЗРР).

Данные теории базируются на следующих принципах: системной организации коммуникативного поведения, социально-психологической адаптации процес­са общения, успешности коммуникации (внутриси­стемных взаимодействий); структурной многоуровневой коммуникативной деятельности, функциональной целостности речемыслительных процессов, межсистемного взаимодей­ствия в процессе коммуникации; развития коммуникативных систем, системного генеза коммуникативных способностей, возрастной дифференциации индивидуальных стилей общения.

Применительно к логопсихологии это обусловливает необходимость создания: психодиагностических систем для многоуровневого исследования речевых нарушений; психокоррекционных технологий для своевременной реабилитации речевых отклонений, развития эмоциональной, речевой экспрессии, коммуникабельности, социальной адаптации процесса общения; психолого-педагогической системы непрерывного со­провождения на разных возрастных этапах развития детей с ЗРР, последовательной компенсации нару­шений, профилактики вторичных отклонений с по­следующей социальной интеграцией.

Задачи логопсихологии: определение перспектив развития детей с нарушениями речи и эффективных средств их воспитания и образования; разработка методов дифференциальной диагности­ки, позволяющих выделить первичное речевое недоразвитие среди сходных по внешним проявлениям состояний (аутизма, нарушений слуховой функ­ции, задержки психического развития, сложных недостатков развития); унификация категориального аппарата; углубленное изучение механизмов и методов кор­рекции нарушений психических процессов, возник­ших вследствие первичного речевого дефекта; изучение онтогенеза психических процессов при раз­личных формах речевых расстройств; ранняя профилактика, выявление и устранение на­рушений психических процессов у детей с речевыми нарушениями; творческая и научно-обоснованная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи в специальных детских садах и школах; последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции нарушений психических
процессов, вследствие первичной речевой патологии; разработка ТСО, лабораторно-экспериментального оборудования, внедрение в диагностический и коррекционный процессы компьютерной техники; анализ достижений в теории и практике отечествен­ной и зарубежной логопсихологии.

Характеристика речи

Речь представляет собой сложную психическую деятель­ность, имеющую различные виды и формы. Выделяют эк­спрессивную и импрессивную речь.

Экспрессивная речь (воспроизводимая) — это высказы­вание с помощью языка, направленное вовне и проходя­щее несколько этапов: замысел — внутренняя речь — внеш­нее высказывание.

Импрессивная речь (воспринимаемая) — это процесс понимания речи (устной или письменной) окружающих, который также проходит несколько этапов: восприятие речевого сообщения — выделение информационных мо­ментов — формирование во внутренней речи общей смыс­ловой схемы воспринятого сообщения.

Выделяют четыре самостоятельные формы речевой де­ятельности, из которых к экспрессивной речи относятся устная и письменная речь (собственно письмо), а к импрессивной — понимание устной и письменной речи (чте­ние).

Устная речь — сложный, многогранный процесс, вклю­чающий в себя следующие стороны: фонетическую (смыслоразличительные звуки); лексико-грамматическую (слова, фразы, сообщения); мелодико-интонационную (интонация, голос, ок­раска); темпо-ритмическую (темп и ритм).

Устная речь может быть диалогической и монологиче­ской. На основе устной речи строится и развивается пись­менная речь, которая может быть самостоятельной или под диктовку, и чтение.

Наши рекомендации