Первый симпозиум, посвященный аяхуаске
Деннис Маккена и я стали близкими друзьями и соавторами. Вернувшись в Ванкувер, мы составили план биомедицинского исследования аяхуаски, на которое в то время не нашлось источников финансирования. Но спустя несколько лет этот план стал основой первого исследования такого рода, проведенного в Бразилии. Я также намеревался организовать междисциплинарный симпозиум, посвященный аяхуаске, в рамках 45-й Конференции американистов [161], которая проходит два раза в год с участием специалистов в области социальных наук и проводится поочередно в Европе и Америке. Очередная конференция должна была состояться в Боготе, в Андском университете, в июле 1985 года.
Эта конференция оказалась весьма продуктивной, в ней приняли участие представители нескольких стран — исследователи ряда дисциплин, включая ботанику, фармакологию, археологию, этнографию и этномузыковедение. Все статьи были опубликованы в специальном выпуске журнала «Аборигенная Америка» (America Indegena) в Мексике.
Среди выступавших был Гильермо Аревало, молодой шаман шипибо, которого я встретил за год до этого в Пукальпе, в Перу. Я попросил его написать статью на двадцати страницах для презентации на конференции, первой в его жизни. Он рассказал, что, когда писал статью, ставшую вехой в изучении шаманизма шипибо, следовал предписанной при приеме аяхуаски диете.
Еще одним интересным гостем был Клодомир Монтейро, пионер в изучении религиозных организаций Бразилии, которые используют аяхуаску в своих таинствах. Он пригласил меня несколько месяцев назад в Рио-Бранко, столицу штата Акре. Я узнал, что в 1930-х годах в окрестностях этого города Раймундо Иринеу Серра (1892–1971), чернокожий, который приехал в долину Амазонки из Маранхао на северо-востоке Бразилии, создал новую религию. Толчком к этому послужил опыт приема аяхуаски, которую Серра получил от перуанского бехеталиста. В видении, как гласит легенда, Королева Леса, проявление Девы Марии, предстала перед ним и попросила создать новую религию, в которой бы использовалась аяхуаска — под названием «Санто Дайме» — в качестве атрибута таинства.
Даниэль Перейра де Матос (1904–1958) принимал Санто Дайме несколько раз c Иринеу Серра и несколько раз самостоятельно. В течение одного из таких опытов ему было сказано принять голубую книгу от ангела, и в 1945 году он создал вторую организацию, известную как Баркинха(«маленькая лодка»). После смерти Иринеу Серра группа под руководством Себастайо Мота (1920–1990) основала ЦЕФЛУРИС (CEFLURIS, Centro Ectectico da Fluente Luz Universal Raimundo Irineu Serra). В 1961 году Хосе Габриель да Коста (1922–1971) в Порто-Велхо, столице штата Рондония, также расположенного на берегу Амазонки, создал третью организацию — УДВ (UDV, Uniao do Vegetal). Это синкретические христианские организации, в которых прием аяхуаски имеет смысл таинства, а идеология включает в себя афро-бразильские религиозные элементы наряду с европейскими эзотерическими и амазонскими концепциями. Монтейро, бразильский антрополог, организовал просмотр моего фильма о доне Эмилио, который был представлен как документальный фильм о происхождении религии Санто Дайме. На киносеанс пришли члены всех трех религиозных организаций. По словам Монтейро, они впервые собрались под одной крышей.
В сопровождении Монтейро я посетил Альто Санто, центр, созданный Раймундо Иринеу Серра, которым до сих пор руководит его вдова, сеньора Перегрина. Я также посетил «Колонию 5000», первый центр ЦЕФЛУРИС в предместьях Рио-Бранко. Небольшая группа мужчин, включая одного итальянца и одного аргентинца, фильтровали и заливали водой лиану банистериопсис, в то время как несколько женщин собирали урожай листьев психотрии с возделанной плантации. Мы приняли Санто Дайме тем же вечером на краю леса, под почти полной луной. Под аккомпанемент гитар все пели инос , песни, полученные из астрального мира основателями общины и ее членами. Их напиток был сильнее, чем тот, который готовили перуанские аяхуаскерос. У меня возникло поразительное чувство, что лес был разумен и населен невидимыми существами. В какой-то момент я ощутил, что мое тело растворяется в волнах. Встревоженный, я не решился полностью отдаться этому опыту и предпринял внутренние усилия, чтобы противодействовать ему, фокусируясь на своем непосредственном окружении. Глубочайшие опыты, переживаемые под воздействием аяхуаски, приводят к растворению эго, но для этого требуется, чтобы индивидуум был полностью уверен в окружающей обстановке. Я знал своих новых друзей не настолько хорошо, чтобы позволить себе зайти так далеко, как я мог это сделать при других обстоятельствах. Монтейро познакомил меня с Моноэлем Иполито Араухо, лидером главного центра «Баркинхи», у которого я взял интервью, хотя не принял участия ни в одной церемонии.