Сказкотерапия для ребят, которые ведут себя агрессивно, потому что переживают возрастной кризис
В первой части мы подробно рассмотрели два возрастных кризиса — кризис трех лет и кризис семи лет. К сожалению, в это время ребенок, по определению, ведет себя агрессивно. Кризис трех лет сопровождается более бурными проявлениями протеста. Однако кризис семи лет часто вызывает у родителей больше беспокойства. «Ну ладно, был маленький, несмышленый в три года, но теперь-то большой, школьник уже, а снова — капризы, кривляния. Как будто издевается специально», — часто приходится слышать от мамы или папы.
Действительно, в период кризиса семи лет ребенок проявляет новую форму агрессии — не физическую, а вербальную: драз-Нит> устраивает спектакли, как бы проверяя нас на прочность.
Кроме рекомендаций, которые мы уже рассмотрели, помогут методы сказкотерапии.
Давайте вспомним пример шестилетней Кристины, ко-Рая стала кривляться, хитрить, бурно реагировать на кри-КУ, отказывалась помогать по дому.
Рассказывание сказки
В какой сказке можем мы найти похожее поведение? енадцать месяцев» Самуила Яковлевича Маршака.
Помните королеву, которая капризничала и ленилась? Как-то раз она повелела, чтобы под Новый год расцвели под. снежники. Она-то нам и нужна. Поведение ее очень напоминает поведение ребенка, переживающего возрастной кризис Капризам нет предела. Однако, как всегда, добро побеждает королева осознала свои ошибки и просит прощения за свое недостойное поведение. Фрагменты текста пьесы вы сможете найти в приложении.
После знакомства со сказкой поговорите с малышом о ней. Поинтересуйтесь его мнением о королеве. Можно задать такие вопросы.
■О1 Как бы ты описал поведение королевы? Ф Как ты думаешь, почему королева так себя вела в начале
сказки? Ф Почему она отказывалась просить помощи у падчерицы? Ф Почему старуха и ее дочка превратились в собак? Ф Чем понравилась месяцам падчерица? ■©■ Как ты думаешь, какого о себе мнения королева?
Стоит обратить внимание и на грузинскую народную сказку «Спор из ничего». Эта короткая история повествует о том, как легко разжечь конфликт на пустом месте и что бывает с любителями поспорить. Текст сказки смотрите в приложении. Сказка «Спор из ничего» может послужить поводом для разговора с ребенком о ссорах. Ребенок, переживающий возрастной кризис, часто увлекается протестами по любому поводу для самоутверждения. Обсуждение сказки, а не поведения ребенка позволит спокойно поразмышлять на эту тему. © Как ты считаешь, почему завязалась драка? © Это произошло из-за того, что бедняки замечтались или из-за чего-то другого? © Как себя чувствовали бедняки после драки? © Что они сказали друг другу после драки?
Сказку можно рассказать, почитать или посмотреть *У' дожественный или мультипликационный фильм.
Киносказкотерапия
Осовместном просмотре фильма-сказки мы еще не го
ворили. Можно его причислить к еще одному методу сказ-
коТерапии. Есть также специальные направления в психоло
ги __ кинотерапия и даже мульттерапия.
Принцип работы тот же, что и при рассказывании сказки. Вы смотрите вместе фильм. Точнее говоря, смотрит фильм ребенок, а вы внимательно наблюдаете за его реакциями, чтобы увидеть, что особенно взволновало малыша, над чем сейчас идет его внутренняя работа. По окончании просмотра поговорите с ребенком об увиденном: что особенно понравилось, что не понравилось, почему. Поговорите о тех моментах в фильме, во время которых ребенок проявлял волнение.
Проведите сеанс киносказкотерапии с мультфильмом или художественным фильмом «Двенадцать месяцев».
Поищите другие фильмы-сказки или мультфильмы, в которых герои ведут себя так, словно переживают возрастной кризис — трех или семи лет.
3. Рисование по сказке, фильму-сказке или мульт
фильму
Пусть ребенок рисует, как можно больше. Поощряйте его нарисовать любимого или нелюбимого героя, сцену из сказки, фильма, мультика, чувства героев. Особенно нас в Данном случае интересует королева.
Сочинение сказки
Конфликт, переживаемый Кристиной, очевиден — воз-Растной кризис семи лет.
Напомним задачи кризиса в эмоциональном плане: аучиться контролировать свои эмоции. Вычурность поведения отражает процесс овладения этим искусством; формировать и скорректировать самооценку. Ребенок °льше не идеализирует себя. Ему нужны факты, на осно-
вании которых он может уважать себя. Замечания, пусТь даже и справедливые, мешают удовлетворению потребно-сти в самоуважении. Отсюда и бурная реакция на критику Какова цель героини будущей сказки? "О" Овладеть умением контролировать свои эмоции; Ф сформировать положительную самооценку.
Соответственно, мешает героине достичь намеченные цели несформированность самооценки и невыработанный навык самоконтроля.
Что поможет героине достичь цели? Ф Тренировка; Ф терпение; Ф умение ценить свои достижения.
Как птенчик летать учился
ил-был птенчик. Он не очень давно появился на свет и был маленьким. Но птенчик очень хотел стать поскорее взрослой птицей. Он с восхищением любовался другими птицами, которые пролетали над гнездом. «Вот бы и мне научиться так же красиво летать!» — думал он. Но пока ничего не получалось. Он расправлял крылышки также, как взрослые птицы, и так же, как взрослые, ими размахивал... Нет, снова ничего.
Тогда птенчик рассердился и стал строить рожицы пролетающим птицам. «Пусть не задаются!» — думал птенчик. Однажды пролетала над гнездом птенчика сова. Сова увидела, что птенчик строит всем рожицы, удивилась и приземлилась на соседнюю ветку.
—Что ты делаешь? — спросила сова у птенчика.
—Ничего, — ответил, насупившись, птенчик.
Всем известно, что сова — самая мудрая птица на свете. Она Д0га' далась, что на самом деле птенчика что-то беспокоит. А иначе чего бы птенчику строить рожи?
Ты здорово вырос с тех пор, как я тебя последний раз видела. _ Конечно, я же уже большой. Только вот летать так и не научился. „Летать научиться — дело непростое. Я сама себе много шишек набила, прежде чем научилась.
_ ну если уж ты, самая мудрая птица на свете, набила шишек, тогда я вообще нечего не понимаю. Это же выглядит так просто! Расправил крылья и лети!
- Да, это просто, когда уже научился. А сначала — упорные трени
ровки, падения и шишки.
-Упорные тренировки, падения, шишки к тому же! Нет, это не для меня. Ты же все знаешь, наверняка есть какое-нибудь волшебное средство — сказал заклинание, и уже умеешь летать. -Заклинание? Есть одно, — сказала сова с усмешкой. — Оно написано в моей волшебной книге. -А где твоя волшебная книга?
- В моем дупле, конечно же.
-Ой, дорогая сова, а не могла бы ты мне эту книгу принести?
- Принести? Как ты это себе представляешь? В клюве, что ли?
Она огромная. Если очень хочешь прочитать, что там написано,
так и быть, разрешу тебе. Но только тебе придется прилететь в
мое дупло.
Сказала так сова и улетела.
А птенчик решил, что должен во что бы то ни стало прочитать волшебное заклинание. Но для этого надо было долететь до совиного Дупла. Птенчик стал интенсивно тренироваться. Каждый день с восхода солнца и до заката учился он летать. Он много раз падал, набил себе кучу шишек, но это не смущало его. Он тренировался дальше и Дальше. и вот в один прекрасный день, набирая высоту, он не упал. Он мог
исеть в воздухе, как воздушный шарик! «Я могу висеть в воздухе!
сам научился!» Можете себе представить, как гордился собой птен-
Ик! Это была его маленькая победа.
еЩе через несколько дней тренировок птенчик смог наконец взле-3- «Я лечу! — Ему самому не верилось. — Я лечу, как настоящая Рослая птица!» Вот это была уже настоящая победа!
«Наконец-то я могу полететь к дуплу совы и прочитать заклинание
чтобы научиться летать! — подумал птенчик. — Ой, я же уже умею лл
тать. Зачем мне теперь заклинание?»
Но он все же пролетел к совиному дуплу. Сова встретила его с улыб.
кой: «Здравствуй, птенчик! Прилетел за заклинанием?»
— Здравствуй, сова. Не зря про тебя говорят, что ты самая мудрая
птица на свете! Я прилетел сказать тебе спасибо!
Так птенчик научился летать, его мечта исполнилась!