Ситуативные причины агрессивности ребёнка

Ситуация новизны

У ребенка, «вышедшего в свет», то есть получившего новую ситуацию общения, могут возникнуть агрессивные нотки в поведении — как реакция на стресс. А все новое, незнакомое является стрессом, и не только для ребенка.

О

Алиса пришла в детский сад впервые с мамой. Посмотрели, как дети играют, сколько у них игрушек интересных, и ушли. На следующий день снова пришли. Алисе предложили поиграть с детишками, начала было играть, оглянулась, а мамы нет: «Что, она меня здесь бросила? За что? А-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а...» Алиса рыдала весь день без остановки, пока мама за ней не пришла. «И больше никакого детского сада не было. Только заикнитесь. А-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а...»

Какую ошибку допустили родители Алисы и педагоги? Они не учли фактора новизны ситуации. Что использовала Алиса в качестве средства самообороны? Психическую атаку, то есть агрессию, выражаемую с помощью крика, плача. Дети часто используют этот прием, чтобы добиться желаемого, особенно если он неизменно срабатывает. Истерики в качестве «оружия» против взрослых могут закрепиться, и тогда, Родители, держитесь!

Для ребенка, начавшего посещать детский сад, существует специальный термин, с которым знакомы все педаго-и> — «адаптационный период». Конечно, ситуация в любом, Даже самом лучшем, дошкольном учреждении отличается от

домашней. В первую очередь тем, что ваш ребенок там не единственный. Несомненно, мягко говоря, не очень прият но ощущать, что ты больше не являешься центром Вселенной, К тому же мама больше не приходит по первому требованию. К этой информации надо привыкать постепенно. То есть оставаться в детском саду первый месяц не полный день.

Ситуации новизны невозможно избежать. Переезд на новое место жительства, например, серьезное испытание для малыша. Любая новая ситуация может оказаться проблемной. Это может быть даже первый выход во двор или посещение тетиной дачи. Важно быть готовым к возможному появлению негативных реакций и держать наготове любимую игрушку, книжку — то, что обычно успокаивает малыша.

А еще хорошо бы уже накануне рассказать малышу сказку, где главный герой тоже попадает в новую, незнакомую ситуацию и успешно с ней справляется.

Текущая стрессовая ситуация

Очень часто агрессивное поведение ребенка бывает обу-

V Ч и

словлено текущей стрессовой ситуацией.

Ситуативные причины агрессивности ребёнка - student2.ru

Мама Алеши (4,5 лет) рассказывает: «Алеша очень любил ходить в детский садик. У него там много друзей, с воспитателями хорошие отношения. А начиная с прошлой недели все изменилось. Алеша стал какой-то нервный, резкий, в садик идти отказывается. Спрашиваю, что случилось: "Может, тебя обижает кто-то? Ты только скажи". Молчит, только головой мотает отрицательно».

Во время занятий с Алешей стала понятна причина резкой перемены его отношения к садику и в настроении. На прогулке Алеша с друзьями строили дорогу для машинок с туннелями. В одном из вырытых туннелей они обнаружили мертвую птичку. Можно себе представить, какой это был стресс для малышей! А не рассказывали они никому, так как боялись, что за «находку» их станут ругать.

туацию и успешно с ней справляется.

Тема смерти часто вызывает проблемы, но проблемы эТи больше связаны со страхом взрослых, чем с реальными последствиями для ребенка. Естественно, что родители стараются изолировать ребенка от темы нашей смертности в целом и от любого проявления горя, оберегая ребенка. Кроме того, оНи просто не знают, как себя вести, как объяснить ребенку, что происходит. Это отдельная тема для отдельной книги. Сейчас же скажем только, что, изолировав ребенка от переживания горя, мы можем нанести еще больший вред. Непережитое горе человек может нести с собой всю свою жизнь, отравляя себе существование.

Стрессовые ситуации поджидают нас на каждом шагу. С ребенком тоже случаются ежедневные катастрофы. Это может быть ссора с другом, непредложенная добавка к обеду, развязавшийся бант, потеря оловянного солдатика, ссадина на коленке, неполучившийся рисунок...

Ситуативные причины агрессивности ребёнка - student2.ru

Давайте отложим ненадолго наши взрослые заботы, расположимся удобно, расслабимся и вернемся снова в детство. Вспомните ситуацию, которая вас тогда сильно расстроила. Что это было за событие? Какие чувства оно в вас вызвало? Кто еще участвовал в ситуации? Знали ли о происшедшем

взрослые? Как отнеслись к нему родители? Как на вас повлияла их

Реакция? Чем все закончилось?

Мы еще будем обращаться к собственному детству. Выполняя упражнения, вы сможете оживить свой опыт детских забот. Это поможет освободиться от прошлых обид, которые Уже нет необходимости носить с собой; ответить на вопросы, которые так и остались без ответа, а значит, освободить место в своей душе и силы для решения новых насущных задач.

Обращение к собственному детскому опыту также помо-ает нам лучше понимать своих детей. И кроме того, это очень аМ пригодится при сочинении сказок для наших малышей.

Итак, не отмахивайтесь от детских «пустяковых» забот. "^^ наших детей это вовсе не пустяки, а настоящие трагедии.

Ваше сочувственное внимание необходимо малышу как ск( рая психологическая помощь. Нам, взрослым, ведь тоже стг новится значительно легче после того, как выговорим все н« болевшее другу.

Переутомление

Всем родителям знакома ситуация, когда ребенок начи нает капризничать, плохо себя вести после прогулки или по хода в гости, в театр. «Ну все, устал!» — понимают родители Или на празднике в детском саду — очень хорошо знал свои слова, а выступить не смог. Тоже понятно — переволновался.

&*\ У Инночки сегодня праздник — день рождения. Ей исполня-^-^ ется 6 лет. Она так давно его ждала. И вот сегодня исполнятся все ее мечты. Но встала она сегодня, видно, не с той ноги. Всем недовольна, кричит на маму, на бабушку кидается с кулаками. К приходу гостей Инночка уже совсем неуправляема. Бросается на пол в истерике, кричит на всех. В общем, праздник испорчен.

Что же произошло с девочкой? И устать-то не успела, но сразу бросилась в атаку. Никто ее не обижал, наоборот, все было именно так, как она хотела. И подарки, о которых она мечтала, были вручены. Были и поздравления, и добрые пожелания.

Как выражаются психологи, у Инночки — тремор цели: когда что-то очень хочется, ждешь настолько, что ни о чем другом думать не можешь и способен невольно загубить все дело. Нервная система не выдерживает перевозбуждения, выключается даже у взрослого. А что уж говорить о хрупкой детской нервной системе...

Примеры говорят о переутомлении — физическом или эмоциональном. Проявляемая агрессия — следствие, она связана с ситуацией, вместе с ней и уйдет. Хотя и здесь сказка может помочь, подсказать ненавязчиво, как сориентироваться в

ситуации, настроит на позитивный лад, немного снизит накал переживаний.

Влияние окружающей среды

Есть еще одна группа причин возможного проявления агрессии в поведении ребенка. Все они связаны с физическим воздействием.

Знаете ли вы, что чрезмерное употребление шоколада, чипсов, лимонада может тоже привести к повышенной возбудимости и агрессивности?

Исследования также говорят о том, что у детей, живущих неподалеку от железных дорог, линий метрополитена, крупных автотрасс, уровень агрессивности часто является повышенным из-за влияния повышенного шумового тона. Обратите внимание и на уровень громкости телевизора, музыкального центра, радио в вашем доме. У детей чувствительность к шуму значительно выше, чем у взрослых.

Температура воздуха, духота, замкнутое пространство — факторы, повышающие раздражительность. Не добавляйте нагрузок нашим детям. Это факторы, которые гораздо проще устранить по сравнению с эмоционально-психологическими.

Итак, ситуативные причины агрессивности ребенка включают в себя последствия стрессовых ситуаций. С этими причинами легче всего работать. Устранили конкретную простую ситуацию, провоцирующую агрессивность, — ребенок Успокаивается и поведение изменяется.

Глава 4

диагностика причин агрессивности

Нами были рассмотрены возможные причины появления агрессивных реакций в поведении ребенка. Их много, мы выбрали основные.

Итак, что же делать с этой информацией? Постараться понять, что стоит за изменением поведения дочери или сына.

Диагностику можно проводить несколькими способами. Для начала давайте попробуем систематизировать то, что нам уже известно.

Наши рекомендации