Главенство эго и стабильность настроения

Ел (1968, 1976) рассматривает вопрос о том, как и когда завершается подростковый возраст. Он приходит к заключению, что для того, чтобы возникла определив­шаяся, интегрированная и самостоятельная взрослая лич­ность, индивид должен пройти 4 этапа. Первый, являю­щийся частью процесса второй индивидуации, — это окончательное перенятие им авторитета родителей и сво­его Суперэго. Теперь подростку приходится принимать на себя большую ответственность за то «кто он есть и что он делает» (Blos, 1967, стр. 148). Второй включает урегулирование и прекращение жалоб в связи с непоп­равимыми событиями или травмами детства, такими, как последствия потери им объекта или влияния особой чув­ствительности к чему-то или физической неполноцен­ности. Третьей задачей подростка является установление чувства исторической преемственности прошлого. Знание о том, кто он и где его истоки, позволяет осуществить выход из уютного детского мира, где все устроено родителями, без дезорганизующего разрыва. Четвертая зада­ча — это окончательное разрешение бисексуальных кон­фликтов, дающее возможность консолидации половой идентичности и сексуальных предпочтений. Тогда инди­вид становится свободен для поиска подходящего зрело­го объекта любви.

– 434 –

В оптимальном случае, благополучное завершение у подростка этих процессов в различных описанных нами психических системах выводит его Эго на новый уро­вень интегрированности, целостности и доминирования над другими психическими системами. Его функциони­рование становится относительно свободно от влияния раннего архаичного Суперэго, доминирует над импульсивностью инстинктивных влечений, а также относитель­но свободно от влияния окружения, хотя и не безраз­лично к нему. Как только достигается данный уровень главенства Эго, аффекты и их выражение начинают ко­лебаться в приемлемых рамках (Zetsel, 1965; Elee, 1968), лучше сдерживаются и модулируются. В результате ус­пешного развития Эго достигается и укрепляется гармо­ния между внутренним и внешним, а также во внутрен­нем мире человека. Становится более предсказуемым стереотип саморегулирующих, адаптационных, организующих и синтезирующих реакций Эго, приобретающих опреде­ленный стиль. Это связано с тем, что стереотипы реак­ций становятся более автоматическими, а стереотип ре­гуляции чувства собственного достоинства определеннее (Rache, 1958). Как только достигнута стабильность иден­тичности (Erickson, 1956), возникает интегрированная взрослая личность. Возрастание гармоничности отража­ется в росте стабильности настроения. А появление ста­бильности настроения, как считается, сигнализирует о достижении нового уровня психической стабильности и завершении подросткового возраста.

РЕЗЮМЕ

Вслед за Спитцем, мы используем здесь появление нового аффекта или нового его качества с целью обо­значить каждый новый уровень координированности и интегрированности функций Эго, подразумевающий но­вый уровень его организации и развития. Несмотря на то, что первые проявления любого аффекта драматичны

– 435 –

и их легко наблюдать, с течением развития эти проявле­ния становятся все незаметней, однако, их всегда можно обнаружить.

Соответственно, нами выдвинуто предположение о том, что появление социальной улыбки (на 2—3 месяце жизни ребенка) сигнализирует о новом уровне организа­ции и синтеза, говоря о прогрессе по сравнению с врож­денными способностями и о начале функционирования психики; стрессовая реакция на постороннего (на 7—9 месяце жизни) обозначает установление либидного объек­та; негативизм (на 15—18 месяце) свидетельствует о спо­собности к саморефлексии и появлении речевых спо­собностей; тревога и стыд (на 24—30 месяце) — об ин­тернализации конфликта и начале формирования Супе­рэго; использование аффектов в качестве сигналов опас­ности и конфликта сопровождает установление либидно­го постоянства объекта (в 30—36 месяцев); чувство вины (в возрасте от 3 до 5 лет) указывает на интеграцию Су­перэго и на инфантильный невроз; практика (латент­ный период) — на возросшую самостоятельность функ­ционирования Эго и Суперэго; лабильность настроения (подростковый возраст) — на подростковый процесс пси­хической реорганизации; стабильность настроения (по­здний подростковый возраст) — на главенство Эго над влечениями и другими импульсивными желаниями, как и над директивами Суперэго. Последнее же указывает на то, что подростковый возраст подошел к концу.

– 436 –

ЭПИЛОГ

Представляя настоящую попытку объединения пси­хоаналитических теорий развития, мы руководствовались в основном тем соображением, что многие системы лич­ности растут и развиваются одновременно и независимо друг от друга. Все системы необходимо взаимосвязаны и в целом составляют единую сложную систему. Вот поче­му наш ум (и это вполне заслуживает удивления) продолжает в течение всей жизни согласованно функциони­ровать.

Для того чтобы описать процесс развития, мы обсуждаем здесь многие предметы: некоторые подробно, некоторые в более сжатой форме. Мы признаем, что в последнем случае есть опасность чрезмерного упроще­ния, в особенности потому, что мы не смогли принять в расчет в систематизирующем и обобщающем обзоре, ка­ким является наш, многочисленные тонкости каждого предмета. Мы, однако, надеемся, что настоящий обзор пролил свет как на трудности, сопровождающие процесс развития, так и на то, что любая часть поведенческих проявлений может иметь под собою ряд возможных зна­чений. Тенденция сводить любое объяснение либо к вне­шним событиям, либо к внутрипсихическим силам, на­сколько это нам удалось, нами здесь преодолевается.

Несколько тем в этой книге опущены совсем. Сре­ди них — отношения ребенка во внутрисемейной систе­ме, отличные от его отношений с родителями; развитие социальных взаимодействий; приложение наших теорий к психопатологии. Эти предметы, будучи несомненно важными, находятся вне нашего фокуса на внутрипсихи­ческих аспектах нормального развития, до той, конечно, степени, до которой нам удается их здесь описать.

– 437 –

Мы также отдаем себе отчет в том, что в части, где мы говорим о роли матери и отца, представляемая нами картина местами до известной степени идеализи­рована, как будто бы наша теория относилась лишь к тому ребенку, который растет в целостной семье. Хоть клиницистам может показаться, что ежегодно в их прак­тике встречается не так много функционирующих целос­тных семей, мы полагаем, что понимание той роли, ко­торую играют оба родителя в развитии ребенка, полезно для детального рассмотрения и концептуализации опти­мального развития, а также для того, чтобы оценить, где может быть уязвим ребенок, взросление которого прохо­дит в альтернативных ситуациях.

Местами при прочтении данного материала может сложиться впечатление определенности, завершенности некоторых моментов, как будто бы некоторые гипотезы приняты так широко, что достигли статуса установлен­ного факта. Если нами создается такое впечатление, то сейчас мы хотим его исправить. Психоаналитическая те­ория до сих пор отмечена многими открытыми вопроса­ми и противоречивыми областями, так что она, подобно обсуждаемой нами модели развития, является незавер­шенной, развивающейся, подверженной переменам и эво­люционированию по мере появления новых данных.

Тем не менее, мы надеемся, что обрисованная нами перспектива процесса развития окажется достаточно со­гласованной, чтобы быть полной, и в то же время дос­таточно пластичной, чтобы оставаться в русле нового знания. Мы также надеемся, что представили свои идеи таким образом, что передали не только сложность про­цесса развития, но и способствовали размышлению о психике человека.

– 438 –

ПРИМЕЧАНИЯ

1 На протяжении всей книги мы используем термины «система» и «структура» как взаимозаменяемые. Несмотря на то, что за фрейдовской окончательной моделью психики закрепилось название «структурная», ее, тем не менее, допустимо рассматривать в рамках системного подхода, описанного нами в первой части, при ко­тором структура рассматривается как относительно стабильная и медленно эволюционирующая система.

2 Расщепление — (splitting — англ. это термин, ко­торый можно использовать в двух значениях. Он может употребляться для обозначения примитивной защиты, когда все воспринимается по отдельности и не соединяется в единое целое (например, приятные и неприятные представления о матери). А может употребляться для обозначения регрессирующей защиты, когда все разделяется после того, как было соединено вместе. Например ментальный образ матери может разделиться на тот, где мать «хорошая» во всем, или приятные черты, и второй, со всеми «плохими» чертами, или смешанные чувства по отношению к другому человеку или к себе самому могут разделяться на приятные и непонятные чувства, при этом один «набор» чувств приписывается другому человеку. К
сожалению, очень редко уточняется, в каком смысле данный термин был употреблен. Совместно определяют все ментальные функции (как нормальные, так и с нарушениями). Вэлдер говорил о сверхдетерминации всего поведения, и подобный подход может быть успешно применен к любому виду нарушений (Brenner, 1959, 1979). Это означает, что даже если пациент находит восстанов­ление событий психотерапевтом очень полезным в по­нимании своего прошлого, то, что мы понимаем под

– 439 –

«психической реальностью» могло никогда и не проис­ходить, по крайней мере в том виде, в котором оно было восстановлено.

3 В этой ранней работе Фрейдом была предприня­та попытка подвести биологическую базу под используе­мые им формулировки и терминологию таким образом, чтобы они согласовывались с современными достижени­ями в других науках. Он был сильно подвержен влия­нию своего учителя Эрнста Брюке, который в свое вре­мя учился у Гельмгольтца, верившего, как и другие уче­ные девятнадцатого века, что принципы современной физики могли бы окончательно объяснить любые при­родные явления, включая психические.

4 Фрейд не всегда последователен относительно того, считает ли он инстинктом нечто психическое — в этом случае инстинкт и его психическое представление идентичны — или как нечто непсихическое, что прони­кает в сознание в виде ассоциативной мысли или эмо­ции в последствии становится психическим представле­нием. Психологическая концепция становится основой психоаналитической теории мотивации.

5 Выражения удовольствия и неудовольствия некоторые рассматривают как эмоциональные реакции (Emde и др., 1976), а некоторые как доказательство ранней дифференциации влечений (Brenner, 1982). В настоящее вре­мя можно утверждать со всей очевидностью лишь то, что эмоции и влечения фундаментально связаны.

6 Следуя этой теории, необходимо различать межличностные отношения и отношения объектные. Первые подразумевают взаимоотношения между людьми. В свою очередь, объектные отношения (или «интернализованные объектные отношения») отсылают нас к внутреннему опыту, т. е. к внутреннему представлению о себе и других и их роли во взаимоотношениях.

7 Малер приписала заметно выраженный сдвиг и функционировании младенца созреванию перцептуально-осознающей системы в центральной нервной системе Она полагала, что до этого времени «барьер на пути

– 440 –

раздражителей» защищал младенца от ударов внешних раздражителей. Постольку; поскольку недавние исследо­вания документально подтвердили замечательную способ­ность новорожденного воспринимать и различать раздра­жители различных сенсорных модальностей, идея о ба­рьере более не является здравой или необходимой (Esman, 1983). Представляется, что многие факторы со­зревания и опыта лежат в основе этого сдвига, и важ­ную роль тут может играть развитие эго-функциониро­вания, способствующее интеграции раздражителей в но­вые поведенческие образцы (Lester 1983).

8 Возможно, более удачным переводом было бы «телесное «я»», поскольку Фрейд, очевидно, ссылался на часть аспекта das Ich, а не на Эго, как психологическую структуру.

9 При обозначении одной формы мышления как первичной, а другой — как вторичной, целью Фрейда было установление хронологического приоритета. По­скольку он считал одну форму мышления данной от рождения, он назвал ее первичным процессом, вторичный процесс приписывается более позднему процессу, связан ному с речью.

10 Это отличается от идеи Штерна (1985) о том, что паттерны сенсомоторных действий в ранних взаимо­действиях мать — дитя формируют основу ранних концеп­ций себя и других. Естественно, эта область нуждается в дальнейших исследованиях.

11 Когнитивный эгоцентризм не следует путать ни с какими психоаналитическими концепциями нарциссиз­ма. Последние представляют любовь ребенка к себе, не­которая степень которой необходима для здорового раз­вития, тогда как первое просто ограничивает его осозна­ние своей позиции в отношении других. (М. Sandier, 1975).

12 Стречи (1961) отмечает наличие у этой концеп­ции предшественников, а Фьюрер (1972) детально изуча­ет ее разработку Фрейдом.

13 Мы считаем полезным обсудить Суперэго в тер­минах его функций и составляющих, чтобы облегчить

– 441 –

понимание его истоков и поступательного развития раз­личных его аспектов. Мы признаем, что идея составляющих может повлечь за собой конкретизацию идей о си­стеме таким образом, что будет подразумевать Суперэго контейнером с содержимым. Так же мы признаем тен­денцию к антропоморфизации Ид, Эго, Суперэго некор­ректной, нельзя рассматривать любую систему как контейнер с содержимым.

14 Пиаже (1932), Кохельберг (1963) и другие физи­ологи обращаются к развитию ребенка с точки зрения морали. Они обращаются не к функционированию внут­реннего психического действия, которое является резуль­татом родительско-детских взаимодействий, а к эволю­ционированию детских познавательных способностей иметь дело с абстрактными концепциями морали и при­нимать их. Эти моральные запреты обеспечивают содер­жание того, что воспринимается как идеал, но они не должны смешиваться со структурой или функционирова­нием Суперэго.

15 Имеются определенные расхождения на предмет того, где локализованы эти создающие комфорт функ­ции — в Суперэго или в Эго. Ранее мы уже обращали внимание, что это функции Эго, тогда как Фьюрер об­суждает их в связи с Суперэго. Может быть, это еще один пример того, каким образом эти две системы пере­крываются, когда функции Эго служат целям Суперэго.

16 Формирование обожаемых, крайне необходимых интроектов может вести не только к чрезмерной уступ­чивости, но также вмешиваться в межперсональные от­ношения. Требования интроекта инкорпорируются в иде­альные объектные представления, и когда реальный че­ловек не отвечает требованиям идеала, происходит его критическое недооценивание. Впоследствии такая личность имеет тенденцию постоянно разочаровываться как в себе, так и в других, но так как она для нарциссичес­кой подпитки продолжает оставаться чрезмерно зависи­мой от других, возникает склонность переходить от од-

– 442 –

ного объекта к другому. Впервые этот вопрос изучен Фрейдом (1914, стр. 101).

17 Фаст утверждает, что ранний опыт является не­дифференцированным и что чувство биологического пола и половой потенциал ребенка не ограничены его реаль­ным биологическим полом. Она признает, что связан­ный с полом опыт, в некоторой степени с самого начала различающийся у мальчиков и девочек, находится под влиянием биологических факторов и различий обраще­ния с ребенком, но при этом считает, что ранние пред­ставления о себе не зависят от пола. Ко второй полови­не второго года ребенок становится способен различать других людей как мужчин и женщин, но даже тогда со­знание ограничений, которые накладывают характерис­тики пола, еще не доступно. Ее идея не лишена смысла, но она также иллюстрирует трудности в интерпретации наблюдаемого поведения и в выделении наиболее важ­ных факторов среди многих, влияющих на формирова­ние у ребенка его собственного уникального чувства му­жественности или женственности.

18 Как мы замечали ранее, автоматическое заключе­ние, что страх полового акта у взрослой женщины явля­ется следствием ранней детской фантазии о половых от­ношениях, более чем вероятно, — генетическое заблужде­ние, в котором более поздние фантазии приписаны более ранним. Пока девочка не пережила опыт сексуальных приставаний или первой сцены обнажения (которая, обыч­но, приводит к стеснению сексуальности и агрессии, а не пониманию половой связи), она редко полностью пони­мает сексуальные отношения и их функцию в процессе деторождения. Например, одна шестилетняя девочка пос­ле чтения книги на эту тему радостно описала, как спер­матозоид попадает из пениса в яйцеклетку. Она представ­ляла себе маленького сперматозоида с большими крылья­ми, летающего вокруг яйцеклетки, как птица-мама. Но она совершенно не смогла понять аспект половых отно­шений в этой информации. Много позже девочка все же может испытать невротические страдания, когда поймет

– 443 –

сексуальный смысл своих инфантильных желаний иметь ребенка от своего отца как инцест.

19 В своей книге о сновидениях Фрейд (1900) выс­казал идею о том, что люди иногда используют свое тело, как символически представляющее собой фаллос. Левин (1933) впоследствии расширил телесно-фаллическое сим­волическое соотношение на другие области. Даже не смот­ря на то, что материалы из анализов некоторых взрослых пациентов обоих полов предполагают, что бессознательные телесно-фаллические фантазии могут существовать с детства. У нас нет доказательств тому, что такие фанта­зии — типичная часть женского развития.

20 Вследствие сложности этих определяемых эндоген­но функций новорожденного, Штерн (1985) не принимает понятия «фазы отсутствия различий». Он утверждает, что так как новорожденный способен чувствовать различие между внешним и внутренним миром, собой и другими, то у него должно иметься некое ядро личности уже при рож­дении. Мэндлер, однако, указывает на то, что способность проводить чувственные различия не нуждается в понятий­ной форме представления (1988, стр.117-118). Имеется су­щественная разница между перцептом, или чем-то уви­денным, и концептом, т. е. чем-то, относящемся к сфере мышления. Последнее необходимо даже для примитивного представления о себе (или чувства «я»). Вдобавок, поскольку мы рассматриваем Эго, как психическую систему, регулиру­ющую поведение, мы понимаем его как нечто, проистека­ющее из регуляции физиологического состояния, и поэто­му ей не тождественное. Вот почему, на наш взгляд, кон­цепция фазы отсутствия различий (пусть и меньших, чем полагал Хартманн) остается полезной.

21 Защитные механизмы являются необходимой час­тью нормального развития и сами по себе не являются патологией. Некоторые авторы предпочитают использовать термин «механизмы сопротивления», чтобы отличать не­патологические средства защиты от патологических.

– 444 –

Наши рекомендации