Логика формирования логопедического понятийно-

Понятийно-терминологический

СЛОВАРЬ

ЛОГОПЕДА

  проф. Под редакцией В. И. СЕЛИВЕРСТОВА  

Москва

«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»

ЬБК 92 П 56

Под редакцией Д. И. Селиверстова

Составители: Д. Я. Селиверстов, Ю. Г. Гаубих, Л. Б Перчук, О. А. Братанова, Ю. В. Коркина, И. В. Попова, О. Ф. Мельникова, И. В. Кондукова,

Составители:

Гаубих, Л. Б

ова, О. Ф.Ме

Е. П. Зуденкова

Рецензенты:

академик РАО, доктор психологических наук,

профессор В. И. Лубовский,

Заслуженный деятель науки РФ, академик РАО,

доктор психологических наук, профессор В. А. Сластенин,

Заслуженный деятель науки РФ, академик АГН,

доктор педагогических наук, профессор Л. С. Волкова,

доктор медицинских наук, профессор Е. М. Мастюкова

Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под П56 ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издатель­ский центр ВЛАДОС, 1997. — 400 с. 15В1Ч[ 5-691-00044-6.

В словарь включено около 5000 терминов, отражающих содержание логопеди­ческой теории и практики и связь логопедии с разными отраслями научных зна­ний о человеке: лингвистикой, медициной, психологией, педагогикой, дефекто­логией и др.

Словарь предназначен для дефектологов, работников образования, здравоох­ранения и социального обеспечения, а также — для студентов педвузов и средних специальных учебных заведений, для слушателей курсов повышения квалифика­ции и переподготовки педагогических кадров.

4309000000-84

14К(03)-97 ББК 92

1§1^ 5-691-00044-6© Концепция, структурирование, редактирование:

В. И. Селиверстов

© Составление: В. И. Селиверстов, Ю. Г. Гаубих, Л. Б. Перчук, О. А. Братанова, Ю. В. Коркина, И. В. Попова, О. Ф. Мельникова, И. В. Кондукова, Е. П. Зуденкова

© М., «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997

ОТ РЕДАКТОРА

Понятийно-терминологический словарь логопеда адресует­ся самому широкому кругу специалистов, связанных в своей профессиональной деятельности с проблемами развития язы­ка и речи человека, с различными нарушениями речи, их пре­дупреждением и преодолением.

Настоящий словарь — это первая в истории развития лого­педии попытка создания отраслевого понятийно-терминоло­гического словаря. По своему назначению он может рассмат­риваться как рабочая книга логопеда — как справочник и учебное пособие.

Специалист сможет найти здесь объяснение нового для себя слова, проверить себя, уточнить или дополнить свои представ­ления и понятия о содержательном значении того или иного термина и его происхождении (этимологии). В этом справочно-вспомогательная роль словаря.

Неплохо, если читатель вдумчиво и доказательно сможет уточнить или дополнить объяснение отдельного термина, су­меет по сходству или различию объединить, обобщить отдель­ные понятия и термины в однородные группы (гнезда поня­тий) и увязал ь все это с соответствующими литературными источниками или опытом собственных наблюдений. В этом учебно-познавательное значение данного словаря.

Логопедия как отрасль научных знаний (в широком пони­мании — о человеке с нарушенной речью и его социальной реабилитации и адаптации путем специальных, коррекционных психолого-педагогических приемов; в более узком понимании — о нарушениях речи и методах их преодоления) воз­никла на стыке и использует знания разных наук: лингвисти­ки, анатомии и физиологии человека, медицины, психологии, социологии, педагогики и др. В учебные планы вузовской профессиональной подготовки логопедов включены циклы соот­ветствующих учебных дисциплин.

Основополагающее и многофункциональное значение язы­ка и речи в социальном развитии человека, и сложность самой его речевой деятельности, связанной с ее физиологическими механизмами, с психологическими особенностями личности индивида, с особенностями его речевого общения и социаль­ного поведения — все это объясняет и подтверждает право­мерность: а) выделения логопедии в отдельную отрасль науч­ных знаний и б) наличия в словарном активе логопеда понятий и терминов из смежных наук (см. «Логика формирования лого­педического понятийно-терминологического аппарата»).

Профессиональный понятийно-терминологический аппарат современного логопеда — это новые и устаревшие, традици­онные и случайные новообразования и заимствованные слова и понятия. Мы полагаем, что они имеют право на представи­тельство в словаре, если они используются в специальной ли­тературе.

При этом, настоящий словарь — это не сборник каких-то раз и навсегда затвердевших правил и понятий, разрешенных или неразрешенных к использованию терминов, не нормативный и обязательный в работе логопеда указатель или документ. Сло­варь представляет собой живой, динамичный в своем использо­вании и трактовке, в своем постоянном совершенствовании, в дополнениях и уточнениях свод профессиональных понятий и терминов, используемых специалистом-логопедом. Это всего лишь языковое выражение и отражение динамики развития логопеди­ческой теории и практики. Другими словами — это живой про­фессиональный язык логопедии как отрасли развивающихся на­учных знаний.

В этом отношении мы понимаем, что настоящий словарь и недостаточно полон, и имеет ряд несовершенств. Но это пер­вая попытка создания подобного рода отраслевого словаря. И мы надеемся, что он будет в определенной мере способство­вать совершенствованию представлений о содержании и гра­ницах логопедической теории и практики, без чего невозмож­но существование и развитие любой науки.

Авторский коллектив предполагает продолжать работу по уточнению и дополнению «Понятийно-терминологического словаря логопеда» в свете современных научных достижений. Поэтому все предложения и замечания по его усовершенство­ванию будут приняты нами с благодарностью.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО АППАРАТА

ЛИТЕРАТУРА

I. Словари

Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. — М., 1966.

Блейхер В. М. Эпонимические термины в психиатрии, пси­хотерапии, медицинской психологии. — Киев, 1984.

Блейхер В. М., Крук И. В. Толковый словарь психиатричес­ких терминов / Под ред. С. Н. Бокова. — Воронеж, 1995.

Богозов Н. 3., Гозман И. Г., Сахаров Г. В. Психологический словарь / Под ред. Н. Ф. Добрынина и С. Е. Советова. — Магадан, 1965.

Георги Д. Арнаудов, Медицинская терминология (на пяти языках). — София, 1964.

Горбач И. Н. Неврологические расстройства. Словарь. — Минск, 1995.

Гуськов В. С. Терминологический словарь психиатра. — М., 1965.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — Спб-М., 1912-1913.

Дефектологический словарь / Гл. ред. А. И. Дьячков. — М., 1970.

Дефектология. Словарь-справочник / Авт.-сост. С. С. Сте­панов. Под ред. Б. П. Пузанова. — М., 1996.

Краткая медицинская энциклопедия / Под ред. В. И. По­кровского. — М., 1994.

Краткий дефектологический словарь / Гл. ред. А. И. Дьяч­ков. — М., 1964.

Лингвистический энциклопедический словарь. / Гл. ред. В. Н. Ярцева — М., 1990.

Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М., 1985.

Педагогическая энциклопедия. В 4-х тт. / Гл. ред-ры: И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. — М., 1964—68.

Педагогический словарь. В 2-х тт. / Гл. ред. И. А. Каиров. — М., 1960.

Полонский В. М. Научно-педагогическая информация. Сло­варь-справочник. — М., 1995.

Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А В. Запо­рожца, Б. Ф. Ломова и др. — М., 1983.

Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Ме­щерякова. — М., 1996.

Психология. Словарь / Под ред. А В. Петровского, М. Г. Яро-шевского. —М., 1990.

Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник линг­вистических терминов. — М., 1976.

Словарь иностранных слов в русском языке / Под ред. И. В. Лехина и Ф. Н. Петрова. — М., 1995.

Словарь русского языка. В 4-х тт. / Гл. ред. А. П. Евгенье-ва. - М., 1981-84.

Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Про­хоров. — М., 1990.

Современный словарь иностранных слов. — Спб, 1994.

Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. В 3-х тт. — М., 1958.

Толковый словарь русского языка. В 4-х тт. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М., 1994*

Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х тт. / Гл. ред. Б. В. Петровский. — М., 1982—84.

Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. В 3-х тт. / Гл. ред. Г. И. Кукушкин. — М., 1961.

П. Учебники и учебные пособия по логопедии

Беккер К.-Л., Совак М. Логопедия. — М., 1981. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. — М., 1985.

Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. соч. в шести то­мах / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М., 1982.

Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С. С. Ляпидевского и В. И. Селиверстова. — М., 1968.

Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961.

Жинкин М. И. Механизмы речи. — М., 1958.

Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. — М., 1962.

Куссмауль А. Расстройства речи. Опыт патологии речи. — Киев, 1879.

Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. — М., 1991.

Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. — М., 1989.

Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. — М., 1969-

Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопеди­ческих занятиях. — М., 1991.

Митринович-Моджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. — Варшава, 1965.

Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р. Е. Ле­виной. — М., 1968.

Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А. А. Ле­онтьев. — М., 1974.

Платонов К. И. Слово как физиологический и лечебный фактор. — М., 1962.

Правдина О. В. Логопедия. — М., 1973.

Практикум по дошкольной логопедии / Под ред. В. И. Се­ливерстова. — М., 1988.

Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ля­пидевского. —* M., 1969.

Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. — М., 1968.

Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы лого­педии. — М.; 1989.

Хватцев М. Е. Логопедия. — М., 1959.

Хватцев М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольно­го возраста. — М., 1961.

Хрестоматия по логопедии. В 2-х тт. / Под ред. Л. С. Вол­ковой и В. И. Селиверстова. — М., 1997.

ОБ АВТОРСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

«Понятийно-терминологический словарь логопеда» подго­товлен преподавателями кафедры дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета (заведующий кафедрой — профессор В. И. Се­ливерстов).

АВТОРЫ-СОСТАВИТЕЛИ:

СЕЛИВЕРСТОВ В. И.: концепция, структурирование, орга­низация и общее редактирование. Совместно с ГАУБИХЮ. Г.: составление изначального варианта логопедического словни­ка и словаря.

ПЕРЧУК Л. Б.: буквы А—Й; гнезда понятий: психическая деятельность, нарушения психических процессов, задержки психического развития; нарушения темпо-ритмической сто­роны речи, голос и расстройства голоса.

БРАТАНОВА О. А.: буквы К—Л; гнезда понятий: логопедия, нарушения устной и письменной речи; нарушения зрения и слуха.

КОРКИНА Ю. В.: буквы М, Н, О; гнезда понятий: речь и речевые нарушения, звук и нарушения звуковой стороны речи. ПОПОВА И. В.: буква П.

МЕЛЬНИКОВА О. Ф.\ буквы Р, С, Т; гнездо понятий: ум­ственная отсталость.

КОНДУКОВА И. В.: буквы У, Ф.

ЗУДЕНКОВА Е. П.: буквы X—Я; гнезда понятий: моторика, физическое воспитание.

Понятийно-терминологический

Словарь логопеда

Под ред. В. И. Селиверстова

Зав. редакцией Т. А. Савчук

Редактор А. И. Павлова

Компьютерная верстка Е. В. Чичилов

Корректор А. И. Павлова

Изд. лиц. № 064380 от 04.01.96. Сдано в набор 14.10.96. Подписано в печать 10.02.97. Формат 60x88'/i6- Усл. печ. л. 24,5.Тираж 25000. ЗакЛГ61.

«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»,

117571, Москва, проспект Вернадского, 88,

Московский педагогический государственный университет,

тел.: 437-11-11, 437-46-97;

тел./факс: 932-56-21

АООТ "Политех-4". 129110, Москва, Б. Переяславская, 46. телефоны: 280-93-33 280-02-07

Понятийно-терминологический

СЛОВАРЬ

ЛОГОПЕДА

  проф. Под редакцией В. И. СЕЛИВЕРСТОВА  

Москва

«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»

ЬБК 92 П 56

Под редакцией Д. И. Селиверстова

Составители: Д. Я. Селиверстов, Ю. Г. Гаубих, Л. Б Перчук, О. А. Братанова, Ю. В. Коркина, И. В. Попова, О. Ф. Мельникова, И. В. Кондукова,

Составители:

Гаубих, Л. Б

ова, О. Ф.Ме

Е. П. Зуденкова

Рецензенты:

академик РАО, доктор психологических наук,

профессор В. И. Лубовский,

Заслуженный деятель науки РФ, академик РАО,

доктор психологических наук, профессор В. А. Сластенин,

Заслуженный деятель науки РФ, академик АГН,

доктор педагогических наук, профессор Л. С. Волкова,

доктор медицинских наук, профессор Е. М. Мастюкова

Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под П56 ред. В. И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издатель­ский центр ВЛАДОС, 1997. — 400 с. 15В1Ч[ 5-691-00044-6.

В словарь включено около 5000 терминов, отражающих содержание логопеди­ческой теории и практики и связь логопедии с разными отраслями научных зна­ний о человеке: лингвистикой, медициной, психологией, педагогикой, дефекто­логией и др.

Словарь предназначен для дефектологов, работников образования, здравоох­ранения и социального обеспечения, а также — для студентов педвузов и средних специальных учебных заведений, для слушателей курсов повышения квалифика­ции и переподготовки педагогических кадров.

4309000000-84

14К(03)-97 ББК 92

1§1^ 5-691-00044-6© Концепция, структурирование, редактирование:

В. И. Селиверстов

© Составление: В. И. Селиверстов, Ю. Г. Гаубих, Л. Б. Перчук, О. А. Братанова, Ю. В. Коркина, И. В. Попова, О. Ф. Мельникова, И. В. Кондукова, Е. П. Зуденкова

© М., «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997

ОТ РЕДАКТОРА

Понятийно-терминологический словарь логопеда адресует­ся самому широкому кругу специалистов, связанных в своей профессиональной деятельности с проблемами развития язы­ка и речи человека, с различными нарушениями речи, их пре­дупреждением и преодолением.

Настоящий словарь — это первая в истории развития лого­педии попытка создания отраслевого понятийно-терминоло­гического словаря. По своему назначению он может рассмат­риваться как рабочая книга логопеда — как справочник и учебное пособие.

Специалист сможет найти здесь объяснение нового для себя слова, проверить себя, уточнить или дополнить свои представ­ления и понятия о содержательном значении того или иного термина и его происхождении (этимологии). В этом справочно-вспомогательная роль словаря.

Неплохо, если читатель вдумчиво и доказательно сможет уточнить или дополнить объяснение отдельного термина, су­меет по сходству или различию объединить, обобщить отдель­ные понятия и термины в однородные группы (гнезда поня­тий) и увязал ь все это с соответствующими литературными источниками или опытом собственных наблюдений. В этом учебно-познавательное значение данного словаря.

Логопедия как отрасль научных знаний (в широком пони­мании — о человеке с нарушенной речью и его социальной реабилитации и адаптации путем специальных, коррекционных психолого-педагогических приемов; в более узком понимании — о нарушениях речи и методах их преодоления) воз­никла на стыке и использует знания разных наук: лингвисти­ки, анатомии и физиологии человека, медицины, психологии, социологии, педагогики и др. В учебные планы вузовской профессиональной подготовки логопедов включены циклы соот­ветствующих учебных дисциплин.

Основополагающее и многофункциональное значение язы­ка и речи в социальном развитии человека, и сложность самой его речевой деятельности, связанной с ее физиологическими механизмами, с психологическими особенностями личности индивида, с особенностями его речевого общения и социаль­ного поведения — все это объясняет и подтверждает право­мерность: а) выделения логопедии в отдельную отрасль науч­ных знаний и б) наличия в словарном активе логопеда понятий и терминов из смежных наук (см. «Логика формирования лого­педического понятийно-терминологического аппарата»).

Профессиональный понятийно-терминологический аппарат современного логопеда — это новые и устаревшие, традици­онные и случайные новообразования и заимствованные слова и понятия. Мы полагаем, что они имеют право на представи­тельство в словаре, если они используются в специальной ли­тературе.

При этом, настоящий словарь — это не сборник каких-то раз и навсегда затвердевших правил и понятий, разрешенных или неразрешенных к использованию терминов, не нормативный и обязательный в работе логопеда указатель или документ. Сло­варь представляет собой живой, динамичный в своем использо­вании и трактовке, в своем постоянном совершенствовании, в дополнениях и уточнениях свод профессиональных понятий и терминов, используемых специалистом-логопедом. Это всего лишь языковое выражение и отражение динамики развития логопеди­ческой теории и практики. Другими словами — это живой про­фессиональный язык логопедии как отрасли развивающихся на­учных знаний.

В этом отношении мы понимаем, что настоящий словарь и недостаточно полон, и имеет ряд несовершенств. Но это пер­вая попытка создания подобного рода отраслевого словаря. И мы надеемся, что он будет в определенной мере способство­вать совершенствованию представлений о содержании и гра­ницах логопедической теории и практики, без чего невозмож­но существование и развитие любой науки.

Авторский коллектив предполагает продолжать работу по уточнению и дополнению «Понятийно-терминологического словаря логопеда» в свете современных научных достижений. Поэтому все предложения и замечания по его усовершенство­ванию будут приняты нами с благодарностью.

ЛОГИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОНЯТИЙНО-

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО АППАРАТА

Наши рекомендации