Жизнь после смерти: точки зрения четырех основных религий

Представим себя на месте некоего несчастного, родившегося и прожившего всю жизнь в тайге в обществе ежиков и медведей и внезапно оказавшегося в агрессивной и воняющей выхлопными газами цивилизации. Если он не задохнется в первые же дни, то ему наверняка захочется выбрать религию, ведь в нашем социуме до сих пор часто нужно, как и стиральную машину и телевизор, обязательно иметь религиозную ориентацию. Церковные волонтеры, ничем не уступая менеджерам по продажам тех же стиральных машин, завалят его самыми разнообразными предложениями и бонусами. Естественно, вместо гарантийного ремонта предлагается жизнь после смерти. И вот основной выбор, который, кстати, без шуток описывает взгляд основных религий на существование после смерти.

Христианство. Начнем с наиболее близкого и знакомого. Интересно, но многие верующие с равным успехом убеждены в том, что у них были прошлые жизни. Некоторые даже готовы об этом рассказать на основе собственных ощущений и того, что им где-то кто-то нагадал. Однако прочтите постановление второго Константинопольского собора: «Тот, кто будет защищать мифическую доктрину о предсуществовании души и следуемое из нее нелепое предположение о ее возвращении, тому анафема». О как! Никогда не креститесь, если верите в то, что существовали прежде, иначе вы тогда противоречите самим себе.

Также многие убеждены, что после жизни нас ждет ад или рай, то есть продолжение жизни, а на самом деле в христианстве земная жизнь вообще едва ли заслуживает внимания и вообще может называться жизнью, поскольку это только лишь подготовка к настоящей жизни в другом мире, поэтому и смерти как таковой нет.

После непосредственной смерти еще два дня душа свободна и находится возле тела, а на третий день, после погребения, переходит в другой мир. Этот факт породил множество мифов и предрассудков, а также послужил источником для фантастических романов и фильмов.

Что касается ощущения себя самого в загробном мире, на небесах, то в христианстве вам предлагают сохранить полноту своих мыслей и осознания без перерыва ни на миг, но уже без тела. Тем не менее в это не так легко поверить, зная опыты нейрофизиологов, которые, лишь только отключая какие-либо зоны работы мозга, заставляли человека перестать помнить свое имя, названия вещей, уметь идентифицировать предметы и т. д. И как же себя осознавать после смерти, когда мозг вообще не будет работать, если даже небольшие изменения способны привести к полной потере себя?

Утверждается, что после смерти вы сможете общаться с миром ангелов, демонов и другими душами. Душа будет продолжать развиваться, причем это зависит от степени духовности и греховности. Но, чтобы попасть в загробный мир, нужно еще пройти Страшный суд. Он по-настоящему страшен для нераскаявшихся и очень больших грешников, которые попадут в ад. Другие могут рассчитывать на вечную жизнь в раю. У католиков функции ада выполняет чистилище, время пребывание в нем определяется степенью тяжести грехов и тем, как за человека молятся родственники на земле. Правда, чистилища можно избежать, если при смерти отпустили все грехи. Если нет, то даже праведнику придется там побывать. Злые языки называют чистилище «изобретением», поскольку изначально его не было. Оно начало формироваться лишь в первом тысячелетии. Идею отшлифовал и окончательно оформил Фома Аквинский. А полностью догмат о чистилище был принят лишь в XV веке на Флорентийском соборе.

Ислам. Многие уверены, что из-за своей продолжающейся агрессивной политики самораспространения и сохранения, в то время как другие конфессии относительно пассивны, ислам через несколько десятилетий будет основной религией на Земле, если не единственной, поэтому можно сразу готовиться к его познанию. Начнем с отношения к смерти.

Если вы не верите в ахирет, или загробную жизнь, то являетесь злостным отступником от Аллаха. Так же, как в христианстве, в исламе земная жизнь рассматривается лишь как подготовка к ахирету. Решать, когда вам умереть, будет прерогативой Аллаха, после чего вы попадете на своеобразный Страшный суд, где ваше будущее разъяснят Мункар и Накир: кто в рай, кто в ад.

В исламе даже сама смерть, ощущения во время нее сильно зависят от наличия веры и грехов. Чем больше веры и меньше грехов, тем приятнее и незаметнее смерть, и наоборот. Однако после первого суда и распределения по заслугам предстоит пережить еще один — суд Аллаха, высший и справедливый. Причем до этого момента у души сохраняются даже чувства. Но есть одна небольшая проблема. Еще никто до суда Аллаха не дошел. Дело в том, что он настанет только в тот момент, когда разрушится и сгинет вся Вселенная. И вот тогда будет окончательное распределение: кому в рай — ал-Джанну, кому в ад — Джаханнам. Сунниты (мусульманское ответвление) считают, что если человек мусульманин, то его пребывание в аду не будет вечным, как у неверного и атеиста.

Буддизм. Для настоящего буддиста вопрос жизни и смерти является если не запрещенным, то второстепенным точно, поскольку он относится к 14 вопросам, определенным Буддой как нежелательные для рассмотрения. В буддизме нет души, и ей придается только назывательная функция. Существует только ощущение, представление, желание и познание. А если идет речь о теле, то и его тоже нет изначально, и описывается оно теми же аспектами плюс телесность. Вот и все, казалось бы. И о чем дальше говорить? Но нет. Все ломают понятия реинкарнации и нирваны. Если нет души, то что же тогда переселяется в другие тела после смерти или попадает в нирвану? Ответ на этот вопрос найти трудно. Предполагается, что загвоздка лежит в том, что учение Будды наложилось на древние индийские религиозные традиции, существовавшие до него. Поэтому если вы сейчас станете адептом сего глобального религиозного течения, то нужно готовиться к прерыванию цепи бесконечных реинкарнаций путем осознанного умирания и входа в нирвану, что и считается конечным итогом, что непонятно для устремленного европейского разума, к примеру. Если вы не сможете попасть в нирвану, то придется снова перерождаться в разной форме на земле. Это считается дурным тоном для буддиста, хотя наверняка вам знакомы люди, которые, наоборот, так бы и перерождались до бесконечности, испытывая все прелести и несчастья плотского бытия.

Иудаизм. Поскольку в иудаизме изначально внимания смерти и тому, что за ней следует, практически не уделялось, а четкие акценты в этом направлении до сих пор не установлены, отношение к смерти в этой религии представляет собой зачастую заимствованные идеи из других течений, смешанные и адаптированные. Причем одновременно существует несколько вариантов, во многом противоречащих друг другу. По отдельности все это описывать нет смысла. Достаточно сказать, что наряду с адом, раем и чистилищем существует и возможность реинкарнации, что происходит по желанию и при наличии необходимого опыта, полученного в жизни на небесах. Однако особенное внимание уделяется Воскрешению. Каждый иудей верит, что наступит момент, когда придет Мессия и настанет Воскрешение мертвых. Однако, чтобы быть воскреснувшим, нужно несколько обязательных условий. Во-первых, должна остаться хотя бы одна кость, поскольку она будет служить основой для восстановления тела. Во-вторых, воскреснувшие тела поднимутся из могил только в «Земле обетованной». Но если тело иудея захоронено в другой стране, то помочь этому призваны туннели Мехиллот, поэтому у евреев принято на голову усопшего сыпать землю из Израиля.

Бесспорно, важный момент жизни после смерти в религиозных и мистических течениях, прежде всего для рационального ума представителей западной цивилизации, обуславливается собственными страхами перед этим малоизученным и понятным обстоятельством. Люди инстинктивно стараются верить в то, что позволит им меньше бояться таких событий.

Мало того, поскольку, кто бы что ни говорил, любая религия мало чем отличается от мистики; если она начнет отрицать наличие загробной жизни, то она как бы будет оторвана от привычных сверхъестественных вещей. Кто станет верить религии, если ее пророки начнут говорить, что после смерти ничего нет и не может быть? Очень много определяет в этом направлении страх человека. На нем играют и его используют. Наверно, вам интересно, насколько сильно вы боитесь смерти и что будете думать в моменты ее переживания. Поэтому предлагаю вам тест, позволяющий взглянуть правде в глаза.

Тест: страх смерти

Точность 95 %. Если вы все еще мечетесь и не знаете, боитесь ли вы смерти или нет, то данный тест позволит определиться в этом вопросе на сегодняшний момент. По результату вы сможете уже сейчас понять, какие мысли будут в вашей голове в первые минуты после смерти, при учете сохранения сознания.

1. Вы очень дорожите имеющимися материальными ценностями. Вся ваша жизнь — это стремление к их приобретению.

Да (+1).

2. Вы тяжело переживаете расставание с близкими людьми. Если человек умирает, для вас это воистину едва переживаемое большое горе.

Да (+1).

3. Вам всегда не хватает времени не только на дела, но и на личную жизнь.

Да (+1).

4. Вы очень сильно любите своих близких и хотите с ними часто общаться, но не всегда имеете для этого достаточно времени.

Да (+1).

5. Вы не уверены, что жизнь после смерти существует.

Да (+1).

6. Вы сомневаетесь в существовании Бога.

Да (+1).

7. Когда вы видите труп, он долго не выходит из вашей головы и вы его часто вспоминаете. При этом в то время, когда вы его видите, переживаете массу неприятных ощущений.

Да (+1).

8. Вы применяете или уверены, что будете применять, все возможные средства для отдаления момента смерти.

Да (+1).

9. Вы еще не реализовали свой потенциал и не достигли желаемых целей в жизни.

Да (+1).

10. У вас имеются потусторонние страхи. То есть боитесь НЛО, мертвецов, привидений, духов, ночи на кладбище и т. д.

Да (+1).

Результат:

0—2 — Уж чего-чего, но смерти вы точно не боитесь и она вас не волнует. Что бы ни было после нее, это вас не так уж интересует, и вы готовы на любой исход. Трудно предположить, как вам удалось так ответить на все вопросы. Дело в том, что это существенное отклонение от нормы. Более того, существует вероятность, что у вас сейчас наличествует какая-то серьезная депрессия. Возможно, присутствуют суицидальные мысли. Если так, то нужно только понять, что все меняется, и пройдет немного времени и вы снова возрадуетесь жизни.

3—5 — Вы немного переживаете о смерти, но по большому счету, когда она будет близка, особого страха испытывать не станете. Вы относитесь к группе людей, обладающих достаточно объективным пониманием вещей. Во всяком случае, в отношении этой темы. Ведь такое отношение к смерти наиболее нормально с точки зрения здравого смысла. Сильно бояться смерти не имеет резона, потому что получается, что ты не живешь, а все время ожидаешь и трясешься от предстоящего неизбежного события.

6—8 — Вы боитесь смерти, и, когда наступит тот самый нежеланный момент, начнете очень жалеть о конце жизни и вначале будете бояться будущего. Причем вы можете не осознавать, что боитесь смерти. Так или иначе, ваш взгляд на смерть наиболее распространен, поэтому стесняться его нет причины. Страшиться смерти не имеет смысла, поскольку это все равно, что всю жизнь ее ожидать. Поймите, смерть — движущая сила природы, и бояться просто глупо — в силу того, что она в любом случае рано или поздно наступит. Во всяком случае, никому еще не удалось обойти этот закон. Опасаться следует злых людей и неудач.

9—10 — Вы очень сильно боитесь смерти. Возможно, думаете о ней постоянно. Как и в предыдущем случае, вам нужно пересмотреть свой взгляд, поскольку жить в вечном страхе нет причины. Во-первых, она будет в любом случае, а страшиться неизбежности неразумно. Во-вторых, неужели так приятно все время мучиться в ожидании этого фатального события? Не лучше ли наслаждаться жизнью, тем более что не факт, что счастье еще раз пожить настанет когда-нибудь снова?

Самореанимация

Определенно, чем больше узнаешь о том, что происходит после смерти, тем больше появляется новых загадок и вопросов. То ли человеческая сущность такова, то ли природа настолько многогранна, но какую-то определенную и однозначную истину найти невозможно. Можно лишь склоняться к одной теории больше, чем к другой. Пока вопрос остается открытым, и это неплохо, ведь остается надежда на продолжение жизни после остановки сердца. Во всяком случае, никто не смог доказать обратного. Возможно, прав был Будда, когда сказал, что на эту тему нежелательно думать, поскольку это бессмысленно?

Одно известно достоверно — каждому из нас придется рано или поздно пережить момент смерти. Если она будет внезапной и связанной с сильным повреждением тела или внутренних органов, то мы априори не имеем и малейших шансов. Но во многих других случаях у нас все-таки должна быть возможность как-то влиять на процесс. Вполне вероятно, что, совершая определенные действия в момент смерти, ее можно избежать.

Речь идет о самостоятельной реанимации. Когда человек умирает, он сначала погружается в клиническую смерть, то есть момент, который обратим в течение нескольких минут. Если рядом находятся доктора, то они часто вытаскивают людей из этого состояния. Но когда их нет, даже мало кто из окружающих догадается проводить какие-либо процедуры в силу неожиданности и элементарного незнания. В таких случаях остается надеяться исключительно на самих себя.

Сначала кажется, что ничего нельзя сделать в подобном случае, ведь тело, весь организм уже отчужден от тебя. Однако на какое-то время еще остается осознание. Вероятно, оно остается на протяжении обратимости процессов в организме, то есть в течение трех-шести минут. Скорее всего, в определенных условиях оно может сохраняться значительно дольше, но это уже не имеет никакого значения. Именно роль осознания становится ключевой в настоящем вопросе.

Сначала поймем типичные ошибки, совершаемые людьми во время клинической смерти, если у них в это время сохраняется осознание себя. Просматривая всевозможные записи таких переживаний, легко заметить, что никто даже не пытался сделать что-то адекватное ситуации, чтобы изменить положение. В большинстве случаев человек повинуется случившемуся и отдается на волю дальнейших событий, часто даже не думая, что он мог что-то сделать. Всем кажется, что все уже потеряно, и они, смиряясь, действительно умирают, если рядом нет бригады реанимации.

Мы уже проводили аналогию между сильно измененным состоянием сознания в фазе и состоянием сознания в клинической смерти и выяснили, что по многим параметрам это почти одинаковые вещи. Во всяком случае, если верить пережившим клиническую смерть в осознании. Допустим, это так, значит, я могу применить к первым минутам смерти собственный опыт и знания пространства в этом состоянии и возможности его использования для влияния на большинство физиологических процессов в организме.

Во-первых, человеку, попавшему в столь нежелательное состояние, нужно не повиноваться происходящему, расслабляясь, а сопротивляться ему всеми возможными методами. В основе своей сопротивление должно состоять в непрерывных, истеричных попытках восстановить контроль над телом. Иногда кажется, что это невозможно с физической точки зрения, ведь организм уже почти недееспособен, однако вспомним людей с поврежденным спинным мозгом, постепенно восстанавливающимся лишь от желания и тренировок. Мало того, ни для кого не секрет, что организм всегда пытается соответствовать нашему внутреннему настроению, и попытки возобновить контроль над ним не должны быть полностью тщетными даже из элементарной логики. Повышенные импульсы, исходящие от мозга, могут самостоятельно возвратить человека в суетный мир.

Во-вторых, исходя из того, что поведение сознания способно отражаться на реальном состоянии вещей, имеет смысл использовать моделированные ощущения и даже полноценные движения. Опять же это должно действовать за счет исходящих повышенных нервных импульсов. От попытки просто получить контроль над телом это отличается другим методом. Нужно моделировать ощущения, что в данном состоянии удается во много раз проще. Практически любой импульс желания получает чуть ли не мгновенное моделирование за счет того, что все чувства зарождаются непосредственно в мозге и не имеют причинно-следственной связи. Именно они создают дополнительные импульсы организму.

В-третьих, кроме каких-то конкретных действий, нужно пытаться элементарно удержать свое осознание, если оно, конечно, существует в клинической смерти, что бывает совсем не так часто, как хотелось бы. Это важно по двум причинам: у вас будет больше времени на проведение самореанимационных процедур и осознание, как последняя свеча в темноте, будет оставлять больше шансов всему организму. Погаснет она, как последняя, останется меньше надежды на спасение, ведь она еще и последний оплот осознанного управления сложной системой человека. Вполне вероятно, что погасшая искра сознания позволит раньше начаться разрушительным процессам в мозге, вообще не оставляющим шансов.

Существует ряд действий, которые необходимо выполнять в момент, если вы почувствуете себя в преддверии смерти. Следует их хотя бы знать и в тот самый момент попытаться осуществить. Вероятно, это позволит вам прожить значительно дольше, радуясь своим близким и многогранному миру.

Техника: самореанимация при собственной смерти

Стоит сразу отметить, что перед тем как попасть в клиническую смерть, вы всегда должны быть начеку и помнить о возможных шансах на самореанимацию. Именно она, возможно, станет вашим последним шансом, если будет некому помочь. Поэтому, угодив в это предсмертное состояние, ни в коем случае не отдавайтесь поглощающим событиям, сохраняйте осознанность и моментально приступайте к описанным ниже техникам, не раздумывая ни мгновения, ведь каждая секунда может стоить жизни, когда в течение нее произойдут необратимые реакции.

Все техники вы должны доводить до победного или смертельного конца вне зависимости от ощущений. Дело в том, что ощущение сердцебиения и оживление могут смоделироваться, а вы подумаете, что они настоящие, и перестанете волноваться и без должного внимания подчинитесь сумрачным видениям, которые утащат вас далеко и безвозвратно. Радует лишь то, что все может быть и наоборот. То есть вы оживите себя, но этого не заметите. Как бы там ни было, ни в коем случае не прерывайтесь в своих попытках и не зацикливайтесь на техниках, чередуя их через пару десятков секунд.

1. Получение контроля над телом .

Когда вы поймете, что настал момент, которого больше всего не хотели, то ни в коем случае не вылетайте из тела и сопротивляйтесь такой тяге. С точки зрения здравого смысла, в этом состоянии нет ничего необычного, ведь оно объяснимо как теорией разделения души и тела, так и прекращения контакта мозга с телом, от чего восприятия освобождаются и человек находится в собственном внутреннем мире. В этой связи ощущения полета неизбежны на той или иной стадии клинической смерти. Как только ваше воспринимаемое тело расстанется с реальным в физическом мире, вы тут же во многом потеряете связь с ним, и попытки получить контроль в таком положении будут менее эффективными. Всегда сохраняйте то положение в восприятии, которое вы занимали в физическом мире. Вначале это легко сделать, поскольку ощущения должны оставаться. А вот через пару минут вы полностью окажетесь в мире иллюзий с иными чувственными восприятиями, не основанными на реальности.

Если чувствуете реальное тело, буквально истерично, максимально активно, с наибольшим напором пытайтесь шевельнуть пальцем или ногой. Подобное стремление вызовет повышенные импульсы не только в представляемые конечности, но и во весь организм в целом и в сердце в частности. Попытка чем-то пошевелить должна быть настойчивой и упрямой. Не отчаивайтесь, если это не получилось сразу. Вполне возможно, это получится позже, и вы должны на это надеяться. Переводите внимание с одних конечностей на другие и концентрируйте его в местах наибольших ощущений.

2. Создание моделированных ощущений и движений.

В данном случае стоит пробовать, наоборот, отстраниться от попыток получить контроль над реальным телом. В зависимости от характера действий из него можно вылететь или, наоборот, остаться в нем.

Вылетать из него можно, если выполнять фантомные движения. Начинаете сначала представлять, как вы двигаете рукой. Затем движение приобретет доминантный характер, и с непривычки, возможно, покажется, что оно настоящее, как это постоянно происходит с новичками при практике фазы. Почувствовав часть тела как реальную, начинайте ею активней шевелить. Меняйте части тела, совершайте полноценные движения, ходьбу, бег, все что угодно, активное и доступное.

Не менее эффективны моделированные ощущения: холод, обжигающее тепло, боль, наслаждение. В этом специфичном состоянии воспроизвести их несложно. Представьте, что находитесь в ванне, полной льда, и лишенное реальных чувств сознание получит желаемое во всей красе и яркости ощущение. По аналогии добивайтесь других ярких восприятий. В один момент они способны разбудить весь организм.

Особенно стоит отметить моделирование электрического удара. Сконцентрируйте внимание на электрическом щитке и почувствуете, как вас тут же понесет неведомая сила. Продолжая удерживать образ электрического щитка в уме, вы в течение нескольких секунд окажетесь возле него. Самое интересное, что данное состояние позволит по восприятию оказаться в совершенно реальной обстановке. Не обращайте на это внимания. Повседневный мир не единственный в своем физическом восприятии, что доказывают некоторые измененные состояния сознания и переживания в клинической смерти. Больше думайте об электричестве и возьмитесь за провода в щитке. Тут же вас начнет изнутри сжимать будто что-то сильное. Вероятно, вы почувствуете боль и вспышку в глазах, чего и следует добиваться. Именно такие переживания наисильнейшим образом влияют на остановившееся сердце.

Почему электричество появится в моделированном пространстве? Подсознание, какое-то время продолжающее работать после остановки пульса, полностью старается моделировать не только внешние свойства объектов, но и их функциональные особенности. Нет ничего необычного в том, что вас ударит электричеством, причем совершенно реально в восприятии и уж тем более в сверхъестественном.

3. Удержание осознания.

В повседневной жизни осознание играет важнейшую роль. Возможно, его значение в предсмертном состоянии более возрастает. Длительность его удержания позволит больше проводить реанимирующие техники. Проблема состоит в том, что удержать осознанность не так просто, как кажется. В схожем с клинической смертью состоянии — фазе — это удается с большим трудом всего на несколько минут, а в данном случае еще будут вмешиваться усложняющие физиологические причины.

Чтобы удержать осознанность, нужно его на чем-то фокусировать. Если вы выполняете техники, то это само по себе будет предметом концентрации. Чтобы случайно не потерять осознанность, следует внимательно относиться к происходящему, потому что ввиду необычности состояния вас начнут окружать самые различные галлюциногенные события; если им поверить, можно потерять осознанность и умереть. Чтобы им не поверить, оценивайте происходящее, хотя это нелегко. Измененное сознание не всегда идентифицирует галлюцинацию, например, пришедшего на спасение зайца из мультфильма «Ну, погоди!». Нужно всего лишь постоянно задавать себе вопрос и отвечать на него: «Это может быть реальностью?»

Глава 2 РЕИНКАРНАЦИЯ

Испокон веков люди верили в перерождение душ, и даже в раннем христианстве это допускалось, пока простым голосованием на Константинопольском соборе 553 года от этого не отказались. Почему же люди так сильно верят в возможность перерождения, несмотря ни на что? За счет чего это могло бы быть? Попробуем найти ответы на эти вопросы. Кроме того, насколько возможно личное предположение о вашем прошлом воплощении? В этой главе описаны самые интересные случаи реинкарнации, что были зафиксированы.

Вечно живущие

Лев Николаевич Толстой очень любил охоту — главным образом за возможность на какое-то время слиться с девственной природой. Ненароком, однажды он слился с ней гораздо больше, чем хотел. Все случилось, когда в очередной раз в лесу его лошадь споткнулась о корягу. Увесистый Лев Николаевич не был способен в такой ситуации сделать сальто и поэтому приземлился впереди лошади вполоборота от полноценного кувырка, то есть на голову. Судьба пощадила главного классика нашей культуры, и он еще долго создавал свои бессмертные шедевры. Однако перед ним на короткое время открылась совсем непонятная картина. Он неожиданно вспомнил, что 200 лет назад подобным образом падал с лошади, будучи совершенно иным человеком и подданным другой страны.

Что же случилось с писателем? Принято объяснять такие случаи в рамках феномена перерождения, то есть реинкарнации, или «дежавю» (deja vu). В данном случае разница между понятиями крайне размыта: с одной стороны, происходит дежавю, когда человек вспоминает похожую ситуацию, а с другой стороны, это напрямую связано с конкретным пониманием и осознанием прошлой жизни. И то, и другое в какой-то мере имеет право на существование и может быть лишь игрой нашего невероятно странного разума, всегда остающегося главной загадкой человеческой природы.

Лев Толстой не был в этой части одаренным, поскольку похожие фокусы происходили со множеством людей. Первые упоминания о таких неожиданных воспоминаниях появились чуть ли не с первыми навыками цивилизации фиксировать свои мысли. На протяжении всей истории многие известные и совершенно обычные люди попадают в ситуации, когда помнят элементы или целостные картины прошлых существований. Если проводить мониторинг существующих данных по сей момент, то окажется, что описана не одна тысяча подобных происшествий.

Да что там сторонние источники! В любых кругах, совершенно не обязательно среди поклонников мистики, можно регулярно слышать разговоры на данную тему. Часто это не просто дискуссия, а настоящий обмен опытом. Чуть ли не каждый десятый готов рассказать, кем он был в прошлой жизни и каким образом он это узнал. В такой ситуации простому человеку трудно сохранять объективность при каких-то смутных и неопределенных фантастических вспышках памяти, и он их сразу же переводит на счет прошлых жизней.

Долгое время Тибет оставался самым мистическим местом на земле. О нем сформировалось множество легенд, но в отличие от других мест на земле, где их удалось быстро проверить, Тибет оставался в недоступности из-за полной изоляции Китаем. КНР со своей социалистической позицией, основанной на общечеловеческом прагматизме, невольно законсервировала небольшую горную территорию вместе с ее преданиями и сказками. Очень долго всем лишь оставалось переваривать старые непроверенные данные и придумывать новые мифы о летающих там сверхлюдях. Несколько лет назад занавес упал, и теперь каждый, у кого есть средства, может воочию убедиться, что ничего наглядного там нет, не было и, похоже, не будет. Одни горы, лед, нищие люди, развалины и буддистские храмы. Точно по такому же сценарию происходит с любой неуправляемой областью, где невозможно провести четкий анализ.

Феномен воспоминания прошлой жизни имеет к такому развитию событий прямое отношение. Если в описаниях человеком его прошлого бытия нет четких несуразиц и глупостей, то найти их опровержение или подтверждение не представляется возможным. Как и многое другое, все заблокировано неприступностью изучения полных механизмов памяти и мышления. Нам остается только предполагать.

Реинкарнация всегда связана с человеческой надеждой на бессмертие, о котором оно так рьяно мечтает. Стоит ли считать именно эти случаи доказательством бессмертия? Допустим, человек верит в то, что он существовал раньше, причем не раз. Но если он почти или вообще ничего не помнит, то как же можно надеяться на бессмертие, ведь это касается чего-то иного, малопонятного? Речь идет о том, что мы не помним самих себя. А ведь мы — это «Я», наше осознание, наше самопонимание. Когда оно не сохраняется при каждом новом рождении, то о чем вообще идет речь? Зачем новая жизнь, если по факту в ней будет жить кто-то другой, а вот я, именно я, что сейчас вижу этот мир, радуюсь ему и страдаю в нем, исчезну вместе с последними импульсами электричества в головном мозге? Как ни крути, получается все равно иная жизнь. Допустим, что перерождение существует, тогда оно не имеет отношения к бессмертию в том смысле, как мы это себе представляем.

Страх перед смертью может быть неосознанный и неявный, вероятно, он главный стимул возникновения идеи вечной жизни и перерождения. Человек понимает и видит, что не в состоянии противостоять законам природы, и неуклонно стареет. Как некоторые выражаются, жизнь — это медленное умирание. Человек начинает искать пути, позволяющие ему сохранить надежду, что он, именно он, а не кто-то еще, все равно будет существовать дальше в безграничной холодной вселенной. И тут на помощь приходит идея реинкарнации, кроме всего прочего, имеющая подтверждения очевидцев.

В современной европейской цивилизации, сплошь покоренной христианством, случаи перерождения однозначно трактуются как ересь и мистификация, а то и колдовство, ведь реинкарнация противоречит догмам. Перерождение до сих пор напрочь отрицает наука, и занимаются этим вопросом люди лишь совсем узкого круга, часто обрекая себя на насмешки со стороны. Но не всегда все обстояло именно таким образом.

Философ Платон был одним из самых ярых сторонников реинкарнации. Он считал, что мы не могли получить в текущей жизни те знания, которые имеем. К сожалению, вся платформа утверждений Платона рушится о факты развития человека в дикой природе, когда он ничем не отличался от животных, и современные знания о генетической структуре наследственности, о чем не знали в те далекие времена.

Мало кому известно, но Пифагор с его геометрическими «штанами» был не простой математик, но и основатель своеобразного философского течения пифагорейцев. До тех пор пока оно не слилось с другими, в нем реинкарнация не просто допускалась, но и воспринималась как отдельная своеобразная религия. Сам же философ и математик был убежден, что в прошлой жизни был… петухом. К сожалению, до нынешних времен не сохранились замечания о том, как такое вообще могло прийти ему на ум, но он это неоднократно отмечал, и все его окружение было знакомо с «прошлым» своего великого учителя и сподвижника. Интересно, но люди чаще вспоминают себя в прошлом как человека, а не в виде животного.

Как это может быть?

В мире существует масса религиозных и мистических течений, утверждающих, что реинкарнация не только возможна, но и избежать ее практически нет шансов. Кстати говоря, меня всегда беспокоит человеческая непоследовательность собственным взглядам. Население России, по большей части христианское, между тем в своем большинстве не отрицает свое предыдущее существование в виде другого человека. А ведь это несуразица. Христианство полностью отрицает даже теоретическую возможность такой ситуации. А придерживающимся подобных взглядов — анафема, если кто не знает. Однако это не мешает нам всем молиться и просить милостыни Господней и тут же восхищаться собственной бессмертностью и прошлыми существованиями.

Вы обязаны забыть все идеи о перерождении, если ходите в церковь и не в силах сменить веру, иначе вы обманываете самих себя. Если же вы не хотите отказаться от таких взглядов на природу своей жизни, то тогда стоит сменить христианство на самую мирную религию — буддизм. Правда, там нет ни бога, ни черта, ни белого, ни черного, как мы привыкли, и из-за этого иногда возникают сложности. Однако именно буддизм, как одна из самых распространенных религий мира, главный носитель идеи перерождения. Только в буддизме считается естественным умирать и рождаться снова.

Но далеко не все понимают, что в это понятие вкладывается. Во-первых, буддист должен достичь просветления — нирваны. Это слияние нашего «Я» с общим миром и по рациональным меркам — просто смерть, потому что никакого самосознания не подразумевается. Чтобы достичь нирваны, нужно осознанно умереть и контролировать дальнейшие процессы, иначе нельзя держать в руках ситуацию и будешь снова перерождаться во мраке до бесконечности.

Ригзен Лама — заместитель председателя буддийской общины «Ламрим» Республики Бурятия.

— Возможно через три жизни достичь просветления и прекратить реинкарнацию. В принципе, реинкарнация не несет ничего хорошего. Потому что мы каждый раз испытываем одни и те же переживания: рождение, страдания рождения, просто страдания, болезни и страдания смерти.

Мало того, совсем не обязательно быть в прошлой жизни человеком. Для буддизма не существует особой разницы между человеком и всей окружающей его природой, поэтому считается, что ты в прошлой или следующей жизни мог быть кем и чем угодно. Ригзен Лама в передаче «Необъяснимо, но факт» это комментирует таким любопытным образом:

— Даже ближайшие родственники, когда мы видим их в человеческом облике, умерев, могут превратиться в баранов. И мы, сострадая своим близким, закалывая барана, должны быть готовы, что, возможно, это какой-то наш близкий родственник.

Что буддист вкладывает в понятие памяти о прошлой жизни? В общем-то, он не должен помнить свои предыдущие перерождения. Поскольку перерождается лишь неразвитая душа, то у нее просто не хватит своих сил на такие серьезные вещи, как память.

Если буддизм обладает наиболее достоверным и логически выработанным взглядом на феномен прошлых жизней, что также имеет существенный уровень доверия в связи с огромным сроком существования сего течения и невероятным количеством его последователей, то существуют взгляды, имеющие весьма скептические объяснения.

К примеру, чего только стоит один феномен ложной памяти. Люди, интересующиеся сновидениями и имеющие опыты анализа сих необычных видений, быстро понимают, о чем речь. Если же вы к таким не имеете отношения, то этот феномен несложно объяснить на примере, с реальным воплощением которого вы сталкивались тысячи раз во сне и сноподобных состояниях, но не давали себе отчета в происходящем. Итак: во сне мы каждый раз видим разные сюжеты, их подоплека почти всегда лежит в несуществующем прошлом. Увидев там, казалось бы, совершенно незнакомого человека, вы уже имеете о нем полное представление, как о части вашей личной и окружающей жизни. Только его увидев, вы уже имеете память о событиях, с ним связанных, о его имени, характере, поведении, о том, что было темой вашей предыдущей беседы. Это же может касаться предметов, только увидев или даже подумав о которых во сне вы тут же будете обладать всем запасом памяти о не имевших место событиях. Интересна ложная память тем, что она столь реальна, что человек не то что в неосознанном сне, но и в реальности не задумывается о ней и ее характере. В переживании она совершенно неотличима от настоящей памяти, пользуемой ежеминутно в реальной действительности. Ложная память иногда полностью замещает реальную в отношении различных объектов сновидения или простого видения.

Важность понимания наличия ложной памяти переоценить невозможно в отношении феномена дежавю и воспоминаний прошлых жизней. Все заключается в простом: если наше сознание способно на такие казусы во сне, то почему бы им временами не проявляться в повседневности? Они и проявляются. У кого-то слабо, и тот считается нормальным, а у кого-то очень сильно, как у милых представителей — жителей психиатрических лечебниц. Добрая часть случаев, связанных с прошлыми жизнями, основана именно на такой особенности человеческого разума, далеко н<

Наши рекомендации