Третье направление развития: ощущения пространства
«Гнездо» из полотенец, мех, матрасики - все эти неотъемлемые атрибуты детской комнаты наверняка знакомы многим. Уверенность в том, что его существование окружено чем-то неясным, связана с остатками впечатлений, полученных еще до рождения; это похоже на чувство, которое испытываешь, находясь на нескончаемо огромном пустынном пляже. «Купание в бесконечном пространстве» - так Дж. Зеевальд описывает эти остатки раннего впечатления [Seewald J. Leiblichkeit und Symbolische Entwicklung; 1989]. Сначала, после рождения, процесс познавания ребенком пространства кажется бесконечно долгим; многие авторы интерпретируют крик ребенка как первое «нарушение» им пространства. Барьер раздражений защищает ребенка до третьего месяца жизни от излишнего их наплыва, прежде чем кожа начнет восприниматься ребенком как нечто ограничивающее его тело от окружающей среды. При помощи своих движений ребенок осваивает пространство вне своего тела, которое прежде всего является топологическим пространством. Хелтер описывает феномен, когда люди в состоянии перегрузки склонны искать ориентиры в пространстве, при помощи которых они снова могли бы определить свое собственное местоположение (например, как близко допустить к себе объект, какое место в пространстве они занимают).
То, что вещи сохраняют свои места, все еще находятся здесь, и, даже если удаляешься от них на какое-то время, они все равно никуда не исчезают - все эти выводы помогают ребенку ориентироваться в пространстве (перманентность). В действующем общении развиваются пространственные структуры и отношения, которые позднее становятся эвклидовым пространством (трехмерность - конструктивная фаза). Позднее представление пространства, лиц и вещей больше не зависит от их непосредственного присутствия. (Нарушения восприятия пространства указывают на нарушения в отношении к миру) (рис. 4.2).
4.2.4. ЧЕТВЕРТОЕ | НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ: ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ
Зеевальд описывает сердцебиение матери и ребенка в дородовое периоде синкопично как шумовые кулисы и видит связь с более поздним тактом в 3/4 (см. галоп).
Некоторые наблюдения относятся к определенному промежутку времени - с первого по третий месяц жизни - как по Пиагету, который определял такие моменты как поиск ребенком груди матери, ее нахождение и, наконец, сосание «подчеркнуто рефлексивной координацией во временном отрезке». Разумеется, говорить о восприятии времени на этом этапе еще рано. Направление, связанное с вращательным рефлексом головы, с ее фиксированным положением, с контролем взгляда (обратная связь) и фокусированием внимания, играет важную роль для скорости восприятия, точно так же, как и значение, которое имеет объект восприятия для наблюдающего.
Для объективизации временных последовательностей огромное значение имеет опыт временных соотношений «до» и «после». Первое ориентирование во времени происходит точно так же, как и в пространстве вследствие накопление опыта движения, такого, как ускорение и замедление, а также учета временных очередностей (например, показанных предметов, а позднее - событий). Структурирование чувства времени находится в разнице «заполненного» времени (например, от начала до конца какого-либо события) и «пустого» времени (например, между двумя предложениями). Пространственное отношение развивается раньше временного. Пик развития понятия времени приходится на период от 2,8 до 7 лет. В процессе моей работы с детьми с нетипичным (дословно: с бросающимся в глаза) поведением, большая часть которых была основательно «запущена», я отмечала дезориентацию во Времени уже в возрасте от 8 до 10 лет. распределение часов, дней недели, времен года - все находилось в полном беспорядке. С радостью предвкушая следующий урок вольтижировки, они проявляли инициативу и задавали вопрос: «Сколько раз мне нужно ложиться спать до следующего занятия?». Все, что превышает цифру «5» (т.е. все, что можно посчитать на пальцах одной руки), не поддается силе их воображения, вследствие чего многие из них приходили ко мне ежедневно и спрашивали: «Как часто еще теперь?». Ориентирование во времени означает также и уверенность, что что-то обязательно должно случиться в обозримом будущем. Однако дети с подобным восприятием жизни легко «теряются» во временном периоде одной недели.
4.3. К ВОПРОСУ О РАННЕЙ СТИМУЛЯЦИИ
Ранее стимулирование, которое мы сегодня проводим с восемью детьми, возраст которых колеблется от 2 до 5 лет, происходит по аналогии с комплексом мер, уже опробованном в Америке. Лошадь ведут на раздельном поводе с двух сторон, причем инструктор по упражнениям идет слева, а один из родителей - справа (модификация Клювера). В руках инструктора должен быть бич. В качестве попоны мы используем сшитый наподобие ковбойской короткой попоны (westernpad) ковер с длинным ворсом, который не позволяет подпруге и ручке скользить. Лошадь ведут на раздельном поводе. Все дети были направлены на вольтижировку врачами, в зависимости от состояния здоровья все они один или два Раза в неделю занимались лечебной гимнастикой.
Лечебно-педагогические принципы:
• Инициатива движения должна исходить от ребенка.
• Один из родителей в качестве второго коновода в значительной степени вовлекается в общий процесс.
• Выполнение упражнений должно быть закончено, прежде чем ребенок устанет (физически или психически); их продолжительность на первом этапе не должна превышать двух кругов, потом она увеличивается до 20 мин.
• В группу также приходят нормально развитые дети, они могут участвовать в упражнениях в качестве партнеров.
• Все упражнения выбираются с точки зрения психодинамики, они направлены на стимулирование развития; все эти упражнения являются для ребенка определенной нагрузкой.
Часто основным требованием раннего стимулирования является как можно большее стимулирование, чтобы не упустить драгоценного времени. Если общая ситуация в достаточной степени подходит для стимуляции развития (что для меня является необходимым условием для работы с лошадью), то лечебно-педагогическая значимость ориентирования для периодичности и интенсивности проводимых мероприятий зависит от индивидуальной активности и инициативы ребенка. Нормально развивающиеся дети достигают пика восприятия окружающего мира и моторной функции в возрастном периоде от полутора до шести лет. Дети с двигательными нарушениями испытывают такие же потребности, но по независящим от них причинам они подавлены и разочарованы. Если в общении с лошадью такие дети открывают для себя какие-то новые возможности, обращаются к ранее приобретенному опыту или в них просто просыпается любопытство, - все это мы можем оценить как признаки активности, что с точки зрения лечебной педагогики является важным фактором для дальнейшего проведения мер воздействия (подумайте о детях, которые уже устали от традиционных терапевтических мер).
Обязательным условием работы с такими детьми является определенная гибкость. Например, утомление у ребенка наступает не регулярно в одно и то же время спустя 10 мин после начала занятия, а варьирует в зависимости от дня, настроя, продолжительности мер и т.д. Если регулярно перешагивать пороговую величину или воздействовать на ребенка уговорами, то в этом случае не стоит удивляться потере мотивации, ребенок просто смирится с происходящим, но все это не пойдет ему на пользу.
4.3.1. ОПИСАНИЕ ОДНОГО СЛУЧАЯ
Итак, случай из повседневной практики, который многие могут хорошо себе представить. На его примере я проясню аспекты лечебно-педагогического подхода, чтобы на примерах стимулирования ориентации в пространстве стало очевидным то, как с точки зрения лечебной педагогики можно работать с лошадью.
Представим себе ребенка в возрасте трех с половиной лет с замедленным развитием, причиной которого явилось повреждение головного мозга в раннем детстве. Из его истории мы узнаем, что лечение началось давно, так что он уже знаком с упражнениями, которые выполняет один или с другими лицами. Мы также узнаем, что мать в основном все время носила его на руках, так как он быстро уставал двигаться. Его младший брат намного опережает его в развитии.
4.3.2. ЛЕЧЕБНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Как правило, дольше носят на руках тех детей, которые начинают бегать с большим опозданием или не бегают вообще, а также тех, чьи родители хотят как можно дольше держать их при себе. Например, такое случается у детей с повреждениями головного мозга в раннем детстве; это продолжается до тех пор, пока мать больше не в состоянии продолжать носить его на руках. При нормальном развитии фаза, когда ребенка носят на руках, сменяется фазой упражнений, в которой ребенок с возрастающим увлечением испытывает свои двигательные возможности, наслаждается и учится ими управлять. Те дети, которых в этом двустороннем процессе мать ; постоянно держит на руках, крепко прижимая к себе, более длительно сохраняют интерес и внимание к игре, чем другие дети [Romer G., Sossin Μ. Psychosozial 1991; 2:6:39-46].
рис. 4.4. Примеры поддерживания, вселяющего в ребенка уверенность [Rotner G, Sossin Μ, 1991 по Кестен- бергу; Finnie, 1976].
И тем не менее то, что мать долго держит и носит ребенка с двигательными нарушениями на руках, сначала является как бы разумной ее реакцией на его неполноценность. Тем самым она открывает ему путь для приобретения опыта, который иначе он не смог бы получить самостоятельно. Одновременно она защищает его от характерного для начинающегося развития страха «сломаться», потерять связь с собственным телом, а также потерять ориентацию в пространстве. Это может перейти в обра
Рис. 4.5. Концепция диалога по Ми- Лани-Компаретти (по Strassburg НМ.,1988). |
Рис. 4.6. Примеры обращения с неполноценным ребенком (Finnie, 1976). |
зец отношений, в котором сначала мать представляет каждый результат приспособляемости, прежде чем она модифицировано передать его ребенку: активное прокладывание пути, пассивная покорность.
Мне кажется, что общение с лошадью для детей, уставших от разной терапии, полезно именно потому, что мы можем очень бережно и осторожно разорвать такие связи (рис. 4.3). По описанному образу раннего стимулирования мы вносим в эту ситуацию пространственную дистанцию. Однако она соответствует только дистанции, принятой в нашем культурном кругу, действующей для личных отношений, а именно в возрасте от 1,5 до 3,5 лет. Один из родителей идет рядом с лошадью, следовательно, ребенок может стать активнее, а родители могут продолжать опекать его. До сих пор обе стороны довольны, и родители быстро соглашались с указанием как можно меньше вмешиваться.
Лошадь поддерживает позвоночник ребенка в области крестца и обеспечивает ему увеличение подвижности, позволяет приспосабливаться с разносторонним изменениям (стать больше или меньше, вцепиться в лошадь и, наоборот, оттолкнуться от нее, остановиться - и снова прийти в движение). Кестенберг [Kestenberg, цитируется по Romer G., Sossin Μ. Psychosozial 1991; 2:6:39-46] определяет это как три существенных развивающих и способствующих идентификации компонента несения и удерживания в диалоге. Для детей с недостаточным контролем за положением головы, сзади которых на лошади обязательно должен сидеть взрослый человек, положение сидя боком поперек позвоночника лошади и наклонив голову на плечо терапевта, удовлетворяет этим требованиям. Такая позиция на спине лошади соответствует тому положению, когда ребенок сидит на руке матери; для него это положение - гарантия безопасности и уверенности, одновременно ему предоставляется возможность активно действовать (рис. 4.4).
Итальянский педиатр А. Милани- Компаретти [Milani-Comparettu Α., цитируется по Strassburg Η.Μ. Der Kinderarzt 1988; 9: 1154] также настойчиво рекомендовал вовлекать родителей в работу с ребенком в каждом отдельном случае. Он был основателем большого амбулаторного центра, прежде всего для детей с церебральным параличом, который в основном оказывал консультативную помощь, чтобы избежать помещения ребенка в специальные учреждения. На первое место врач ставил сохранение и воспроизводство способности ребенка к диалогу с окружающим миром, а также пытался мобилизовать ресурсы родителей для общения с ребенком (рис. 4.5). А. Милани-Компаретти считал, что родители могут быть очень изобретательными, если они снова возьмут на себя ответственность за ребенка и за его развитие, вместо того, чтобы просто передать его в руки специалистов.
Лошадь предлагает много возможностей почувствовать, как тебя несут и поддерживают, без возникновения чувства стеснения.
До сих пор все дети в процессе стимулирования обучались находить центр в позиции сидя и балансировать в прямом положении без постоянного поправляющего вмешательства. Можно также попробовать поиграть в игру «соскользнуть-поймать». Развить и почувствовать внутренний баланс из состояния, когда лошади несет тебя на себе, могут также люди старшего возраста, которые еще интересуются верховой ездой как благотворно влияющим на здоровье активным видом отдыха.