Непринудительные и принудительные парафилии.
Ключевой признак, по которому можно разделить парафилии, — это наличие или отсутствие в них элемента принуждения. Некоторые парафилии представляют собой исключительно индивидуальные действия или предполагают добровольное участие взрослых людей. Такие люди соглашаются участвовать в качестве наблюдателей или просто молча мирятся с определенным видом парафилического поведения. Поскольку в данном случае нет принуждения и основные права человека не нарушаются, такие так называемые непринудительные парафилии многими считаются относительно безобидными или безопасными. Ясно, что начинать главу следует с этой категории. Однако, как мы увидим далее, эти непринудительные парафилии могут иногда вести к потенциально неблагоприятным последствиям для людей, которых они затрагивают. Мы рассмотрим восемь различных непринудительных парафилий.
Некоторые же парафилии имеют явно принудительный или агрессивный характер. Они предполагают недобровольное участие других людей. Например, это такие формы нетипичного поведения, как вуайеризм или эксгибиционизм. Более того, как показывают исследования, такие принудительные действия могут иметь вредные последствия для тех, на кого они направлены, нанося им определенные психологические травмы. Жертвы подобных действий могут воспринимать это как грубое вторжение в их частную жизнь, а также ощутить незащищенность перед угрозой физического нападения. У них может развиться страх, что такие неприятные эпизоды будут повторяться. Это одна из причин, по которым многие из этих принудительных парафилий являются незаконными. С другой стороны, на многих людей такие действия никакого неблагоприятного влияния не оказывают. Вследствие этого, а также потому, что многие из этих принудительных парафилий не предполагают физического или сексуального контакта с объектом, многие представители власти рассматривают их как незначительные сексуальные нарушения (иногда называемые нарушениями «покоя»). Однако факты, свидетельствующие о тенденции некоторых людей переходить от нарушений «покоя» к более серьезным формам сексуальных преступлений могут вести к пересмотру представления о «незначительности» этих нарушений (Bradford et al., 1992; Fedora et al., 1992). Далее в этой и следующей главах мы рассмотрим данную проблему более подробно.
В нашем обсуждении обоих типов парафилий, принудительного и непринудительного мы исследуем, как проявляется каждый из этих типов. Также мы рассматриваем некоторые из общих характеристик людей, склонных к таким парафилиям, и различные факторы, которые предположительно обусловливают их развитие. Более серьезные формы сексуальных нарушений, такие как изнасилования, кровосмешение и растление малолетних, обсуждаются в главе «Сексуальные преступления».
Непринудительные парафилии.
В этом разделе мы сначала обсудим четыре довольно распространенных вида непринудительных парафилий: фетишизм, трансвестический фетишизм, сексуальный садизм и сексуальный мазохизм. Мы также опишем четыре менее распространенные разновидности непринудительных парафилий.
Фетишизм.
Фетишизмомназывается сексуальное поведение, в котором человек достигает сексуального возбуждения, сосредоточиваясь на неодушевленном предмете или части человеческого тела. Как и в случае многих других парафилий, часто трудно провести грань между нормальными действиями, которые могут иметь фетишистский подтекст, и действиями, которые являются безусловно парафилическими. Многих людей эротически возбуждает вид предметов нижнего белья и некоторых определенных частей тела, например стоп, ног, ягодиц, бедер и грудей. Многие мужчины и некоторые женщины могут использовать предметы одежды и другие принадлежности в качестве сопровождения мастурбации или полового акта с партнером. Но только когда человек полностью ограничивается этими объектами или частями тела, исключая все остальное, мы вправе применять термин фетишизм.В некоторых случаях человек не в состоянии испытать сексуальное возбуждение и оргазм без объекта фетиша. В других ситуациях, когда патологическое влечение не столь сильно, сексуальная реакция может наступить и в отсутствие объекта. Но часто это происходит с уменьшенной интенсивностью. Для некоторых людей объекты фетиша служат заменой контакта с человеком. Однако если партнер становится доступным, без них могут обойтись. К числу наиболее распространенных объектов фетиша относят дамское белье, туфли (особенно на высоких каблуках), ботинки (часто в ситуациях, связанных с темами доминирования), волосы, чулки (особенно черные сетчатые) и разнообразные изделия из кожи, шелка и латекса (American Psychiatric Association, 1994; Davison & Neal, 1993).
Фетишизм. Нетипичное сексуальное поведение, в котором источником сексуального возбуждения главным образом или исключительно является неодушевленный объект или определенные части тела.
Как развивается фетишизм? Один из способов — через включение объекта или части тела, часто посредством фантазии, в процесс мастурбации, где подкрепление в виде оргазма усиливает фетишистскую ассоциацию. Это своего рода классическое обусловливание, в котором объекты или части тела связываются с сексуальным возбуждением. Этот механизм обусловливания был продемонстрирован несколько лет назад Рэчменом (Rachman, 1966). Этот ученый в лабораторных условиях формировал умеренный фетиш у испытуемых мужского пола. Он многократно сочетал фотографию женских ботинок с эротическими слайдами обнаженных женщин. У испытуемых вскоре начала появляться сексуальная реакция на одни ботинки. Эта реакция также распространялась и на другие виды женской обуви. И хотя некоторые критики предположили, что эксперимент Рэчмена страдает методологическими проблемами (O'Donohue & Plaud, 1994), два дополнительных исследования добавили новые факты, свидетельствующие в пользу развития фетишизма путем классического обусловливания (Langevin & Martin, 1975; Rachman & Hodgson, 1968).
{Для некоторых людей источниками сексуального возбуждения могут быть неодушевленные объекты или части человеческого тела, например стопа}
Другое возможное объяснение происхождения случаев фетишизма может быть связано с детскими впечатлениями. Некоторые дети могут научиться связывать сексуальное возбуждение с объектами (например, с колготками или туфлями), принадлежащими эмоционально значимому человеку, в частности матери или старшей сестре (Freund & Blanchard, 1993). Процесс, посредством которого это может произойти, иногда называется символической трансформацией.В данном случае объект фетиша становится наделенным силой или сущностью ее владельца. Таким образом, ребенок (обычно мальчик) реагирует на этот объект так, как он мог бы реагировать на реального человека (Gebhard et al., 1965). Если эти механизмы закрепляются, то ребенок в подростковый период почти не вступает ни в какие сексуальные взаимодействия с другими людьми, и даже став взрослым, может продолжать замещать объектами фетиша сексуальные контакты с другими людьми.
{Типичные объекты фетиша: женское белье, перчатки и туфли}
Только в редких случаях фетишизм становится таким нарушением, которое может навредить кому-либо. Иногда фетишист может совершить кражу, чтобы добыть объект фетиша, как видно из следующего примера:
«Несколько лет назад кто-то из соседей постоянно воровал бюстгальтеры. Мы не могли повесить свое белье сушиться на улице без опасения лишиться его. Он также брал и колготки, но лифчики, по-видимому, были его главной слабостью. Я поговорила с другими женщинами, и у них оказались те же самые проблемы. У этого парня, должно быть, комната была завалена лифчиками. Мне не приходилось слышать, чтобы его поймали. Он, должно быть, решил перейти на что-то новое, потому что кражи неожиданно прекратились.» (Из авторских архивов)
Кража — это самое частое из серьезных преступлений, связанных с фетишизмом. Иногда человек может совершить какой-либо странный поступок, например, насильно срезать прядь волос у человека. В чрезвычайно редких случаях мужчина может убить и изуродовать свою жертву, чтобы сохранить некоторые части тела для фантазирования и мастурбации.
Трансвестический фетишизм.
До недавнего времени людей, которые переодевались в одежду противоположно пола и не были при этом транссексуалами, обычно называли трансвеститами.Этот термин теперь считают уместным только в отношении людей, которые надевают одежду другого пола для того, чтобы достигнуть сексуального возбуждения. Сексуальный компонент переодевания в одежду другого пола отличает этих людей от тех, кто переодевается ради развлечения, и от геев, которые иногда переодеваются в женское платье для привлечения мужчин. Отличаются они также и от транссексуалов, которые, как мы обсуждали в главе «Гендерные вопросы», переодеваются в одежду противоположного пола, чтобы получить некоторое ощущение физической и эмоциональной законченности, а не с целью сексуального возбуждения.
Трансвестизм имеет целый ряд разновидностей. Некоторые люди предпочитают полностью наряжаться в одежду другого пола. Часто это происходит в уединении, дома, в тайне от окружающих. Иногда человек может в таком виде выйти в город, но это случается редко. Обычно переодевание в одежду другого пола — это довольно-таки кратковременная деятельность, приводящая к сексуальному возбуждению, кульминацией которого становится удовлетворение посредством мастурбации или полового акта с партнером. Во многих случаях трансвестизма человек возбуждается, надевая только один предмет одежды, возможно, пару чулок или бюстгальтер. Поскольку это поведение имеет сильный элемент фетишизма (Freund et al., 1996), Американская психиатрическая ассоциация (1994) формально закрепила связь между этими двумя явлениями (трансвестизмом и фетишизмом) в диагностической категории трансвестический фетишизм.Отличительная особенность трансвестического фетишизма заключается в том, что предметы одежды действительно надеваются, а не только рассматриваются или ласкаются, как это имеет место у фетишистов.
Трансвестический фетишизм. Достижение сексуального возбуждения от переодевания в одежду, предназначенную для лиц другого пола.
Американская психиатрическая ассоциация выделяет следующие диагностические критерии трансвестического фетишизма:
«В течение периода не менее 6 месяцев у гетеросексуального мужчины случаются рекуррентные, интенсивные сексуально возбуждающие фантазии, сексуальные побуждения или действия, включающие переодевание в одежду другого пола. Фантазии, сексуальные побуждения или действия вызывают клинически значимое расстройство или нарушения в социальной, профессиональной или другой важной сфере функционирования» (1994, р. 532).
{Трансвестический фетишизм обычно представляет собой уединенную деятельность, совершаемую гетеросексуальным мужчиной в собственном доме, вдали от посторонних глаз}
В настоящее время многие члены транссексуального сообщества (см. главу «Гендерные вопросы») все чаще и чаще получают трибуну как в профессиональной литературе, так и в популярных СМИ. Они утверждают, что переодевание в одежду другого пола приемлемый и законный источник сексуального возбуждения и выражения и не является признаком нарушения поведения или психического расстройства. Следовательно, они выступают против ярлыка трансвестического фетишизма и характеристики подобных действий как ненормальных.
В соответствии с приведенными ранее диагностическими критериями трансвестический фетишизм — это отклонение, присущее исключительно гетеросексуальным мужчинам. Давайте рассмотрим факты, свидетельствующие в поддержку этого утверждения. Так, известно, что в большинстве случаев трансвестический фетишизм привлекает именно мужчин. Это действительно верно для всех современных обществ, относительно которых мы имеем информацию. Тем не менее в клинической литературе встречаются отдельные публикации о случаях переодевания женщин в мужскую одежду ради получения сексуального удовольствия (Bullough & Bullough, 1993; Stoller, 1982). Некоторые авторы утверждают, что трансвестический фетишизм в действительности больше распространен среди женщин, чем мы думаем. И это происходит потому, что женщины обладают значительно большими возможностями для переодевания в одежду другого пола без риска обнаружения. Это, конечно же, может оказаться справедливым. Однако мы также знаем, что мужчины, которые переодеваются в женскую одежду, не возбуждаются, надевая универсальную или предназначенную для лиц обоего пола одежду. Напротив, они предпочитают именно женскую одежду, которую носят только женщины. Например, это могут быть колготки, лифчики или нейлоновые чулки. Следовательно, мы могли бы предполагать существование женщин, склонных к трансвестическому фетишизму, которые с целью достижения сексуального возбуждения носят что-либо из исключительно мужской одежды. Например, это могут быть мужские трусы или бандаж, а не джинсы или фланелевая рабочая рубашка, которые в большей степени являются одеждой, пригодной для лиц обоего пола. Однако отчеты о таком поведении среди женщин чрезвычайно редко встречаются в клинической литературе.
Несколько исследований, проведенных как в клинических, так и в неклинических условиях, показали, что трансвестический фетишизм больше всего распространен среди женатых мужчин с преобладающе гетеросексуальной ориентацией (Brown, 1990; Doctor & Prince, 1997; Talamini, 1982). Общенациональный опрос, в котором приняли участие 372 мужчины, склонных к переодеванию в женскую одежду, показал следующее. Хотя большинство опрошенных мужчин были гетеросексуалами, значительная их часть (больше 30%) считала себя бисексуалами, гомосексуалистами или же людьми, сексуально не активными по отношению к другому человеку (Bullough & Bullough, 1997).
Большинство женатых мужчин, склонных к трансвестическому фетишизму до брака, как правило, не рассказывают женам о своем интересе к переодеванию в одежду другого пола. Это происходит, в основном, из-за уверенности этих мужчин в том, что с началом семейной жизни их наклонность исчезнет. Однако этого обычно не случается, и большинство жен, в конечном счете, узнают о тайном занятии своих мужей. Данные показывают, что большинство жен не поддерживают переодевание своих мужей в одежду другого пола, а только терпят эту парафилию (Brown & Collier, 1989; Bullough & Weinberg, 1988). И даже если изначальная реакция жен не является особенно негативной, со временем у них может развиться негодование и отвращение, как показано в следующем примере:
«В первый раз, когда мой муж спросил меня, может ли он надеть мои колготки, я подумала, что он пошутил. Когда он их надел, я поняла, что это не розыгрыш. Как ни странно, мы провели замечательную ночь, и это, вероятно, приглушило на время мою озабоченность. Через некоторое время эта склонность мужа мне действительно начала надоедать. Мне стало казаться, что мы никогда не сможем вступать в близкие отношения без того, чтобы сначала он не надевал мое нижнее белье. Сейчас меня тошнит от этого и я устала. Все это кажется мне безнадежным.» (Из авторских архивов)
Подобно фетишизму и некоторым другим нетипичным формам сексуального поведения, развитие трансвестического фетишизма часто происходит по типу обусловливания. Возможно, что в начальный период формирования сексуального интереса процесс переодевания в одежду другого пола сопровождался подкреплением в форме сексуального возбуждения и оргазма, как проиллюстрировано в следующем примере:
«Когда я был ребенком 11-12 лет, меня приводили в восхищение и возбуждали картинки из журналов, где были изображены модели в нижнем белье. Я очень много мастурбировал, рассматривая эти картинки. И это было великолепно. Позже я начал включать нижнее белье моей матери в мои мастурбационные ритуалы. Сначала я только прикасался к нему, а позже стал надевать его на себя и расхаживал перед зеркалом, продолжая мастурбировать. Сейчас, когда я уже взрослый, я часто встречаюсь с женщинами. И эти встречи приносят мне достаточное удовлетворение и без переодеваний. Но я по-прежнему, время от времени оставаясь наедине, надеваю женское белье и получаю от этого немалое удовлетворение.» (Из авторских архивов)
Некоторые мужчины, склонные к трансвестическому фетишизму, рассказывали, что в детстве они по разнообразным причинам наряжались как девочки (Bullough et al., 1983). Иногда такое поведение инициировали сами родители. Они одевали своего маленького сына в красивую одежду для девочек, потому что им казалось это «прелестным» или потому что они больше хотели иметь девочку, а не мальчика. Кроме того, некоторые истории болезни мужчин, являющихся трансвестическими фетишистами, показали, что когда они были мальчиками, их наказывали, заставляя надевать одежду девочек (American Psychiatric Association, 1994; Stoller, 1977). Такие наказания через унижение подчас служат первым шагом к трансвестизму.
В ряде случаев к трансвестическому фетишизму проявляют склонность гетеросексуальные мужчины, которые стремятся исследовать женскую сторону своей личности. А это часто не так просто в обществе, в котором процветает культ супермена («Мужчины Мальборо»). В сущности, такие мужчины создают себе два отдельных мира. Первый — это мир, в котором доминирует «мужественный образ» и который они демонстрируют публично. Второй — это частный, уединенный домашний мир, в котором, переодевшись, они могут выражать свою нежную, чувственную «женскую» сущность.
Антрополог Роберт Манро (Munroe, 1980) заметил, что трансвестический фетишизм имеет тенденцию чаще всего появляться в тех культурах, где мужчины берут на себя большую часть экономического бремени, чем женщины. Мунро высказал предположение, что в некоторых случаях переодевание в одежду другого пола может позволить мужчинам в этих культурах временно сбросить с себя ощущаемое ими бремя ответственности путем бегства в мир женщин со всеми его атрибутами и особенностями поведения.
Большинство людей, склонных к трансвестическому фетишизму, редко обращаются за профессиональной помощью (Brown, 1990). Даже если они и соглашаются на лечение, то маловероятно, что оно приведет к заметным результатам и в корне изменит их поведение (Wise & Meyer, 1980).