Упражнение 1: защита пострадавших нормами гражданского права.

Краткое содержание:обеспечить понимание потребности пострадавших в защите в рамках норм гражданского законодательства

Методика:ролевая игра в группах по три человека, обсуждение

Учебные пособия:флип-чарт, фломастеры

Продолжительность:1 ½ часа, ролевая игра в составе малых групп — 30 минут

Тренер просит участников разбиться на группы по три человека и разыграть следующие ситуации:

Вы являетесь судьей по гражданским делам, который рассматривает семейные дела. К Вам обращается женщина, в которой в течение некоторого времени жестоко обращается ее муж. Она говорит, что больше не может это терпеть, и что ситуация уже серьезно сказывается на ее двоих детях. Она спрашивает, какие юридические меры можно принять, чтобы обеспечить ее защиту. Какой совет Вы даете женщине? Какие меры принимаете?

Роли:

Избитая женщина

Судья

Наблюдатель

После проведения ролевой игры малая группа возвращается к этой ситуации, рассматривая ее по следующим вопросам:

Вопросы к женщине:

  • Как я себя чувствовала?
  • Какой совет / защиту я получила?
  • Что мне помогло?
  • Что оказалось бесполезным / неприятным?
  • Почувствовала ли я себя в большей безопасности после этого? Если да, то почему?
  • Если нет, то в чем еще я нуждаюсь?

Вопросы к судье:

  • Как я к этому отнесся?
  • Какой совет я дал женщине? Какие меры я принял?
  • Что оказалось полезным? Что оказалось трудным?
  • Чего не хватало?

Обсуждение ведет наблюдатель, добавляющий свои замечания.

После этого результаты обобщаются и обсуждаются всеми участниками.

УПРАЖНЕНИЕ 2: Бракоразводный процесс.

Краткое содержание:обеспечить понимание положения и чувств пострадавшей во время бракоразводного процесса.

Методика:работа в малых группах

Учебные пособия:флип-чарт, фломастеры

Продолжительность:1 ½ часа, групповая работа — 30 минут

Тренер просит участников разбиться на небольшие группы и обсудить следующие вопросы:

Представьте, что Вы — судья по гражданским делам, рассматривающий семейные дела. К вам приходит госпожа В., с которой в течение некоторого времени жестоко обращается муж. Она хочет начать бракоразводный процесс.

1. Какие проблемы могут возникать в бракоразводном процессе, связанном с насилием?

2. Как следует вести бракоразводный процесс (с момента подачи заявления до завершения процесса)?

3. Какие меры можно принять для обеспечения безопасности женщины?

Тема F. Пострадавшая в уголовном суде.

Введение

Уголовные судебные процессы по делам о домашнем насилии связаны с сильным эмоциональным напряжением, зачастую опасным для женщин, поскольку события, связанные с судебным процессом, могут привести к возобновлению насилия. Поэтому для обеспечения безопасности пострадавших и сотрудников судебной системы в ходе судебного процесса важно принимать меры для защиты пострадавших и удовлетворения их эмоциональных потребностей. Кроме того, такие меры способствуют выяснению фактов по делу, так как женщины, чувствующие понимание и защиту, охотнее дают показания. Задача данного раздела — понять суть проблемы и применить ее понимание в практике судебной деятельности.

Выбор конкретного блока из двух предложенных далее зависит от состава участников и их профессиональных интересов.

Задача: обеспечить понимание положения пострадавших во время уголовных судебных процессов.

УПРАЖНЕНИЕ 1: Судебное разбирательство.

Краткое содержание:задача данного упражнения — представить себе чувства пострадавшей и посмотреть на судебное разбирательство ее глазами.

Методика:ролевая игра, обсуждение

Учебные пособия:флип-чарт, фломастеры, раздаточный материал «Судебное разбирательство»

Продолжительность:1 ½ часа, ролевая игра, включая подготовку, — примерно 25 минут

Предыстория ролевой игры

Идет судебный процесс в суде по уголовным делам. Ответчик — господин В., который избил жену (разбил ей бровь, сломал палец) и угрожал ее убить. Его впервые вызвали в суд, хотя это не первый случай, когда он избил свою жену.

Госпожа В. вместе с детьми обратилась за помощью в убежище для женщин, пострадавших от домашнего насилия. Сейчас они живут там. Сегодня начинается рассмотрение дела в суде.

Роли:

Господин В.

Адвокат господина В.

Госпожа В.

Сотрудница убежища, выбранная госпожой В. в качестве сопровождающего лица

Государственный обвинитель

Судья

Стенографистка

Наши рекомендации