УПРАЖНЕНИЕ 1: Оценка опасности

Методика: пример из практики, работа в группе, обсуждение

Учебное пособие:флип-чарт, раздаточный материал “Оценка опасности”

Продолжительность:60 минут

Тренер рассказывает о реальном случае из практики, чтобы проиллюстрировать ситуацию и действия особо опасного обидчика.

Тренер просит участников разбиться на небольшие группы, обсудить приведенный пример и ответить на следующие вопросы:

1. Насколько опасным я считаю виновника насилия?

2. Какие критерии использую для оценки опасности, и почему?

Затем тренер записывает ответы на флип-чарте и начинает общее обсуждение. Наконец он раздает материал “Критерии оценки опасности” и сравнивает его содержание с ответами группы.

Примечание для тренера:

Важно использовать реальный случай из практики, связанный с нанесением тяжких телесных повреждений или даже с убийством. В конце упражнения тренер должен рассказать участникам, чем закончилось дело. Такой подход может показаться слишком жестким, но, борясь с насилием, необходимо по возможности предотвращать убийства и тяжкие телесные повреждения, а это означает, что представители соответствующих профессиональных групп должны научиться оценивать ситуацию. Сотрудники милиции и судебной системы должны серьезно относиться к соответствующим критериям.

Тема D. Показания пострадавшей / свидетеля.

Введение

В большинстве стран насилие в отношении женщин являются преступлением, в том числе и в семье. Однако это не значит, что в каждой стране обидчику действительно обязательно предъявляется обвинение, и он преследуется в судебном порядке. Это позволяет оказывать давление на женщин, поскольку означает, что именно они должны взять инициативу в свои руки и сами предъявить обвинение обидчику, от которого они часто зависят. Государство должно предъявлять обвинения за насилие и преследовать виновных в судебном порядке.

Принцип, который заключается в том, что государство, а не пострадавшая, должно возбуждать дело против виновника насилия, провозглашен во многих международных документах. Комиссия Организации Объединенных Наций по борьбе с преступностью и уголовному судопроизводству, разработала типовые стратегии, утвержденные Генеральной Ассамблеей. В принятой по этому вопросу Резолюции говорится:

«Ответственность за предъявление обвинения несут органы прокуратуры, а не женщины, подвергшиеся насилию» (ООН 1997 г., Резолюция 52/86, Раздел II, Уголовное производство).

Предъявление обвинения и беседа в милиции сопряжены с чрезвычайно сильным эмоциональным стрессом. Поэтому необходимо, чтобы представители системы правосудия проходили специальную подготовку.

Задачи

  • Цели данного раздела — обеспечить лучшее понимание положения пострадавших сотрудниками прокуратуры и судов; отработать практические навыки проведения беседы с пострадавшими с учетом ситуации. Кроме того, в данном разделе содержится информация о необходимых составляющих беседы.

УПРАЖНЕНИЕ 1: Что это значит - быть пострадавшей?

Краткое содержание: цель данного упражнения — представить себе и понять положение пострадавшей во время беседы.

Методика:ролевая игра в составе малых групп, обсуждение

Учебное пособие:флип-чарт

Продолжительность:60—90 минут

Тренер просит участников разбиться на группы по три человека.

Роли:

Избитая женщина

Судья / мировой судья, ведущий беседу

Наблюдатель

Ситуация:

Пять недель назад муж избил женщину настолько сильно, что ее пришлось положить в больницу. Материалы дела были переданы в уголовный суд, куда женщину вызвал для допроса судья / мировой судья. Она не знает, хочет ли давать показания.

Ролевая игра должна продолжаться 15—20 минут, после чего участники возвращаются к обсуждению, отвечают на вопросы и обсуждают замечания, записанные наблюдателем.

Вопросы для обсуждения:

Вопросы к пострадавшей:

  • Какие чувства Вы испытывали?
  • Решили ли Вы дать показания?
  • Если да, что заставило Вас это сделать / подтолкнуло Вас к этому?
  • Если нет, то по какой причине?

Вопросы к судье:

  • Какие чувства Вы испытывали?
  • Трудно или легко Вам было выслушать рассказ?
  • Какие наблюдения Вы сделали?

Наконец все участники обсуждают результаты работы малых групп.

Наши рекомендации