УПРАЖНЕНИЕ 1: Ролевая игра: Вмешательство милиции.

Краткое содержание:моделирование вмешательства милиции в случае домашнего насилия. Данное упражнение должно выполняться только в присутствии инструктора, представляющего правоохранительные органы.

Методика:ролевая игра, обсуждение, раздаточный материал «Основные правила вмешательства милиции»

Учебное пособие: флип-чарт

Продолжительность:90 минут (планирование ролевой игры — 10 минут; игра — 20 минут; анализ и основные правила — 60 минут)

Тренер рассказывает о ролевой игре «Вмешательство в случае домашнего насилия». Он раздает соответствующий материал, читает описание предлагаемой ситуации и распределяет роли произвольно или по жребию.

После ролевой игры следует анализ, которые проводится на основе следующих вопросов при соблюдении их последовательности:

1) Пострадавшая В:

· Как я отреагировала? Что я испытывала?

· Как на меня подействовало вмешательство милиции? Появилось ли у меня чувство большей безопасности? Если да, то почему? Если нет, то почему?

· Что мне было нужно, чего я не получила от вмешательства милиции?

2) Сын:

· Как я отреагировал? Что я испытывал?

· Как на меня подействовало вмешательство милиции?

· Что мне было нужно, чего я не получил от вмешательства?

3) Обидчик В:

· Как я отреагировал? Что я испытывал?

· Как на меня подействовало вмешательство милиции? Помогло ли оно мне удержаться от дальнейшего насилия? Если да, то как? Если нет, то почему?

· Что мне было нужно, чего я не получил от вмешательства?

· Что еще было необходимо, чтобы заставить меня прекратить насилие?

Сотрудники милиции

· Как мы отреагировали? Что мы испытывали?

· Что мы сделали, чтобы обеспечить собственную безопасность?

· Какую оценку я поставил бы нашему вмешательству? Были ли мне понятны правила наших действий? Что было понятно? Что было непонятно:

· Что еще мы могли бы сделать?

Тренер записывает ответы на флип-чарте.

Примечание для тренера:

ВАЖНО ПОМНИТЬ: В выполнении данного упражнения должен участвовать представитель милиции. В пособии, подготовленном для раздачи участникам, должны быть описаны правила вмешательства милиции, действующие в России.

Представитель милиции должен уделить внимание следующим аспектам:

1. Вопросам собственной безопасности милиционеров во время вмешательства

2. Юридической основе вмешательства милиции

3. Оперативным правилам

Тема Е. Правовая основа и основные правила вмешательства милиции.

Методика:лекция о соответствующих законодательных нормах. Эту лекцию по возможности должен проводить эксперт из правоохранительных органов.

В лекции должны быть затронуты следующие аспекты:

1. Действующее уголовное законодательство

2. Меры, предусмотренные уголовным правом для защиты от насилия

3. Меры, предусмотренные гражданским правом для защиты от насилия

4. Правовая основа вмешательства милиции

5. Основные правила вмешательства милиции

6. Права пострадавшей

ПОДГОТОВКА РАБОТНИКОВ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ.

Введение

Ряд международных исследований показал, что на решения, принимаемые судебной системой, влияет сочетание объективного и субъективного восприятия, практический опыт и личная предубежденность.

Резонно допустить, что решение женщины о том, обратиться ли к помощи судебной системы, в значительной мере зависит от отношения к ней сотрудников судебной системы, и это подтверждается заявлениями женщин, подвергшихся насилию. Решение о том, должно ли насилие подвергаться судебному преследованию, принимает прокуратура. Проведенные исследования и опыт пострадавших от насилия показывают, что даже на этом уровне очень распространено традиционное мнение о том, что насилие в семье является частным делом и, в крайнем случае, должно рассматриваться как социальная или психиатрическая проблема.

Ниже приводится список основных тем и упражнений, входящих в состав данного раздела:

Тема А.Психологическое состояние пострадавшей от домашнего насилия — стокгольмский синдром

Тема В. Стратегия обидчиков

Тема С. Оценка опасности

Тема D. Показания пострадавшей / свидетеля в суде

Тема Е. Пострадавшая в гражданском суде

Тема F. Пострадавшая в уголовном суде

Тема А. Психологическое состояние пострадавшей от домашнего насилия. Стокгольмский синдром.

Введение

Задача данного раздела — подробно рассмотреть, почему женщины, подвергающиеся насилию, с трудом уходят от обидчика или считают это опасным. Данное упражнение рассчитано не только на милиционеров, но и на сотрудников прокуратуры, судов и представителей других профессий. Участники поставят себя на место пострадавшей, чтобы лучше понять ее реакцию и положение. В частности, необходимо понять, почему пострадавшие не хотят сотрудничать с милицией и судами, неохотно обращаются за помощью. Исследования показали, что лица, подвергающиеся насилию, могут избирать стратегию выживания, которая влечет за собой отождествление себя с обидчиком. В частности, такой психологический феномен наблюдался у лиц, взятых в заложники во время ограбления банка в Стокгольме. Отсюда его название — “стокгольмский синдром”. В некоторых случаях им страдают и пострадавшие от домашнего насилия.

Задачи

  • Участники должны думать и чувствовать себя, как заложники или пострадавшие, чтобы лучше понять их положение, действия и реакцию.
  • Они должны понять ситуации, в которых может возникать стокгольмский синдром, и его влияние на систему оказания помощи.

Наши рекомендации