УПРАЖНЕНИЕ 1: Что это значит - быть пострадавшей?

Краткое содержание:цель данного упражнения — представить себе и понять положение пострадавшей во время ролевой игры.

Методика:ролевая игра в составе малых групп, обсуждение

Учебное пособие:флип-чарт

Продолжительность:60—90 минут

Тренер просит участников разбиться на группы по три человека.

Роли:

Избитая женщина

Милиционер

Наблюдатель

Ситуация:

Женщина, избитая мужем, приходит в отделение милиции. У нее есть травмы. Она говорит, что боится возвращаться домой.

Ролевая игра должна продолжаться 15—20 минут, после чего участники возвращаются к обсуждению, отвечают на вопросы и обсуждают замечания, записанные наблюдателем.

Вопросы для обсуждения:

Вопросы к женщине:

  • Какие чувства Вы испытывали?
  • Трудно или легко Вам было говорить о насилии?
  • Что Вам помогало? Что не помогало?
  • Чего бы Вы хотели?

Вопросы к милиционеру:

  • Какие чувства Вы испытывали?
  • Трудно или легко Вам было выслушать рассказ?
  • Какие наблюдения Вы сделали?

Наконец все участники обсуждают результаты работы небольшой группы.

УПРАЖНЕНИЕ 2: Должен ли я предъявить обвинение?

Краткое содержание:задача данного упражнения — понять, почему пострадавшие от насилия часто не хотят предъявлять обвинение.

Методика:коллективное решение проблемы в составе двух групп, обсуждение

Учебные пособия:флип-чарт, раздаточный материал «Понимание нежелания пострадавшей от насилия давать показания»

Продолжительность:60 минут

Тренер просит участников разбиться на две группы и обсудить следующую ситуацию:

Женщина подверглась физическому насилию со стороны мужа. Она размышляет о том, предъявить ли ему обвинение.

Группа 1возражает против предъявления обвинения, Группа 2 выступает за предъявление обвинения. Группы обсуждают следующие вопросы:

Группа 1:

  • Каковы причины отказа от предъявления обвинения?
  • Что мешает предъявить обвинение?
  • Что мешает женщине это сделать?

Группа 2:

  • Какие причины заставляют предъявить обвинение?
  • Как упростить ей предъявление обвинения?
  • Что нужно женщине, чтобы это сделать?

Обе группы записывают свои выводы на флип-чарте и представляют их другим участникам. Каждая группа должна постараться убедить другую группу в своей правоте и обоснованности своей аргументации.

Примечание для тренера:

Данное упражнение поможет понять колебания женщины, пострадавшей от насилия. При этом участникам не менее важно понять, что общество и государственные институты относятся к проблеме так же двойственно, как и пострадавшие. Очень часто нам трудно бывает принять решение о том, как лучше поступить и что мы должны посоветовать женщине. Как и при принятии любого решения, задача в данном случае состоит в том, чтобы учесть все факторы за и против каждого решения.

При выполнении упражнения каждая группа может обсуждать оба набора вопросов.

УПРАЖНЕНИЕ 3: Собеседование с женщиной, пострадавшей от насилия.

Краткое содержание:Данное упражнение поможет участникам научиться задавать вопросы пострадавшим, которые носят профессиональный характер, но при этом учитывают потребности женщины.

Методика:работа в составе трех групп, обсуждение

Учебные пособия:флип-чарт, раздаточный материал «Планирование собеседования с пострадавшей; обстановка», «Основные правила собеседования с пострадавшей от насилия» и «План безопасности»

Продолжительность:90 минут

Тренер просит участников разбиться на три группы. Каждая группа обсуждает одну из следующих тем:

Группа 1: Обстановка

  • В какой обстановке следует проводить собеседование с женщиной, пострадавшей от насилия?
  • Представьте, что Вы — пострадавшая женщина, и Вы обратились в милицию. В какой обстановке Вы хотели бы оказаться?

Группа 2: Собеседование

  • Как Вы будете проводить собеседование?
  • Какие аспекты Вы затронете во время собеседования?
  • Какие вопросы Вы зададите?
  • О чем Вы предпочтете не говорить?

Группа 3: План безопасности

  • Каким образом Вы составили бы план безопасности вместе с женщиной?
  • Какие пункты он должен содержать?
  • Группы записывают свои выводы на флип-чарте. Затем каждая группа представляет их другим участникам.

Примечание для тренера:

Преподаватель дополняет выводы групп, используя раздаточный материал.

Тема D. Профессиональное вмешательство, ориентированное на потребности пострадавших.

Введение

В данном разделе рассматривается вмешательство милиции в случаях домашнего насилия.

Задачи

Смоделировать вмешательство милиции и проанализировать полученный опыт.

Наши рекомендации