УПРАЖНЕНИЕ 1. Изменение позиции.

Цели: развить умение видеть положение пострадавшей ее глазами

Метод: ролевая игра в парах с наблюдателем, дискуссия

Оборудование: флип-чарт, фломастеры

Время 1,5 часа (30 мин — на каждую ролевую игру, 30 минут – на дискуссию)

Работа в «тройках». Один участник играет роль профессионала, другой – пострадавшей.

Женщина обращается за помощью впервые, профессионал слушает ее историю. После этого они меняются ролями.

Вопросы к «пострадавшей»:

· Как Вы себя чувствовали в этой роли?

· Было трудно или легко говорить о таком опыте?

· Что помогало Вам? Что, наоборот, мешало?

· Чего бы Вы хотели?

Вопросы к «профессионалу»:

· Как Вы себя чувствовали в этой роли?

· Было трудно или легко слушать историю женщины?

· Какие выводы Вы сделали по поводу этой истории?

После этого следует обсудить результаты беседы, наблюдатели делятся своими выводами.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Обсуждение профессионального опыта.

Цели: сформулировать признаки насилия на основе профессионального опыта участников

Метод: рефлексия в парах / дискуссия

Оборудование: флип-чарт, фломастеры

Время: 1 час (30 минут — на работу в парах, 30 минут — на дискуссию)

Каждый участник выбирает партнера для беседы о своем опыте работы с пострадавшими от насилия. Участники в парах говорят о своих чувствах, а также о тех сигналах насилия, на которые они в то время могли не обратить внимание.

УПРАЖНЕНИЕ З: Пустой стул.

Цели: открыто выразить свое личное мнение; поговорить о чувствах пострадавшей и профессионала

Метод: ролевая игра, дискуссия

Оборудование: стул

Время: 45 минут (15 минут — на каждую роль, 15 минут — на дискуссию)

Поставьте в центр комнаты пустой стул.

Профессионал говорит с пострадавшей (=пустой стул) о своих эмоциях или

Профессионал играет роль пострадавшей и говорит с профессионалом (= пустой стул)

УПРАЖНЕНИЕ 4. Телефонный звонок или посещение пострадавшей от домашнего насилия.

Цель: определить условия, которые нужны для того, чтобы человек смог рассказать о травмирующем опыте

Метод: ролевая игра в парах с наблюдателем, дискуссия

Время: 1 час (по ЗО минут на каждую ролевую игру)

Участники разыгрывают телефонный звонок или посещение пострадавшей. В начале беседы женщина чувствует себя очень неуверенно; профессионал старается поощрить ее к рассказу. Участница, играющая роль пострадавшей, останавливается в тот момент, когда чувствует себя достаточно уверенно для продолжения беседы.

После этого следует провести обсуждение по следующим вопросам, адресованным пострадавшей:

· Как я себя чувствовала?

· Что помогло мне рассказать о моем опыте?

· Какие вопросы помогли мне, а какие были не очень полезны?

УПРАЖНЕНИЕ 5. Словарь сексуальных терминов и эмоциональные ассоциации.

Цель: составить словарь сексуальных терминов и исследовать собственные эмоции и ассоциации

Метод: «мозговой штурм» с последующей дискуссией

Оборудование: флип-чарт, фломастеры

Время: 45 минут

Провести «мозговой штурм» по сексуальным терминам и распределите их по таким категориям как «Медицинские термины», «Детский язык», «Смешные слова», «Оскорбительные слова».

Как вы себя чувствовали, слыша эти слова? Какие слова вам нравятся / не нравятся?

УПРАЖНЕНИЕ 6: Постепенное (пошаговое) предоставление информации.

Цель: научиться задавать корректные вопросы (узнать, когда и как это делать)

Метод: рассмотрение конкретного примера из опыта работы тренера

Время: 45 минут

Тренер представляет конкретный пример из своего опыта, останавливается через некоторое время и постепенно (по шагам) предлагает информацию:

Шаг 1. Участники должны задать вопросы, чтобы получить больше информации

Шаг 2. Тренер раскрывает больше информации о случае

Шаг З. Участники исследуют главную проблему этого случая.

Шаг 4. Участники пытаются оказать поддержку пострадавшей, или обсуждают возможные способы оказания поддержки.

УПРАЖНЕНИЕ 7. «Я — пострадавшая от домашнего насилия...»

Цели: помочь участникам войти в положение пострадавшей и оценить тяжесть ее состояния

Метод: упражнение выполняется индивидуально перед всей группой

Время: 20 минут

Участники читают вслух реальную историю женщины в первом лице («Я пережила насилие…», «Я чувствовала… »). После этого они говорят о чувствах, которые испытывали.

Примечание для тренера

Выберите реальную историю из своей профессиональной практики.

Дополнительные методы: видеоматериалы, иллюстрирующие ситуации женщины, обратившейся за помощью, и трудности, которые возникли при обращении к профессионалам.

ТЕМА 8. СЛУЖБЫ ПОДДЕРЖКИ.

Введение

Крайне редко компетентную и всестороннюю поддержку может оказать один представитель какой-либо службы / организации. Даже если это высокопрофессиональная организация, рамки служебных обязанностей и объем повседневной работы не позволяют предоставить женщине всестороннюю поддержку. В любом случае, вряд ли будет разумно, если представитель какой- либо профессии выйдет за рамки своей компетентности и попытается одновременно выполнять работу судьи, юриста, социального работника. Представители каждой из этих профессий имеют свои возможности для поддержки пострадавших от насилия, и важно, чтобы они этим занимались на своем месте. Важным фактором является сотрудничество с другими службами и организациями, которые также призваны оказывать помощь пережившим насилие.

Данный раздел представляет собой обзор специализированных служб поддержки и основных принципов их сотрудничества.

Особое внимание уделяется информации об убежищах для женщин и региональных организациях, оказывающих поддержку пострадавшим от насилия, так как важно, чтобы женщины имели возможность получать немедленный доступ к соответствующим услугам. Кроме того, в этом разделе большое внимание уделено следующему принципу работы таких организаций: пострадавшая женщина должна быть уверена, что ни один шаг со стороны сотрудников не будет сделан без предварительного обсуждения с ней.

Цели:

· Узнать о принципах работы убежищ

· Получить информацию об организациях, в которые можно направить женщину и детей

· Узнать о соответствующих ограничениях

· Узнать о предубеждениях, связанных с убежищами

· Поощрить участников к междисциплинарному сотрудничеству

УПРАЖНЕНИЕ 1

Профессионалы должны изучить, какие виды помощи доступны для пострадавших от насилия в их регионах, а каких служб пока нет. Попросите профессионалов провести интервью с теми, кто имеет разнообразный опыт оказания помощи пережившим насилие.

Примечания для тренеров

В нескольких странах и регионах не существует служб поддержки для пострадавших от насилия. В ходе тренинга вы можете предложить профессионалам подумать на эту тему: как создать новую службу, и как они могут оказать помощь своими силами.

УПРАЖНЕНИЕ 2

Презентация тренера: региональные кризисные центры для женщин (службы поддержки).

Цели: представить необходимую информацию; поощрить сотрудничество и создание сетей

Метод: презентация / дискуссия

Оборудование: раздаточный материал «Список кризисных центров»

Время: 30 минут

Тренер раздает материалы с информацией о кризисных службах. Участники задают вопросы и обсуждают проблемы сотрудничества.

Дополнительные методы

Показать участникам помещение убежища (или фотографии / видеозапись)

Организовать встречи по междисциплинарному сотрудничеству

Наши рекомендации