Миф 8: Ссоры между мужьями и женами существовали всегда.
Ссоры и конфликты действительно могут присутствовать во многих отношениях. Отличительной чертой насилия является его серьезность, цикличность и интенсивность, а также его последствия.
Домашнее насилие не является ни ссорой, ни семейным конфликтом. Конфликт в семье подразумевает равное положение супругов/партнеров, которые не согласны в чем-то и имеют право высказывать свое мнение. В ситуации насилия один человек стремится контролировать другого, используя свои физическую силу, экономические возможности, социальный статус и т.п. Домашнее насилие отличается от ссоры или конфликта методичностью и повторяемостью актов агрессии. Если конфликт в семье - это всегда изолированный эпизод, то насилие - это тщательно выстроенная система.
Миф 9: Пощечина никогда не ранит серьезно.
Насилие отличается цикличностью и постепенным усилением актов насилия. Это может начинаться просто с критики и затем продолжиться в форме унижений, изоляции, пощечин, ударов, регулярных избиений, а иногда и смертельного исхода.
Миф 10: Однажды став обидчиком, мужчина остается им навсегда.
Действительно, исправить обидчика очень трудно. Однако, если верна теория психологически приобретенного насильственного поведения, то обидчиков все-таки можно научить навыкам неагрессивного поведения. Хотя, конечно, это долгое и трудное дело. Во многих странах существуют психотерапевтические и образовательные программы для мужчин, подвергающих насилию своих близких. Цель таких групп - научить мужчин осознавать реальные причины своих поступков и их серьезность, а также говорить о своих чувствах, уметь договариваться, не быть агрессивными и понимать, что ни один человек не имеет права на контроль и власть по отношению к другому.
Как показывает опыт американских групп социальной реабилитации для обидчиков, в которых мужчины принимают участие по решению суда, эффективность перевоспитывания обидчиков достаточно высока: только от 5 до 10 процентов мужчин, прошедших данные группы, имели рецидивы агрессивного поведения (Healey, Smith, O'Sullivan; 1998). Эти результаты еще раз демонстрируют, что насилие – это тот тип поведения, который не является «врожденной агрессивностью мужчин» и не обусловлен генетически.
Миф 11: Детям нужен их отец, даже если он агрессивен, или “Я остаюсь только из-за детей”.
Этот миф разрушается быстрее, чем другие, когда люди начинают задумываться о количестве детей, страдающих от насилия. Без сомнения, в идеале дети нуждаются в матери и в отце. Однако дети, живущие в условиях насилия в семье, сами могут просить мать убежать от отца, чтобы спастись от насилия. Многие дети предпочитают жить у бабушки и дедушки или в даже интернате, чтобы только избежать издевательств в семье.
Существуют также исследования, указывающие на то, что мужчина, избивающий свою жену, зачастую агрессивен и по отношению к детям. Так, согласно одному из исследований, 70 процентов мужчин, избивающих своих жен, применяли насилие и по отношению к своим детям. Это подтверждается и результатими исследования, проведенного на базе кризисного центра «АННА» (Хасина; 2000).
Учитывая это, не удивительно, что в России сейчас примерно один миллион детей являются беспризорниками. При этом, как утверждают данные проведенных исследований, девяносто процентов из них имеют родителей, но именно обстановка в их семьях, включая ситуации домашнего насилия, стала причиной их бегства из дома.
Миф 12: Бесполезно бороться с домашним насилием - это то же самое, что бороться с плохой погодой Оно существовало везде и всегда.
Действительно, обычай избивать жену так же стар, как и сам брак. В самые древние времена, свидетельства о которых дошли до нас, закон открыто поощрял и санкционировал обычай избивать жену. Точно так же и другие формы насилия над женщиной имеют длинную историю.
Однако не во всех обществах картина одинакова. Давайте сравним. В США, где система борьбы и профилактики домашнего насилия развита очень хорошо, в год погибает примерно две тысячи женщин. В России эта цифра в шесть - семь раз больше.
Сравнительный анализ разных обществ также показывает, что домашнее насилие - не универсальное явление, что оно зависит во многом от той социокультурной атмосферы, которая толерантна к насилию или даже поощряет его применение.
Последствия насилия.
Каждая женщина, которая уходит из ситуации насилия, уносит с собой следы побоев. Женщины, подвергающиеся насилию в семье, отстаивают свою физическую целостность, пытаются предотвратить насилие – они являются «пережившими» насилие. Этот термин, отражающий ситуацию в полной мере, теперь постоянно используется в английском языке.
Стратегии обидчика
Опыт работы с пострадавшими женщинами и результаты последних исследований показывают, что домашнее насилие должно рассматриваться как множество отдельных актов насилия в динамике. Эта динамика, аналогичная ситуации тюремного заключения с использованием угроз и пыток, или ситуации террористического акта или взятия заложников.
Разница заключается в том, что подобные ситуации, имеющие место в доме, не воспринимаются обществом таким образом. Если даже дверь не заперта, побег невозможен. Препятствиями являются экономическая зависимость, запугивание с помощью социальных, психологических и юридических средств, а также физического насилия. Эти стратегии используются для того, чтобы пострадавшая была полностью зависима от обидчика и для установления полного контроля и власти над ней. Такая форма «заключения» приводит к возникновению уникальных отношений между обидчиком и пострадавшей: обидчик часто становится самым значительным фактором в ее жизни. Главная цель обидчика состоит в том, чтобы не просто контролировать женщину, но и добиться ее молчаливого согласия на это.
Пытка как стратегия
Средства и стратегии, к которым прибегает обидчик, используются для установления контроля над женщиной. Их можно сравнить с теми стратегиями, которые применяются при систематических пытках. Они сосредоточены на методичных, повторяющихся действиях, направленных на достижение травматического эффекта и изоляции. В результате этого женщина испытывает чувства страха, беспомощности, постепенно подрывается ее идентичность и самооценка. В конечном итоге физическое насилие становится непрерывным. Угрозы насилия и воспоминаний о прошлых актах насилия бывает достаточно для того, чтобы испытывать постоянное чувство страха. Акты физического насилия и вспышки агрессии могут быть неожиданными, и это приводит к ощущению того, что обидчик является всемогущим, и любое сопротивление бесполезно. Женщина не видит выхода из ситуации, и подчиняется. Однако часто обидчику бывает мало и этого - он требует благодарности за то, что оставил женщину в живых.