Значение бразильских данных для анализа

Эмоционального содержания рисунков РТС

В психопедагогике

Значение бразильских данных для анализа - student2.ru

Рис. 3.5. Сравнение бразильских и американских данных

При оценке результатов задания по исследованию вообра­жения мы обратили внимание на то, что оценки эмоциональ­ного содержания заключали в себе важную информацию, ко­торая раньше не была замечена, но на которую первоначально указывала Сильвер (Silver, 1996a). Мы решили разбить пять исходных типов оценок — ответы с выраженным отрицатель­ным, умеренно отрицательным, нейтральным, умеренно по­ложительным и выраженным положительным содержанием

на 21 категорию оценок. Тем самым мы могли провести бо­лее тонкую оценку бразильских результатов.

Бразильские результаты были оценены в соответствии с эти­ми категориями, что показано в таблице 3.12. При этом мы не обращали внимание на различия, связанные с полом, но стре­мились проследить, как эмоциональное содержание рисунков связано с уровнем образования испытуемых. Целью такой оцен­ки было получение более точной информации о бразильском образовательном профиле с тем, чтобы полученные данные могли быть использованы в дальнейших исследованиях.

Результаты выполнения задания на воображение указыва­ют на то, что РТС является инструментом выявления разли­чий в эмоциональном развитии испытуемых, в зависимости от их образовательного уровня, что показано на рисунке 3.6. Различия же в эмоциональном содержании рисунков, связан­ные с уровнем образования испытуемых, представляют боль­шой интерес. Было отмечено сходство эмоционального содер­жания рисунков учащихся шестого класса младшей школы (1-6), двенадцатого класса старшей школы (-3) и студентов колледжа (3). Их объединял высокий уровень амбивалентно­сти эмоционального содержания рисунков, которые включа­ли как положительные, так и отрицательные темы, а также бо­лее разнообразный характер выбора тем по сравнению с дру­гими группами.

Учащиеся 12-го класса (2-3) и студенты колледжа (3) имеет высокий уровень образования и, следовательно, обширные знания. Мы заключили, что в принципе это было определен­ным образом связано с амбивалентностью и ограниченным выбором других тем. Мы, например, заметили, что у учащихся 12-го класса (2-3) отрицательные темы проявляются реже, чем у других групп, поскольку среди них не было ни одного чело­века, рисунки которого характеризовались бы выраженным отрицательным содержанием (1 балл).

Начиная с подготовительного класса до четвертого класса в рисунках учащихся преобладали неэмоциональные темы (3 балла). Начиная с четвертого и заканчивая шестым классом рисунки в основном относились к трем нейтральным катего­риям эмоционального содержания и были связаны с неясны-




ТаблицаЗ.12 Различные категории эмоционального содержания рисунков

Эмоциональное содержание   Баллы   Темы  
1. Грустный персонаж 2. Одинокий, беспомощный персонаж 3. Изображение сцен самоубийства 4. Изображение мертвого персонажа или персонажа, находящегося в смертельной опасности 5. Проявление агрессии и деструкции     Выраженные отрицательные  
6. Проявление враждебности или угрозы 7. Испуганный персонаж 8. Нападающий или разгневанный персонаж 9. Малопривлекательный персонаж 10. Несчастный или неудовлетворенный персонаж     Умеренно отрицательные  
1 1. Амбивалентное содержание 12. Неэмоциональное содержание 13.Неясное, противоречивое содержание     Как положит., так и отриц. Ни положит., ни отриц. Неясные, противоречивые  
14. Счастливый и получающий удовольствие, но пассивный персонаж 1 5. Дружеские отношения 16. Приятные отношения 17; Сцены спасения персонажа (кем-либо)     Умеренно положит.  
18. Счастливые и эффективные персонажи 19.Достигающие свои цели персонажи 20. Отношения любви 21. Отношения заботы и поддержки     Выраженные положит.  

ми, неэмоциональными и амбивалентными темами. Они были более равномерно и сбалансирование распределены в группе. Среди учеников шестого класса амбивалентные темы превали­ровали. Среди учащихся 7-х и 8-х классов рисунки с выражен-

ным и умеренно отрицательным эмоциональным содержани­ем появлялись чаще.

Уровень амбивалентности был довольно высок. Любопыт­но было бы исследовать связь амбивалентности с ростом зна­ний, ведущим к расширению представлений, включающих как положительные, так и отрицательные оценки. Высокий уро­вень амбивалентности может указывать на развитие способно­сти испытуемых видеть разные стороны явлений.

Представляется, что результаты РТС могут отражать вос­приятие испытуемыми себя и своих переживаний, что не было раньше отмечено автором методики. Одной из задач нашего исследования было формулирование некоторых гипотез, про­верка которых могла бы быть проведена в дальнейших иссле­дованиях.

Наши рекомендации