Глава 3. помощь лицам с алкогольной зависимостью
Профилактика
Прежде, чем мы будем говорить о различных формах помощи зависимым лицам и их семьям, следует сказать несколько слов о профилактических мероприятиях. Эти мероприятия должны быть многосторонними и включать в себя:
- первичные меры,состоящие впредотвращении возникновения алкогольной проблемы путем воздействия на продажу и доступность алкоголя, повышении уровня знаний о нем, формировании трезвого образа жизни, абстиненции и т.п.;
- вторичные меры, включающиераннюю диагностику и интервенцию по отношению к лицам группы риска и тем, у кого предполагается наличие алкогольной проблемы;
-третичные меры, предполагающиевозможные действия, которые призваны уменьшить последствия злоупотребления алкоголем (в основном, лечение и реабилитация).
Понимание профилактических мероприятий в последние годы претерпело значительные изменения. Среди теоретических моделей ранней профилактики зависимости и профилактических мероприятий для группы риска (первичные и вторичные меры) можно выделить следующие:
1. Просветительская (традиционная) модель здоровья,которая базируется на распространении информации о веществах, вызывающих зависимость, о последствиях их употребления. Информация распространяется 3-мя способами: ознакомление с эффектами воздействия; подача устрашающей информации (намеренное преувеличение отрицательных результатов употребления этих веществ) и приведение конкретных примеров (например, рассказов зависимых лиц). Наиболее распространенные формы - лекции, беседы, показ фильмов, плакаты и листовки.
2. Гуманистическая образовательная модель,целью которой является оказание помощи формированию личности, которая бы не нуждалась в "подпорках" в форме наркотиков и алкоголя. Здесь используются следующие формы образования и просвещения: работа в малых группах, направленная на интеграцию и развитие личности, психологические игры и дискуссии.
3. Групповая образовательная модель (влияние группы),которая исходит из предпосылки, что среда должна являться для индивида источником примеров и образцов для подражания,
наказаний и наград, не оказывая на него давление. В связи с этим данное направление концентрируется на обучении индивида способности определять грозящую ему опасность и умению противостоять негативным влияниям. Например, данная модель учит умению говорить "нет" в тех ситуациях, когда индивид подвергается негативному воздействию окружения.
4. Образовательная модель в области жизненных знаний.Она является попыткой объединить 3 вышеупомянутые модели, в которых главными причинами обращения к психоактивным веществам были недостаток знаний, дефицит в области развития личности и неумение справиться с негативным влиянием окружения. Согласно этой модели, профилактика заключается как в передаче знаний, о наркотических веществах и воздействии социума, толкающего к их, употреблению, так и вформировании умения удовлетворять свои потребности, запросы без помощи этих средств.
5. Модель альтернативных форм,пропагандирующая новые интересные срормы отдыха, использование свободного времени таким образом, чтобы оно стало альтернативой употреблению химических веществ (например, развитие творческих интересов, турпоходы, обучение новым ремеслам и т.п.).
6. Модель пропаганды здоровья,которая происходит от определения термина "здоровье", данного Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Здоровье трактуется как единое целое в его психическом, физическом, духовном и культурном измерении.
В последние годы в мире существенным образом изменилось отношение к профилактике зависимостей. Пропагандируемые традиционной моделью мероприятия, направленные на борьбу с патологией, были практически вытеснены мерами по пропаганде здорового образа жизни.Ибо стало ясно, что указаний на негативные последствия употребления наркотических средств явно недостаточно, и совершенно необходимыми стали поиски и осознание причин, по которым люди обращаются к этим средствам. Оказалось, что в профилактических мероприятиях не столько важна "борьба с алкоголизмом", сколько воспитание в духе трезвости, трезвого образа жизни,где, наряду с обучением по тематике зависимости, существенную роль играет формирование здорового образа жизни, помощи человеку в достижении чувства собственного достоинства и т.п.
В профилактике алкоголизма важную роль играли и играют группы взаимопомощи АА и клубы трезвенников.
ОБЩЕСТВА ТРЕЗВОСТИ
Еще за много лет до появления в Польше организованного трезвеннического движения и антиалкогольных мероприятий немало людей отдавало себе отчет в негативных последствиях злоупотребления алкоголем; ими же предпринимались попытки противостоять влиянию алкоголя.
Первое письменное упоминание на эту тему можно найти в трудах краковского епископа Винцента Кадлубка (1160-1223 гг.), который в своей "Хронике" критиковал ксендза Попеля за его пристрастие к выпивке и распутству. В позднейшее время на проблему пьянства обращали внимание отцы Гжегож из Санока (1406-1477 гг.), Ян Острогруд (1436-1501 гг.) и автор политических реформ, Анджей Фрич Моджевски (1503-1572 гг.). Все возрастающее пьянство заставило короля Зигмунда I принять ряд декретов (1524 г., 1533 г.), которые определяли основы противодействия поведению лиц, злоупотребляющих алкогольными напитками.
Против пьянства выступал также Миколай Рей (1505-1569 гг.):
Никогда не жди добра от пьяницы.
В своих делах к свинье он тянется... Ему вторил Ян Кохановский (1530-1584 гг.):
Из уст ваших смрад, милые пьяницы,
Проказа у вас на лице;
К старости ноги не гнутся, шея торчком,
Прокляты богом - и поделом! Постановление Сейма в 1573 г. предписывало, чтобы во время коронации короля "никто не смел приходить на площадь и продавать там вино, пиво, алкогольные напитки. А кто осмелится это сделать, тот рискует..."
Одним из первых поборников антиалкогольного движения был священник Ян Станислав Папчинский (1631-1701 гг.), душеприказчик польского короля Яна Собеского и основатель монашеского ордена св.Марианна. Отдавая себе отчет в том, что одной из причин упадка Польши является всеобщее пьянство, он занялся этой проблемой в своих проповедях, сам являясь стойким трезвенником и того же требуя от членов основанного им ордена. С этой точки зрения орден св. Марианна можно считать предвестником и предтечей трезвеннического движения в Польше.
Во второй половине XVIII века, в эпоху польского Просвещения, этим вопросом занимались передовые умы страны, такие, как Игнатий Красницкий, Адам Нарушевич, Гуго Коллонтай, Юлиан Уреин Немцевич, Станислав Трембицкий. Учениками деятелей и философов эпохи польского Просвещения были отец антиалкогольного движения доктор Якуб Шимкевич (1775-1818 гг.), его ближайший соратник профессор Енджий Снедецкий (1768-1838 гг.). Они основали в Вильнюсе в 1817 г. "Общество изгоев", целью которого была борьба "с пороками и дурными привычками". Среди дурных привычек на первом месте было "злоупотребление крепкими напитками, потеря чувства реальности, здоровья, принуждение других делать то же самое, бражничество без разбора времени и места, до забвения своих первейших обязанностей и пропивания всего своего состояния". Общество издавало "Уличные ведомости", где публиковались сведения о негативном влиянии алкоголя и антиалкогольные статьи.
Польские Общества и Товарищества трезвенников получили развитие после 1830 г., то есть спустя немного времени после основания в городе Бостоне (США) в 1813 г. первого в мире Сообщества трезвенников. Это была защитная реакция польского общества на алкоголизацию нации иноземными захватчиками.
Из наиболее важных событий той поры следует назвать основание в 1839 г. Фр. Венжиком и ксендзом Б. Маркевичем "Товариществе воздержания" в Кракове, печатным органом которого был журнал "Воздержание и труд". В 1840 г. появляется "Центральное общество по воздержанию от потребления водки" в Познаньском воеводстве, в городе Курник. В 1844 г. ксендз Фицек и монах С. Бжозовский основали в городе Пекары Шленские "Общество трезвенников". Благодаря активности членов общества около полумиллиона жителей Шленска (Верхней Силезии, насчитывающей в то время 930 тыс. жителей) отказались от алкоголя, и 248 заводов по выпуску алкогольных напитков должны были прекратить их разлив.
Аннексированные Пруссией польские территории сохранили антиалкогольные организации до периода "культурной революции" (1847-1886 гг.). Несмотря на антипольскую политику Пруссии в 1887 г., удалось организовать в городе Курнике "Общество распространения трезвости".
Особое значение имело создание "Братства трезвости" в Польском королевстве, в Литве, а также популяризация этой идеи в некоторых губерниях царской России. Предвестником трезвеннического движения в Польском королевстве были уже упомянутые священник Папчинский, основатель ордена св. Марианна, где воздержание от алкоголя было поставлено во главу угла. Эту идею поддержали монахи-капуцины Фр. Бжозовски и отец Гонорат (В. Козминский), которые передали своим ученикам традиции трезвого образа жизни. После поражения польского восстания в 1863 г. активисты "Братства трезвости" преследовались за свою патриотическую и освободительную деятельность.
"Братства" в массе своей были запрещены.
В 1902 г. в Галиции было основано Винцентом Лютославским общественное образование "Элеутерия - Освобождение", включающая в себя идею возрождения нации и нашедшее отклик на всей территории Польши, аннексированной Австрией. В,1903 г. появляются объединение "Элеусис" и "Общество трезвости", а в 1906 г. - еще одно трезвенническое товарищество "Этос". Создатель движения польских скаутов, переименованных в 1916 году в харцеры, А. Малковский, опирался в своей деятельности на идеи товарищества "Элеутерия". В 1912 году он публикует в журнале "Скаут" устав этой молодежной организации, где говорится следующее: "Скауты чисты в своих помыслах, разговорах и поступках; они не курят и не пьют алкогольных напитков". По этой причине III Польский антиалкогольный конгресс, проходивший в 1912 г. во Львове, признал скаутов трезвеннической организацией. С1902 г. на территории Малой Польши и Познаньского воеводства работает "Союз ксендзов-трезвенников", основанный выпускниками Познаньской духовной академии.
В Варшаве антиалкогольной программой занималось "Гигиеническое общество", где работало специальное отделение, организовавшее в 1909г. первую в Польше антиалкогольную выставку. Кроме того, на территории Польского королевства работали такие антиалкогольные организации, как "Будущее", "Заря"; в 1909 г. начала свою деятельность в г. Минск- Мазовецкий молодежная трезвенническая организация.
В 1913 г. был организован "Союз польских трезвенников в Америке", а упомянутый ранее В. Лютославский был инициатором "Общества польских трезвенников в США".
На I съезде польских трезвенников (Львов, 1904 г.) была предпринята попытка объединения антиалкогольного движения на всех польских аннексированных территориях. И лишь в освобожденной Польше удалось создать (18.04.1919 г., Варшава) "Польское общество борьбы с алкоголизмом" под названием "Трезвость", которое объединяло всех активистов этого движения из бывших аннексированных областей страны.
К наиболее известным трезвенническим и абстинентным организациям Польши в период между двумя мировыми войнами относятся, кроме общества "Трезвость", Лига непьющих железнодорожников, вильнюсское "Общество борьбы с алкоголем и дурными привычками", "Кружок врачей-трезвенников", "Католическое общество трезвости", Польский союз трезвых ксендзов, Союз учителей-абстинентов, Союз академиков-
абстинентов и Польская антиалкогольная лига. В 1938 г. в Варшаве был открыт первый в мире антиалкогольный музей.
Во время оккупации Польши нацистской Германией борьбу с одурманиванием нации возглавило из подполья правительство страны. В Информационном бюллетене АК (Армии Крайовой) № 20 от 18 мая 1944 г. говорилось: "Борьба с алкоголизмом является национальным долгом... Водка - это злейший враг нашей борьбы за свободу". Борьба эта заключалась также в ликвидации винокуренных заводов и производства самогона. Политику оккупационных властей наглядно иллюстрирует К. Мочарский в своей книге "Беседы с палачом". Юрген Штропп (генерал СС и полиции) признавался автору в том, что он планировал создание сети магазинов, где водку бы давали за сданные книги носителей мировой культуры и национальных традиций.
Многие организации антиалкогольной направленности сохранились в период ll-ой мировой войны и возобновили свою деятельность сразу по ее окончании. В 1947 г. польский епископат в своем Послании предупреждал, что "пьющая нация становится ордой рабов". В это время возродилось почти 450 братств трезвости со 100000 членов (около 80% их участников были полностью непьющими людьми).
К сожалению, такое положение продлилось недолго. В 1948 г. по решению коммунистического руководства трезвеннические организации были упразднены.
Решение это мотивировалось тем, что алкоголизм, как и проституция, исчезнет по мере социалистического переустройства общества и ликвидации пережитков буржуазной системы. Коммунистический партийно-административный аппарат подчинил своему неусыпному контролю все трезвенническое и антиалкогольное движение. Эта деятельность была целиком монополизирована государством. Была создана полностью подконтрольная организация под названием Главный общественный антиалкогольный комитет (ГОАК), опиравшийся в своей работе на ЦС профсоюзов Польши. Вскоре название поменяли на Общественный антиалкогольный комитет (OAK). В 1959 г. он был наделен правом "исключительной привилегии в области представительства польского общественного антиалкогольного движения".
Среди функционеров OAK, наряду с партийной номенклатурой, было немало людей, искренне служивших идее трезвого образа жизни, однако их голоса мало что значили. Такое положение обусловило умерщвление истинно трезвеннической идеи на много
десятилетий.
Независимую антиалкогольную деятельность пробовали организовать отдельные личности, но они встречали сопротивление со стороны официальных властей. В качестве примера можно привести случай с ксендзом Фр. Бляхницким, создавшим в городе Катовице католическую организацию "Крестовый поход за воздержание". В его "Кредо" говорилось: "Крестовый поход" является массовым движением за трезвость и умеренность, которое ратует за полное воздержание от алкоголя".
В "Походе" принимало участие свыше 1000 капелланов, занимавшихся антиалкогольным воспитанием молодежи, пропагандирующих безалкогольные свадьбы и праздники.
А29.08.1968 г. к ним явились представители МВД, финансовых органов, цензоры, прокурор воеводства и вооруженный наряд милиции. Был устроен обыск, конфискованы документы, подготовленный для печати антиалкогольный материал и оргтехника (пишущие машинки, фотоаппаратура и т.п.). Помещения организации и ее филиалы были опечатаны. Был также наложен арест на банковский счет организации. Ксендз Бляхницкий и его ближайшие сотрудники были подвергнуты допросу, им было предъявлено обвинение в преступной деятельности, заключавшейся в издании печатных материалов без специального на то разрешения, и владении незарегистрированными печатными машинами.
Судебное разбирательство дела ксендза Бляхницкого проходило в городе Катовице в том самом суде, где он в 1942 г. был осужден на смертную казнь гитлеровскими палачами. После отбытия тюремного срока он был вынужден эмигрировать.
Более счастливо сложилась судьба отца Бенигнуса (в миру Яна Сосновского), который основал в 1968 г. монастырь капуцинов "Центр апостольской трезвости". Несмотря на противодействие властей, "Центр" не прекращает своей деятельности и по сей день, организуя лекторские курсы для духовенства и всех желающих, занимается издательством журнала "Будьте трезвыми".
Лишь 1980 г. в очередной раз в нашей истории освободил общественные силы, которые хотели остановить процесс одурманивания и самоуничтожения нации. В 80-е годы на волне общего подъема самосознания начали в массовом количестве возрождаться Апостольства и Братства трезвенников. В 1983 г. возникло инициированное костелом движение "Отрезвление", в ряды которого влились многие деятели профсоюза "Солидарность", находящегося в то время вне закона. В этом же году возникло "Движение трезвости имени св. Максимилиана Кольбе" (ДТМК), которое объединяло в своих рядах 3 категории людей:
- взрослых, симпатизирующих движению;
- друзей "апостольской трезвости" (детей, молодежь и взрослых, которые дали слово полного воздержания от алкоголя, табакокурения и употребления наркотиков);
- сторонников "апостольской трезвости" (людей, посвящающих себя помощи страдающим от химической зависимости, пропагандистов трезвого образа жизни).
Это движение пр'одолжало антиалкогольные акции католической церкви, такие, как."Католическая акция", "Любовь к ближнему", "Крестовый поход за воздержание" и возникший в 1979 г. "Крестовый поход за освобождение человека".
В антиалкогольных мероприятиях принимают активное участие церкви других конфессий, такие, как адвентисты 7-го дня, Церковь Св. Троицы, Костел Иисуса Христа, Евангелистский костел и др. Стоит при этом упомянуть тот факт, что церковь адвентистов в 1890 г. установила для своих верующих условие полного воздержания от алкоголя и табака.