Психоанализ как герменевтическая и объясняющая наука.

Прежде чем предпринять попытку классификации психоанализа, я хотел бы обсудить еще три важные работы, в каждой из которых под­нимается вопрос: Какой наукой является психоанализ — объясняющей и отвечающей понятию естественной науки или приближающейся к ис­кусству толкования, т. е. ориентированной герменевтически?

1. Ганс-Юрген Меллер. Психоанализ — объясняющая наука или ис­кусство толкования? (1978).

2. Пит К. Куипер. Заговор против чувств. Психоанализ как герме­невтика и естественная наука (1976).

3. Юрген Кернер. От объяснения к пониманию в психоанализе (1985).

Как это уже проделывал психолог Мейнард Перрец (М. Perrez, 1972), исследователь науки Ганс-Юрген Меллер применяет к психо­анализу очень жесткие мерки, ориентированные на естественные науки. Он проверяет, действительно ли психоанализ представляет — в соответ­ствии с упомянутой выше схемой Гемпеля-Оппенгейма — научные объ­яснения. Если психоанализ это делает, значит он в состоянии не только давать объяснения явления в прошлом, но и высказывать прогнозы, которые в последствие могут оправдаться. Опираясь на научно-теорети­ческие критерии, Миллер приходит к выводу, что в отличие от теории поведения психоанализ невозможно подвергнуть эмпирической провер­ке. Таким образом, его следует классифицировать скорее как искусство толкования или герменевтический метод. Меллер на этом не останавли­вается и задает следующий вопрос: Как можно подтвердить толкование? Для этого Йорг Зоммер в своей новой книге «Диалогические методы исследований» (1987) предложил следующие критерии: критерий соот­ветствия (содержание и выражение сознания должны соответствовать друг другу), критерий связности (истолкования должны быть взаимо­связаны) и критерий практики (истолкование оказывается пригодным в жизненной практике). Помимо монологического подтверждения истолкования посредством реакции пациента («Да, так оно и есть! Теперь у меня словно пелена с глаз спала»), сюда добавляется диалоги­ческое подтверждение, заключающееся в том, что партнеры обсуждают в диалоге предложенные истолкования и сходятся на одном из них (кри­терий согласия).

Два других автора — психоаналитики Пит К. Куипер и Юрген Кер­нер — решают проблему альтернативы («естественная наука или гумани­тарная наука») в пользу принятия обеих альтернатив: «и то, и другое». Это значит: всякая односторонность только во вред. Куипер подчерки­вает, что односторонняя естественно-научная ориентация упускает из виду субъективную компоненту «человеческого удела» и жизнь чувств в целом. Поэтому его книга носит название «Заговор против чувств».

Односторонний способ констатирует лишь полуправду. Вместе с тем, Куипер допускает, что в психоанализе существуют и причинные (каузальные) объяснения, когда, например, говорится, что изменение произошло потому, что «пребывание переживания в сознании» оказа­лось для сознания настолько болезненным, что в конце концов оно не смогло его переносить. При этом (при всех оговорках в отношении каузального мышления) возникает причинно-следственное отношение «если... то...» между «вытеснением» и «проявлением» невротического симптома, например: если состояние осознания для Я невыносимо, то мысль вытесняется (хотя бы ценой невротического симптома!). Другие примеры такого причинной связки: «Если меня покинет некий важный для меня человек, то я буду грустить», «Если меня будут преследовать, .то я обращусь в бегство.»

Правда, тяжелые психические обстоятельства не всегда приводят к причинной связи, в смысле линейного причинно-следственного мыш­ления. Согласно Грегори Бейтсону (1972), мы скорее имеем дело с циклическим мышлением, которое обращается во множестве самых разных систем. По этой причине системно-теоретическую локализацию Лоренцером психоанализа в центре треугольника между психологией, социо­логией и биологией лучше было бы представить в виде пересекающихся окружностей, где область всех трех систем находится на их общем пере­сечении, а остальные области соприкасаются лишь с двумя или с одной (см.табл.5).

Психоанализ как герменевтическая и объясняющая наука. - student2.ru

Таблица 5. Психоанализ как система между системами смежных наук

Юрген Кернер поднимает интересный вопрос: Не заменяется ли при психоаналитическом методе герменевтический подход объясняющим методом? Попробую последовательно уточнить его мысль следующим образом: Во время психоаналитического сеанса я поступаю преимущест­венно герменевтически, а между психоаналитическими сеансами время от времени, словно выпадая из психоаналитического метода, задаюсь вопросом, как связаны между собой герменевтически понимаемые фено­мены в причинно-следственном отношении. В течение сеанса я слушаю пациента и пытаюсь понять смысл того, что он мне рассказывает, причем изложение и восприятие обстоятельств дела анализируемым и аналити­ком однократны и не вполне поддаются определению. Между сеансами я пытаюсь, исходя из своей отдаленной позиции, применить к данному случаю повсеместно действующие законы. Например, привлекаю психо­аналитическую теорию возникновения неврозов навязчивого состояния (регрессия к анально-садистской фазе) и пытаюсь объяснить навязчивый симптом причинно-следственным отношением «если ... то ...».

Приложение 3.Что такое психоанализ?

Перечень определений разного происхождения:

1. Определения Фрейда:

«Прочистка дымохода» или «лечение» (Breuer & Freud, разговором» 1895).

Искусство толкования с целью преодоления амнезии, заполнение всех пробелов памяти(Freud, 1904. С. 8).

Теория бессознательных душевных процессов (Freud, 1928. С. 215) .

Метод, при котором обнаруживается перенос (Freud, 1905. С. 281).

Не лишенное тенденции научное исследование, а терапевтическая идея ее цель не доказать что-то, а изменить (Freud, 1909. С. 339).

Метод, уничтожающий иллюзии (Freud, 1911. С. Ill).

Метод, который позволяет вспомнить, воспроизвести и переработать душевные конфликты (Freud, 1914 С. 126 136).

Ряд психологических, тем же путем добытых понятий, которые постепенно соединяются в новую научную дисциплину (Freud, 1923. С. 211).

Половая теория, в которой центральную роль играет Эдипов комплекс (Freud, 1923. С. 223).

Метод, в котором существенную роль (Freud, 1926. играет детская сексуальность С. 233 — 247).

Способ «корректирования» в отношении вытеснения (Freud, 1926. С. 285) .

Метод исследования, внепартийный инструмент, подобный исчислению бесконечно малых (Freud, 1927. С. 360).

Раздел психологии — глубинная психология или психология бессознательного (Freud, 1933. С. 170 171).

Метод, который должен создавать «благоприятнейшие для Я-функций психологические условия»: в этом случае его задача будет выполнена (Freud, 1938. С. 96).

2. Понятия психоаналитиков после Фрейда:

Естественная наука, в которой наблюдают и создают законы о динамике душевных процессов, доступных даже в эксперименте (Hartmann, 1927).

Критически-герменевтическая эмпирическая наука (Lorenzer, 1974).

Анализ переживаний (Lorenzer, 1984).

Наука о человеке в центре треугольника между биологией, социологией и психологией (Loren/tT, 1985) .

Равно «понимающая» и «объясняющая наука» (Kuiper, 1976; Koerner, 1985; Kutter. 1984).

Основанная на разговоре практика, призванная превратить затаенный, запущен­ный, ставший симптомом дискурс в речь (Lacan, 1966).

3. Определения философов и теоретиков науки:

Герменевтический метод, действующий через сознание на становление сознания (Ricoeur, 1969).

Психоанализ как саморефлексия (Habermass, 1968).

Психоанализ как «глубинная герменевтика», «психоаналитическая герменевтика» (Lorenzer, 1970) .

Искусство толкования (Moeller, 1978).

Феноменология, в которой явление рссматривается непосредственно на чувственном уровне и интуитивно проигрываются процессы, происходящие у других (Hcsseri, 1900).

Освобождающая наука в духе эпохи (Adorno, 1966).

Просвещения Психоанализ как критика идеологии (FLibeiTnass, 1968).

Определения автора в виде резюме

Исследовательский метод для исследования недоступных ранее бессознательных психических процессов. Метод лечения психических нарушений. Учение о сопротивлении и переносе. Теория личности. Учение о болезнях, теории психических нарушений.

Гуманитарная наука, которая наилучшим образом в идеографической манере рассматривает и понимает отдельные биографии.

Историческая наука, в которой история отдельного человека описывается начиная с младенческого возраста.

Метод исследования душевных процессов, не доступных иным методам.

Наши рекомендации