П. Работа по учебнику, с. 78-в1.
- Прочитайте текст (с. 78-79).
В чём сходство и в чём различие холма и горы?
- Помогите Серёже разобраться, под какими номерами изображены овраг, холм, гора.
III. Итог урока.
- Какие формы поверхности Земли вы узнали?
Домашнее задание: учебник с. 78-81; рабочая тетрадь, с. 33, задания 2-4.
Урок 57. ВОДОЁМЫ
Знать: выявить признаки естественного и искусственного водоёмов, реки и озера; учить отличать реку от ручья.
Оборудование: атласы, карточки с названиями признаков реки, карта Волгоградской области.
Ход урока
I. Введение в тему.
-Отрывок из стихотворения Г. Ладонщикова «Ручей-ручеёк».
Эй, ручей-ручеёк, Далеко ли ты потёк? Тороплюсь я в речку,
В речку-быстротечку. Вместе с речкою к реке Мы помчимся налегке И с рекою вскоре Добежим до моря...
-Куда бежал ручеёк?
- Кто помогал ему?
П.Изучение нового.
Беседа с использованием карты России.
-Рассмотрите карту России.
- Что обозначено на ней оттенками синего цвета?
- Назовите природные водоёмы. (Река, озеро, море.)
- Какой из этих водоёмов имеет быстрое течение?
- Знаете ли вы, как образуется река?
- Если сомневаетесь, вспомните стихотворение о ручейке.
Рек на свете много, и все они разные. Но почти каждая река начинается с родничка, с ключа, который бьёт из-под земли. Маленькие ручейки сливаются в речки. Из малых речек образуются реки. Они вбирают в себя подземные воды и осадки. Начало реки называется истоком.
- Подумайте, почему его так назвали.
То место, где река впадает в море, озеро или другую реку, называют устьем.
- Объясните, чем ручей отличается от реки.
- Найдите на карте России крупные реки. Рассмотрите, куда они впадают.
- Как называется эта часть реки?
- Откуда они берут начало?
- Как называется эта часть реки?
- Найдите на карте Волгу.
- Найдите её исток и устье.
На доске заранее нарисована схема «Части реки» из учебника (с. 83), но без названий её признаков.
- Найдите на столе карточки «исток», «устье» и прикрепите в соответствующем месте схемы.
- Из чего пополняются воды реки?
- Что такое приток реки?
Приток - это река, впадающая в другую реку.
- Найдите на карте притоки Волги.
- Есть ли у Волги притоки на территории нашей области?
- Прикрепите карточку на схему.
- Чем река отличается от притока?
Чтобы определить, где находится левый или правый берег реки, надо встать по направлению её течения, то есть в сторону устья.
- На каком берегу Волги находится наш город? j . - Какие города на её левом берегу?
- Прикрепите соответствующие карточки на схему.
- Рассмотрите, что получилось.
- Чем озеро отличается от реки?
Озеро — это природный водоём, расположенный в углублениях суши; питается подземными и поверхностными водами.
- Как сохранить полноводность рек и озёр? П. Работа по учебнику, с. 82-85.
- Прочитайте материал на с. 82-83.
- Рассмотрите схемы.
- Ответьте на вопросы, с. 82.
- Выполните задание.
- Что означают слова «естественный»'и «искусственный»?
- Назовите искусственные водоёмы.
- Как их создают?
- Для чего человеку необходимы искусственные водоёмы? III. Итог урока.
Назовите признаки реки.
Домашнее задание: учебник, с. 82-85; рабочая тетрадь, с. 35, задание 4.
Урок 58. В ГОСТИ К ВЕСНЕ
Цели: понаблюдать и выявить весенние приметы в неживой и живой природе; учить определять по внешним признакам период наступления весны.
Оборудование: рисунки перелётных птиц, гербарий раннецветущих растений, рисунки и фотографии природы весной.
Ход урока
I. Введение в тему.
-Сегодня мы отправляемся в гости к Весне.
И, как всегда велось на Руси, мы должны прославить хозяйку, чтобы она была к нам добра и открыла для нас свои секреты.
Прослушайте стихотворение Е. А. Баратынского и определите в йём приметы весны.
Весна! Весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна! Весна! Как высоко
На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Шумят ручьи! Блестят ручьи! Взревев, река несёт На торжествующем хребте Поднятый ею лёд! Ещё древа обнажены, Но в роще ветхий лист, Как прежде под моей ногой
И шумен и душист
Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жаворонок поёт Заздравный гимн весне...
П. Изменения в природе.
Беседа.
-Какими изменениями в природе Весна заявляет о своём приходе?
- Каким настроением автора проникнут рассказ о весне?
- Почему всё живое так радо весне и поёт ей «заздравный гимн»?
- Рассмотрите рисунки и фотографии на с. 86-87.
- О чём вы услышали в стихотворении?
- Почему начинается таяние льда и снега весной?
- В каких местах он быстрее тает?
- Как изменились осадки с наступлением весны?
- Как изменилась почва?
- Как будет изменяться дальше природа?
- Прочитайте пословицы на доске.
- Как понимаете их смысл?
Весна да осень - на дню погод восемь. Не пугай, зима, весна всё равно придёт. Весна напоит - осень накормит. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
- Вспомните, какие вы знаете пословицы о весне.
- Назовите весенние месяцы.
В народе каждый месяц имеет одно название, связанное с наиболее яркими изменениями в природе. В каждом из них есть и свои народные приметы, которые сложились из многолетних наблюдений.
Март — проталъник Рано затает — долго не растает.
Коли перелётная птица течёт стаями — к дружной весне. Длинные сосульки - к долгой весне.
Апрель — снегогон
Из берёзы течёт много сока - к дождливому лету. Ранний излёт пчёл — к красной весне.
Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне - к холодному лету.
Май - травень
Май холодный - год хлебородный. Поздний расцвет рябины - к холодной осени. •Когда цветёт черёмуха - всегда живёт холод.
II. Раннецветущие растения.
Беседа.
—Весной оживают представители Царства растений.
- Назовите раннецветущие растения.
- Почему их так назвали?
- Откуда они черпают силы для раннего появления и цветения? (Запас питательных веществ.)
- Рано зацветают ветроопыляемые растения (ива, ольха, тополь и др.). Объясните, почему.
- Найдите их среди гербария.
- Затем - опыляемые насекомыми. Объясните, почему.
- Рассмотрите гербарий травянистых растений.
- Найдите те характерные особенности их строения, которые определяют их раннее пробуждение к жизни.
- Какие из этих растений вы видели, в каких местах их встречали?
- Постарайтесь объяснить происхождение их названий.
IV. Перелётные птицы.
Вопросы учащимся:
Изменения в неживой природе и в жизни растений повлияли и на жизнь животных весной.
- Подумайте, какие животные раньше появляются весной, насекомые или перелётные птицы? Почему?
- Чем объясняется массовый прилёт птиц весной? (Наличием достаточного количества пищи: мух, червей и др. насекомых.)
- Какие птицы возвращаются первыми?
Расскажите об их поведении.
V. Экологические правила.
-Давайте составим правила поведения в природе, в которых отразим заботу о сохранении раннецветущих растений и перелётных птиц.
- Почему людям необходимо заботиться о птицах и охранять их?
• Для учителя.
Вот некоторые примеры о количестве насекомых, которых птицы съедают сами и приносят птенцам. Большая синица уничтожает в течение дня до 6000 насекомых, грачи уничтожают до 8000 вредных червей и гусениц. Ласточка за лето ловит до 1 000 000 мошек и комаров. Таким образом, птицы охраняют посевы и посадки и приносят большую пользу человеку.
VI. Итог урока.
- Почему весна - время пробуждения природы?
VII.Домашнее задание: учебник, с. 86-89; рабочая тетрадь, с. 38-39, задания 6-7.
Урок 59. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОДНОЙ СТРАНЕ
Цели: дать представление о географическом положении России; учить определять водные и сухопутные границы России, ориентироваться по карте России.
Оборудование: карта полушарий, карта России, атласы.
Ход урока
I.Введение в тему.
-Наша родина Россия в древности называлась Русью. Славилась Русь своими реками и озёрами, где было много рыбы, своими лесами, где водилось много пушных зверей. Но больше всего славилась Русь своими зодчими, строившими белокаменные города, своими кузнецами, гончарами, пахарями.
- А как велика наша родина Россия?
- Можно ли её увидеть всю сразу?
- Видел ли её так кто-нибудь? (Космонавты.)
- А где мы можем увидеть всю территорию России? (На карте.)
П. Работа с картой.
- Подумайте, на каком материке находится Россия. Учитель называет материки и показывает их на карте.
- Почему материк называется Евразия?
Территория России включает в себя восточную половину Европы и северную треть Азии. Условная граница Европы и Азии находится в районе Уральских гор.
- Найдите Северный полюс и Южный полюс, щ - К какому из них ближе расположена Россия?
- Какие обозначения помогут нам определить территорию нашей страны и не спутать с другими странами? (Граница.)
- Давайте определим границы России.
Учитель показывает границы государства, начиная с Северного полюса и называя моря и участки суши, по которым они проходят.
- Покажите границы России в атласе соседу по парте.
Работа в парах.
Протяжённость страны с запада на восток так велика, что когда на одном её краю наступает ночь, на другом 1 уже началось утро. Чтобы проехать поездом с востока нашей страны на запад, понадобится двенадцать дней.
- Какие океаны и моря омывают нашу страну с севера, юга, запада, востока? Покажите на карте.
- Воды каких морей являются территорией России?
Две трети наших границ - морские, а одна треть - сухопутные.
Ш. Практическая работа.
Детям предлагаются различные задания. Для их выполнения надо сначала поработать в атласах, затем показать на классной физической карте России.
Примерные задания:
1. Назвать по порадку с запада на восток шесть морей Северного Ледовитого океана и показать на карте.
2. То же, но в обратном порядке.
3. Назвать и показать на карте с севера на юг три моря Тихого океана.
4. То же с юга на север.
Назвать и показать одно море на западной и два моря на южной границе России.
5. Назвать и показать полуостров, разделяющий Охотское й Берингово моря.
6. Назвать и показать полуостров в Баренцевом море.
7. Назвать и показать столицу России.
8. Показать на карте города, в которых вы бывали.
10. Показать на карте реку Волгу, начиная с истока.
11. Назвать и показать крупную сибирскую реку.
Выполните задание на с. 92-93.
IV. Итог урока.
- Что интересно было для вас на уроке?
Домашнее задание: приготовить для одноклассников задания -загадки по карте; рабочая тетрадь, с. 41, задание 5.
Урок 60. РОССИЯ НА КАРТЕ
Цели:показать основные условные обозначения физической карты; изучить правила работы с картой; учить работать с картой; развивать умения рассуждать, делать выводы.
Оборудование: атласы, физическая карта России.
Ход урока
I. Работа по карте.
Вопросы и задания учащимся. -Что такое карта?
- Как об этом Сказано в учебнике (с. 93)?
- Назовите и покажите самую северную точку земного шара.
- Определите на карте остальные стороны горизонта.
- Какие моря омывают территорию России с севера, запада, юга, востока?
- Что обозначают на карте зелёный и коричневый цвета?
- Что означает голубой цвет?
- Почему каждый цвет имеет разные оттенки?
- Найдите на карте равнины, низменности.
- Назовите их.
- Найдите и назовите возвышенности.
- Найдите горы.
- Прочитайте названия самых высоких точек.
- Были вы в горах? Расскажите.
- Найдите и назовите самые крупные реки России. I
- Подумаете, почему люди понимают карту, умеют её читать?
- Какие условные обозначения вы нашли на физической карте?
- Будут ли одинаковыми условные обозначения карты полезных ископаемых и почвенной карты? Объясните.
- Назовите и покажите крупные города России.
II. Работа по учебнику, с. 94-95.
III. Как показывать на стенной карте.
IV. Итог урока.
- Что такое карта?
Домашнее задание: учебник, с. 93-97; рабочая тетрадь, с. 41-43.
Уроки 61,63,64