Символ, знак и подсознательное
Еще в античные времена люди понимали, что в сновидениях появляются многочисленные символы, требующие объяснения и толкования. Без толкования сновидных символов, т. е. раскрытия скрывающихся за ними содержаний, невозможно понять смысл всего сновидения как целостного психологического образования, мотивы его появления, проявление в нем психических свойств сновидца. Однако почему в сновидениях используются символы, почему психические содержания сновидений не всегда выражаются прямо, как интерпретировать эти символы и, тем самым, понять язык подсознательного? В какой мере толкование символов сновидений поможет глубже понять человека, характер и возможности его памяти, мышления и воображения, связи его настоящей жизни и поведения с прошлыми впечатлениями и опытом, его заботы и то, как он предвосхищает свое будущее? Думается, что знакомство с толкованиями некоторых сновидных символов поможет дать ответ на ряд таких вопросов.
Под символомследует понимать такой образ, предмет или действие, которые, обладая каким-либо явным содержанием, одновременно представляет или заменяет нечто другое, в данной ситуации недоступное для восприятия содержание — предмет, явление или действие.
Например, национальное знамя можно считать символом государственной независимости нации, оно так и истолковывается большинством людей. Красная роза у многих народов является символом любви: обычно приятно получить ее в качестве подарка. Существуют символы различных социальных статусов (позиций, должностей) и взаимоотношений. Народ с давних пор приписывал символическое значение многим явлениям, и до сих пор есть люди, которые в явлениях природы и человеческой жизни усматривают какие-то скрытые содержания или намеки на ожидаемые события. Если человек использует символ, то это значит, что он намекает на нечто, что не хочет выразить открыто. Своеобразными символами являются предметы
культа, фетиши. Таким может быть, например, предмет, принадлежащий лК) бимому человеку, на который переносится это чувство, особенно когда люби, мый человек долго отсутствует или умер. Символический характер имеют так называемые эвфемизмы, т.е. условные и общепринятые слова и словосочетания, которые используются вместо натуралистических или явно це. приличных мыслей, таких, которые человек в присутствии других по \ю. ральным и другим соображениям не может выразить открыто.
Для каждой нации существует исторически возникшая система национальных символов, в которых в уплотненном, сгущенном виде представлена национальная психология, во всяком случае — значительная ее часть.
В психической жизни людей символы могут выступать не только отдельно, разрозненно, но и взаимосвязанно, в виде ассоциаций. Некоторые сновидные события нередко представлены в виде цепей символов, и когда мы пытаемся понять их непосредственно, так, как они даны нашей интроспекции и как описываются словесно, то, как правило, оказываемся перед тупиком. Символы и их сочетания могут быть поняты только после их психологического толкования. Поскольку сновидения — подсознательные психические процессы, то интерпретировать используемые в них символы означает проникнуть в еще большие глубины подсознательного, содержания которых недоступны для прямого внутреннего наблюдения, т.е. интроспекции. Это одна из причин того, что так трудно истолковать сновидения: многие из них так и остаются непонятными и загадочными.
Одна из характерных особенностей связи символа с обозначаемым содержанием — его обратимость. От символов можно перейти к скрытым подсознательным содержаниям психики (это и есть процесс интерпретации или толкования символа) и наоборот, упомянутые содержания могут выражаться с помощью символов (символизация). По всей видимости именно этим и символ отличается от знака. Сам по себе знак может быть лишен смысла. В таких случаях переход от знака к обозначаемому возможен только тогда, когда известно правило обозначения. Таковы языковые и математические знаки. Между тем, например, крест является не знаком, а символом, так как имеет определенный смысл и связан с известными историческими событиями. Невозможно от знака, с помощью психологических преобразований, перейти к обозначаемому, эта связь не является обратимой и в данной взаимосвязи знак не может стать обозначаемым, а обозначаемое — знаком.
В сновидениях встречаются как символы, так и знаки. Первые из них требуют толкования, поскольку используются не в прямом смысле.
Однако сновидных символов значительно больше, и мы будем говорить именно об их интерпретации, поскольку в каждом конкретном случае не всегда легко решить, с чем мы имеем дело — со знаком или с символом. Есть также промежуточные формы, которые требуют специального исследования.
Почему в сновидениях психические содержания так часто символизируются?
Это очень сложный вопрос, и его ответ не до конца ясен. В целом замечается следующая закономерность, или, иначе говоря, — тенденция: в сновидениях с помощью символов выражаются те мысли, желания и представления, которые неприемлемы для сознательных принципов и моральных критериев данной личности. Эти содержания вытеснены в область подсознательного, поскольку на уровне сознания могли вызывать конфликты и неприятные переживания. Но даже после вытеснения, на подсознательном уровне, они допускаются в сновидения только в символизированном виде, так сильна направленная против них защита личности. Таким образом, в числе действующих на подсознательном сновидном уровне защитных механизмов личности, о которых мы уже знаем, важнейшее место занимает универсальный механизм вытеснения: многие явления сновидной жизни человека связаны с вытеснением и могут правильно толковаться только с учетом работы вытеснения.
Однако от этого правила есть многочисленные отступления: во многих сновидениях неприемлемые для морали, «Я-концепции» личности психические содержания — мысли, представления и желания, в том числе сексуальные и агрессивные, которые даже в сознательном состоянии считаются постыдными и вызывают чувство стыда, — выражаются явно, безо всякой символизации и эвфемизмов. Но вот мы видим, как рядом с ними символизируются такие мысли и желания, которые полностью могли бы осознаваться, не вызывая у личности ни сопротивления, ни неприятных переживаний, ни внутренних конфликтов. Вот почему можно предположить, что процесс символизации имеет и другие функции. Одной из них мы считаем создание возможности с новых сторон и более четко видеть и обсуждать волнующие человека задачи, которые на уровне сознания представлены словесно-понятийными, часто весьма абстрактными формами. Символизацию психических содержаний никогда нельзя считать излишней и бессмысленной. Она чаще Всего является способом скрытия, камуфлирования определенных мыслей и желаний человека.
Другой причиной обилия в сновидениях различных символов является психическая регрессия, интереснейшее явление, о котором мы уже
говорили в одной из предыдущих глав. Содержания сновидений отряжают прошлое, настоящее и будущее человека, последнее в определенной мере предвидится в подсознательных образах спящего. Во многих сновидениях человек, как герой собственных подсознательных переживаний, выступает не в том возрасте, которого достиг, а более молодым, как будто опять находится на предыдущих стадиях своего возрастного развития. Взрослые люди во сне часто видят себя детьми, на различных сценах прошлой жизни или в совершенно новых ситуациях исполняющих различные детские или подростковые роли. Психическая регрессия касается не только возраста сновидца, но также его индивидуальных психических черт и мышления. Вследствие этого, в сновидениях преобладают яркие эйдетические образы и, наоборот, по сравнению с сознательной деятельностью, крайне сужается сфера применения обобщенных понятий и словесно-логического мышления. Индивид регрессирует к своему прошлому if воспроизводит мысли, представления и психические свойства, которые были характерны еще в годы детства. Подобные факты свидетельствуют, что наше индивидуальное прошлое, наш прошлый психический опыт всегда с нами и даже в определенной степени находится в активном состоянии, служит сегодняшним заботам и будущим целям.
Однако некоторые психологи, к числу которых принадлежит и автор этих строк, склоняются к мысли, что кроме индивидуальной психической регрессии время от времени, особенно в сновидениях, люди возвращаются к прошедшим этапам развития человечества, переживают т.н. филогенетическую психическую регрессию. Вследствие такого глубокого психического возврата в прошлое сновидное мышление и воображение некоторыми своими свойствами напоминают мышление и мировосприятие древних людей: в сновидениях появляется забытый символический язык наших предков. Такая психическая регрессия наблюдается в сновидениях не только нормальных, психически здоровых людей: она характерна для мышления, воображения и мировосприятия шизофреников, очень часто приписывающих символическое значение простым явлениям, действиям и предметам: у них вообще сильно выражена тенденция во всем видеть символическое выражение каких-то скрытых, таинственных сил. Имея в виду сходство обычных сновидений и повседневных переживаний шизофреников, некоторые психологи и психиатры, как мы уже знаем, предложили довольно интересную концепцию, согласно которой каждый нормальный человек во сне временно становится психически больным. Действительно, если бы мы в реальной, бодрствующей жизни начали вести себя так, как в сновидениях,
т0 в полной мере проявили бы все характерные для шизофреников признаки и симптомы поведения и переживаний. Кстати, психиатрам известны случаи, когда отдельные их пациенты становились психоти-ками после того, как просыпались под влиянием страшных, кошмарных сновидений: их поведение и психическое состояние, имевшие место в таких сновидениях, перешли на уровень сознания и бодрствования. Имея в виду эти и другие мотивы и процессы, приводящие к символизации психических содержаний в сновидениях, а также накопленный опыт в деле интерпретации сновидений, выделяют три главные группы сновидных символов:
1) общечеловеческие, встречающиеся в сновидениях представителей всех наций и культур;
2) национальные: такие символы характерны только для сновидений представителей данной нации, этнической группы или, шире, социально-культурной среды;
3) индивидуальные символы сновидений: они встречаются только в сновидениях данного человека, возникали в ходе его индивидуального психического развития.
Однако каждый общечеловеческий или этнический символ, как неотъемлемая часть сновидения личности, индивидуализируется и становится средством выражения ее проблем и личного видения вопросов жизни. Считаем возможным предположить, что интерпретация символов сновидений может стать средством проникновения в глубины национальной психологии, в этническое подсознательное. Такой путь исследования этнической психики, например, национального характера, представляет особую ценность в условиях, когда вследствие интенсивного взаимовлияния культур постепенно увеличивается сходство мировосприятия, сознательного мышления и поведения представителей разных народов. Вот почему крайне интересны те, пока еще немногочисленные, факты, свидетельствующие о том, что в сновидениях людей, в виде образных воображаемых событий, иногда представлены национальные легенды, сказки, притчи и даже типичные поговорки и выражения, о которых на уровне сознания у нас нет воспоминаний.