Трансформации «Я» и возрастная регрессия
С помощью внушений можно произвести более глубокие психические изменения личности испытуемых. Известно, что одним из основных признаков развитости, зрелости человеческой личности является наличие у нее сознания и самосознания. Каждый индивид, не страдающий серьезными психическими нарушениями, имеет достаточно четкое представление о том, кто он, какими свойствами и качествами обладает. Другое дело, что это представление нередко является достаточно искаженным, субъективным: у людей часто формируется явно ошибочное, Нереалистическое представление о своих способностях, характере, других аспектах личности и ее социального положения. Независимо от того, в какой степени правильно отражают наши представления подлинные свойства и структуру нашей личности, они оказывают глубокое и всестороннее воздействие на стиль нашей жизнедеятельности, на профессиональную активность, мировосприятие, на взаимодействие с людьми.
Miller G. Psychology. The Science of mental life. - N. Y., 1969. - P. 73.
Другими словами, самосознание, или «Я-концепция», человека является одним из главных источников мотивации и регулятором его психической деятельности. Если бы каким-то образом удалось серьезно изменить представление личности о себе и ее самооценку, то это его новое самосознание породило бы много новых потребностей, действий и новый стиль жизнедеятельности, поиск новых способов самоутверждения. Оказывается, подобного рода и достаточно глубокие изменения личности можно произвести с помощью гипноза и внушения. Соответствующие исследования провидились в разных странах, в том числе и в России1.
Опыты, проведенные В. Леей, О. Тихомировым и В. Райковым, показали, что на уровне сомнамбулизма можно добиться перевоплощения личности, внушить, что загипнотизированный не он сам, а другая известная личность. Испытуемым внушались образы Паганини, Наполеона, Леонардо да Винчи и других выдающихся людей. Необходимым условием успешного перевоплощения в образ другого человека является наличие у испытуемого знаний, информации о нем. Эту мысль можно выразить и по другому, в социально-психологических понятиях теории ролей: если испытуемому внушается временно стать другим человеком и исполнять его роль, то он должен иметь хотя бы минимальные знания о том, каким был этот человек и чем занимался. Такую информацию он мог бы приобрести или путем непосредственного общения (в этом случае создаются наиболее благоприятные условия для психического перевоплощения), или из любых других источников. Перевоплощение тем полнее и реалистичнее, чем точнее та информация, которая имеется в распоряжении испытуемого, т. е. в его памяти. Если сведения испытуемого недостаточны для успешного перевоплощения, психолог может сразу перед опытом сообщить ему необходимую дополнительную информацию. Поскольку в гипнозе восприимчивость значительно усиливается, то эти дополнительные сведения, крепко запечатлеваясь в памяти, могут стать основой для создания представления о «Я» другого и достаточно реалистичного, хотя и обобщенного воплощения его личности и роли.
Ядром психической структуры личности является группа ее устойчивых мотивов, т.е. те склонности, установки, желания, цели и стремления, которые, сознательно или подсознательно, вызывают ее актив-
ом. : Психологические исследования творческой деятельности. — М., 1975. — С. 154-167; Райков В.Л. Гипноз как метод исследования бессознательного// Бессознательное. — Т. III. — Тбилиси, 1978. — С. 586-597, и др.
ность. Когда под воздействием внушения испытуемый принимает роль известного ему человека, то тем самым принимает также систему его мотивов так, как он их себе представляет. Это представление, как мы «же сказали, может дополняться с помощью информации, сообщаемой психологом.
Например, гипнотизируя и внушая испытуемому, что оп Паганини, можно сообщить дополнительные данные о преданности этого музыканта своему искусству, о его стремлении к мастерству и т. п. Оказывается, испытуемый действительно принимает мотивацию музыканта, вследствие чего в его психике происходят глубокие изменения, о которых речь пойдет ниже. Здесь следует привести дополнительные данные о возможностях перевоплощения, которые, с первого взгляда кажутся невероятными, но тем не менее вполне реальны и крайне важны как для психологической теории, так и для прикладных работ.
Любопытно, что в гипнотическом состоянии человеку можно внушить, якобы он является каким-либо явлением природы, определенным предметом или животным.
Например, В. Леви внушил девушке, что она — большое и роскошное дерево со многими ветвями. Испытуемая широко раскинула руки и начала качаться. После дополнительного внушения, будто дует сильный ветер, руки испытуемой начали дрожать как листья под порывами ветра. Когда психолог внушил, что испытуемая — будильник, который через определенный отрезок времени должен зазвучать, примерно через такой интервал времени, независимо от своей воли, девушка пыталась произвести звон будильника.
Для понимания психической жизни человека особое значение имеет изучение возрастной регрессии, которую в гипнотическом состоянии можно вызывать у многих. Известно, что в процессе онтогенетического развития личность проходит ряд возрастных этапов формирования. В каждом возрасте он имеет различные знания и умения, различны У него также познавательные и психосоматические процессы, сознание и самосознание, взаимоотношения с социальными группами и отдельными людьми, мир переживаний. В процессе перехода на каждую новую ступень развития психические образования, представления, системы мотивов подвергаются серьезным преобразованиям и, как предполагается, включаются в психическую структуру личности в «снятом», Преобразованном виде. Появляются новые психические качества.
Зная, однако, широкие возможности подсознательного, можно задать себе такой вопрос: каким образом и в какой степени в психике взрослого Человека сохраняются личностные особенности и опыт раннего детства,
оставаясь на подсознательном уровне, как они воздействуют на повседневную деятельность человека? Некоторую ясность в эти вопросы позволяет внести исследование психической регрессии в гипнотическом состоянии. Вспомним, что под «регрессией» в данном случае следует понимать возврат личности на один из прошедших этапов индивидуального психического развития, проявление особенностей и опыта этого этапа в поведении, переживаниях и познавательных процессах личности. Психическая регрессия никогда не бывает полной, она охватывает лишь некоторые психические процессы, навыки, черты и переживания личности.
Еще в 1898 году известный немецкий психиатр Р. Крафт-Эбит показал, что, внушая индивиду в состоянии гипноза соответствующий образ, можно произвести глубокие изменения личности. В настоящее время подобные результаты получает уже значительное число исследователей и врачей. Внушая взрослому загипнотизированному человеку (в состоянии сомнамбулизма), что ему 5-7 лет, можно видеть, как его поведение напоминает поведение в детском возрасте. Он начинает говорить тем голосом, писать тем почерком, допускать те же ошибки, которые были характерны для него в соответствующем возрасте. В гипнотическом состоянии нередко воспроизводятся симптомы перенесенных в детстве болезней (в этом отношении есть сходство с ортодоксальной фазой сна), причем вне гипноза эти симптомы почти никогда не проявляются. Болгарскому исследователю Г. Лозанову удалось с помощью внушения зрелого в психофизиологическом отношении человека вернуть в период новорожденное™, одним из характерных признаков которого является возникающее спонтанное нарушение координации движений глазных яблок. Вне эксперимента, за его пределами, это явление не наблюдается. Удалось видеть также детский плач без слез, рефлекторные движения сосания и другие характерные признаки жизни новорожденного. Такие результаты получили и другие исследователи'.
В опытах Б. Л. Райкова и О. К. Тихомирова взрослых людей гипнотизировали и внушали, что им 5 лет и они должны нарисовать «дядю». Рисунки сравнивались с нарисованными до гипноза. Затем испытуемых, находящихся в сознательном состоянии, просили представить себе, что им 5 лет и они должны рисовать как дети. Эти рисунки сравнивались с рисунками пятилетних детей, выполненных при той же инструкции. Анализ показал, что нарисованный в гипнотическом состоянии рисунок действительно является детским как по смыслу, так
Райков В. Л., Тихомиров О. К. Гипноз как метод исследования бессознательного // Бессознательное. — Т. III. — Тбилиси, 1978. — С. 586-597.
й по технике исполнения. Такой результат получается, однако, только при глубоком сомнамбулизме, во время которого испытуемый переживает спонтанные сновидения и в них выступает в роли пятилетнего ребенка.
Интересные результаты были получены при исследовании психической регрессии мышления'.
Используя известные задачи Ж. Пиаже, исследователи выяснили, что при психическом возвращении испытуемых к пятилетнему возрасту наблюдаются следующие открытые Жаном Пиаже и характерные для этого возраста явления.
1. Нарушение дискретного количества: сравнивая два ряда элементов и определяя по их количеству длину рядов, испытуемые учитывают два параметра — длину и «плотность». Причем если плотность рядов, т. е. количество помещенных на единице длины предметов, примерно одинаково, то определяющей становится длина, а когда примерно равны длины рядов, то в рассуждениях о равенстве числа объектов в них существенным фактором становится плотность.
2. Отсутствие понимания закона сохранения непрерывного количества.
Последнее тоже было проверено с помощью методики Ж. Пиаже: испытуемым показывали две одинаковые колбы, заполненные равным количеством жидкости. На вопрос о том, в какой из них больше жидкости, испытуемые отвечали адекватно: в обоих колбах содержится одинаковое количество жидкости. Затем перед их глазами содержимое одной из колб переливали в другую — более узкую и высокую колбу и вновь спрашивали, в какой из колб больше жидкости. Часть испытуемых отвечала, что жидкости больше в высокой колбе, другим казалось, что больше в низкой и широкой посуде. Короче говоря, понимание закона сохранения количества вещества исчезло (как это имеет место у пятилетних детей).
3. Испытуемые начинают допускать ошибки в своих рассуждениях о соотношениях явлений. Например, если в се\;ье три брата, один из которых — наш испытуемый, и одна сестра, то на вопрос: «Сколько у тебя братьев?» он отвечает правильно: «Два», но на
См.: Психологические исследования творческой деятельности. — М., 1975. — С 154-167.
вопрос: «Сколько братьев у твоей сестры?» он допускает элемен-тарную, «детскую» ошибку и, не включая себя в группу братьев опять отвечает: «Два». Такие ошибки, систематически повторяясь в ответах испытуемых, с очевидностью показывают, что произошла глубокая регрессия мышления, т. е. возвращение на детский уровень развития. Согласно Ж. Пиаже, эти две особенности мышления являются следствиями таких характерных черт личности ребенка, как эгоцентризм, синкретизм, неспособность к синтезу, слабость чувствительности к противоречиям. Для маленького ребенка особенно трудно принятие точки зрения другого человека и понимание взаимности отношений («Если я твой брат, то ты — мой брат»). 4. Под синкретизмом мышления подразумевают следующее: если ребенок два явления или два признака одного и того же явления воспринял одновременно, то когда его спрашивают об одном из них, он воспроизводит и то, и другое в их неизменном сочетании, ассоциации по смежности. Вследствие этого в мыслительных процессах ребенка вместо объективных причинных связей часто устанавливаются такие субъективные связи, которые даны в его непосредственных восприятиях. Например, загипнотизированного индивида спрашивают: «Почему луна не падает вниз?» Отвечает: «Потому что светит». В восприятии землян Луна всегда дана вместе с отражаемым от ее поверхности светом. А то обстоятельство, что способность отражать свет для Луны не является причиной ее удержания в небе — непонятно как детям 5-8 лет, так и тем из взрослых, которые в гипнотическом состоянии пережили регресс до 5-8-летного возраста.
Эксперименты показали, что детскими становятся также процессы памяти, определения понятий, речь приобретает непосредственность и эмоциональную насыщенность, претерпевает изменения мотивация деятельности. Можно произвести также так называемую «возрастную прогрессию». Например, молодой женщине внушают, что она — столетняя старуха. Она сгибается и едва продвигается неуверенными старческими шагами, часто останавливается, отдыхает, глаза теряют блеск молодости, руки дрожат, голос напоминает голос старой женщины. В таких случаях остается предположить, что на основе своих представлений о виде и поведении старой женщины испытуемая бессознательно играет соответствующую роль, причем с таким мастерством, которому позавидовала бы даже высокоодаренная актриса.