Подсознательное, гипноз и способности
В одном из предыдущих разделов мы уже упоминали о том, что, когда человека гипнотизируют, у него нередко спонтанно начинаются сновидения. Находящемуся в гипнотическом состоянии человеку можно внушить сновидения, причем такие опыты проводятся в двух вариантах:
1)в общем виде, т.е. создавая общую установку на сновидческую активность. С этой целью можно использовать, например, такую форму внушения: «Сейчас вы увидите приятное (или неприятное) сновидение»;
2) внушается специфическая установка на сновидение желательного содержания, например: «Вы сейчас увидите свою прежнюю квартиру, своих родителей»... Дальнейшая проверка показывает, что в психике загипнотизированного испытуемого действительно начинаются и развертываются соответствующие сновидения, подсознательные психические события.
Человеку в состоянии гипноза можно внушить, что он является другой личностью. Под воздействием такого внушения в нем происходят изменения самосознания («Я-концепции» и «Я-образов»), внутренних мотивов, познавательной активности, возникают новые эмоциональные состояния. Следует учесть, что эти изменения образно выражаются в спонтанно возникающих сновидениях загипнотизированного: в них он уже выступает в роли того человека, образ которого ему был внушен.
Эти экспериментальные результаты в наши дни довольно широко известны. Для более глубокого понимания природы и характерных особенностей умственной активности человека в сновидениях большой интерес представляют данные, полученные в экспериментах, организованных с целью раскрытия с помощью гипноза и внушения скрытых, потенциальных познавательных возможностей людей. Хотя исследователи обычно замалчивают данное обстоятельство, мы все же думаем, что в своих экспериментах они косвенно используют возможности поД' сознательного мышления и воображения.
Вопрос о скрытых, в обычных условиях не проявляемых и не используемых возможностях постепенно становится предметом серьезных психологических, психофизиологических и медицинских исследований. Сосредоточение внимания исследователей на этих вопросах имеет ряд серьезных причин, из которых можно упомянуть следующие: расширение потока информации, недостаточная продуктивность традиционных методов обучения, а нередко даже вредное влияние их на здоровье и на процесс формирования творческих способностей, недостаток времени, отведенного для обучения. Проведение таких исследований обусловлено также целым рядом актуальных психопатологических, медицинских проблем. Можно с убежденностью сказать, что педагогика будущего, теория и практика управления, психопатология и психиатрия, многие другие области науки и практической деятельности людей будут широко опираться на те знания, получение которых ожидается от исследований, направленных на раскрытие скрытых познавательных задатков и способностей людей. Мы считаем, что отставание в этой области чревато самыми серьезными отрицательными последствиями.
Гипноз и внушение
Надеясь на то, что эту книгу будут читать многие неспециалисты, мы считаем целесообразным дать им некоторое представление о гипнозе и внушении — явлениях, которые импонируют многим.
Внушение— психический механизм, играющий важную роль в межличностных отношениях. На каком бы уровне психической активности ни находились общающиеся, взаимодействующие люди, в установлении и регуляции их взаимоотношений участвует, наряду с другими механизмами, также внушение. Внушать или оказывать внушающее воздействие на человека означает, обычно без угроз и предъявления требований,-заставлять его исполнять какие-то действия, переживать те или иные психические состояния, мысли и представления. С помощью внушения можно склонить человека даже на такие действия, которые Не вытекают из сознательно принятых им принципов и социальных Установок. Внушением можно еще больше активизировать действия, соответствующие осознанным установкам и убеждениям личности.
Как метод или механизм социального воздействия, внушение имеет ТУ особенность, что обычно обходит сознательную волю объекта внушения, с помощью речи, действий и выразительных движений прямо Воздействует на подсознательную сферу человека. Многие социально-Психологические явления, в том числе любое педагогическое воздействие,
кроме других факторов, опирается также на внушение. Известно, какое огромное внушающее влияние на детей оказывают слова учителя, когда он поощряет или наказывает ученика. Например, довольный тем, как ученик решает математические задачи, учитель может убежденно ciq. зать ему, что он обладает математическим талантом, и внушающее воздействие этих слов, еще больше активизируя математические занятия ученика, могут предрешить выбор им сферы своей будущей профессиональной деятельности.
Внушение оказывает более глубокое воздействие на внушаемого, когда внушающий занимает более высокое социальное положение, обладает более широкими правами и может повлиять на жизнь и благополучие внушаемого. Если к этим социально-психологическим факторам добавляются более глубокие знания, опыт и культура внушающего индивида, то он становится значимой личностью и большим авторитетом для объекта внушения. В значительной мере такова природа взаимоотношений пар: родитель-ребенок, врач-больной, учитель-ученик.
Очевидным и очень убедительным примером глубокого воздействия на людей психического механизма внушения может служить в настоящее время широко известный «эффект плацебо»'.
Эксперимент, предназначенный для обнаружения данного явления, организуется следующим образом: формируют две группы испытуемых, страдающих одним и тем же заболеванием. Больных первой группы лечат настоящим лекарством, а испытуемым второй группы под видом того же лекарства, дают нейтральное средство — «плацебо». Одновременно внушают, что это хорошее современное лечебное средство, иностранное, которое за короткое время приводит к замечательным результатам. Проверка, проведенная после курса лечения, показывает, что лечебный эффект плацебо-вещества лишь на несколько процентов уступает лечебному воздействию настоящего лекарства. Понятно, что «плацебо» воздействовало на организм человека исключительно с помощью механизма внушения, здесь других объяснений дать невозможно.
Человек может стать объектом внушения не только для других людей: он сам нередко выступает одновременно и в роли объекта, и в роли субъекта внушения. Психика человека обладает значительной гибкостью, его целостное «Я» способно расщепляться, сочетая в себе как «Я-наблюдателя» (и воздействующего), так и «Я-наблюдаемого», объекта воздействия и внушения. Эта разновидность внушения получила название самовнушения. В отношении доступности для внушения,
См.: ЩертокЛ. Непознанное в психике человека. — М., 1982. — С. 132.
чувствительности к внушениям, т. е. внушаемости, люди отличаются большими индивидуальными различиями. Эти различия обусловлены своеобразием темперамента и характера, мотивации, силы потребностей, уровня умственного развития, возраста и пола, несходством вобъеме й точности знаний и рядом других психических свойств и качеств. Однако каждый психически здоровый человек в определенной мере доступен как для внушения, так и для самовнушения. Более того, умеренная внушаемость, согласно современным представлениям, является одним из признаков психического здоровья. Справедливость такого утверждения становится понятной, если представим себе человека, кого-то, кто совершенно недоступен, «непроницаем» для воспитательных воздействий, лишен такого качества личности, как внушаемость. Очевидно, что такого человека воспитывать невозможно, он не может достигнуть удовлетворительного уровня социально-психической зрелости. Немыслимо нормальными средствами управлять его поведением, включить в совместную плодотворную деятельность. Признаком психического недоразвития является также отсутствие или зачаточное состояние способности к самовнушению, так как человек с таким недостатком психического развития неспособен к организации собственной целенаправленной деятельности, к самоуправлению и самовоспитанию. Достаточно вспомнить, как часто, в различных ситуациях жизни мы с помощью внешней или еще чаще внутренней речи, побуждаем себя делать что-то, воздержаться от действий, откладывать достижение определенных целей и т. п. Во всех этих случаях мы производим самовнушения, которые, таким образом, являются важнейшими механизмами самоуправления.
Механизм внушения особенно четко и почти беспрепятственно действует в тех случаях, когда внушаемый индивид находится в гипнотизированном состоянии. Здесь нам нет необходимости говорить о физиологических и психологических механизмах и особенностях гипноза: об этом имеется довольно обширная литература'.
Отметим лишь некоторые характерные признаки психического состояния человека, находящегося под гипнотическим воздействием. Если гипноз достаточно глубок, то гинотизированный человек почти полностью оказывается во власти гипнотизера. Пользуясь внешне простыми приемами, гипнотизер добивается того, что испытуемый воспринимает только его слова и выполняет, с небольшими исключениями,
Из новейших работ отметим две книги уже упомянутого нами французского специалиста: ШертокЛ. Гипноз (проблемы теории и практики; техника). — М., 1972; Щерток Л. Непознанное в психике человека. — М., 1982.
все его команды. При желании можно внушить, чтобы он открывал глаза, воспринял свое окружение и, сообразуясь с обстановкой, выпсиь нял требования гипнотизера. Такая безграничная власть над объектов ослабление или почти полное исчезновение его критичности и самостоятельности, приводят к тому, что механизм внушения приобретает чудовищную силу. Такую власть гипнотизер получает над теми испытуемыми, которых он погружает в состояние глубокого гипноза-сомнамбулизма: на этом уровне поведение человека очень напоминает поведение лунатика. Такой глубокий гипноз является особенно благоприятным условием для раскрытия познавательных возможностей человека, поэтому стоит говорить о некоторых его наиболее характерных чертах.
На уровне сомнамбулизма имеет место последующее относительное забывание почти всех внушений. Это означает, что после выхода из состояния гипноза у испытуемого не возникает воспоминаний о том, что внушал ему и какие действия выполнял с ним гипнотизер, что делал и говорил сам испытуемый. Но такое забывание мы называем не абсолютным, а относительным, поскольку с помощью специальных средств и усилий можно добиться воспроизведения в сфере сознания этих впечатлений, которые безусловно хранятся в подсознательном.
На уровне сомнамбулизма можно осуществлять так называемые «постгипнотические внушения». Испытуемому, в состоянии глубокого гипноза, внушают, что после пробуждения он, допустим, должен произнести какое-то известное ему стихотворение или ощущать жару (хотя в комнате прохладно) и т. п. Можно внушить несуществующие ситуации и события, присутствие человека, который на самом деле отсутствует и т. п. Такие образы называются положительными галлюцинациями. Можно добиться даже возникновения у испытуемых так называемых отрицательных галлюцинаций. Внушается, например, что после выхода из гипнотического состояния он не должен заметить кого-то из присутствующих в комнате лиц. И действительно, так и происходит. Во время одного из таких опытов испытуемый хотел сесть на стул, на котором сидел человек, исчезновение восприятия которого ему было внушено. Стул он видел, но для него он был пуст. А в сомнамбулическом подсознательном состоянии возможно внушение любого искусственного, экспериментального сновидения.
Постгипнотическое внушение, наряду с фактом существования сновидений, является одним из наиболее убедительных доказательств существования мира подсознательных психических явлений. На результатах исследований этих явлений главным образом основал свою теорию бессознательного Зигмунд Фрейд. Вот один из современных опытов,
глава 7. Подсознательное, гипноз и способности
оПцсание которого приводится в работе Дж. Миллера: гипнолог внушает загипнотизированной женщине, что на определенном участке ее руки должен возникнуть ожог. Однако в данном случае ожидаемый результат не получается и гипнолог переходит к внушению других действий. Но оказывается, что внушение не пропало бесследно. Через несколько дней женщина возвращается к гипнотизеру и жалуется, что на ее правой руке, точно в том месте, которое психолог указал при внушении, возник ожог. Больная совершенно ничего не помнила о внушении (постгипнотическая амнезия). Выяснилось, что, поднимая левой рукой кофейник, она «случайно» налила на правую руку горячий кофе'.
Таким образом, внушение, спустя некоторое время, было исполнено с помощью нечаянного события. Однако во многих случаях, подобные внушения непосредственно приводят к тем результатам, каких добился гипнолог. Вполне понятно, что во всех этих случаях внушение и его психосоматические последствия имели полностью подсознательный характер.
Таким образом, для оказания внушающего воздействия и достижения желательных действий испытуемого, самым благоприятным условием является гипнотическое состояние. Если специалист-гипнолог обладает необходимой подготовкой, он может создать тот или иной уровень гипнотического состояния примерно у 70-80 % испытуемых.