VIII. Формирование и структура характера

В психоаналитической литературе нет более запутанной темы, чем

формирование и структура характера. Фенихел отметил, что «описание

патологических типов характера основательно запутано. Различные кри-

терии, которые используются при классификации, порой исключают друг

друга и многократно повторяются. Этого можно избежать, если психо-

аналитическая характерология сможет дать нам динамичную классифи-

кацию» (Fenichel 1945, р. 525).

Еще в 1908 году Фрейд говорил, что необходимо сформулировать об-

щую теорию формирования характера. Он не возвращался к этому воп-

росу до 1931 года, когда, исследовав и подразделив психику на категории

Оно, Я и Сверх-Я, выдвинул идею различать типы характера по домини-

рующему признаку. Так, он предложил выделить «эротический» тип, к

которому относились бы люди, у которых доминируют инстинктивные

потребности Оно, «нарциссический» тип, где центральным является Я, и

«компульсивный» тип, в котором Сверх-Я контролирует личность. Эта

классификация не получила широкого распространения, поскольку осно-

вывалась на симптоматологии и не имела генетически-динамической ос-

новы.

Фрейду не удалось полностью охватить понятие характера, так как он

был склонен приравнивать невроз к невротическому симптому. Но, как

заметил Фенихел, «за последние десять лет это было самым значитель-

ным изменением в клинической картине неврозов. В классической кон-

цепции неврозов интегрированная личность вдруг нарушается неадекват-

ными действиями или импульсами. В современной же концепции невро-

зов речь идет не о целостной личности, которая нарушена каким-то

непосредственно происходящим событием, а скорее о том, что личность

явно травмирована, уродлива или по крайней мере больна, что не позво-

ляет провести границу между "личностью" и "симптомом"» (там же 1945,

p. 463).

Многие пациенты обращаются за терапевтической помощью без ка-

ких-либо типичных невротических симптомов. Тем не менее невроз у них

явно налицо, и его легко распознать. Вот типичный пример. Молодая

двадцатишестилетняя женщина пришла ко мне с жалобой на то, что она

недостаточно агрессивна. Она была маленькой, привлекательной, хорошо

и пропорционально сложенной, со вкусом одетой, вела себя сдержанно и

спокойно, говорила тихо. Ее несколько не удовлетворяла ее работа. Сек-

суальных проблем в настоящее время у нее не было. Она говорила, что

боится людей с сильной волей.

На кушетке она лежала спокойно, дыхание ее было очень приглушен-

ным. Все это заставило меня заподозрить тяжелый невроз. Кожа на ску-

лах и переносице имела восковой оттенок, что придавало лицу безжиз-

ненный вид. Удивляло отсутствие каких-либо спонтанных высказываний

или движений. Время от времени она скрещивала руки на груди, и тогда

создавалось впечатление, что она лежит в гробу. Именно в этой безжиз-

ненности и состоял невроз. Сначала я не понимал, как трудно такому

организму почувствовать себя полным жизни и вывести это ощущение

жизни на поверхность. По некоторым признакам, о которых мы погово-

рим в одной из последующих глав, я диагностировал истерическую струк-

туру характера. Пациентке была присуща специфическая особенность; я

бы назвал ее «манекеноподобием». По ее словам, она шила женскую

одежду и хотела бы ее моделировать. Я решил, что это можно интерпре-

тировать как желание оживить манекен.

Такие случаи обычно с трудом поддаются анализу симптома и сопро-

тивления. Что бы я ни спрашивал о ее прошлом, она отвечала: «Я не

знаю». Чего еще можно было ждать от манекена? В конце концов, ис-

пользуя технику, которая позволила обойти ригидную внешность и до-

стичь биологической сердцевины, удалось пробиться через характер этой

пациентки.

Я упоминаю этот случай, чтобы показать, что невроз не всегда сопро-

вождается симптомами. Кроме того, этот случай демонстрирует, как мо-

жет блокироваться воздействие. Еще на заре психоанализа были выявле-

ны различия между так называемым импульсивным типом личности и

типом, блокирующим воздействия. Такое разделение вполне обоснован-

но, но надо иметь в виду, что здесь отсутствует генетическая основа.

Интерес к формированию и структуре характера стимулировали рабо-

ты Абрахама и Райха. В основу характерологии Абрахама был положен

конгломерат черт характера. Его типы нединамичны, несмотря на то что

определяются генетически. Фундамент аналитической характерологии в

значительной степени заложила работа Райха «Анализ характера», кото-

рая была опубликована в 1933 году и где впервые освещались все ее ас-

пекты. Во-первых, ясно была обозначена организовывающая функция

характера. «С точки зрения организации характер в обычной жизни и

сопротивление характера анализу выполняют одинаковую функцию, дей-

ствуя так, чтобы избежать неудовольствия, установить и сохранить пси-

хическое равновесие, пусть даже невротически, и в итоге поглотить по-

давленную энергию» (Reich 1949, р. 48). Во-вторых, в характере продол-

жают проявляться те детские переживания, которые породили

сопротивление анализу или сформировали симптом. В действительности

характер-это сильнейшее сопротивление аналитической терапии. «Си-

туации, которые вызывают сопротивление характера во время анализа,

повторяют те детские ситуации, которые повлияли на формирование ха-

рактера. С этой точки зрения сопротивление возникает и как защитная

функция, и как перенос детских отношений с внешним миром». В-треть-

их, в книге ясно представлена техника анализа характера. И наконец, в-

четвертых, Райх детально разобрал истории болезней, иллюстрирующие

типы характера, которые чаще всего встречаются в практике.

Можно ли классифицировать различные типы характера, чтобы полу-

чить ясную картину основных невротических нарушений? Такая систе-

матизация предполагает взаимосвязь между различными типами харак-

тера и определенными паттернами развития. Можно ли затем сформули-

ровать генетически-динамическую теорию формирования характера,

которая бы отображала подобный паттерн?

В концепции орального, анального и генитального характера Абрахам

прекрасно продемонстрировал тесную связь между структурой характера

и развитием Я. Большинство аналитиков считают, что типы характера

должны быть связаны со структурой Я. Несомненно, это является осно-

вой для создания динамической и аналитической характерологии, но пе-

ред нами встает задача прояснить, что же такое структура Я.

Я бы предложил в аналитической терапии ограничить понятие харак-

тера патологическими состояниями. Человек здоров, если у него нет ти-

пичных способов поведения. Это означает, что в реальности он ведет себя

спонтанно, адаптируясь к рациональным требованиям ситуации. В отли-

чие от невроза, который представляет собой структурированное образо-

вание, здоровье -это состояние пластичности. Перед нами выбор: исполь-

зовать ли понятие генитального характера как тип невротической струк-

туры или назвать невроз, при котором структура Я развивается на

генитальном уровне, как-то иначе. Я выбрал последнее.

Наличие оральной или генитальной фазы в процессе развития Я не-

сомненно, а вот вопрос о том, существует ли естественная анальная ста-

дия развития Я-структуры, вызывает сомнения. Райх в последних рабо-

тах склонялся к тому, что такой природной фазы развития организации

либидо нет. Тем не менее так называемая анальная стадия, которой уде-

ляется столь много внимания в психоаналитической литературе, является

исходным пунктом аналитического исследования характера.

Утверждение, что анальный тип характера существует, основано на

описаниях Фрейда, Абрахама, Джонса и др. Однако было бы неправомерно

считать, что то, что мы называем патологическими условиями, соответ-

ствует природной фазе развития Я ребенка. Я склонен считать, что эта

стадия введена искусственно и что она не является естественным шагом

к генитальности.

Настоящие компульсивный и анальный типы характера в терапев-

тической практике США встречаются редко. Я отмечал некоторые чер-

ты, указывающие на то, что пациент, возможно, обладает такой струк-

турой, но сгруппировать их достаточно полно, так чтобы это было по-

хоже на то, что описывают европейские специалисты, мне удавалось

крайне редко. Несколько раз я работал с людьми, приехавшими из-за

границы. Их понятия о чистоте и гигиене резко отличались от амери-

канских. Один знакомый рассказал мне, что шведские матери гордят-

ся, если их ребенок в восемь месяцев приучен к горшку. Во время сво-

его пребывания за границей я убедился, что преувеличенное внимание

к чистоплотности, которое заметно в некоторых странах и которое так

радует приезжих, вырабатывается за счет утраты спонтанности и ра-

дости жизни.

Индивидуальное обследование детей, которые самостоятельно при-

учились отправлять естественные надобности, как того требует циви-

лизованное общество, убедило меня, что ребенок не испытывает осо-

бого интереса ни к анальной области тела, ни к испражнениям. Наша

жизнь требует, чтобы все дети ходили в туалет. Конечно, взрослые

обращают определенное внимание ребенка на выделительные функции.

Если этого не делать специально, дети все равно опорожняются, но при

этом обычная активность ребенка не нарушается. Все зависит от того,

как к этому вопросу относятся окружающие. Нужно ли держать ре-

бенка в пеленках, пока он не поймет природу выделительных функ-

ций, станет выражать свои потребности определенными словами и даже

совершать ряд вспомогательных движений, или следует как можно

быстрее освободиться от этой напасти? Считать ли выделительные

функции естественными или необходимо демонстрировать отвращение

и стыд по отношению к ним? Следует ли считать регулярное освобож-

дение кишечника показателем здоровья? Американские и европейские

традиции относятся к этому по-разному. Цивилизация в Европе имела

урбанистической характер задолго до того, как должные санитарные

удобства стали доступны людям, и европейское отношение к чисто-

плотности сопровождается бедами и болезнями. Дети более примитив-

ных культур и дети, живущие в более жарком климате, не склонны к

подобным затруднениям.

Теоретические соображения указывают на то, что анальная фаза не

является естественным этапом нормального развития Я. Фрейд напомнил

нам о замечании Абрахама, что у эмбриона «... анус в нижней части ки-

шечника соответствует примитивному рту» (Freud 1953b, р. 138). Он

начинает функционировать одновременно со ртом, а не позже. Младенец

в первые дни жизни не владеет ни произвольным контролем сфинктера

(эту способность необходимо приобрести), ни контролем движений рта.

Поскольку концы пищеварительного тракта развиваются одновременно,

заметное отклонение затрагивает, как правило, и тот и другой. Мать,

которая строго следит за соблюдением гигиены выделительного процесса,

решительна и строга в вопросах кормления. Расстройства, нарушая дея-

тельность пищеварительного тракта в целом, вызывают вверху тошноту и

рвоту, а внизу – запоры и диарею.

Большинство детей, выросших в цивилизованной среде, страдают тем

или иным нарушением анальной функции. Попытки слишком рано кон-

тролировать сфинктер вызывают спазм и напряжение ягодичных мышц

и сухожилий, ограничивающих с боков подколенную ямку. Данная об-

ласть тела оказывается перегруженной, энергия блокируется, приводя к

появлению анальной эротики, которая представляет собой уже явную

патологию. Несмотря на то что мы объясняем этим анальные черты ха-

рактера, не следует приписывать анальной функции независимую пози-

цию в естественном развитии Я.

Конечно, если допустить, что у ребенка существуют врожденные дест-

руктивные тенденции, то рост зубов представляется зловещим знаком.

Грязную пеленку тоже можно истолковать как анально-садистское пове-

дение. Фрейдовское влечение к смерти не является истинной оценкой

природной склонности живого организма к агрессии. Это вовсе не озна-

чает, что у ребенка не развиваются деструктивные тенденции. В процес-

се анализа можно проследить, как они создают помехи природным детс-

ким потребностям и ритмам, а подобных отклонений нам как раз и хо-

телось бы избежать. Анально-садистская структура характера может быть

следствием, но она не представляет собой естественную фазу формирова-

ния Я и поэтому не является отдельным типом характера. Это только

разновидность одного из типов.

Фрейд, как и Абрахам, полагал, что анальная стадия подразделяется

на две части, одна из которых заключает в себе «деструктивные тенден-

ции к уничтожению и избавлению от вещей», а другая - «тенденции к

дружелюбию и желанию обладать объектом» (там же, р. 136). Рассмат-

ривать эти тенденции биологически неправомерно; их происхождение

нельзя объяснить иначе, чем спецификой культурного процесса. Каждо-

му ясно, что цивилизованная жизнь невозможна без определенных форм

санитарии. Но исследования, на которых основана концепция Абраха-

ма и с которыми согласился Фрейд, неразрывно связаны с определен-

ной европейской культурой начала нашего столетия. В то время «при-

учение к туалету» было особенно строгим. Его начинали с раннего воз-

раста. Семьи были многочисленными, стирка белья отнимала много сил,

а страх перед микробами был широко распространен. Обследуя совре-

менных американских детей, я обращал внимание, обнаруживают ли они

описанные Фрейдом тенденции. Если приучение к гигиене начинается,

когда ребенок достаточно вырос, чтобы понимать, чего от него требуют,

такой опыт становится очередным шагом, формирующим навыки и спо-

собности культурного человека наряду с обучением пользоваться столо-

вым серебром, заботой о своей одежде и т.д. То время, когда впервые

проявляется подобная зрелость, отмечает начало генитальной фазы раз- :

вития.

Многие современные родители слишком рано обращают внимание на

контролирование сфинктера. Для детей это имеет пагубные последствия.

Двигательные нервы мускулатуры внешнего анального отверстия миелине-

зируются позже, поэтому в столь раннем возрасте ребенок не может осу-

ществить контроль с помощью соответствующей мускулатуры. Биоэнерге-

тический анализ показывает, что вместо этого дети сжимают ягодицы, .

поднимают тазовое дно и напрягают спину, чтобы сдержать движение. На

этой почве возникают серьезные конфликты. Протест ребенка против дав-

ления родителей может выражаться в виде деструктивной направленное-

ти. Это первая стадия. Давление родителей оказывается сильнее желания

ребенка продолжить борьбу, и ребенок покоряется силе. Здесь очевидна

тенденция к удерживанию, то есть вторая стадия. Все происходящее озна-

чает, что страх перед движением сильнее, чем естественная потребность

опорожнить кишечник. Ребенок начинает страдать запорами, а родители-

пичкать его слабительными средствами, ставить клизмы или применять

другие меры, которые вызывают невротический конфликт. Этой пробле-

мы вполне можно избежать при должном понимании и терпении.

Об этом расщеплении паттернов поведения на две противополож-

ные тенденции писал Фрейд. Появление зубов делит оральную стадию

развития на две фазы. «В самом раннем возрасте мы только орально

объединены с объектом, то есть с материнской грудью, и не испытыва-

ем амбивалентного отношения к ней. Вторую фазу отличает начало

резких движений, и ее, пожалуй, можно было бы назвать "орально-

садистской". Здесь появляется амбивалентность» (там же, р. 136). В

моей практике встречались дети, проявлявшие амбивалентность в пер-

вые месяцы жизни, если мать тревожилась, и другие дети, которые на

протяжении всего периода грудного вскармливания не чувствовали

такого расщепления. Чтобы проявилось амбивалентное отношению к

объекту, который является единственным источником питания и удо-

вольствия для ребенка, нужен сильный патогенный фактор вовне. В

данном случае таким фактором может быть сознательная или бессоз-

нательная неприязнь матери, вызывающая амбивалентность чувств

ребенка. Предположение, что наши органы агрессии являются садист-

скими элементами, ошибочно. Зубы могут как любовно покусывать, так

и сильно кусать, руки способны и обнимать и крушить, а пенис может

ласкать, а может пронзать.

Рассуждая о развитии Я, вполне можно обойтись без понятия аналь-

ной фазы и двух периодов оральной. Можно просто сказать, что разви-

тие ребенка идет от эмоциональной зависимости к независимости, а

из туманного удовольствия-страдания его Я выкристаллизовывается ре-

альное Я взрослого, которое проходит путь от оральной фазы до гени-

тальной. И физическое и психическое развитие организма - длитель-

ный процесс. Тот, кто близко знаком с подрастающими детьми, знает,

что уловить процесс изменения невозможно, человек способен заме-

тить только факт изменения. Малыш, если его поддерживать, способен

сделать первый шаг в возрасте около семи месяцев, несколько само-

стоятельных шажков он может сделать только в одиннадцать, а ходить

начинает гораздо позже. Первое произнесенное им слово не означает,

что он говорит. Развитие идет очень медленно и состоит из многочис-

ленных ежедневных переживаний, каждое из которых расширяет орга-

низмическое сознание как внутренней реальности чувств и потребно-

стей, так и реальности внешней среды. Жизнь индивида можно пред-

ставить в виде спектра от незрелости к зрелости, цвет которого

меняется, как у дозревающего помидора. Отчетливое изменение цвета

заметно только в удаленных друг от друга точках, а в близлежащих

уловить его невозможно.

Посмотрим на процесс развития и созревания с точки зрения биоэнер-

гетики. Мы можем вывести базисную и валидную для разного времени и

разных культур концепцию. В биологическом отношении новорожденный

ребенок совершенно беспомощен и полностью зависит от матери. Он не

может передвигаться с места на место, как другие новорожденные мле-

копитающие, и даже не может держаться за мать. Ему необходима забо-

та и поддержка. Постепенно он обретает силу и координацию. Он начи-

нает сидеть, затем вставать, позже учится ходить. Но даже в возрасте трех

лет, когда он уже умеет бегать и играть, его все равно еще нужно обере-

гать. Он быстро устает и нуждается в опеке. Если он падает, то хочет,

чтобы его подняли и поддержали. Биологическая зависимость человека

сохраняется долго. Он достигает биологической зрелости только к подро-

стковому возрасту. В конце пубертатного периода физическое развитие

завершается; сексуальная функция прочно закрепилась на генитальном

уровне. Эмоциональное развитие не совершается в линейной прогрессии,

наиболее быстрым оно является в самый ранний период, а затем посте-

пенно замедляется.

Попытка выделить отдельные части в этом спектре только породит спо-

ры. В жизни человека есть только два момента, которые можно зафикси-

ровать: рождение и смерть. Говоря об «оральной фазе», мы имеем в виду

период развития организма, когда он наиболее зависим, когда потребность

в материнском вскармливании доминирует над его активностью. Посте-

пенно, по мере развития и роста, наступает период энергетического рав-

новесия человека со средой. Физический рост заканчивается, организм те-

перь испытывает потребность разрядить избыток энергии, возникший в

результате активности, сопряженной с питанием. Жизненные процессы

продуцируют энергии больше, чем необходимо для индивидуального раз-

вития. Когда простейшие достигают этого уровня, энергетический баланс

поддерживается благодаря клеточному делению. У многоклеточных эту

функцию выполняют сексуальность и репродуктивность. Можно сказать, что

это генитальная фаза индивидуального развития.

Жизненные процессы продолжаются. Половая зрелость не может воз-

никнуть сразу, подобно Минерве из брови Юпитера. Я не знаю, в каком

возрасте ребенок впервые сознает свой пол, но это, несомненно, происхо-

дит в ранней оральной фазе его жизни. Уже в годовалом возрасте мальчик

способен испытывать эрекцию. В два, три или четыре года дети проявляют

явный интерес к половой активности. Эта функция, разумеется, развива-

ется постепенно. Возраст, открывающий генитальную фазу развития, ин-

дивидуален. Генитальность устанавливается, хотя сам организм еще про-

должает развиваться. С того момента, как область гениталий становитс»

ведущей, организм обретает силу, контроль и двигательную координацию-

По мере уменьшения оральности генитальность возрастает. Мы приравни-

ваем оральность к зависимости, а генитальность - к независимости.

Изменения, происходящие в период от рождения до отрочества,

можно заметить по определенным событиям; появлению зубов в

шесть-семь месяцев, началу ходьбы и речи, приобретению навыка

контролировать сфинктеры, появлению интереса к играм с другими

детьми, началу обучения в школе, смене молочных зубов на постоянные

и т.д. Если бы мы регулировали те требования, которые предъявляет

детям и их природному ритму роста и развития наша культура, то

избежали многих психических заболеваний. Каждое серьезное вме-

шательство в процессы развития вызывает патологию характера,

которая может потом сохраняться всю жизнь. Посмотрим, каковы

формы такого вмешательства.

Мы говорили, что ребенок с момента рождения зависим от материн-

ской поддержки, которая для него значит больше, чем просто питание.

Ребенку необходимы любовь, ощущение безопасности, нарциссическое

обеспечение-если это можно охарактеризовать двумя словами. Соглас-

но Рене Спитцу, депривация может стоить ребенку жизни. Его отноше-

ние к матери, включая энергетические процессы, непосредственно связа-

но с либидо. Контакт ребенка с энергетической системой матери осуще-

ствляется за счет его собственной энергетической системы, которая

направляет энергию к точке контакта. Если эта точка - материнская грудь,

рот ребенка получает очень сильный заряд. Начинается продольная пуль-

сация от центра к концам тела. Принцип реальности действует, даже если

ребенок не сознает движение внешней реальности, в данном случае-груди

и соска. Развитие, созревание и возникновение биоэнергетической осно-

вы принципа реальности, следуя общей биологической закономерности,

идут от головного конца тела к нижнему.

Физический контакт с матерью необходим ребенку, как пища и воз-

дух. Такой близости легче всего достигнуть при кормлении, причем, если

вскармливание грудью заменяется искусственным кормлением через со-

ску, контакт значительно слабее. Но если ребенку вообще трудно осуще-

ствить такой контакт, возникает тяжелая депривация. С биоэнергетичес-

кой точки зрения вскармливание грудью имеет множество преимуществ

перед кормлением через соску. Ребенок, вскормленный грудью, гораздо

лучше контролирует количество пищи, чем искусственник, поскольку он

может съесть столько, сколько необходимо ему самому, а не столько, сколь-

ко нальют в бутылочку. Еще более важно, что сосок при кормлении глу-

боко проникает в рот благодаря специфическим движениям языка, кото-

рый при этом прижимается к твердому нёбу, в то время как резиновая

соска больше засасывается губами. Процедура кормления грудью более

активна, чем процесс сосания соски.

Здесь есть важные вопросы. Насколько тесный контакт с матерью не-

обходим ребенку, чтобы избегнуть чувства депривации? Это в конечном

итоге вопрос о том, как долго матери нужно продолжать ухаживать за

ребенком. Мой ответ удивит некоторых читателей, но он объясняет мно-

гие проблемы, с которыми мы сталкиваемся в области психического здо-

ровья. Точные сроки зависят от индивидуальности ребенка. Можно, од-

нако, выдвинуть некоторые общие положения.

Только сам ребенок действительно знает и чувствует необходимую и

достаточную степень контакта. Одни потребности у него сильнее других.

Он сообщает о них плачем. Ребенок способен выразить себя голосом или

жестами. Плачущему малышу необходимо внимание. Позволить ребенку

плакать и не откликнуться- значит вызвать у него чувство беспомощно-

сти и отчаяния. Если такое происходит регулярно, ребенок перестает

плакать. Какой смысл? Но это самое чувство, «какой смысл?», сохраня-

ется до тех пор, пока не проявится в виде сопротивления во время ана-

литической терапии. Я утверждаю, что испортить ребенка любовью не-

возможно. Но она должна быть искренней; то есть нежное чувство долж-

но быть откликом на потребности ребенка, а не мамиными «мыслями» о

том, что, по ее мнению, ему нужно. Хотя ребенок требует только то, что

ему необходимо, нам приходится определять со стороны, какие его по-

требности удовлетворены. Счастливый ребенок -это здоровый ребенок,

удовлетворенный ребенок-это красивый ребенок с блестящими глаза-

ми, румяный, живой и храбрый.

Сколько времени матери следует удовлетворять потребности малыша?

Я бы сказал, что и это может определить только сам ребенок в соответ-

ствии с его потребностью в определенной реакции. Конечно, в условиях

цивилизации женщины не могут посвятить себя ребенку так, как это

делают матери в примитивных культурах. С другой стороны, маленькие

дети еще не «оцивилизованы», и их требования мало отличаются от тре-

бований тех, кто родился в более примитивных культурах. В результате

современные матери часто конфликтуют со своими детьми.

Несмотря на то что трехлетняя годовщина жизни ребенка не обозна-

чена значительными биологическими событиями, это очень важный воз-

раст. Женщины, живущие в условиях примитивной культуры, обычно

вскармливают и опекают своих детей до этого времени. Около трех лет

ребенок начинает контролировать мышцы сфинктеров, приобретает хо-

рошую локомоторную координацию и понимает речь. В этом возрасте оя

начинает проявлять независимость и чувствовать ответственность за свои

потребности. Аналитическое исследование показало, что в этот же пери-

од возникает эдипов конфликт. Все это наводит на мысль, что и гениталь

ные функции устанавливаются в этом же возрасте, то есть половое созре-

вание приобретает первостепенное значение. С точки зрения биоэнерге-

тики это значит, что продольный энергетический маятник теперь раска-

чивается между головой и гениталиями. Это становится возможным бла-

годаря росту независимости ребенка, который биологически сопряжен с

половым развитием.

Знания о структуре и типах характера возникли на основе клиничес-

ких исследований. Если, например, поведенческий паттерн индивида ха-

рактеризуют чувство депривации, сильный страх потерять любовь объек-

та, внутренняя пустота и отчаяние, мы говорим, что у него оральный тип

характера. Такие люди зависимы во взаимоотношениях. Их отличают

колебания настроения, они то восторженны, то подавлены. В следующей

главе мы подробно рассмотрим историю болезни человека с таким типом

характера. Сейчас лишь заметим, что депривация, порождающая эту струк-

туру, должна была быть очень сильной и возникнуть в первые шесть ме-

сяцев жизни. Если же она менее жесткая или имела место в более по-

зднем возрасте, структура Я будет более сильной и развитой, но некото-

рая степень оральности все же сохранится в виде отдельных специфических

черт. Такой структуре характера присуща слабая биоэнергетическая ос-

нова при сильном продольном раскачивании энергетического маятника.

Ни голова, ни гениталии не обладают мощным зарядом. Реальное функ-

ционирование обусловлено средой. Оральный характер принимает благо-

приятную реальность и отвергает неблагоприятную, но не отрицает дей-

ствительность, как это делают шизофреники.

Ребенок, не переживший сильной фрустрации в течение первых трех

лет жизни, развивается по-другому. Это время, когда, как мы скоро уви-

дим, ребенок уже выходит из стадии «детскости» и проявляет определен-

ную независимость. Поскольку он может говорить и понимать обращен-

ную к нему речь, родители ждут, что он начнет повиноваться их коман-

дам. Ему пытаются привить навыки цивилизованного человека.

Мастурбация и сексуальные игры запрещаются. Делается упор на вежли-

вость и хорошие манеры поведения. У ребенка же обычно совсем другие

желания. Обретенная им независимость и сознательный интерес к поло-

вым органам приводят его к конфликту с родителями. Кто никогда прежде

не шлепал ребенка или делал это крайне редко, в три-четыре года мо-

ет регулярно «наподдавать» ему. Если генитальная функция достаточно

Утвердилась, то ребенок воспринимает подобные действия как реальность.

Он сталкивается с фрустрацией, депривацией и давлением силы. Голова

ли гениталии теряют энергию. Ребенок может скрывать интерес к по-

ловым органам, уменьшая заряд, или может вести себя явно вызывающе.

Он никогда не уступает. Именно такое поведение мы имеем в виду, ког-

да говорим, что в этом возрасте биоэнергетический маятник раскачива-

ется в оба конца.

Воздействие силы порождает физическую и эмоциональную ригидность,

и различные типы характера этой группы обнаруживают негибкость Я-

структуры. Поскольку отчетливой чертой людей этой группы является

ригидность, мы называем такой тип ригидным характером. К нему отно-

сятся фаллически-нарциссические мужчины, истерические женщины, люди

с компульсивным характером, навязчивые невротики, люди с анальным

характером и т.д. Все эти клинические подгруппы обычно проявляют как

характерологическую, так и соматическую ригидность.

Ригидный тип характера значительно отличается от орального. Там, где

оральный характер избегает неблагоприятной реальности, ригидный харак-

тер напрягается еще сильнее, но не прерывает контакта. Поэтому такие

люди обладают хорошей работоспособностью и менее подвержены смене

настроения. Они образуют группу, которую мы назвали типом, блокирую-

щим воздействия, и которая противоположна импульсивному оральному

характеру. Поскольку тело ригидно, и следовательно, подвижность его сни-

жена, такие люди жалуются на то, что не чувствуют себя живущими пол-

ноценной жизнью, но это не означает внутренней пустоты. Разумеется,

степень ригидности индивидуальна и варьируется в разных условиях. Фе-

нихел отмечал эту разницу в реагировании. «В экстремальных случаях,-

писал он, -ригидность может быть тотальной; в менее трудных -можно

наблюдать некоторую эластичность. Когда человек ощущает тревожность,

возникает ригидный паттерн, а когда обретает уверенность или испытывает

удовольствие, то преодолевает барьер и расслабляется» (Fenichel1945, р. 465).

Изучение ригидности характера натолкнуло Райха на его знаменитую

идею о мышечном панцире, который соответствует психологической уста-

новке человека. Но такой панцирь защищает только тело человека с ри-

гидным характером; у орального типа такой защиты нет. Люди, защищен-

ные подобным образом, испытывают легкую тревожность, и экономичес-

кая функция панциря как раз и состоит в том, чтобы ее сдерживать. Панцирь

является своеобразным знаком, которым отмечены эти люди, их контакт с

внешним миром ограничен, и в присутствии более спонтанных личностей

они чувствуют себя неживыми, глупыми, неполноценными и т.д. С этими

переживаниями они и обращаются к терапевту. Если в процессе терапии

панцирь начинает разрушаться, немедленно возникает тревожность. Одна

такая пациентка, широко раскрыв глаза и рот, переживала бурную реак-

цию. Она испустила вопль ужаса. Ее тело затряслось. Она умоляла меня не

повторять этого ужасного переживания.

Если панцирь не сковывает тело целиком, разрушительная сила тре-

вожности несколько меньше. В этом случае в общей картине преоблада-

ют эмоциональные реакции и образуются симптомы. Если давление на

закованного в панцирь человека возрастает, ситуация может стать опас-

ной. Ко мне обратилась за помощью одна женщина чуть старше тридца-

ти лет. Она жаловалась на учащенное сердцебиение, бессонницу и ощу-

щение, что в один прекрасный момент она развалится. При таких обсто-

ятельствах было нетрудно, образно говоря, открыть дверь и высвободить

поток слез, которые сменились стыдом и чувством вины. Всю свою жизнь

она несла тяжкий груз ответственности и занимала позицию непоколе-

бимой твердости. Ее муж последние шесть лет был серьезно болен, и она

вела его дела, выполняла домашнюю работу, следила за детьми и ухажи-

вала за ним с удивительной стойкостью. Удивительно, что она была в

еще только на грани срыва! Замечательно, что такая стойкость существу-

ет, но она представляет собой серьезную опасность для человека. Ригид-

ность не может сохраняться просто так, не сопровождаясь угрозой надло-

ма, эмоционального или физического.

Существует промежуточный тип характера, в структуре которого ри-

гидность отсутствует. Такие люди не демонстрирует ни смену настрое-

ния, ни бегство от реальности, свойственные оральному типу. Они не

жалуются на внутреннюю пустоту и не чувствуют сильной депривации.

Об отсутствии ригидности можно судить по тенденции к коллапсу, воз-

никающему, когда повышается внутреннее напряжение или возрастав

внешнее давление. Мужчины такого типа могут терять эрекцию в начале

полового акта. В биоэнергетическом смысле это означает отсутствие про

ной энергетической пульсации маятника в голове и гениталиях. Половая

функция ни сверхдетерминированна, как при ригидном характере, ни

кондициональна, как при оральном. Ей, как и личности в целом, прису-

ща непоследовательность. Наряду с продвижениями происходят отступ-

ления, усилия сменяются бессилием, которое может продолжаться дли-

тельное время и проявлять паттерны, постоянно приводящие к неудача

Такой тип мы называем «мазохистским». Тем самым вводится новый

фактор для определения структуры характера.

Депривация приводит к оральности, а в результате фрустрации гени-

тального уровня возникает ригидность. Первый фактор большей частью

действует в первый год жизни; фрустрация же связана с эдиповым конф-

ликтом. В нашей культуре возникает еще и третий фактор, действующие

между первым и третьим годами жизни человека. Его

Наши рекомендации