Классификация нарушений развития

Классификация нарушений развития

Психическое развитие ребенка, формирование его личности в целом теснейшим образом связаны с процессом обучения и воспитания.

В специальных образовательных учреждениях обучается 8 групп детей с особенностями психофизического развития (глухие, слабослышащие, незрячие, слабовидящие, с тяжелыми речевыми нарушениями, задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, интеллектуальной недо-статочностью). Специальное образование может осуществляться в различных формах: в интегрированных образовательных структурах, специальных образовательных учреждениях, в условиях индивидуального (надомного) обучения. Избранная форма и вариант специального образования может изменяться в зависимости от познавательных возможностей и учебных успехов ребенка.

Выявлением детей с особенностями психофизического развития, проведением дифференциальной диагностики отклонений развития, определением условий, формы и программы специального образования занимаются специалисты центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Они же на протяжении дошкольного и школьного возраста наблюдают за развитием ребенка, ведут работу по пересмотру и уточнению ранее поставленных диагнозов.

Отклонения в поведении и эмоциональные расстройства являются предметом изучения психиатрии, психологии и педагогики. С точки зрения психолого-педагогического подхода нарушения, обусловленные болезнью и обозначенные в МКБ-10 кодами F90-F98, влияют на нормальный ход формирования личности ребенка.

Медицинский диагноз может не совпадать с психолого-педагогической классификацией нарушений развития, которая, как правило, более мягкая, менее категоричная. Кроме того, рубрики МКБ-10 не охватывают все категории детей с особенностями психофизического развития, которые нуждаются в коррекци-онно-педагогической помощи.

I . (F70-F79) – Умственная отсталость

Умственная отсталость – (интеллектуальная недостаточность)

F70 – умственная отсталость легкой степени

F71 – умственная отсталость умеренная

F72 – умственная отсталость тяжелая

F73 – умственная отсталость глубокая

F78 – другие формы умственной отсталости

F79 – умственная отсталость неуточненная

МКБ-10 Степень умственной отсталости Коэффициент интеллектуального развития (IQ) Интеллектуальная недостаточность
F70 легкая 50-69 легкая
F71 умеренная 35-49 умеренная
F72 тяжелая 20-34 тяжелая
F73 глубокая ниже 20 глубокая


Для уточнения степени нарушения поведения может использоваться четвертый знак:

F7х.0 – минимальные поведенческие нарушения или отсутствие их

F7х.1 – значительные поведенческие нарушения, требующие внимания или лечебных мер

F7х.8 – другие поведенческие нарушения

F7х.9 – поведенческие нарушения не определены

II. (F80-F89) – Расстройства психологического развития

IV. (H60-H95) – Болезни уха и сосцевидного отростка

Н90 – кондуктивная и нейросенсорная потеря слуха двусторонняя

Код МКБ-10 Болезнь Состояние Категория детей
Н90.0 Кондуктивная потеря слуха двусторонняя ^ Глухота (потеря слуха свыше 80 дБ):врожденная;раноприобретенная (до 3 лет);приобретенная (после 3 лет) ГлухиеРанооглохшиеПозднооглохшие
Н90.3 Нейросенсорная потеря слуха двусторонняя
Н90.5 Нейросенсорная потеря слуха неуточненная Врожденная глухота БДУ Снижение слуха: центральное сенсорное Нейросенсорная глухота ^ Слабослышащие с грубым недоразвитием речи
Н90.6 Смешанная кондуктивная и нейросенсорная тугоухость двусторонняя ^ Тугоухость (потеря слуха в диапазоне 84 дБ) Слабослышащие с относительно раз-витой речью

Классификация нарушений развития

Психическое развитие ребенка, формирование его личности в целом теснейшим образом связаны с процессом обучения и воспитания.

В специальных образовательных учреждениях обучается 8 групп детей с особенностями психофизического развития (глухие, слабослышащие, незрячие, слабовидящие, с тяжелыми речевыми нарушениями, задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, интеллектуальной недо-статочностью). Специальное образование может осуществляться в различных формах: в интегрированных образовательных структурах, специальных образовательных учреждениях, в условиях индивидуального (надомного) обучения. Избранная форма и вариант специального образования может изменяться в зависимости от познавательных возможностей и учебных успехов ребенка.

Выявлением детей с особенностями психофизического развития, проведением дифференциальной диагностики отклонений развития, определением условий, формы и программы специального образования занимаются специалисты центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Они же на протяжении дошкольного и школьного возраста наблюдают за развитием ребенка, ведут работу по пересмотру и уточнению ранее поставленных диагнозов.

Отклонения в поведении и эмоциональные расстройства являются предметом изучения психиатрии, психологии и педагогики. С точки зрения психолого-педагогического подхода нарушения, обусловленные болезнью и обозначенные в МКБ-10 кодами F90-F98, влияют на нормальный ход формирования личности ребенка.

Медицинский диагноз может не совпадать с психолого-педагогической классификацией нарушений развития, которая, как правило, более мягкая, менее категоричная. Кроме того, рубрики МКБ-10 не охватывают все категории детей с особенностями психофизического развития, которые нуждаются в коррекци-онно-педагогической помощи.

Наши рекомендации