Восприятие времени в мире «виртуальной реальности»
Когда мы входим в материальный мир, время, подобно вееру, разворачивается на Прошлое и Будущее. Все, что мы совершаем в мире «виртуальной реальности», немедленно оказывается в прошлом, даже если это составляет тысячные доли секунды, а то, что мы задумываем, создает или изменяет наше будущее. Настоящего же здесь не существует. В материальном мире наше прошлое всегда влияет на наше будущее, поэтому если мы хотим изменить его, нам нужно «стереть» что-то конкретное в своем прошлом. Однако сколько бы времени мы ни находились в материальном мире (миллиарды или триллионы лет), возвращаясь обратно, мы оказываемся в той же самой точке, откуда начали наше путешествие.
Суть материальной игры отражает одна из притч в древних Пуранах.
…Существовало некогда государство Уттар Пандава, правителем которого был царь по имени Лавана, и которое славилось красотой, богатством и процветанием. Подданные Лаваны были очень им довольны, ибо он заботился о каждом, как о собственном сыне.
Царь многое повидал за свою жизнь, и в последнее время часто испытывал скуку. Подобно Соломону, он думал о том, что «все в этом мире лишь суета сует».
Однажды во дворец пришел босоногий странник с изможденным лицом и длинными седыми волосами, ниспадающими на плечи; священные знаки на лбу, массивные четки на золотой цепочке и редкий кашмирский платок указывали, что он принадлежит к кругу уважаемых людей. Всякий, кто смотрел на него, испытывал благоговейный трепет. Царь не мог отвести от него взгляда.
— Кто это? — спросил он у министра.
— Это странствующий маг и целитель, он просит вас принять его.
— Пусть подойдет.
Странник подошел к царю и почтительно приветствовал его.
— Что ты умеешь делать? — спросил царь. — Я хотел бы увидеть что-нибудь необычное.
— Я покажу вам нечто такое, о чем никто не осмеливался и мечтать.
Царьнедоверчиво усмехнулся.
— Я уже видел, как под полотенцем вырастает манговое дерево, — сказал он.
— Речь идет совсем об ином, государь.
— Мне не хочется смотреть на висящую в воздухе веревку, по которой кто-то карабкается на небо.
— Этот фокус хорошо известен, он только нагоняет скуку. Я не стал бы навязывать его вашей милости.
— Неужели ты покажешь нам что-нибудь новое? Я терпеть не могу смотреть на женщин, которых перепиливают пополам, и на мужчин, которые воспаряют к потолку. Мне до смерти надоели все эти трюки.
— Пусть ваша милость прикажет отрубить мне голову, если я не смогу показать ничего более интересного.
— Ну что ж, если это окажется правдой, тебя ожидает самая высокая награда. Неси свой мешок.
— У меня нет мешка.
— Это хороший знак. Значит, у тебя нет мешка со всякими таинственными побрякушками. Что же у тебя есть?
— Только это, — сказал странник, указывая на свои широко открытые глаза.
— Что-что? — переспросил царь, вглядываясь в его лицо.
Как только глаза Лаваны встретились с глазами странника, все вокруг переменилось. Царь больше не видел своих министров; парадный зал с коврами и золотыми колоннами словно растворился в воздухе. Исчез даже трон, на котором он сидел. Царь оказался один в широком поле, на котором пасся иссиня-черный конь с развевающейся гривой и длинным хвостом, волочившимся по земле. Глаза у коня сверкали, морда была покрыта пеной. Он встряхивал гривой и рыл копытом землю.
Лавана подумал: «Грош мне цена, если я не сумею поймать и укротить этого скакуна». Он осторожно приблизился к коню, но тот отпрянул, гордо вскинув голову, подождал, пока царь сделает новую попытку, и опять отпрыгнул в сторону. Так продолжалось довольно долго; наконец царя обуял гнев и он, сделав неожиданный прыжок, схватил коня за пышную гриву и вскочил ему на спину. Конь стремглав бросился вперед, перешел с рыси на галоп и помчался сквозь густые заросли с такой скоростью, что у Лаваны засвистело в ушах. Одежда царя превратилась в клочья, он истекал кровью. В конце концов, конь сбросил его, и царь потерял сознание…
Когда он пришел в себя, то понял, что находится в непроходимых джунглях, в которых могут подстерегать любые опасности: и хищники, готовые проглотить его целиком, и ядовитые змеи, и дикари, которые схватят его и станут терзать. Царь не знал, в каком направлении надо идти, но, немного помедлив, двинулся вперед. Шел он очень долго, и, когда наставала ночь, забирался на высокое дерево и засыпал. В конце концов, он потерял счет дням; его мучили голод и жажда, жалили тысячи москитов; его тело превратилось в кожу и кости…
Когда царь уже был близок к отчаянию, он внезапно ощутил ароматный запах жареных пирожков. Из леса появилась молодая женщина, прикрытая рваным куском материи. Внешность у нее была отталкивающей: заячья губа, кривые, выступающие вперед зубы, грязные, нечесаные волосы. В руках она держала корзинку.
— Кто ты? — спросил Лавана.
— Ой! — испугалась она, неожиданно увидев перед собой незнакомца. — Я живу вместе с отцом-дровосеком в этом лесу. Сейчас я несу ему обед.
— Я хочу есть! Я — царь. Я заблудился в джунглях и много дней не видел нормальной пищи. Пожалей меня и накорми. Тогда я вознагражу тебя, как только вернусь в свое царство.
— Ты, может быть, и царь, — сказала женщина, — но я — не царица… Я принадлежу к самой низшей касте. Мой отец — чандал. Нам запрещено делиться с такими, как ты. По нашим законам я совершу грех, если дам тебе пищу, оскверненную моим прикосновением. Я не хочу грешить, чтобы потом не попасть в ад. Ты — кшатрий, а я принадлежу к низшей варне (касте).
— Забудь о том, что я произнес слово «царь». Это была просто шутка. На самом деле я тоже чандал. Посмотри на меня, разве я похож на царя?
— Мне все равно, на кого ты похож. Я не верю тебе. А обед предназначен только для моего отца.
Царь встал перед ней колени.
— Сжалься надо мной! Спаси меня! — молил он.
Подумав некоторое время, женщина сказала:
— Я могу спасти тебя, только если ты сделаешь то, что я скажу. Чтобы сравняться со мной, ты должен на мне жениться, тогда я смогу накормить тебя (у ариев был обычай, по которому представитель высшей касты, берущий в жены девушку низкого происхождения, автоматически попадал в ее варну).
Выход, который предложила женщина, показался Лаване весьма разумным, ведь в тот момент он думал лишь, как ему не умереть с голода. Поэтому он женился и остался жить в лесу.
По прошествии некоторого времени жизнь Лаваны устроилась: породнившись со старым дровосеком, он поселился вместе с ним в хижине, крытой пальмовыми листьями. Однажды вечером дровосек умер. На следующий день Лавана с женой совершили обряд погребения у себя во дворе, и Лавана стал главой семьи. Чтобы добыть пропитание, он охотился с копьем на лесных животных. Иногда он ходил в лес за дровами.
Скоро Лавана совсем забыл о своем прошлом. Даже жена не казалась ему такой уродливой, как раньше; прошли годы, и она родила четырех сыновей. Одеждой ему служили кора деревьев и шкуры животных, его отросшие волосы потускнели.
Неожиданно на те места, где они жили, обрушилась страшная засуха. Реки и озера полностью пересохли, деревья стояли голые, животные и птицы спешно покидали гиблые места. Лаване с семьей тоже пришлось собираться в путь.
Они шли и шли без пищи и без воды, пока их большая семья не стала распадаться. Убедившись, что отец не может добыть пропитание, три старших сына один за другим покинули его. Жена и младший сын совсем выбились из сил. Видя, что они умирают от голода, Лавана решил принести себя в жертву. Он подошел к жене и сказал:
— Я заметил оленя. Я поймаю его и приготовлю пищу за той скалой. Тогда вы сможете досыта поесть. Ты скоро увидишь костер, но не приходи туда, пока он не погаснет. А пока спи.
Обогнув скалу, царь собрал кучу хвороста и сухих листьев, высек огонь и зажег костер. Когда сухие ветки охватило пламя, Лавана прыгнул в огонь…
И тут увидел, что по-прежнему сидит на своем троне во дворце. Вокруг него толпились министры и советники. Он обвел их взглядом и поинтересовался:
— Вы все время были здесь?
— Да, государь, — ответили они. — Мы никуда не уходили.
— Ничего не понимаю, — сказал Лавана. — Сколь долго все это продолжалось?
— Что именно? — удивился один из министров.
— Сколько времени я спал?
— Минуту или две, государь, не больше.
— Но я же прожил 50 лет! — воскликнул царь. — Я прожил целую жизнь!
Он снова оглядел зал и громко спросил:
— Но где же этот удивительный человек?
Министры и слуги тоже стали оглядываться по сторонам, но странник бесследно исчез…
Строение мира
«виртуальной реальности»
«Мир Творца Вселенной»
Сатья-лока
Точку входа в материальный мир называют Сатья-локой или местом, где проявлен персонифицированный интеллект Вселенной. В ведических традициях его именуют Брахмой, а древние славяне знали его как Сварога. Брахма — удивительное существо, чье тело представляет собой чистый интеллект, пронизывающий всю Вселенную, а мысль мгновенно превращается в любую материальную форму. Все видимые объекты нашего мира — мыслеформы (элементалы) Брахмы, поэтому его также называют Творцом Вселенной. В некоторых философско-религиозных школах его считали богом. Однако в своем откровении человечеству — «Брахма-самхите» — он сам утверждает, что он — такая же душа, как и все, просто занимает самую первую ступень в иерархии Вселенной и действует только по воле Всевышнего.
Вселенных бесконечно много. Они существуют триллионы лет, возникают и растворяются, лопаются, подобно мыльным пузырям, и вновь рождаются. Продолжительность жизни Брахмы невероятно велика. Брахма живет столько времени, сколько существует Вселенная, и существование Вселенной заканчивается, когда подходит к концу его жизнь. Многие ведические источники утверждают, что продолжительность жизни Брахмы составляет по земным меркам 311 триллионов 40 миллиардов лет — почти вечность! Однако его восприятие времени сильно отличается от нашего. Это хорошо иллюстрирует одна история-притча.
…В древние времена в Бенгалии, в городе Пури, жил царь Индрадьюмна, построивший великий храм Джаганнатхи (букв. «Повелитель Мира»). Перед церемонией открытия храма царю явился мудрец Нарада, который сказал, что обитатели мира Сварги очень благоволят ему за праведность, религиозность и справедливость, и предложил исполнить любое желание. Индрадьюмна попросил мудреца, чтобы тот перенес его на планету Брахмы. Нарада выполнил эту просьбу, и спустя несколько мгновений царь увидел Брахму. Он низко поклонился Творцу Вселенной и попросил его присутствовать на церемонии открытия храма Джаганнатхи, добавив, что соберутся многие мудрецы и святые, а также все его подданные, родственники и друзья. Конечно же, они будут очень счастливы видеть Творца нашей Вселенной. Услышав это, Брахма рассмеялся и ответил: «Неужели ты не знаешь, что за те несколько мгновений, пока ты произносил свою речь, на Земле минули сотни лет. В Бенгалии сменилась не одна династия царей, а все твои жены, дети, внуки и правнуки давно уже умерли, и ты не встретишь никого, кто бы тебя знал. Лишь один храм Джаганнатхи помнит тебя, и люди почитают царя Индрадьюмну, который когда-то его построил…»
Когда мы начинаем путешествие по миру виртуальной реальности, мы вначале получаем роль «Творца Вселенной» — Брахмы. Так мы в какой-то степени реализуем свои мечты: быть похожими на Бога, сыграть Его роль. Конечно, это не то же самое, что быть Богом, но мы пытаемся; нам хочется попробовать, хотя никто и никогда не сможет реально оказаться в Его роли. В ведических трактатах говорится, что даже Сам Всевышний не может до конца познать Себя.
Выйти из вселенской пирамиды можно только через ту же точку, через которую мы вошли. Каждый из нас с прекращением существования Вселенной мог бы вернуться в духовный мир, но дело в том, что возможность играть разные роли в материальном мире становится почти непреодолимым соблазном, подобно наркотику. Пребывая в форме Брахмы, мы не можем понять, что ощущают живые существа, находящиеся в других пластах Вселенной. Мы как бы стоим на лужайке перед таинственным лесом, который манит своими тропинками, удивительными растениями и сказочными обитателями. Поэтому мы продолжаем наше путешествие…
«Мир полубогов»
Сварга-лока
Теперь мы можем отправиться на планеты «Мира полубогов», где живут различные существа, чье тело соткано из более тонкой материи, нежели человеческое, и которые обладают необыкновенными способностями и могуществом. В христианстве и исламе их называют ангелами и архангелами. Они постоянно пекутся о благе и процветании всей Вселенной. Сварга — мир четырехмерного пространства, поэтому его обитатели воспринимают любую сферу как тор (фактически — плоскость). Отсюда древнеарийское название Земли — Бхумандала (букв. «земная плоскость»), хотя Капила говорил, что Бхумандала — лишь один из вселенских пластов, включающих в себя как Землю, так и многие другие видимые и невидимые человеческому глазу планеты земного типа. Устройство Вселенной, описанное в ведических пуранах и тантрах, было объяснено людям обитателями высших планет, поскольку человечество не могло самостоятельно приобрести столь обширные знания в области астрономии, физики и биологии. Поэтому при изучении этих древних трактатов необходимо учитывать систему координат (четвертое измерение), на основе которой они излагались.
Некоторые из представителей этого пространства известны как девы (полубоги), контролирующие и управляющие различными звездами, планетами, стихиями и энергиями Вселенной. Они могут легко манипулировать материальными элементами и мгновенно, со скоростью мысли, перемещаться в любую точку нашего мира. Если кто-то подумает о них, они тут же оказываются рядом. По своему желанию они способны создать тело, которое можно воспринять чувствами. Они обладают огромными знаниями и могуществом, и их возможности, хотя и ограниченные по сравнению с возможностями других обитателей материального мира, кажутся безмерными. Людям, перед которыми они предстают, кажется, что Сам Господь снизошел на планету, поэтому их часто называют богами. В ведических трактатах описано несколько тысяч полубогов, но чаще всего упоминаются Индра (Зевс, Юпитер) — царь девов, Сурья — бог Солнца, Чандра — бог Луны, Анила (Ваю) — повелитель ветра, Варуна (Нептун) — повелитель водных стихий, Агни (Гефест) — повелитель огня, Сарасвати — богиня знаний, Кубера — бог благосостояния. Упоминаются также Ямарадж (Плутон) — бог смерти, Дхармарадж (Сатурн) — бог законности и справедливости, Сканда (Марс) — бог боевых искусств, Бхуми — богиня Земли и Ашвини Кумары — боги-близнецы, покровительствующие медицине.
Представления современных историков о якобы политеизме древних, поклонявшихся многим богам, лишены оснований. Древние арии говорили, что Бог только один, хотя Он может быть известен разным народам под разными именами. Чаще всего они называли Его Вишну (букв. «Всевышний») или Кришна (букв. «Всепривлекающий»). Так же и древние славяне считали, что Бог — это Вышень или Крышень, а все остальные — лишь проявления Его энергий.
У каждого полубога много помощников, которые называются чараны. Они всегда находятся рядом с полубогами, поскольку состоят в их свите. Чараны делают все, чтобы их господина почитали и прославляли. Чараны наделены многими замечательными способностями, но при этом очень скромны и используют мистическую силу только по желанию своих повелителей. Они являются образцом служения в материальной Вселенной.
В мире Сварга, который иногда называют райским, живут также муни — вселенские мудрецы, контролирующие философско-религиозные традиции и дающие знания всем цивилизациям нашей Вселенной. Муни периодически перемещаются с одной планеты на другую. Часто они рождаются среди людей и выглядят очень похожими на нас, однако никогда не утрачивают память о своем происхождении. Тем, кто культивирует знание, они очень благоволят и всегда помогают, устраняя различные препятствия на пути. Наиболее известны среди них Нарада, Вьяса, Бхригу, Капила, Атри, Маричи, Васиштха, Гаутама, Агастья, Поуластья, Пулаха, Патанджали, Ангира и Бхарадвадж.
Есть там также гандхарвы — небесные музыканты. Они создают музыку, от которой испытывают блаженство даже полубоги. Существует история-притча о великом музыканте, чья гениальность проявилась чуть ли не с самого рождения. Даже шелест листвы или пение птиц немедленно рождали в нем мелодию, исполнение которой заставляло трепетать его поклонников. Красота создаваемых им произведений не поддавалась описанию, и люди почитали его как бога. Он нежился под лучами славы, и гордыня захлестывала его душу. Но однажды во сне ему явился гандхарва и сыграл на флейте нечто, отчего рассудок музыканта едва не помутился. Он понял, что его собственная музыка рядом с небесной звучит как скрип телеги, и после этого не смог создать ни одного произведения.
Гандхарвы (самый известный среди них — Читраратха) покровительствуют всем видам искусств — будь то музыка, живопись, поэзия или что-либо иное. Люди, способные трансформировать свои эмоциональные переживания и творческую энергию (шакти) в различные формы искусства, получают от них любую помощь. Однако если кто-то пытается творить не во благо Мира, а только из личной корысти — ради получения известности, почестей или богатства, — гандхарвы лишают его таланта.
Очень близки к ним апсары (нимфы), покровительствующие театру, танцам и гармонии отношений между людьми, помогающие тем, кто искренен в любви и дружбе. Будучи воплощением эстетики и вселенской красоты, Апсары наделяют человека природным обаянием и чувством вкуса. Если кто-то принимает ложное отречение, не раскрыв своего сердца и не развив в себе любви, они используют прабхаву (сверхъестественную силу искушения), чтобы преподать ему урок.
Там можно также встретить киннаров (кентавров) и кимпурушей, следящих за соблюдением законов равновесия на различных планетах и в системах. Любой «перекос» в материальном мире создает проблемы для всех его обитателей. Поэтому если, например, одна империя захватывает власть на планете и не имеет противовеса, она довольно быстро терпит крах; если один человек становится самым великим или гениальным, то вскоре его настигает смерть; если кто-либо слишком «заземляется» (становится излишне прагматичным) или, наоборот, начинает «витать в облаках» — его духовное развитие прекращается; если в нашем теле какой-либо гормон или биологически активное вещество начинают доминировать, то тело неизбежно разрушается. Материальный мир целиком построен на противоречиях и управляется по закону единства и борьбы противоположностей (кстати, впервые сформулированному мудрецом Капилой). Когда какая-то система полностью «прогнила» и, подобно ветхой одежде, не подлежит восстановлению, кимпуруши разрушают ее. Там же, где появляются киннары, возрождаются равновесие и гармония.
Практикующие аштанга-йогу (восьмиступенчатую систему Патанджали), но не достигшие совершенства, после смерти рождаются в Мире Сварга в особом пространстве, называемом Тапалокой. Они получают тело, которое не нуждается в различных материальных потребностях вроде еды или сна. В этом пространстве для них созданы все необходимые условия для занятия йогой. Санат-кумар вместе с Санакой, Санандой и Санатаной, считающимися сыновьями Брахмы, покровительствует и защищает обитателей Тапалоки. Когда йоги достигают восьмой ступени, называемой самадхи, они входят в тело Брахмы, где остаются в непроявленном состоянии сознания до полного разрушения Вселенной. Когда Брахма завершает свою игру в мире «виртуальной реальности» и возвращается в обитель Бога, все живые существа, «растворенные» в его теле, пробуждаются и получают духовное освобождение. Некоторые из великих йогов, достигших совершенства, таких, как Кави, Антарикша, Прабудха, Хави и Пипалаяна, помогают кумарам, оставаясь в пространстве Тапа.
В Мире Сварга живут также сиддхи и видьядхары («чародеи»), кои довольно многочисленны. Способные легко манипулировать различными материальными энергиями и совершать чудеса, они постоянно путешествуют по различным планетам Вселенной без помощи летательных аппаратов. Они обладают восемью мистическими совершенствами (аштасиддхи), которые периодически демонстрируют, чтобы разрушать «земные» стереотипы людей: анима — способностью уменьшаться вплоть до размеров атома, лагхима — способностью делаться легче пылинки, прапти — способностью переносить из любого места Вселенной любой предмет или живое существо, махима — способностью становиться тяжелее самого тяжелого, ишитва — способностью создавать из ничего и разрушать без следа любые предметы, пракамья — способностью осуществлять любое желание в течение короткого промежутка времени, вашита — способностью манипулировать материальными первоэлементами, камавасайита — способностью принимать самые причудливые формы или одновременно присутствовать в семи телах. Иногда их называют «добрыми волшебниками». Они могут даровать некоторые из своих способностей великим подвижникам и святым. Видьядхары часто помогают искренним и бескорыстным людям. Их деяния нашли отражение в сказках и древних легендах.
Существуют специальные звуковые вибрации — мантры, — с помощью которых можно вступать в контакт с обитателями мира Сварга, особенно с полубогами. Для них существуют особые мантры, описанные в ведических канонах. Однако для того чтобы вызвать того или иного полубога, недостаточно лишь правильно произнести мантру. Необходимо выполнить целый ряд условий, а самое главное — нужно быть искренним и добрым человеком. Если в вас нет любви, полубоги не обратят на вас внимания. В различных традициях существуют символические графические и скульптурные изображения полубогов, используемые наряду с мантрами для облегчения визуального контакта. Это не имеет ничего общего с идолопоклонством, которое практикуется среди нецивилизованных народов, поклоняющихся духам (о них пойдет речь ниже).
У каждого из нас есть несколько ангелов-хранителей. Когда мы принимаем человеческую форму жизни, кто-то из полубогов берет над нами «шефство». При каждом воплощении он сопровождает нас и помогает преодолеть различные ловушки материальной природы. У каждого рода также есть свой ангел-хранитель, который его оберегает. Фамилия человека может быть символически связана с хранителем рода (когда женщина выходит замуж и меняет фамилию, она меняет и ангела-хранителя). Есть полубоги, которые контролируют целые государства, города, нации и даже планеты. Арии об этом знали, поэтому, поклоняясь единому Богу — Вишну, почитали и уважали полубогов, с которыми были связаны через тот или иной эгрегор.
«Мир людей»
Ниже расположен «Мир людей» — срединный пласт вселенской пирамиды. Во время путешествия по миру Сварга у нас может возникнуть желание отправиться на планеты людей, дабы испытать то, чего никогда не испытаешь в теле полубога. Ведь из всех живых существ лишь люди способны культивировать любовь и делиться ею со всем окружающим миром — не только с друзьями, возлюбленными, детьми и родителями, но и со всеми обитателями Вселенной; именно это является основной задачей человечества. Все живые существа стремятся так или иначе аккумулировать эту духовную энергию, исходящую от Бога, ибо без любви никто не может быть счастлив и удовлетворен, но лишь человек способен приумножать ее. Даже обитатели мира Сварга не могут делать этого, несмотря на все свое могущество, и именно в этом кроется секрет сотрудничества полубогов с людьми. Мы отдаем им любовь, а в обмен они исполняют наши материальные желания. В «Бхагават Гите» описан процесс жертвоприношения полубогам. Обычно перед изображением того или иного полубога разводили огонь и, произнося специальные мантры, бросали в пламя зерно и лили топленое масло (гхи), а также предлагали цветы, благовония и фрукты. Конечно, это был лишь определенный ритуал, но он помогал лучше сконцентрироваться и направить любовь своему ангелу-хранителю. Если же все это делалось без любви, то теряло силу. С другой стороны, даже если человек не владел всеми тонкостями этого искусства и не знал специальных мантр, но выражал свою искреннюю любовь и почтительность, полубоги непременно приходили ему на помощь.
Есть еще две важные причины того, что многие души, путешествующие в «виртуальной реальности», хотят родиться в человеческом теле. С одной стороны, данная форма жизни дает максимальную свободу в материальном мире (даже большую, чем у обитателей Мира Сварга, принимающих на себя огромную ответственность за других). Так, человек может по ходу жизни корректировать свою судьбу (прарабдха-карму), в отличие от обитателей «нижних» миров, и получать следующее рождение в той форме жизни, в какой он хочет.
С другой стороны, «Мир людей» в чем-то похож на Мир Вайкунтха, правда, не более чем отражение в кривом зеркале похоже на оригинал.
Людей, живущих с открытым сердцем, называют сурами, а тех, кто живет лишь для себя, подчиняясь своим эмоциональным привязанностям и наклонностям — асурами. Считается, что асуры — это люди, не изжившие в себе животного начала и не обладающие благочестием, искренностью, открытостью, честностью и дружелюбием. Они пребывают в постоянной дисгармонии. Их ментальное пространство заполнено злобой, завистью, страхом, гордыней, алчностью и вожделением. Они все время посылают во Вселенную мыслеформы ненависти, и именно из-за этого, а не из-за так называемой «божьей кары», на человечество обрушиваются стихийные бедствия, войны и болезни. Если люди перестают излучать любовь, нарушается гармония планеты (именно это мы наблюдаем в настоящее время).
Земля относится к пространству, называемому Мритьялокой (букв. «планета смерти»), поскольку люди, населяющие ее, живут очень мало — родившись, они быстро стареют и умирают. В аюрведических трактатах записано, что продолжительность человеческой жизни на Земле составляет 400 лет. Современные генетики утверждают следующее. Если бы не была нарушена экология, и люди с детства правильно питались и знали о том, профилактику каких заболеваний следует производить (у каждого в организме есть свое «слабое звено»), как очищать тело и поддерживать его внутренний баланс (гомеостаз), то максимальная продолжительность жизни могла бы достигнуть 440 лет! Сегодня мужчины живут в среднем 58 лет, а женщины — 73 года.
Что касается других планет, населенных людьми, то там жизнь человека длится не менее 10 тысяч лет.
На планетах Вселенной можно встретить людей с разным строением физического тела, но в целом они будут очень напоминать нас и относиться только к биологической форме жизни. В Санкхье описано 400 тысяч типов людей, поэтому путешествие по данному пространству Вселенной может занять не один миллион лет.
«Мир хищников»
Еще ниже находится пласт сознания животных, земноводных, птиц и некоторых обитателей вод (китов, дельфинов и акул); их пространство называют еще «Миром хищников», призванных культивировать и развивать разнообразные эмоциональные проявления. Для животных, земноводных и птиц они естественны, если же их несет в себе человек, они превращаются в пороки.
Все представители этого пространства являются персонификацией тех или иных эмоциональных стереотипов. Заяц олицетворяет страх, свинья — обжорство, гиена — подлость, крокодил — коварство, лиса — хитрость, тигр — жестокость, бегемот — лень, сорока — болтливость, кошка — ревность, лев — самолюбие, орел — гордыню, шакал — зависть, верблюд — злопамятность.
У берберов существует много историй о мстительности и злопамятности верблюдов. Вот одна из них.
Когда Мальчику исполнилось пять лет, отец подарил ему Верблюжонка и долго рассказывал о том, как нужно ухаживать за будущим скакуном.
Мальчик и Верблюжонок подружились и много времени проводили вместе. Однажды Мальчик рассердился за что-то на своего друга и ударил его палкой. Узнав об этом, отец Мальчика строго-настрого наказал ему не бить и не обижать Верблюжонка и еще раз напомнил об особенностях характера всех верблюдов. Мальчик послушался отца и с тех пор никогда не обижал друга.
Прошло пятнадцать лет. Мальчик превратился в Юношу, а Верблюд стал самым крупным среди своих собратьев в поселке. Однажды Юноша, собравшись на праздник в соседний оазис, решил сократить дорогу, проехав через скалистое ущелье. В одном месте, где склоны были совсем отвесными и поднимались на высоту почти ста метров, Верблюд вдруг резко подкинул задние ноги и сбросил с себя седока. Юноша не сорвался в пропасть лишь благодаря тому, что в последний момент успел уцепиться пальцами левой руки за крошечный выступ на краю. Этот выступ резал пальцы своими острыми краями, и Юноша понял, что не продержится дольше нескольких секунд. Упора же для правой руки не существовало вовсе. Единственным спасением было дотянуться до повода, свисавшего с шеи верблюда, и Юноша настойчиво и как мог ласково стал подзывать к себе животное. Но что это? Верблюд, всегда такой послушный, стоял, откинув назад голову, и смотрел в сторону. Лишь когда его хозяин издал отчаянный вопль, Верблюд повернулся в его сторону и пристально на него посмотрел. В один миг Юноша вспомнил все: и рассказы стариков о злопамятности этих животных, и о том, как много лет назад он обидел своего скакуна. Он понял, почему Верблюд скинул его со спины именно в этом месте, и осознал, что не дождется помощи от четвероногого мстителя. В следующую секунду пальцы его разжались, и он полетел в пропасть.
Ко Льву пришла Собака и предложила побороться, но тот даже внимания на нее не обратил. Тогда Собака заявила:
— Я сейчас пойду и расскажу всем собакам, что Лев меня боится!
— Пусть меня осудят за трусость все собаки. Гораздо хуже будет для меня презрение львов за то, что я дрался с тобой!
Заяц весь день бегал по лесу как угорелый, спасаясь от своих многочисленных врагов. Наконец, дрожа от страха, он уселся рядом с деревом и, чтобы прийти в себя, принялся думать о том, хорошо или нет быть зайцем.
«Тяжела моя доля, — размышлял Заяц, — все на меня охотятся. Лиса, Волк и Тигр угрожают мне острыми зубами и длинными когтями, Человек выслеживает меня с ружьем, Ястреб и Сова, выставив хищные клювы, бросаются на меня из поднебесья. Ну как тут выжить? Если б я мог летать или, на худой конец, как белка лазить по деревьям… Да-а-а… И размеры мои ничтожные. Правда, зубы у меня — будь здоров, да только храбрости не хватает ими воспользоваться! Бедный я, бедный! Горе мне! Хотя… хорошо то, что я такой маленький и без крыльев — а то увидел бы в озере свое отражение: крылья, зубы, рост огромный… и тут же утопился бы со страху!»
* * *
Бежала Лиса, на ворон зазевалась — и попала в колодец. Воды в нем немного: утонуть нельзя, но и выскочить — тоже. Сидит Лиса, горюет.
Идет мимо Козел, слышит — какие-то звуки из колодца доносятся, и решил в него заглянуть. Лиса увидела Козла и принялась облизываться.
— Что ты там делаешь?, — удивляется Козел.
— Обедаю, — отвечает Лиса и показывает на месяц, что отражается в воде. — Видишь, осталась половинка от круга сыра — как раз для тебя. Спускайся сюда и ешь на здоровье!
Прыгнул Козел в колодец, а Лиса вскочила ему на спину, со спины на рога, да и вон из колодца. А козел чуть было не пропал с голоду. Насилу его отыскали и за рога вытащили.
Сорока нашла дерево, покрытое спелыми и созревающими плодами. Их было так много, что она не смогла бы склевать их и за год. Около дерева не было ни одной птицы.
Сорока пришла в восторг от такой находки и опустилась на дерево. Скоро она наелась до отвала. Вдруг она подумала, что и другие птицы могут найти это дерево, и захотят полакомиться вкусными плодами. И она закричала:
— Это мое дерево! Я его нашла!
Она кричала так громко, что все птицы услышали ее и слетелись посмотреть, что случилось. Тут они увидели прекрасные, сочные плоды, тотчас склевали их и улетели.
Неподалеку от озера паслось стадо антилоп. Они всегда держались вместе, ни одна от стада далеко не уходила.
Крокодилу очень хотелось полакомиться мясом антилопы, но стадо было точно каменная скала — и думать было нечего утащить хоть одну.
Тогда Крокодил решил, что надо как-то разобщить стадо. Однажды он подобрался к одной Антилопе и стал нашептывать ей:
— Послушай, круторогая! А знаешь, что вон та, с загнутыми рогами, у которой бока впалые, собралась тебя забодать?
Потом он перешел к другой Антилопе и тоже стал нашептывать ей:
— Эй, большеглазая! Ты, я вижу, пасешься как ни в чем не бывало. Наверное, не видишь, как пыжится вон та антилопа с прямыми рогами, у клторой шерсть лоснится? Это ведь тебя она хочет забодать.
Антилопы поверили коварному Крокодилу. Они стали подозревать друг друга, и скоро все перессорились, и стали порознь есть, порознь пить. Каждая паслась теперь отдельно от других.
Когда Крокодил поссорил антилоп, ему ничего не стоило задрать их поодиночке. Так и съел он все стадо.
Орел, который поднимается в небо выше всех, на всех смотрел свысока. Редко кто удостаивался чести услышать от него хоть слово.
Когда Орел с Орлицей свили новое гнездо на вершине огромного дуба, к ним обратился Воробей. Он предупредил будущих родителей о том, что дерево могучее только с виду, но зато внутри совсем гнилое, и в любой момент может рухнуть. Орел не удостоил даже поворотом головы какое-то там воробьиное чириканье. Он гордо смотрел вдаль и молчал. Затем он слегка шевельнул крылом, и Воробья сдуло с ветки.
На следующий день Орлица снесла яйцо, а еще через неделю старый дуб рухнул под порывом ветра, погребя под собой и гнездо с яйцом, и Орлицу.
— Горе мне, — возопил Орел. — Ну кто же мог подумать, что ничтожный воробьишко может дать столь дельный совет!
В лесу случился пожар, все звери испугались и бросились бежать.
Гиена, расположившись под высоким утесом, крепко спала после сытного обеда и ничего не слышала. На вершине утеса сидела Белка. Она была совершенно спокойна, ибо забралась так высоко, что огонь ей не грозил. Увидев, что огонь подбирается к спящей Гиене, Белка спрыгнула прямо ей на морду и повредила при этом лапку. Гиена тут же проснулась и мгновенно поняла, что происходит. Вскочив на все четыре лапы, она собралась покинуть опасное место.
— Подожди, возьми меня к себе на спину, — взмолилась Белка. — Ведь я спасла тебе жизнь, и из-за этого не могу теперь бежать!
— Спасла мне жизнь! Вот еще! — фыркнула Гиена. — Скажи спасибо, что я не слопала тебя, дорогая. А ведь ты того заслуживаешь, нарушив мой покой!
Сказав все это, Гиена повернулась и побежала прочь.
Правила игры в «Мире хищников» очень суровы. Все его обитатели делятся на «охотников» и «жертв». «Охотники» ловят, а «жертвы» спасаются. Примечательно, что один «охотник» может оказаться «жертвой» для другого. Здесь развивается особый накал чувств. Если ты не выжил, не умер естественной смертью, — получишь следующую попытку в том же теле — пятую, сотую или тысячную, пока наконец не «выиграешь». Поэтому есть определенная притягательность в том, чтобы побывать в теле того или иного обитателя «Мира хищников». Тем более что у животных, земноводных и птиц имеется множество возможностей, которых лишен человек. Например, волк способен по запаху иде<