Желание родителей вылечить ребенка.

На первый взгляд, желание вылечить ребенка отражает позицию объективного отношения родителей к нему. Увы, и здесь таятся подводные камни. Так как это желание — вылечить ребенка, чтобы он стал здоровым, как все. Реального ребенка родители все еще не принимают.

Пока родители находятся на этом этапе, они, как ни странно, не готовы к сотрудничеству не только со специальными педагогами, но и с врачами, потому что они ищут такого врача, который полностью вылечит ДЦП. Если они не видят ожидаемого результата, то быстро перестают доверять врачу и даже отказываются от лечения. Так как в начальной резидуальной стадии проявления ДЦП становятся заметными, некоторые родители даже обвиняют врачей в ухудшении состояния ребенка. Они занимают негативную позицию по отношению к официальной медицине и охотно поддаются рекламным обещаниям: часть родителей обращается к различным «народным целителям», нарочито извещая об этом специалистов.

Практика показывает, что на этом этапе попытки убедить родителей прекратить поиски «волшебников» не оправдывают себя и нередко приводят к обратному результату. К сожалению, недобросовестные «целители» успешно эксплуатируют естественное желание родителей сделать все, что в их силах, для излечения ребенка. А в силах родителей, обычно, оказывается лишь одно — заработать и отдать деньги.

По отношению к специальному воспитанию на этом этапе отчетливо проявляются две родительские позиции:

•Категорический отказ, мотивированный тем, что ребенок будет вылечен. Родителям кажется, что если они признают необходимость специального воспитания, то признают, что он имеет неизлечимый недуг.

•Родители обращаются к специальному педагогу, но педагог рассматривается ими как врач. Если через некоторое время родители не увидят, что ребенок вылечен, то и педагог станет в их глазах очередным «плохим специалистом».

Можно ли вылечить ДЦП? Строго говоря, в поздней резидуальной стадии ДЦП уже является не заболеванием, а состоянием, и вопрос заключается не в лечении, а в развитии ребенка с этим состоянием. Однако периодически появляется информация о методах, приводящих к полному излечению. Нужно иметь в виду, что дети с ДЦП — крайне полиморфная группа с разнообразной этиологией. Некоторые, преимущественно легкие, формы удается излечить, и это делается в специализированных клиниках нашей страны, где применяются практически все известные в мире передовые технологии, подтвердившие свою эффективность1.

_____________________________________________________________

1 В качестве характерного примера можно привести метод, одно время широко рекламированный в средствах массовой информации. Материал дается по данным проф. Винницкого, представленным в Интернете.

Васильев Виталий Николаевич, 61 год, доктор биологических наук по специальности «Космическая и авиационная медицина», профессор, нейроэндокринолог, работая с 1968 года в области объективизации и прогнозирования действия стрессов, спортивной и авиационной медицины, болезней цивилизации (гипертония, язвенная болезнь и др.), неврозов и других нервных и психических заболеваний, создал универсальный и чрезвычайно чувствительный метод адренограмм. С помощью этого метода в 1974 году ему удалось выявить среди больных ДЦП новый синдром-триаду и представить метод 100% его излечения, получивший официальное название синдрома Шошиной-Васильева и утвержденный Госкомитетом по делам изобретений и открытий СССР в 1985 году и МЗ СССР в 1987 году.

С 1998 года профессор Васильев работает на Украине в киевском Медико-социальном Центре «Райдуга», где за основу взят его метод биокоррекции, запатентованный в России, Испании, Италии.

Немного о методе. По мысли В. Н. Васильева ДЦП может быть обусловлен дефицитом дофамина в организме человека. Дофамин — это вещество, вырабатываемое организмом для передачи сигналов по нервным каналам. При недостатке дофамина нарушается система управления, функционирования и развития организма, что приводит к нарушениям опорно-двигательного аппарата и умственной отсталости.

Родители нередко выражают свое недовольство врачами педагогам и психологам, пытаются советоваться с ними в вопросах лечения ребенка. К сожалению, не все работники специального образования удерживаются в пределах своей компетентности.

Помощь родителям на этом этапе заключается в том, что нужно поддержать их стремление к лечению ребенка и объяснить, что для человека с любым хроническим заболеванием или состоянием важно регулярное наблюдение врача. В связи с этим наиболее эффективно лечение у одного врача с дополнительными ! консультациями ведущих специалистов в данной области. Как правило, сам лечащий врач и рекомендует такие консультации по мере необходимости. В любом случае, лечение ДЦП — процесс длительный, и если кто-либо обещает быстрые результаты, то это должно вызывать сомнение.

Нужно убедить родителей в том что специальное образование не мешает лечению, а способствует ему. В процессе специального дошкольного образования ребенка подготавливают к следующей ступени — дальнейшему образованию, причем не именно в специальной школе, как ошибочно думают некоторые родители, а в школе вообще.

Осознание родителями необходимости специального образования.

Для многих родителей осознание необходимости специального образования проходит болезненно. Не все родители, отдающие ребенка в специальный детский сад, уверены, что это необходимо. Нередко в детском саду они начинают сравнивать детей и настаивать, чтобы в группу, которую посещает ребенок, не принимали детей с более выраженными нарушениями. Часть родителей даже через некоторое время отказывается от специального образования.

__________________________________________________________________

Дофамин синтезируется организмом из аминокислоты, которая называется Л-ДОПА. Поэтому в случае дофаминового дефицита Л-ДОПУ дают больному так же, как инсулин для больных диабетом, с надеждой на то, что, может быть, организм начнёт вырабатывать из Л-ДОПЫ дофамин. Существуют препараты Л-ДОПЫ, в частности — НАКОМ, который производит одна американская фирма. По словам проф. Винницкого, обычно применение этих препаратов не приводит к нужному эффекту.

Особенность метода Васильева состоит в сверхточном определении необходимых доз препарата в соответствии с потребностью конкретного организма и в определении технологии доставки препаратов к зоне лечения. Проф. Винницкий подчеркивает, что положительного эффекта в лечении достигает только сам автор метода.

На этом этапе педагогу особенно важно понимать состояние родителей, ведь все переживания предыдущих этапов не исчезают окончательно и легко всплывают при малейших психологических срывах. А если ребенок еще психологически не принят своими родителями, то они нередко не скрывают от него свои отрицательные эмоции.

Бывает так, что родители приводят ребенка в специальный детский сад с тайной надеждой, что на самом деле ребенок развивается успешно без специального педагога. Если педагог не дает таким родителям оптимистичного прогноза, они отказываются ему верить и, в конечном счете, доверять. При этом родители часто усиливают давление на ребенка с тем, чтобы он оправдывал их надежды, что, в свою очередь, не способствует раскрытию его потенциала.

Педагоги нередко жалуются на завышенную оценку способностей ребенка родителями, не понимая, что в основе этой оценки лежит психологическое стремление защитить своего ребенка. Родители наивно полагают, что педагог будет лучше и ответственнее относиться к ребенку с более высоким потенциалом развития. И наоборот, им кажется, что если педагог низко оценивает способности ребенка, то он не будет пытаться эти способности максимально развивать.

Для того, чтобы родители больше доверяли педагогу, необходимо регулярно сообщать им об успехах ребенка. Даже небольшие успехи в развитии должны быть отмечены! При этом родитель не только убеждается во внимательном отношении педагога, но и сам учится замечать динамику в развитии ребенка и радоваться его успехам.

Необходимо информировать родителей не только о комплексе лечебных и психолого-педагогических мероприятий, применяемых по отношению к их ребенку, но и о содержании образовательных программ. Нужно разъяснять родителям, с какой целью применяются те или иные программы, методы и отдельные приемы, привлекать родителей к продолжению коррекционной работы дома.

Полезно обсуждать с родителями отдаленные перспективы развития ребенка. Интересно, что при обсуждении этих перспектив часто обнаруживается как раз не завышенная, а заниженная оценка возможностей ребенка. Эта заниженная оценка часто вызывает у родителей повышенную тревожность и неадекватность в семейном воспитании. Обсуждение отдаленных перспектив позволяет сместить акценты в сторону большего внимания к развитию навыков самообслуживания, коммуникации, самостоятельности ребенка.

Наши рекомендации