БЛИЗНЯШКИ (22 мая — 21 июня)

Статистики утверждают, что в первой половине июня рож­дается больше близнецов, чем в любом другом месяце. И если у вас родился один малыш, энергии и криков у него на двоих, а хлопот и забот вам он доставит даже больше, чем двойня.

Он необычайно подвижен и быстр, неуемен и нетерпе­лив. Ходить и говорить начнет раньше остальных детей, что прибавит вам забот: Близняшка будет одновременно в не­скольких комнатах заниматься несколькими делами, а у вас

будет кружиться голова от попыток проследить траекторию его скорых перемещений. Его желания будут сменяться с той же быстротой, причем, не вытекая одно из другого. Не вздумайте посадить Близняшку в манеж - ограничение сво­боды отрицательно отразится на формировании его характе­ра, и у вас в манеже может вырасти домашний Досанъен-Альфонс-Франсуа де Сад. Не мешайте делать ребенку то, что он считает нужным. Он в состоянии справиться с мно­жеством дел сразу, без ущерба для каждого. Если вам что-то не нравится в его действиях, не прерывайте его, а просто подождите: очень скоро ему надоест и он займется чем-нибудь новым.

Будьте с ним терпеливы и внимательны, приучайте к по­рядку, хотя, как правило, Близняшка быстро забывает, чему его учили и все придумывает сам. Чем вы действительно можете ему помочь - это хорошим образованием. У Близ­няшек великолепные языковые способности, склонность к литературному творчеству. Развивайте его всесторонне, он быстро схватывает знания, причем, во всех областях. Близ­няшка ненастойчив и неусидчив, но это компенсируется при­родным дарованием.

Поощряйте его литературные опыты (а они появятся рано), может, со временем, он будет последователем Лорки, Уит­мена, Пушкина. Научите его сосредоточиваться на главном, тогда Близняшка сделает блестящую карьеру, вроде Петра I или Джона Кеннеди. Голова у Близняшек набита всячески­ми мечтами и авантюрами. Не исключено, что какая-нибудь из них воплотится в жизнь, поэтому будьте внимательны и постарайтесь принять участие в его приключениях. Приучайте с детства говорить правду, потому что из-за своей буйной фантазии Близняшки нередко становятся заядлыми лгуна­ми. Помните, что Близняшкам важна самодисциплина и це­ленаправленность, распыление сил ведет к нервным исто­щениям. Щадите с первых дней нервную систему вашего малыша, берегитесь психозов, а также увлечения алкого­лем и наркотиками в будущем.

РАЧОК

(22 июня — 23 июля)

Он будет еще совсем маленьким, а на его личике вы увидите целый мимический театр. Также часто, как выраже­ние лица, будет меняться и настроение Рачка. Если вы хо­тите понять вашего малыша - перечитайте «Маленького Принца» Экзюпери, это про него.

С младенчества Рачок обладает удивительной зритель­ной, вкусовой и слуховой памятью. У него легко закрепля­ются навыки. Вам несложно приучить малыша к порядку: покажите один раз, как складывать игрушки, куда убирать ботинки, он хорошо это запомнит и будет делать так всегда.

Для становления характера Рачка очень важна атмосфе­ра дома. Если в детстве он почувствует недостаточное одоб­рение и любовь близких, он замкнется в себе и закомплексует на всю жизнь.

Рачок пуглив и много плачет. Слезы его вызваны не капри­зом, а испугом. Не пугайте его еще больше своим криком, лучше приласкайте, объясните ему, как смешно то, чего он боится.

Рачок мало имеет друзей в жизни, в основном его прияте­ли вымышленные. Если вы примете участие в его игре и вме­сте с ним угостите Карлсона вареньем, то завоюете его дове­рие, и... он не отправится без вас на крышу.

Рачок отличается большой эмоциональностью, у него утонченная и артистическая натура. Если помочь ему в дет­стве, то легко разовьются творческие способности и он ода­рит мир прекрасными откровениями, как сделали это Кафка, Хэмингуэй, Экзюпери, Дега, Рубенс, Ахматова, Маяковский. Если же не направить суперэмоциональность Рачка на твор­чество, она превратится в жалость к себе, нытье, угрюмость; страхи обернутся злобой, подозрительностью и жестокостью. Может быть, Цезаря погубило именно это?

Уделяйте много времени, внимания и любви вашему ма­лышу. Однако слишком большая опека родителей приведет к тому, что взрослый Рачок будет несамостоятельным, слабо­характерным и беззащитным. Поэтому учите его быть уве­ренным в себе, хранить эмоциональное равновесие. У Рачка

отсутствуют самостоятельные побуждения, чтобы что-то сде­лать, ему необходим стимул: похвалите его, поощрите подар­ком, расскажите гостям о его успехах. Приучите Рачка решать все дела сразу и доводить до конца, так как очень быстро он может забыть о них.

Позаботьтесь о питании вашего ребенка. У Рачков часто возникают проблемы с желудочно-кишечным трактом и сис­темой пищеварения по причине переедания.

ЛЬВЕНОК

(24 июля — 23 августа)

Это веселое, счастливое, игривое создание доставит вам и вашим друзьям много удовольствия. Вы будете забав­ляться его щенячьей активностью и «взрослой» привычкой командовать вами с младенчества. Вы даже шутя назовете его маленьким домашним тираном. Но берегитесь, Наполе­он Бонапарт, Бенито Муссолини и Фидель Кастро в детстве, как и ваш малыш, были маленькими диктаторами. Это пре­дупреждение серьезно, так как чувство власти родилось вместе с ребенком, поэтому необходимо сразу научить ма­ленького Львенка быть внимательным и участливым, счи­таться не только со своими прихотями, быть добрым и щед­рым. Ваш ребенок очень активен: направьте его энергию на творчество. Он может быть талантлив как Шелли, Бернард Шоу, Рей Брэдбэри или Андрон Кончаловский. Временами Львенок ленив по-царски: он лежит и указывает вам, что делать. Лучше сразу привить ему трудолюбие и усидчи­вость, не поощрять его лень - это опасно, так как Львенок уверен в том, что имеет на это право. Лучший метод воспи­тывать Львенка - устыдите его в ленности или недоброте при друзьях. Гордость и тщеславие маленького Льва будут уязвлены, и он сделает все, чтобы доказать, что он лучше, чем вы думаете, и, вообще, лучше всех. Он любит работать на публику, используйте и это. Похвалите его, но в меру. В воспитании применяйте равномерно пряник и розгу (иногда, чтобы справиться с Львенком, понадобится и шамбарьер), тогда вы добьетесь успеха и вырастите яркую, блестящую личность. Научите его смиряться, когда не удается подчи-

нить себе других. Это важно, так как иначе, он будет стра­дать комплексами неудачника или добиваться своей цели вероломством и силой. Предоставьте или сделайте вид, что предоставили ему свободу, иначе он воспользуется ей са­мостоятельно. С ранних лет Львята беспокойны, импульсив­ны и склонны к неврастении. Берегите их психику, чтобы в дальнейшем у них не нарушалась сердечно-сосудистая си­стема и система кровообращения.

ДЕВУЛЯ

(24 августа — 23 сентября)

Как только малыш откроет глаза, вам покажется, что он с вами кокетничает, и это будет правдой. С детства и до ста­рости ваш ребенок будет строить глазки, успевая в этом как, например, Фаина Раневская. Это не коварство и не хитрость, а защитная реакция на окружающий мир. Малыш, не знает, как себя в нем вести, поэтому с первых шагов будет заиг­рывать с вами, повторять ваши слова, движения, привычки. Это тот самый ребенок, который как зеркальное отражение похож на родителей. У Девули дар подражания, некоторые из них впоследствии станут актерами, такими же яркими как Софи Лорен и Грета Гарбо.

Девуля привередлива в еде, склонна к расстройствам желудка, в остальном - это идеальный ребенок. Тихий и спо­койный, малыш не устраивает истерик, послушен и сообра­зителен. Девуле не надо повторять что-то дважды, она сама уберет свои игрушки. Более того, ваш ребенок сам будет переживать, если вы нарушите его расписание или возьме­те его вещи.

Девуля рано начнет говорить и будет делать это понятно и бегло. С этого момента ей необходимо ваше особое вни­мание. Вам придется много с ней заниматься, читать и иг­рать, развивать интеллект, иначе, если останутся хоть ма­лейшие пробелы в образовании, выросшая Девуля будет чувствовать себя ущербной.

Не критикуйте ребенка в присутствии посторонних - это нанесет моральную травму. Делайте замечания тактично, спо­койно, объясните причину вашего недовольства. Говорите

больше ласковых слов, хвалите малыша и восхищайтесь им. Вреда это не принесет, поскольку Девуля очень само­критична. Недостаток родительской ласки отразится на бу­дущих взаимоотношениях вашего малыша с людьми, он бу­дет скован, излишне скромен и закомплексован.

И вообще помните, что Девуля берет пример с вас, как никакой другой ребенок. Все, что они приобретают в своем характере в детские годы - это ваше, плохое оно или хоро­шее. Послушайте, что она говорит, не сочтите за детские глу­пости: Девули отличаются взрослой мудростью, поэтому ее слова могут оказаться полезными и для вас. Может быть, когда малыш вырастет, его мысли будут также мудры как мысли Гете, Ришелъе, Льва Толстого.

Девули любят маленьких и,беспомощных, и если у вас нет проекта рождения младшего ребенка, заведите Девуле хомяч­ка или маленькую собачку: овчарка и крокодил не придутся ей по душе.

Еще в детстве у Девы должна быть цель, к которой она будет стремиться всю жизнь. Помогите ее выбрать, научите, как за нее бороться, и, кто знает, может именно ваш малыш станет богаче Ротшильда, или победит в популярности Фреди Меркьюри и Майкла Джексона?

ВЕСИКИ

(24 сентября — 23 октября)

Маленькие Весики никогда не знают, что им надо. Они не капризны, они просто не в состоянии принять решение. И если вы хотите избежать слез и затруднительных ситуаций, не ставьте ребенка перед выбором. Не предлагайте два блю­да одновременно, не спрашивайте, куда он больше хочет: в цирк или зоопарк. Или кого он больше любит: маму или папу. Малыш задумается очень серьезно и будет долго ломать себе голову, в завершении расплачется и скажет, что не будет есть ничего, никуда не пойдет и никого не любит, а, может быть, придумает что-то третье. Во всяком случае, не­пременно подсказывайте ему, с чего начать одевание, умы­вание, уроки. Учите его самостоятельно принимать реше­ние, иначе, в дальнейшем он не сможет без вас шагу шаг­нуть.

Периоды активности Весиков сменяются периодами пол­ной апатии. Смиритесь с этим, так восстанавливается энер­гетический балланс вашего малыша. Если Весики беспо­койны, раздражены, упрямятся, причиной могут быть гром­ко работающий телевизор или очень яркие обои. Малышу необходим покой, тишина и длительный отдых. Ставьте ти­хую музыку и замените обои на голубые или розовые - ваш малыш будет спокоен и улыбчив.

Старайтесь быть с Весиками сдержанными и мягкими, не повышайте голос, говорите тихо и внушительно. Для Ве­сиков лучший родитель - это партнер и единомышленник. Весики с вашей помощью должны поверить в себя, научить­ся без страха смотреть на реалии, стать решительнее и уве­реннее. Для этого - заводите с ними серьезные разговоры и споры, дайте им иногда победить вас в дискуссии.

Из Весиков выросло много интересных и самобытных лич­ностей: Оскар Уайльд, Ницше, Лист, Верди, Лермонтов, Есе­нин, Цветаева, Маргарет Тэтчер, Бриджит Бардо, Джон Лен-нон Эти люди необычны, некоторые просто непонятны. От­носитесь так же и к своему малышу - тоже часто непонятно­му. Не мешайте ему придумывать разные истории, летать на Луну и общаться с гномами. Не требуйте, чтобы он ду­мал, как вы. Говорите с ним - это интересно. У Весиков пре­красные артистические и музыкальные способности, у них творческий ум. Покажите ребенка специалистам, чтобы дать таланту развиться и не погубить его.

Берегите малыша от простуды, особое внимание обрати­те на здоровое развитие мочевого пузыря и органов пахо­вой области.

СКОРПИОША

(24 октября — 22 ноября)

Малыш родится крепким и сильным, он будет уверенно чувствовать себя в этом мире. И если что-то ему не понра­вится, Скорпиоша будет кричать очень громко, обильно об­ливаясь слезами. Когда вы сделаете, что он хочет, Скор­пиоша моментально успокоится. Не следует придавать много значения его крикам, это стиль его общения. Скорпиошу

необходимо воспитывать в строгости и суровой дисципли­не, займите его физически и интеллектуально с ранних лет, иначе избыток энергии выльется в истерики, слезы и ярост­ные споры. Избавьте себя от них, направляя его интересы на науку, литературу, искусство, спорт. Скорпиоша мудр с рождения, многое он постигнет без вашей помощи, многое он знает с первого дня. Если правильно воспитать Скорпио­шу, из него непременно вырастет выдающаяся личность, с блестящим самобытным мышлением и прекрасными мане­рами. Для этого вам необходимо научиться необычайной твердости и доброте. Малыш будет уважать только того, в ком он почувствует превосходство над собой. И если вы будете сильным и спокойным, мятежный Скорпиоша сми­рится, и вы победите. Тогда он позволит вам стать своим наставником. И вы должны быть горды, если достигнете это­го: у вас в руках гениальный материал, из которого с вашей помощью может получиться Достоевский, Альбер Камю, Пи­кассо, Мария Кюри, Тургенев, Велимир Хлебников, Майя Пли­сецкая и даже Ален Делон. Вполне возможно, что Нестор Махно просто был дурно воспитан.

Если вы стали для Скорпиоши учителем, внушите ему чувство жалости к слабым, научите терпению, если он про­игрывает. Он должен уметь прощать обиды и приспосабли­ваться к социальным условиям. Другими словами, научите его владеть своими эмоциями, и здесь особенно важен ваш личный пример: мягко, умеренно, не браня, а с помощью логического объяснения «почему» обратите его внимание на ошибки. Не говорите того, что Скорпиоша уже знает - у него хорошая память, он очень внимателен, все слышал и все понял. Имейте ввиду, что Скорпиоши с детства неуступ­чивы и строптивы, своевольны и своенравны,-хитры и лука­вы, они склонны к самообвинению, им кажется, что пыта­ются уязвить их гордость и тогда они озлобляются. Они агрессивны и эгоистичны. И если вы не научите маленько­го Скорпиошу справляться со своим нелегким характером, ему будет очень сложно в жизни. Не трудно представить, каково же придется людям, с которыми его сведет жизнь, работа, учеба, тем более, что с возрастом эти качества уси­лятся...

С детства Скорпиоша подвержен опасности болезней мо­чеполовой системы. Может быть потому, что интерес к поло­вой жизни у Скорпионов появляется очень рано...

СТРЕЛЬЧОНОК

(23 ноября — 21 декабря)

Эту кроху вы не. сможете оставить в комнате одну: она сразу поднимет крик. Так проявится в детстве постоянное желание Стрельца находиться на людях. Он не выносит оди­ночества, и вам придется привыкнуть к этому. Вам может помочь, например, собака, которая «понянчит» Стрельчон-ка, когда вы захотите попить чаю.

Непоседа и задира с пеленок, Стрельчонок будет стре­миться к свободе и правде. Понятие честности для него яв­ляется главным критерием поведения. Поэтому не прини­майте его «правду» за дерзость, просто попытайтесь научить малыша такту - это очень ему пригодится в жизни.

Такту необходимо научиться и вам. Стрельчонок слуша­ет только справедливых родителей, честных, уважающих его персону. Вы должны всегда говорить только правду, ина­че, если Стрельчонок заметит, что вы солгали в чем-то, его доверие к вам будет потеряно, и, увы, надолго. Малыш уве­рен, что если вы поступили с ним несправедливо, то непре­менно должны раскаяться в содеянном и публично просить прощения. Иначе - вы не авторитет.

Воспитывайте в Стрелъчонке терпеливость и усидчи­вость, приучайте к экономии и аккуратности. Малыш ваш подвижен и неутомим, с детства имеет склонность к риску и романтике. Постарайтесь направить его энергию на занятия спортом или туризмом. Тем более, что он очень любит жи­вотных и природу. Также он любит развлечения и удоволь­ствия, научите его выбирать золотую середину во всем, тог­да он не будет расточительным, ленивым и избежит ненуж­ного риска.

Стрельчата в будущем могут добиться признания в лю­бой области, благодаря многосторонней одаренности и энер­гичной натуре. Однако разнообразные желания и увлечения авантюрами часто приводят к тому, что Стрельчонок теряет основное дело. Поэтому вы должны помочь ему выбрать

профессию, научить общению с людьми и терпению к жи­тейским невзгодам. Тогда, возможно, вы подарите миру но­вых Бетховена, Берлиоза, Блока, Джейн Остин, Уинстона Черчиля, Уолта Диснея.

Занятия спортом уберегут Стрельчонка от проблем с та­зобедренным суставом, следите также за вегетативной сис­темой ребенка.

К03ЕР0ЖКА

(22 декабря — 20 января)

В младенчестве Козерожка похож на маленького старич­ка: серьезный осмысленный взгляд, грустное плаксивое ли­чико. Зато в зрелом возрасте он будет выглядеть много мо­ложе своих сверстников.'

Козерожка поразит вас необыкновенной взрослостью и серьезностью в детские годы. Он дисциплинирован, не ху­лиганит, не шумит, но доставит хлопот не меньше осталь­ных детей. Он послушен, спокойно выслушает ваше «нет», но все равно сделает по-своему.

Козерожка не подожжет дом, не разобьет из шалости вазу, но однажды уйдет из дома и будет гулять сутки. Можете быть уверены, что он не попадет под машину и не ввяжется в опасную историю, но, тем не менее, лучше избегать таких ситуаций. Для этого попытайтесь стать его близким другом и собеседником. Не сюсюкайте с ним, ему это смешно, он скорее поймет серьезный разговор.

У Козерожки сильная воля, он четко знает, чего хочет и всегда добьется этого, нравится вам это или нет, сегодня или через месяц. Если вы не хотите подорвать его веру в собственные силы, ничего не делайте без его согласия. На­пример, не отправляйте маленького Козерожку одного на дачу, в лагерь: он очень привязан к дому и там ему будет плохо и страшно. Помогите ему преодолеть робость и не­уверенность - эти черты характера будут мешать ему об­щаться с людьми, сделают его некоммуникабельным. По­старайтесь уберечь Козерожку от депрессий и научите бо­роться с меланхолией. Не кричите на него, он все равно думает по своему, а ваши крики могут развить комплексы, которые будут мучать его всю жизнь.

Козерожка очень работоспособен, упрям при достиже­нии своей цели, ему мешает некоторая медлительность и депрессивность, но если вы научите его ценить время и ве­село смотреть на жизнь, он многого добьется.

Не обязательно ему стать Сезанном, Матиссом, Киплин­гом, Э. По, У. Коллинзом, Марлен Дитрих или Галиной Ула­новой, но то, что он сможет завоевать уважение и призна­ние - будет ваша заслуга. Кстати, берегитесь, чтобы в ва­шем малыше не появилась излишняя жестокость, честолю­бие и фанатизм - эти качества часто встречаются у взрос­лых Козерогов, к примеру, Эдгар Гувер, Герринг, Жанна Д'Арк. Научите его быть веселым и раскрепощенным, пусть лучше будет как Элвис Пресли или Адриано Челентано.

СЕМЬЯ

И ПЕРВЫЙ

РЕБЕНОК

Дж. Хейли, М . Эриксон

РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С НИМ1

Увлекательность брака состоит, в частности, в том, что, по мере разрешения проблем одной стадии, начинается сле­дующая стадия со своими собственными возможностями. Молодая пара, создавшая новые удовлетворительные от­ношения друг с другом, обнаруживает, что рождение ребен­ка ставит новые проблемы и старые способы взаимодействия уже не годятся. Для многих пар период ожидания и рожде­ния ребенка очень Приятен, для других же этот период чре­ват стрессами, которые принимают различные формы. У жены могут начаться эмоциональные нарушения во время беременности, или могут возникнуть таинственные болезни, способные помешать доносить ребенка до положенного сро­ка, или же после рождения ребенка она начинает вести себя странно и непредсказуемо. Возможно также, что не только жена, но и муж или кто-то из родителей жены или мужа пос­ле рождения ребенка изменит свое поведение.

«Причину» изменения поведения кого-то из членов се­мьи после рождения ребенка определить трудно, поскольку с появлением нового члена семьи ломаются многие старые взаимоотношения. Молодые люди, считавшие свой брак экспериментом, обнаруживают, что теперь расстаться им будет гораздо труднее. Другие пары, считавшие до этого, что они посвятили друг другу всю свою жизнь, обнаружива­ют, что после рождения ребенка оказались как бы в ловуш­ке, и впервые у них возникает ощущение хрупкости их брач­ного контракта.

* Дж. Хейли, М. Эриксон. Стратегия семейной психотерапии. - М. 2000.

Игра, в которую играла молодая пара до рождения ре­бенка, была игрой для двоих. Они научились взаи­модействовать друг с другом и нашли способы разрешения многих проблем. С рождением ребенка автоматически обра­зуется треугольник, и это не треугольник с человеком извне или членом расширенной семьи. Может развиться ревность нового типа, если один из супругов чувствует, что другой больше привязан к ребенку, чем к нему. Многие проблемы супруги начинают теперь решать через ребенка: он стано­вится и козлом отпущения, и оправданием новых проблем, равно как и старых, да сих пор нерешенных. Мужья и же­нит, находящиеся на грани развода, могут сейчас прийти к выводу, что им лучше остаться вместе для блага ребенка. Жены, и прежде неудовлетворенные браком, могут теперь решить, что их состояние обусловлено ребенком. Например, больная психозом мать восемнадцатилетней девушки жа­ловалась, что ее дочь всегда стояла между ней и ее мужем, и в доказательство она приводила строки из своего письма, которое было написано, когда дочке было несколько меся­цев. В этом письме она писала мужу, что он всегда объеди­няется с дочерью против нее. Если ребенок играет в треу­гольнике подобную роль, то, когда он вырастает и пытается покинуть дом, возникает кризис, поскольку супружеская пара оказывается перед необходимостью взаимодействовать друге другом непосредственно, без ребенка, игравшего роль инструмента. И вновь актуальными становятся проблемы, которые не были решены в свое время, давным-давно, еще до рождения ребенка.

Зачастую брак заключается поспешно из-за беремен­ности. В этом случае молодые люди вообще не имеют опы­та жизни вдвоем. Брак начинается и продолжается как жизнь в треугольнике, пока ребенок не вырастет и не уйдет из дома. Порой все это не вызывает проблем. В иных же случаях ребенок становится единственным оправданием брака, и его обвиняют во всех внутрисемейных конфликтах.

Само рождение ребенка приводит к объединению двух семей. Это событие создает бабушек и дедушек, дядей и теть с обеих сторон. С рождением ребенка меняется даже сама процедура взаимных визитов. Семьи могут ссорится

из-за того, как назвать ребенка, как его обучать и воспиты­вать, какая из семей должна влиять на него больше и так далее. Очень часто в расширенной семье брак рассматри­вается как временный, но только до момента появления ре­бенка. Возможность или факт появления ущербного ребен­ка может оживить потенциальные сомнения в полноценнос­ти всех ветвей семьи это тоже можно использовать как ору­жие в борьбе между семьями.

С рождением ребенка молодая пара, с одной стороны, несколько отдаляется от своих родителей, но, с другой сто­роны, оказывается еще более опутанной сетями семьи. Став родителями, они в большей мере проявили себя как взрос­лые люди, но сам ребенок заново вовлекает их в сложное взаимодействие со всеми родственниками по мере того, как старые связи разрушаются, а новые возникают. Если в этот период возникает стресс, он часто выливается в. форму сим­птомов, от которых страдает один из супругов, однако весь­ма часто оказывается, что лечить надо не того человека, который страдает от симптомов. Болезни жены могут быть просто реакцией на мужа, который в связи с предполагае­мым появлением ребенка чувствует, что попал в ловушку Или же она может реагировать таким образом на кризис в расширенной семье. Если молодая семейная пара нормаль­но пережила период рождения ребенка, многие последую­щие годы она будет занята уходом за ним и его воспитани­ем. Каждый новый ребенок изменяет общую ситуацию -вместе с ним появляются новые проблемы, равно как и обо­стряются старые. Радость, которую приносят дети, часто уравновешивает переживания от множества проблем, с кото­рыми сталкиваются родители. Обычно они учатся справлять­ся с ними самостоятельно, так как не желают использовать те методы воспитания, которые когда-то применялись к ним.

На этой стадии ухода за маленькими детьми особые про­блемы возникают у женщины. Она с нетерпением ждала появления ребенка, и это было для нее ожиданием саморе­ализации. Но уход за малышами может стать и причиной крушения надежд Обученные и подготовленные к взросло­му образу жизни, молодые матери вдруг обнаруживают, что они отрезаны от мира взрослых и снова замкнуты в мире

детей. В противоположность им мужья остаются в мире взрослых и имеют возможность наслаждаться общением с детьми, приобретая дополнительные измерения в своей жизни. Жена же, у которой единственными собеседниками становятся дети, чувствует себя дискомфортно, награждая себя ярлыком «всего-навсего» жены и матери. Страстное желание участвовать в мире взрослых (к чему она хорошо подготовлена) может служить причиной возникновения у нее чувства неудовлетворенности и зависти по отношению к деятельной жизни мужа. И брак может начать разрушаться по мере того, как у жены будут возрастать требования отно­сительно помощи по уходу за ребенком, а у мужа будет возникать чувство, что жена и ребенок мешают его работе. Иногда мать может даже преувеличить важность ухода за ребенком, порождая у ребенка эмоциональные проблемы, которым она может впоследствии посвящать все свое вни­мание. Задачей психотерапевта в этом случае является ре­шение проблем ребенка посредством освобождения матери от вовлеченности в его проблемы. Психотерапевт должен в этом случае помочь матери начать вести образ жизни, в большей мере удовлетворяющий ее.

Хотя период ухода за маленькими детьми довольно тру­ден, все же чаще всего семьи сталкиваются с проблемами при поступлении ребенка в школу. Раньше ребенку, отказы­вавшемуся посещать школу, обычно разрешали оставать­ся дома и предписывали индивидуальную психотерапию, ожидая его выздоровления и возвращения в школу; но за­частую вместо этого он все больше и больше отставал от сверстников. С появлением терапии, ориентированной на семью, ребенка стали чаще оставлять в школе, пытаясь воздействовать на ситуацию в целом, осознавая, что про­блема может крыться как в школе, так и в семье {или же - и там, и там).

В этом возрасте дети очень чувствительны к проис­ходящему. В семье, к тому же теперь они вовлекаются во внесемейную жизнь. Конфликт между родителями, касаю­щийся воспитания ребенка, может стать более явным, так как результат их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения. В связи с поступлением

ребенка в школу родители впервые лицом к лицу сталкива­ются с тем фактом, что ребенок когда-нибудь вырастет и покинет дом, а они останутся наедине друг с другом.

Именно на этой стадии структура семьи становится наи­более прозрачной для психотерапевта, так как вся она отра­жается в проблеме ребенка. Способы общения в семье ста­новятся к тому времени стереотипными, и определенные их структуры бывают неприспособленными к ситуациям пребы­вания ребенка вне семьи. Некоторые типы неадекватных структур встречаются очень часто, и все они обусловлены прерыванием связи поколений внутри семьи. Наиболее рас­пространенная проблема состоит в том, что мать постоянно объединяется с ребенком против отца, протестуя по поводу его излишней строгости к дебенку; протест отца при этом направлен против того, что мать слишком балует ребенка. В таком треугольнике родители стараются спасти ребенка друг от друга, предоставляя ребенку возможность объединиться с тем, с кем ему выгодно объединиться в данный момент. Этот треугольник можно описать по-разному.

Один из полезных способов описания состоит в том, что­бы рассмотреть мать, как «излишне вовлеченную» в про­блемы ребенка. Очень часто мать хочет помочь ребенку, но вместе с тем она и раздражена на него, будучи фрустриро-ванной в своих попытках справиться с его проблемами. Отец находится скорее на периферии взаимодействия. Если он вмешивается, чтобы помочь матери, она нападает на него, и он снова отходит в сторону, а мать по-прежнему не может справиться с ребенком. Этот стереотип взаимодействия прокручивается бесконечно, препятствуя созреванию и взрослению ребенка и не позволяя матери отвлечься от про­блем ребенка и жить более самостоятельно. По мере того как этот стереотип продолжает проигрываться, ребенок ста­новится средством общения в случае тех проблем, которые они не могут обсудить открыто. Например, если в семье ни­когда не поднималась открыто проблема мужественности отца, мать может поднять вопрос о том, не слишком ли их сын похож на девочку, в то время как отец может настаи­вать на том, что мальчик достаточно мужествен. Ребенок реагирует на это следующим образом: он объединяется с

матерью, проявляя в своем поведении женские черты, что­бы обеспечить мать аргументами в этом споре, и вместе с тем ведет себя достаточно мужественно, чтобы поддержать отца. Ребенок в данном случае производит впечатление нео­сведомленного о том, какого же он пола на самом деле, поскольку в этом треугольнике он играет роль метафоры. Когда ребенок оказывается во внесемейной среде, устойчи­вые стереотипы поведения оказываются под угрозой, и сим­птомы ребенка могут указывать на то, что семья испытывает трудности при переходе на следующую стадию своего раз­вития.

Этот треугольник может возникнуть даже тогда, когда родители разведены, поскольку формальный развод не обя­зательно изменяет тип проблемы. Если мать, воспитываю­щая ребенка одна, предъявляет его как проблему, внима­тельный психотерапевт учитывает то, что в ситуацию может быть вовлечен и бывший муж, и в этом случае цель психо­терапевта - помочь семье действительно освободиться от своего бывшего члена. В семьях без отца типичной струк­турной проблемой на этой стадии является бабушка, кото­рая постоянно объединяется с ребенком против матери. Если мать молода, бабушка часто относится к ней и к внуку так, как если бы они оба были ее детьми одного возраста, и ре­бенок оказывается вовлеченным в борьбу матери и бабуш­ки через поколение. Такая структура особенно типична для бедных семей. В семьях среднего класса жена часто рас­стается с мужем после длительной борьбы с ним за ребен­ка, но потом мать жены замещает мужа в этой борьбе.

Такая борьба через поколение может стать явной и оче­видной только тогда, когда ребенок окажется вовлеченным во внесемейные структуры. Стереотип общения, который до сих пор функционировал достаточно гладко, в этот период может сломаться, и семья обращается к психотерапевту за помощью.

Д. Грэхем

ПОВЕДЕНИЕ

В МОМЕНТ РОЖДЕНИЯ.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ИМПРИНТИНГ.

ТРАВМА ПЕРВОГО РОДА*

P.P. Тиллард-Коул считает, что существует три схемы обу­чения. Первая из них - импринтинг. Он возникает при зача­тии, во внутриутробном существовании, или в момент ро­дов, или в первые несколько часов после родов, а также в любой последующий момент, когда стимул обладает доста­точной силой, чтобы то или иное переживание было зафик­сировано в качестве опыта раз и навсегда. Это тот случай, когда ребенок, обжегшись о пламя, отпрыгивает от него в течение долгого времени после состоявшегося опыта.

Другой путь обучения - это павловские условные рефлек­сы. Суть этого метода заключается в интенсивном подкрепле­нии стимулов, которое происходит с большой частотой в тече­ние короткого отрезка времени. Павлов продемонстрировал свой метод на кормлении собак и одновременном позванива­нии в колокольчик. Примерно через две-три недели он заме­тил, что может звонить в колокольчик, не давая пищи соба­кам, при этом у них будет происходить процесс слюноотделе­ния, как если бы они на самом деле получали пищу. До­вольно скоро без дополнительного подкрепления этот эф­фект исчезает. В жизни человека, если стимул не подкреп­ляется, если кто-то из родителей не проявляет в достаточ­ной степени свою любовь и привязанность по отношению к ребенку, весьма вероятно, что эмоциональные реакции ре­бенка со временем будут носить искаженный и отклоняю­щийся от нормы характер.

Третий метод - оперантное обусловливание. Этот метод, как правило, ориентирован на некоторую цель. Если за ка­ким-то действием следует некоторое вознаграждение, то довольно скоро мы научимся повторять это действие в на­дежде на получение причитающегося нам вознаграждения.

* Д. Грэхем. Как стать родителем самому себе. М. 1993.

Если же действие производит негативную реакцию, к при­меру, если ребенок получает шлепок за какой-то поступок, то очень скоро он понимает, что лучше «этого» не делать либо сделать «это» незаметно. Это желание к сокрытию не­которых поступков лежит в основе наших первых обманов. Чтобы выжить, мы нуждаемся в любви наших родителей. И чтобы получить эту любовь, мы вынуждены нередко забы­вать о собственной индивидуальности. Поскольку то, чего мы хотим для самих себя, порой, совершенно противопо­ложно тому, что наши родители хотят для нас. Поэтому мы утрачиваем нашу идентичность, уверенность в себе, не до­веряя больше своим чувствам и мыслям. Мы начинаем де­лать одно, чувствуя при этом другое. Этот внутренний конф­ликт порождает всевозможные неврозы, страх, агрессию, постоянное чувство вины.

Мысли и чувства невротиков часто совершенно не тожде­ственны друг другу. Их чувства не являются истинными по отношению к настоящему, они не являются подлинным отве­том на ситуацию «здесь и теперь». В их чувствах и реакциях на сиюминутное всегда присутствует некоторая доза вины.

Следующая таблица иллюстрирует это положение:

ЖАЛОБЫ Агорафобия МЫСЛИ Мне небезопасно да­лее оставаться ■ доме, почему бы мне не схо­дить я супермаркет ЧУВСТВА Страх, когда я иду к двери, и сильный страх, когда я нахо­жусь в супермаркете. Я должен уйти отсюда и вернуться домой
Навязчивое мытье рук Я знаю — это глупо Я должен продол­жать мыть руки или я почувствую себя край­не неуютно
Алкоголизм Я знаю, что мне не следует пить Я должен выпить еще один раз. Я не мо­гу остановиться
Курение Я знаю, что это вред­но и ведет «раку н что это может убить меня Я должен еще раз закурить
Реактивная депрес­сия Я знаю, что пережи­вая ми по лому поводу не помогут мне Я не могу выкинуть это из головы

* Многие люди, страдающие агорафобией, страдают также клауст­рофобией и наоборот, поскольку первая следует за второй в процессе рождения. Клаустрофобия возникает, когда плод движется по родово­му каналу, а затем наступает страх, когда надо выйти вовне. Агора­фобия возникает из клаустрофобии как своего рода остаточное чув­ство, будучи продолжением того, происходит на пути во внешний мир, где и возникает этот страх перед внешним.

Во время зачатия, внутриутробной жизни и особенно в момент рождения и первые несколько часов после него опыт, переживаемый человеком, абсолютно уникален и поэтому, запечатлеваясь, он генерирует определенную поведенчес­кую модель. Каковы свидетельства того, что момент рожде­ния так важен для нашего поведения в дальнейшей жизни? Мнение Фрейда на этот счет таково, что рождение является нашей первой травмой и лежит в основе всех позднейших переживаний и психологических проблем. Он говорил, что поздние травмы оказываются в некотором смысле повторени­ем и подкреплением первого родового переживания. Он ут­верждал также, что мы приобретаем способность не допус­кать в сознание это первичное тревожное состояние, что приводит к прерыванию связи с этой первоначальной родо­вой тревогой, в результате чего в нас остается некий изоли­рованный страх, заявляющий о себе позднее в форме «блуж­дающего» тревожного состояния.

Таким образом, это вытесненное переживание, связан­ное с рождением, становится моделью для более поздних реакций тревоги и беспокойства, которые, соединяясь с упо­мянутым «блуждающим» беспокойством, прев

Наши рекомендации